Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.
Из проповеди
после Божественной литургии
в Свято-Успенском кафедральном
соборе города Ташкента
от 17 марта 2024 г.
В преддверии Недели преподобного Иоанна Лествичника, который составил сочинение о ступенях духовного восхождения «Лествицу», игумен Нектарий (Морозов) рассуждает о значении святоотеческой литературы в деле спасения человека, о том, как читать душеполезные творения действительно с пользой, и о том, как сделать авторов этих книг своими собеседниками.
Отвечает книга
Всякий, кто хочет разумно проходить свой жизненный путь, нуждается в том, чтобы обогащаться опытом людей, прошедших этим путем прежде него. Не является исключением и жизнь христианина. Путь спасения тернист, очень труден, на нем человека подстерегает множество искушений, возможностей совершить ошибку, и не случайно святые отцы называли саму эту науку спасения «искусством из искусств». И странно не задаваться вопросом, как этим «искусством из искусств» овладели те, кто достиг не только спасения, но и святости.
В древних отечниках мы находим свидетельства о том, как христиане, нуждавшиеся в наставлении, могли с легкостью получить советы со стороны тех, чья жизнь совершенно явственно была жизнью праведной, чистой и святой. Особенность нашего времени заключается в том, что нам по преимуществу остаются книги. Конечно, во все времена звучали вот эти псаломские слова:оскуде преподобный (Пс. 11, 2), но все-таки оскудение святости сегодня достигло максимального развития. Мы живем в стране, которая только-только возрождается после долговременной поры, когда монастыри были закрыты, а жизнь церковная убивалась. И естественно, передача этого живого опыта от человека к человеку практически отсутствовала. Поэтому на вопросы, которые естественным образом появляются у человека в ходе духовной жизни, отвечает книга. И каждый из нас, наверное, с этим сталкивался: ты читаешь такую книгу и вдруг чувствуешь, что какое-то слово в ней сказано собственно тебе, именно в нем ты сейчас испытываешь крайнюю нужду.
От простого к сложному
Начинать знакомство с миром душеполезной литературы нужно с более простого, переходя постепенно к более сложному. Я бы советовал сначала обратиться даже не столько к святоотеческим творениям, сколько к писаниям подвижников благочестия, которые жили практически в наше время. Например, это могут быть письма игумена Никона (Воробьева) или схиигумена Иоанна (Алексеева). Помимо того, что в них содержатся постоянные отсылки к тем или иным творениям святых отцов, они еще и проникнуты буквально тем же духом. Затем можно переходить к святителю Игнатию (Брянчанинову) или к святителю Феофану Затворнику — кто кому ближе. Святитель Игнатий тяготеет к литературному языку, а святитель Феофан пишет вроде бы проще, но зато порой о более сложных вещах. Однако знакомиться надо обязательно с ними обоими. Помимо этого, я советовал бы на этом этапе прочитать «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского и обязательно — «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца, в которой неким конспективным образом изложено все, что нужно знать о ведении этой самой брани и о том, как жить духовной жизнью.
А после уже логично переходить к более древним святым отцам, но в первую очередь браться за книги о жизни деятельной. Не опыты чьих-то созерцаний изучать, а узнавать, как в себе распознавать страсти и как с ними бороться. И здесь, конечно, первое место занимают такие книги, как «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея и «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника.
Но помимо этого есть еще целый ряд книг, с которыми обязательно нужно познакомиться и которые реже прочитываются с временными христианами. Это творения преподобного Исаака Сирина, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, священномученика Петра Дамаскина, преподобного Марка Подвижника (особенно главы «О законе духовном») и, безусловно, ответы на вопросы учеников преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка.
Вот некий минимум святоотеческих творений, с которыми обязательно должен познакомиться каждый человек, ревнующий о своем спасении. При всей разности формы передачи, при всех психологических различиях этих авторов все они говорят в едином духе, и каждому из нас кто-то окажется ближе в какой-то момент жизни.
И еще один автор, на которого нужно обратить внимание, — это преподобный Макарий Египетский. У него в значительной степени сочетаются главы о деятельной жизни и главы о жизни созерцательной, о тех благодатных опытах, которые Господь ему подавал.
Из всех этих книг можно почерпнуть знание о законах духовной жизни, которые для нас чаще всего бывают совершенно неведомыми. И, соответственно, избежать на своем пути многих ошибок и преткновений.
Автор: Eparhia-saratov.ru