Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.

 

Из проповеди

после Божественной литургии

в Свято-Успенском кафедральном

соборе города Ташкента

от 17 марта 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Только покаяние и смирение может нас возвысить
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
16 Декабря 2015

Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии

Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии

Память праведника пребудет благословенна

Книга Притчей Соломоновых 10:7

 

В православном понимании канонизация праведников, подвижников благочестия и мучеников это – акт соработничества Бога и человека. Постановление законного священноначалия о причислении того или иного верного почившего христианина к лику святых, есть только земное свидетельство того, что Сам Господь удостоверяет уже давно (а канонизационный процесс, как правило, не бывает быстрым) ставший реальностью факт его перехода из Церкви земной в Церковь небесную, торжествующую вместе со Христом в Его Царстве.

Иными словами, через официальную канонизацию, святость праведников, до этого момента полностью известная только Богу, открывается всему народу Христову. Отсюда происходит еще одно название канонизации – прославление, т.к. посредством этого церковного действия Господь являет во славе «пред человеки» верных Своих, угодивших Ему и/или за Него пострадавших.

Но если божественная составляющая любой грядущей канонизации обычно скрыта от нас, то земной процесс, будущего прославления неразрывно связан с усилиями людей, собирающих сведения о конкретных праведниках, скрупулезно перепроверяющих отдельные обстоятельства их биографий, или роющихся в архивах, в поисках новых агиографических фактов. В Епархиальных управлениях такие исследователи, собранные вместе, обычно составляют Комиссию по канонизации. Накопленные в этом епархиальном органе сведения обобщаются и передаются в Синодальную комиссию по канонизации, – центральную для всей Русской Православной Церкви, – где они внимательно перепроверяются. Окончательное же решение вопроса, быть ли тому или иному праведнику причисленным к лику святых или нет, зависит от Священного Синода.

По подобной схеме совершают свою работу все епархиальные комиссии по канонизации, однако, в нашем регионе само бытие подобной комиссии имеет свои специфические особенности. И как раз таким отличительным чертам посвящен этот доклад.

Но, начнем по-порядку, а именно с не особенно, к сожалению, богатой событиями истории прославления среднеазиатских святых за новейшее время (1990-2011 гг). Причем, из указанного периода нас будут, в основном, интересовать только два года – 2002-й и 2004-й.

В 2002 году, согласно архивным документам, правящим архиереем Среднеазиатской епархии – митрополитом Владимиром (Иким) – впервые был поднят вопрос о канонизации местных праведников и новомучеников. Именно в это время им в Синодальную комиссию по канонизации были поданы для дальнейшего рассмотрения жизнеописания двенадцати мучеников и исповедников.[1] И на тот момент в это число были включены следующие лица:

 

1. Митрополит Арсений (Стадницкий) – святитель-исповедник.

2. Схиархиепископ Антоний (Абашидзе) – святитель-исповедник.

3. Архиепископ Борис (Шипулин) – мученик.

4. Архиепископ [или схиепископ] Петр (Ладыгин) – исповедник, отшельник.

5. Протоиерей Виктор Моталев – мученик.

6. Протоиерей Михаил Андреев – мученик.

7. Протоиерей Симеон Банченко – мученик.

8. Псаломщик Григорий Скляр – мученик.

9. Архимандрит Борис Холчев – исповедник, старец-наставник.

10. Архимандрит Серафим (Суторихин) – исповедник, старец-наставник.

11. Митрополит Гурий (Егоров) – святитель-исповедник.

12. Архиепископ Ермоген (Голубев) – святитель-исповедник.[2]

 

Однако, дальнейшая судьба поданных митрополитом Владимиром материалов не совсем ясна. Из личных бесед с бывшими сотрудниками Ташкентского Епархиального управления автору доклада известно, что из всего списка была однозначно отклонена только кандидатура архиепископа Бориса (Шипулина). Канонизация же остальных кандидатов была отложена на неопределенное время.[3]

2004 год, в интересующем нас аспекте, был отмечен двумя важными событиями:

Во-первых, с благословения патриарха Алексия II было восстановлено почитание мученика Иоанна Мервского, пострадавшего за Христа на территории современного Туркменистана.[4] И, во-вторых, в сентябре этого года в селе Ананьево были обретены мощи преподобноисповедника Ираклия Иссык-Кульского, прославленного в 1993 г. в качестве местночтимого святого от Алма-Атинской епархии, а затем – Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. – внесенного в общецерковные святцы.

Читать полностью

К нашему сугубому сожалению, этим небольшим фактологическим материалом и ограничивается новейшая летопись канонизаций в Среднеазиатской епархии. Возможные причины такого положения дел, наверное, следует искать в исторических обстоятельствах, того двадцатилетия, которое прошло с момента распада Союза ССР и до преобразования Среднеазиатской епархии в Митрополичий округ. Падение авторитарного атеистического режима, обретение Русской Православной Церковью религиозной свободы, создание независимых государств постсоветского пространства, все это требовало от епархиального начальства неотложного решения насущных проблем и задач: политических, административных и экономических. На этом фоне вопрос о прославлении местных праведников естественным образом отходил на второй план.

Однако после августа 2011 г. в жизни новоорганизованного Среднеазиатского Митрополичьего округа кардинально изменилась система приоритетов, и в новой обстановке, помимо всего прочего, пробрело особую актуальность изучение агиологического наследия нашего региона. И это, в свою очередь, во всех смыслах активизировало деятельность Комиссии по канонизации, которая пока еще является одним из новейших подразделений Ташкентского Епархиального управления.

И действительно, она была создана сравнительно недавно: указом митрополита Владимира (Икима) № 025 от 14 марта 2011 г.[5] После преобразования в августе 2011 г. Среднеазиатской епархии в Митрополичий округ, Комиссия перешла по наследству к вновь образованной Узбекистанской епархии, правящий архиерей которой одновременно является и главой всего округа. Первоначально председателем Комиссии был назначен протоиерей Игорь Балухатин [6], но позже, уже после вступление в управление епархией и округом митрополита Викентия, на эту должность был назначен игумен Нектарий (Блинов) [7]. Также по распоряжению владыки митрополита секретарем Комиссии стал протоиерей Сергий Стаценко [8].

На данный момент в состав Комиссии по канонизации, помимо председателя и секретаря, входят также несколько сотрудников, среди которых – редактор епархиального журнала «Восток Свыше» Евгений Викторович Абдуллаев, консультанты Епархиального управления Татьяна Константиновна Стеклова (архивист) и Ольга Анатольевна Илюшкина (библиограф), а также автор данного доклада.

Дополнительный импульс в своей работе Комиссия получила в сентябре 2012 г., когда, на общем заседании отделов Епархиального управления митрополит Викентий ясно сформулировал основную задачу, стоящую перед ее сотрудниками – проведение интенсивных исторических исследований, направленных на выявление среднеазиатских праведников, новомучеников и подвижников благочестия. В итоге, совместными усилиями части сотрудников Комиссии была выработана общая концепция, согласно которой строится ее деятельность в текущее время.

Согласно этой концепции работа Комиссии ведется по трем основным направлениям:

(a) Восстановление почитания древних святых. Как известно апостольское православие получило распространение в Среднеазиатском регионе еще в античное время, а затем – на протяжении Средневековья – сосуществовало здесь с христианством «несторианского» направления.[9] Благодаря исследованиям современных историков и археологов, а также доступности опубликованных древних источников, мы можем ознакомиться как с агиологическими текстами, так и с календарями-месяцесловами среднеазиатских христиан-мелхитов (православных). Именно из подобного месяцеслова и было в 2004 г. позаимствовано имя св. мученика Иоанна Мервского.[10]

9 октября 2012 г. автором данного сообщения была подана митрополиту Викентию докладная записка, содержащая сведения об первом епископе города Мерва – святом Варсаве [мар Баршабе] (III или IV вв. от Р.Х.). В записке, были приведены биографические данные о первом мервском святителе и изложены аргументы в пользу восстановления его почитания. К докладной были приложены копии публикаций и источников, послуживших научной базой для ее составления[11], а также проект краткого жития. Дальнейшую судьбу этих материалов покажет время и… Промысел Божий.

Говоря о восстановлении почитания древних святых необходимо учитывать тот факт, что некоторые из этих праведников до сих пор недостаточно известны большинству верующих не только Узбекистанской епархии, но и всего округа.

Для примера возьмем ситуацию с почитанием уже не раз упоминавшегося в данном докладе мученика Иоанна. Согласно некоторым сведениям устного характера, день его памяти празднуется только в некоторых храмах Патриарших приходов Туркменистана.[12] Кроме того, в нашем округе его имя (вместе с именем преп. Ираклия Иссык-Кульского), принято поминать во время молитвословий литии.[13] Но, несмотря на все вышеперечисленное, мученик Иоанн и по сию пору остается одним из самых загадочных среднеазиатских святых: фактически отсутствует его житие, нет каких-либо его иконных изображений, ему не составлено даже нарочитого тропаря и кондака!

По мнению автора данного доклада, исправление этих досадных упущений, а также установление обязательного празднования дня памяти мервского мученика во всех епархиях Митрополичьего округа позволили бы придать его почитанию более широкий характер. А этого св. Иоанн, несомненно, заслуживает, и как пострадавший за Христа «даже до крови», и как святой, чей мученический подвиг свершился на нашей, среднеазиатской, земле.

В контексте темы нашего доклада несколько слов следует сказать и по вопросу почитания св. апостола Фомы. Примерно с 1993 г. традиционным стало утверждение, что первым из проповедников христианства в Средней Азии был именно св. Близнец, проделавший долгое и чрезвычайно трудное миссионерское путешествие из Палестины (через Парфию и Среднюю Азию) в пределы Индийского субконтинента.[14] В современной же историографии выявление того географического региона, где протекала деятельность апостола Фомы считается серьезной научной проблемой, по поводу которой высказываются подчас самые противоречивые мнения.[15] Однако, даже не касаясь спорного вопроса, где именно проповедовал св. Близнец – на всей ли территории Средней Азии, или же только в одной из ее исторических областей (например, в Маргиане), – мы должны признать, что возведение начала нашей церковной истории именно к этому апостолу требует и нарочитого его литургического почитания.

Такое почитание могло бы найти себе выражение в торжественном праздновании дня памяти ап. Фомы (6/19 октября), а также в создании отдельных канонов и акафистов, в которых была бы отражена его апостольская деятельность в странах иранского Востока и Индии.

(b) Составление документально-выверенных жизнеописаний. Внимательное изучение представленных в 2002 г. в Синодальную комиссию по канонизации проектов житий среднеазиатских праведников показало, что некоторые из них были составлены исключительно на нарративном материале (устные предания и легенды), а некоторые – не имеют элементарной документально-архивной базы. Так, содержащиеся в проекте жития схиепископа Петра (Ладыгина) сведения о его отшельничестве в Пянджикентских горах[16] явно требуют документального подтверждения. Сведения о мученической кончине протоиерея Виктора Моталева основаны исключительно на сообщении его потомков, которое упоминает в одной из своих статей ташкентский (а ныне уже российский) исследователь В.Б. Заславский.[17] Также и рассказы о мученичестве протоиерея Симеона Банченко и псаломщика Григория Скляра приведены без каких-либо ссылок на архивные или документальные источники.[18]

При современных, надо сказать достаточно жестких требованиях, предъявляемых Синодальной комиссией по канонизации к материалам, представляемым от церковных округов и епархий, вышеуказанные проекты житий могут быть не приняты к рассмотрению или возвращены на доработку. По этой причине нельзя не констатировать тот факт, что сейчас уже назрела необходимость в пересмотре и уточнении жизнеописаний 2002 г. Или, даже в составлении новых – написанных на архивном и документальном материале. На данный момент работа в этом направлении уже ведется. Так в начале октября 2012 г., митрополит Викентий, дал свое благословение на составление документальных биографий двух наиболее известных узбекистанских праведников – архимандрита Бориса Холчева и архимандрита Серафима (Суторихина). Помимо этого, активно собираются архивные свидетельства о жизни прочих праведников и мучеников, упомянутых в списке 2002 г., или же тех подвижников, вопрос о прославлении которых был поставлен только в этом году.[19]

(c) Рекомендации по установлению особого почитания уже канонизированных святых. В наше время в общецерковных святцах присутствуют имена ряда новопрославленных святых, имеющих прямое или непосредственное отношение к истории Туркестанской епархии или современного Среднеазиатского Митрополичьего округа. В числе таких новомучеников можно назвать следующие имена:

 

· святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – знаменитый епископ-хирург, и в 1923-1927 гг. правящий архиерей Туркестанской епархии;

· священномученик Пимен (Белоликов) – в 1917-1918 гг. занимавший Семиреченскую викарную кафедру;

· священномученик Прокопий (Титов) – расстрелянный в Каракалпакстане;

· преподобномученик Маврикий (Полетаев) – начинавший свое служение в г. Мары в Туркмении;

· преподобномученики Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров) – насельники Иссык-Кульского монастыря, расстрелянные в Казахстане.

 

Комиссия по канонизации, планирует периодически выносить на решение вышестоящего начальства предложения о назначении дней памяти некоторых из новокононизированных святых, как обязательных для празднования в Узбекистанской епархии, а возможно и во всем Митрополичьем округе.

На взгляд докладчика, особенного почитания в Среднеазиатском округе, несомненно, заслуживает св. преп. схиархиепископ Антоний (Абашидзе), архиепископ Димитрий, в честь и память которого сегодня проводятся первые «Антониевские чтения». Это, вне сомнения, знаковая личность для истории туркестанского православия XIX в. Иерарх, много потрудившийся для нормализации епархиальной жизни, отмеченный также и несомненной личной праведностью. В 2011 г. преп. схиархиепископ Антоний был прославлен Священным Синодом Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) в лике местночтимых святых[20], однако, было бы целесообразным распространить его литургическое почитание и на наш округ. Надеюсь, что предложение об этом от Комиссии по канонизации будет подано главе Митрополичьего округа в ближайшее время.[21]

 

***

Естественно, что вышеуказанными направлениями не должна исчерпывается деятельность Комиссия по канонизации Узбекистанской епархии. Возможно, в ближайшей перспективе к ним добавятся работа по собиранию свидетельств о чудесных явлениях, произошедших по молитвам, обращенным к неканонизированным среднеазиатским праведникам[22], составление проектов житий или поиск мест захоронений местных мучеников и исповедников. История Комиссии фактически только началась, и в будущем ее, несомненно, ждет широкое поле для исследовательской и агиографической работы.

Но, уже сейчас становится понятным, что без сотрудничества с входящими в Среднеазиатский Митрополичий округ епархиями ее деятельность будет не только неполноценной, но и существенным образом затрудненной. Ведь, если уточнение отдельных эпизодов биографии схиепископа Петра (Ладыгина) требует поисков в архивах Таджикистана, то для разъяснения подробностей мученической смерти протоиерея Симеона Банченко и псаломщика Григория Скляра необходимы данные, найти которые можно только в Кыргызстане…

Таким образом, более тесное сотрудничество между ташкентской Комиссией по канонизации и специальными отделами Бишкекского и Душанбинского Епархиальных управлений (к примеру, с Церковно-археологическим отделом [Кыргызстан]) могло бы существенно помочь делу канонизации праведников, некогда послуживших Спасителю в республиках Среднеазиатского региона. И, тем самым, положить начало процессу земного прославления тех наших подвижников, которые, как мы надеемся, удостоились войти в горние селения и разделить радость Господа своего.

 

В день памяти святителя Ионы архиепископа Новгородского и

святителя Тихона патриарха Московского

(18/5 ноября 2012 г.)

 

 

Приложение

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ

о кандидатах на канонизацию

(по списку 2002 г.)

 

Митрополит Арсений (Стадницкий) – церковный историк, проповедник, один из крупнейших российских иерархов конца XIX – начала XX в. В 1924-1936 гг. – находился в ссылке в Туркестанском крае. С 1933 г. – возглавлял Среднеазиатскую епархию. Скончался в 1936 г. в Ташкенте.

 

Архиепископ Борис (Шипулин) – в 1936 г. архиепископ Ташкентский. Арестован и расстрелян в 1937 г.

 

Схиепископ Петр (Ладыгин) – участник движения напоминающих, отказавшихся принять в 1927 г. «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского). Возможно, еще в 1925 г., в туркменском городе Теджене, тайно принял архиерейскую хиротонию от архиепископа Андрея (Ухтомского) и епископа Льва (Черепанова). В 1945 г. – был приговорен к ссылке в Среднюю Азию, где по непроверенным данным скрывался в горах Пянджикента (Таджикистан). Скончался в 1951 г. в Удмуртии.

 

Протоиерей Виктор Моталев – настоятель Свято-Сергиевской церкви г. Ташкента. До 1912 г. служил в храмах Семиреченской области, а затем – в г. Самарканде. Согласно непроверенным данным расстрелян в 1918 г.

 

Протоиерей Михаил Андреев – один из выдающихся туркестанских протоиереев рубежа XIX-XX вв. Служил в городах Верном (ныне Алматы) и Ташкенте. В 1906 г. – ответственный редактор неофициальной части «Туркестанских Епархиальных ведомостей». В 1907-1924 гг. – благочинный железнодорожных церквей Туркестанской епархии. Твердо придерживался тихоновской ориентации. Расстрелян в Ташкенте в 1937 г.

 

Протоиерей Симеон Банченко – настоятель прихода в селе Ново-Покровка Пишпекского уезда. Расстрелян в 1920 г.

 

Псаломщик Григорий Скляр – житель села Вознесенское Пишпекского уезда. Расстрелян в 1918 г.

 

Архимандрит Борис Холчев – многолетний настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Ташкента и духовник Среднеазиатской епархии. Выходец из мечевской группы непоминающих. Скончался в 1971 г. в Ташкенте. Оставил после себя обширное гомилетическое наследие, записи бесед с оглашенными и бесед на Молитву Господню. Частью клириков и прихожан Свято-Успенского Кафедрального собора почитается как подвижник благочестия и местночтимый святой.

 

Архимандрит Серафим (Суторихин) – настоятель Свято-Георгиевской церкви г. Самарканда (с 1948 г). Ревностный священнослужитель и духовник. Скончался в 1979 г. Память о нем до сих пор благоговейно сохраняется в Георгиевской церкви.

 

Митрополит Гурий (Егоров) – в 1946-1953 гг. правящий архиерей Среднеазиатской епархии. С 1953 по 1961 г. – управлял Саратовской, Черниговской, Днепропетровской, Минской и Ленинградской епархий попеременно. В 1960-1961 гг. – постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви. Скончался 1965 г. в Крыму. Находясь на Ташкентской кафедре, много усилий приложил к восстановлению в Средней Азии епархиальных структур и нормальной приходской жизни.

 

Архиепископ Ермоген (Голубев) – один из выдающихся среднеазиатских архиереев XX в. С 1948 г. – настоятель (в сане архимандрита) Покровской церкви г. Самарканда. В 1953-1960 гг. – правящий архиерей Среднеазиатской епархии. В 1956-1958 гг. – основной инициатор и непосредственный участник всесторонней реконструкции Свято-Успенского Кафедрального собора. Скончался в 1978 г. в Жировицком монастыре (Белоруссия).

 


[1] АТЕУ (Архив Ташкентского Епархиального управления), оп. 1, д. 796, л. 42.

[2] Общий список кандидатов см: АТЕУ, оп. 1, д. 797а, лл. 1-2. (В этом деле также находятся проекты представленных в Синодальную комиссию жизнеописаний). – Краткие сведения о кандидатах на канонизацию 2002 г. см. в приложении к докладу.

[3] Конкретные причины, по которым рассмотрение кандидатур от Среднеазиатской епархии было отложено, не известны.

[4] Его память была установлена на 14/27 июля.

[5] Личный архив автора доклада. – В ежегодных отчетах по Среднеазиатской епархии вплоть до 2010 г. содержатся глухие упоминания о Комиссии по канонизации более раннего времени. Однако по доступным документам епархиального архива характер ее конкретной деятельности и состав сотрудников не прослеживается.

[6] Первый секретарь Епархиального управления. Настоятель Свято-Владимирского храма г. Ташкента.

[7] Наместник Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Чирчик.

[8] Первый проректор Ташкентской Духовной семинарии по учебной части. Настоятель Александро-Невского храма на ташкентском кладбище №1.

[9] Богомолов Г. И., Буряков Ю.Ф., Жукова Л.И., Мусакаева А.А., Шишкина Г.В. Христианство в Средней Азии. // И культов в Средней Азии. Христианство. – Главная редакция энциклопедий. Ташкент, [1994]. – Сс. 6-18.

[10] См.: Абурейхан Бируни. Памятники минувших поколений. (Перевод М.А. Салье). // Избранные произведения. Т. I. – Ташкент, 1957. – С. 331

[11] Переводы несторианской «Хроники Сеерта» а также согдийских и сирийских фрагментов были заимствованы из: Древний Мерв в свидетельствах письменных источников. /Составители Кошеленко Г.А., Губаев А., Бедер А.Н., Гаибов В.А. – «Юрт». Ашгабат, 1994. Научное обоснование приводилась по: Бедер А.Н., Гаибов В.А. Кошеленко Г.А. Мервская митрополия. // Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции. – «Индрик». Москва, 1996.

[12] Сведения получены автором доклада несколько лет назад из беседы с одним из православных священнослужителей Туркменистана.

[13] В чине вечерни, во время воскресного всенощного бдения.

[14] См.: Владимир [Иким], архиепископ. Слово в день памяти святого апостола Фомы. Об истории христианства в Средней Азии // Слово жизни. Еженедельник Ташкентско-Среднеазиатской епархии. № 244[102]. 11 ноября 1993 г. – Сс. 1-2. Патрахин Л., протоиерей. По стопам апостола Фомы. //Патрахин Л., прот., Лай П., прот. По стопам апостола Фомы. – Воронеж, 2009. – Сс. 11-12. Владимир (Иким), митрополит. По стопам апостола Фомы. Христианство в Центральной Азии. – «М-Сканиус». М., 2011. – Сс. 27, 30-33.

[15] См.: Бедер А.Н., Гаибов В.А. Кошеленко Г.А. Мервская митрополия. // Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции. – «Индрик». Москва, 1996. – С. 90.

[16] АТЕУ, оп. 1, д. 797а, лл. 76.

[17] См.: Заславский В. Свято-Сергиевский храм в Ташкенте. // Слово жизни. Еженедельник Ташкентско-Среднеазиатской епархии. № 2[168]. 14 января1994 г. – С. 3.

[18] АТЕУ, оп. 1, д. 797а, лл. 86-87.

[19] Так игуменом Нектария был начат сбор данных о ташкентских юродивых советского времени – Василии Брыкине (ум. в 1977 г.) и блаженной Елене. Возможно, также, в число кандидатов на канонизацию будет внесен и мученик Фома Данилов, убитый в Маргилане в ноябре 1875 г.

[20] Т.е. через девять лет после того, как вопрос о канонизации преп. схиархиепископа Антония был поднят митрополитом Владимиром.

[21] На этом фоне не может быть расценено иначе, чем радостное событие, совершение 29-30 октября этого года в память преп. Антония (Абашидзе), правящим архиереем Кыргызстанской епархии – епископом Феодосием – всенощного бдения и литургии. Которые стали первым случаем богослужебного почитания св. схиархиепископа не только в Кыргызстане, но и во всей Средней Азии. Помимо этого, обязательно нужно отметить факт создания первой иконы преп. схиархиепископа Антония, завершенной непосредственно перед самым днем чтений бишкекским иконописцем и законоучителем Вахтангом Алексеевичем Федоровым.

[22] Пока же, из всех сотрудников Комиссии сбором таких свидетельств, относящихся только к архимандриту Борису Холчеву, занимается протоиерей Сергий Стаценко. Подобное служение было им взято на себе по той причине, что могила о. Бориса находится в непосредственной близости от кладбищенского храма, где он является настоятелем.


Автор: Роман Дорофеев



назад к списку новостей