Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.
Из проповеди
после Божественной литургии
в Свято-Успенском кафедральном
соборе города Ташкента
от 17 марта 2024 г.
В этот день, 7 апреля, много лет назад почил владыка Ермоген (Голубев), стараниями которого был построен в Ташкенте Свято- Успенский кафедральный собор. Царства Небесного Преосвященному архипастырю!
Владыка Ермоген был истинным исповедником веры Христовой в годы советских гонений. Наверное, не было на просторах СССР еще одного такого архиерея, который не защищался, а нападал на советскую власть с ее же оружием в руках. Досконально изучив труды К. Маркса, В. Ленина, постановления съездов КПСС, хорошо зная законы своего государства, он ставил в тупик партийных функционеров, обвиняя их в антисоветчине и вредительстве.
Закончил свою жизнь этот выдающийся церковный иерарх так, как и все исповедники того времени. Но он успел передать огонь своей горячей веры другим священнослужителям, один из которых, старец Зосима (Сокур), стал светильником нашей земли. Еще в юном возрасте послушник Ваня (будущий отец Зосима) тайно встречался на кладбище возле условленной могилы с архиепископом Ермогеном, который, будучи в опале, проживал тогда в Жировицком монастыре, окруженный со всех сторон надзирателями спецслужб и доносчиками. Часами беседовал Ваня с владыкой, и эти беседы стали тем огнем любви к Богу и Церкви, который зажег архиепископ Ермоген в душе будущего великого старца.
Родился архиепископ Ермоген (в миру Алексей Голубев) в 1896 году, в семье профессора Киевской духовной академии С.Т. Голубева. С юности он отличался выдающимися умственными способностями. Сразу по окончании КДА в 1919 году он принимает монашество с именем Ермоген. На следующий год Патриарх Тихон рукополагает его в иеродиакона, а через время и в иеромонаха. В 1923 году иеромонах Ермоген уже архимандрит. В том же году его первый раз арестовывают и высылают из Киева.
Через некоторое время отец Ермоген снова возвращается в Киев и даже некоторое время служит настоятелем Киево-Печерской лавры. Но уже в 1931 году он снова был арестован за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к расстрелу, который потом заменили на десять лет лагерей.
Тяжелые условия жизни в лагере привели к тому, что в 1936 году медкомиссия признала отца Ермогена непригодным к труду, по причине «активного туберкулеза легких с упадком питания и пороком сердца». Вследствие этого срок заключения ему был сокращен до восьми лет. С 1939 по 1941 год отец Ермоген проживал на Кавказе, потом в Астрахани. В 1948 году назначен настоятелем Покровского собора в городе Самарканде. В 1953 году он хиротонисан в епископа Ташкентского и Среднеазиатского, а в 1958 возведен в архиепископа. Параллельно владыка окормлял и соседнюю Алма-Атинскую епархию.
В шестидесятых годах началась активная фаза хрущевских гонений на Церковь. Закрывается Киево-Печерская лавра и Глинский монастырь. Но удивительное дело, в тех епархиях, которые опекал владыка Ермоген, не удалось закрыть ни одного храма. Владыка приезжал к уполномоченному или другим представителям власти и начинал обвинять их в антисоветчине и вредительстве против советской власти.
Конечно, таких обвинений партийные функционеры боялись больше всего. Владыка мог свободно процитировать что-нибудь из полного собрания сочинений В.И. Ленина, например из его статьи «К деревенской бедноте», где тот писал, «что народ должен быть свободным от позорных полицейских преследований за веру».
Уполномоченный по делам религий писал в своем докладе о том, что владыка Ермоген, придя к нему, стал приводить цитаты из журнала «Коммунист» №5 1962 года, а именно отрывки из статьи «Философские заветы В.И. Ленина» и требовать их неукоснительного выполнения. Наступательная тактика архиепископа выбивала почву из-под ног воинствующих атеистов. Они были в растерянности и не знали, что делать.
В образцово-показательном городе, символе социалистической Азии, Ташкенте, в самый разгар гонений на Церковь владыка Ермоген построил огромный кафедральный собор, вмещающий в себя 4000 тысячи молящихся. Архипастырь хорошо знал психологию советской неповоротливой бюрократической машины. Добившись разрешения на небольшую реставрацию старой церкви, находящейся в неприспособленном здании, владыка тут же начал стремительную постройку возле него большого собора. В самой церквушке в это время каждый день шли богослужения. Пока власти опомнились и стали соображать что к чему, храм уже стоял.
Подобным образом были построены храмы в Ашхабаде и Фрунзе (Бишкеке). Такую практику потом использовал и старец Зосима (Сокур).
Помимо этого, владыка отреставрировал огромное количество храмов, построил гостиницу для священников, сделал так, чтобы на любом приходе всегда было место для жилья семьям духовенства. Все это было беспрецедентным явлением на просторах тогдашнего СССР.
По законам того времени, прежде чем рукополагать священника, епископ был обязан согласовать его кандидатуру с уполномоченным по делам религий. Владыка Ермоген единственный из всех архиереев, кто сначала рукополагал священника, а уже потом посылал его к уполномоченному со ставленической грамотой на руках.
Осенью 1960 года усилиями спецслужб архиепископа Ермогена отправляют в «отпуск» на полтора года. Святейшему Патриарху Алексию удалось добиться, чтобы в 1962 году владыка был назначен на Омскую кафедру. К тому времени готовилась радикальная реформа приходского управления, согласно которой священник лишался каких-либо прав на приходе. Архиепископ Ермоген был ревностным противником этой реформы. По этой причине на Архиерейский собор он приглашен не был. Несмотря на это, владыка все равно прибыл в Троице-Сергиеву лавру, но на собор его так и не пустили.
Автор: Spzh.news