Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.
Из проповеди
после Божественной литургии
в Свято-Успенском кафедральном
соборе города Ташкента
от 17 марта 2024 г.
Современные крещаемые, кто они? Как правило, в храм приносят крестить младенцев, но встречаются и пришедшие креститься взрослые. Их намного меньше, чем детей. И за каждым редким случаем стоит чья-то жизнь с таинственным переплетением ее обстоятельств, чья-то живая судьба и чья-то твердая решимость. Что заставляет сделать такой судьбоносный шаг?
– У меня есть лучший друг, – рассказывает Александр, который решил креститься в 26 лет, – мы одного возраста и родились почти в один день. Недавно он женился, и теперь они ждут ребенка. И мой друг попросил, чтобы я стал крестным. Поскольку я некрещеный и ничего об этом не знаю и не знаю, как быть крестным, решил сходить сюда.
– Я заболела. И осознала, что моя болезнь из-за того, что я отошла от Бога, – признается Наталья, 47 лет, которая была ребенком крещена в католичестве. – Я не носила крестик, не соблюдала постов, редко ходила в храм. Дочь призывала: «Давай вечером вместе помолимся». А у меня не хватало времени. Когда я заболела, они с моей мамой (обе православные) очень за меня молились. Дочь даже съездила в Переделкино к старцу Илию, и тот благословил на операцию. Я поняла, как за меня много молятся и насколько сильна православная вера, и поклялась, что, если все будет хорошо, я приму Православие. Операция прошла удачно, и вот я уже в Православии.
– К этой мысли я шел очень давно, – рассказывает Антон, 42 года. – А тут вдруг ребенок ни с того ни с сего говорит: «Хочу креститься». Поэтому, собственно говоря, пришлось. Мама-то у нас крещеная. Ребенок сильно сподвиг меня к этой мысли.
– Сам, без принуждений, никто меня не уговаривал, к этому я пришел сам, – спешит поделиться Денис, 33 года. – Наверное, поскольку нет какого-то защитника, нет человека или Существа, Которому можно было бы доверить все свои желания и беды. Даже супруга не поймет. Хотя мы вместе уже пятнадцать лет из моих тридцати трех. Но есть вопросы, которые я никому не доверю, которые должны остаться только со мной. Огромное количество вопросов, которые, к сожалению, не могу в себе решить. И не могу заставить себя кому-то об этом сказать. Это живет внутри, гложет меня, разрывает. Есть ряд противоречий во мне, которые я хотел бы примирить.
Нужны ли этим людям огласительные беседы, которые всегда традиционно проводились в храме перед таинством крещения? Но если раньше проходило одно 45-минутное занятие непосредственно перед крестинами, то с 2011 года была введена новая система. Теперь родители и крестные младенцев, а также крещаемые взрослые участвуют в цикле из двенадцати бесед. Прослушивание огласительных бесед (причем бесплатное!!!) является обязательным для участия в таинстве, и, приходя в церковную лавку для записи на крестины, люди получают номер телефона, по которому надо вначале позвонить и договориться о посещении огласительного курса.
Конечно, кто-то сразу разворачивается и уходит. Никуда не звонит. И сколько таких – отследить невозможно. Однако поведение остальных может проанализировать руководитель службы катехизации храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково Ирина Русова. Именно ей звонят крещаемые, получив в лавке указанный телефон.
– Процентов семьдесят говорят: «Я с радостью приду», – рассказывает Ирина. – А процентов тридцать: «Да зачем?! Мы пойдем в другой храм! И вообще, нам неохота всё это слушать!», или «Нам некогда, мы много работаем и сильно заняты!» Я начинаю объяснять, зачем нужны эти беседы. До смешного доходило! – вспоминает она.
– Звонит человек: «Мы послезавтра улетаем за границу, хотим завтра крестить ребенка, а вы нам мешаете!! Что это за беседы?!!» Я начинаю объяснять, для чего нужны огласительные беседы: для понимания смысла таинства крещения, для того, чтобы люди немного «ориентировались» в Церкви, тем более мы рассказываем и о практических вещах… Всё это я произношу, и мужчина уже совершенно другим голосом говорит: «А, да? Мы придем тогда на беседы-то». Если с людьми немного поговорить, они осознают необходимость бесед и приходят, забывая о том, что заняты круглые сутки, – заключает Ирина.
Зачем креститься, если не готов потратить время на получение даже минимальных знаний о Церкви, членом которой собираешься стать? Мотивация может быть любой – от привычной, хотя и не осмысленной тяги к традиции до суеверного представления о том, что крещение защитит, например, младенца от болезни. Может быть, защитит. Но не менее защитит, если христианин хотя бы немного узнает о своей религии и станет чуть больше понимать, чтоименно собирается сделать. Случаи, когда человек не понимает, зачем нужно креститься, одновременно не понимает, что не понимает, и не хочет понимать, но хочет креститься, – достойны профессионального религиоведческого интереса.
Есть одно исключение – молодые люди 17–18 лет. Это возраст, когда, действительно, трудно заинтересовать какими-то знаниями. А вот чем руководствуются родители таких молодых людей, когда отказываются «водить» их на беседы (как будто те не в состоянии сами прийти)? Вот пример: мама 18-летнего юноши хотела его крестить. Но, узнав о необходимости прослушать несколько бесед, сказала: «Нет-нет! Мы найдем другой храм. Зачем это надо? Мы хотим креститься просто так». И разговор на этом закончился.
Другие девушки, Катя и Рая, 19 лет, посетив две беседы, каждый раз опаздывая на полчаса и поминутно спрашивая преподавателя, скоро ли он закончит, сорвались и ушли, хлопнув дверью. «У меня нет сил! Я загружена учебой! Что это за порядки?! – возмущалась Катя по телефону. – Эти беседы только отталкивают людей!»
– Мы решили, что больше ее не увидим, – вспоминает Ирина.
Однако весной, на каникулах, девушка вернулась. Она оказалась круглой сиротой.
– Надо было ее немного согреть, чего в начале мы, может быть, не сделали. Что-то упустили, недоглядели, – говорит Ирина.
Прослушав еще две беседы, Катя опять пропала. В итоге она пришла креститься через год после того, как появилась первый раз.
– Я рада, что ей хватило характера прийти к крещению, – вспоминает Ирина.
Для этого сложного возраста, вероятно, можно сделать исключение; например, иногда заменять им пятинедельный цикл двумя огласительными беседами, – считает Ирина.
– Кстати, мы всегда идем навстречу, если у человека особые обстоятельства, – говорит она. – Можем, например, провести курс из пяти бесед за один день. Бывает, что человеку трудно дойти до храма, например в силу возраста. Ведь креститься приходят и в 80 лет! В этом случае мы можем провести беседы на дому. В принципе для тех, кто явно не готов ходить и слушать регулярно и как-то общаться и взаимодействовать, мы можем сделать исключение.
А для остальных? Так ли нужны эти беседы, и стоит ли на них тратить время? Ведь с тех пор, как в храме введена новая система, количество крещаемых резко сократилось. «Более чем вполовину», – поражаются одни. «Раньше целая толпа во дворе стояла в субботу и воскресенье (дни общих крестин), а сейчас никого нет», – ужасаются другие. Однако слушатели курса огласительных бесед отзываются о них с одобрением.
Читать полностью
Автор: Pravoslavie.ru