Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
Очень распространённое заблуждение, что люди встречают новый год, предаваясь различным весельям, наслаждениям, угождение чрева и чрезмерным употреблением горячительных напитков, которые погашают трезвость ума и которые приносят много зла. Люди думают, что, чем больше будет вот этого веселья, тем веселее и благополучнее будет год. Год может быть весёлым и благополучным только тогда, когда мы живём благочестиво и богоугодно, когда мы живём по вере, исполняя заповеди Божии. Только тогда Бог посылает своё благополучие. Когда же человек предаётся греху и наслаждению, то таким образом невозможно найти или получить благополучие.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 1 января 2025 г.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ОТ БАРОККО К БАХУ
Такое название получил творческий вечер, состоявшийся в рамках цикла «Музыка мира - и мир Музыки» в конференц-зале митрополии Православной церкви. Вот уже более пяти лет светские просветительские мероприятия, знакомящие многочисленных слушателей с самыми значительными явлениями мировой культуры, пользуются огромной любовью и популярностью у ташкентских почитателей музыкального и поэтического искусства.
Эпоха, которую принято называть “барокко”, включает в себя период примерно с начала ХVII до второй половины ХVIII века. Интересно, что термин “барокко” означает “причудливое”, “необычное”. Это направление в искусстве принесло мировой культуре имена ярчайших композиторов, которые, утвердив новые законы творчества и композиции, создали произведения, воспевающие высокую духовность, стремление человека к познанию мира, высоким нравственным идеалам.
Авторы вечера и его участники ведущий режиссер Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним, иерей Алексей Назаров и музыкальный руководитель и концертмейстер, лауреат Международной ассоциации “Искусство народов мира” Людмила Слоним, а также ведущие оперные солисты ГАБТа - заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова, лауреаты международных конкурсов Яника Багрянская, Елена Шавердова, Асмик Аруиюнянц, Юлия Севрюкова - отказались от прямой хронологии и аскетизма биографических данных. Смело и порой неожиданно переплетая имена и исторические периоды, стили и индивидуальные свойства, они не только создали картину многообразия творчества многих великих композиторов и музыкантов того замечательного времени, ощутимо раскрыли и выявили неожиданную близость этих достаточно давних творений к нашему времени и нынешним потребностям человека ХХI столетия.
Часто ли в звучащем ряду наших речей сталкиваемся мы с первозданным оптимизмом и искрящимся жизнелюбием солнечного Антонио Вивальди, всегда ли воспринимаем утонченность и искренность порывов Алессандро Скарлатти, стройность и изысканность Генри Перселла, филигранную страстность Джованни Батиста Перголези и других их собратьев? Осознаем ли в беге дней и забот потребность отрешиться от бытового, заземленного, привычного, чтобы еще раз осознать исконную гармоничность возвышенных порывов человека в окружающем его мире? Часто ли, воспринимая с детства величественные, глубинные и глубоко человечные творения Иоганна Себастьяна Баха или же драматичную грандиозность Георга Фридриха Генделя, понимаем, насколько нужно и важно нам сегодня его понимание и души человеческой, и мира, в котором мы живем в окружении собратьев? Редкая атмосфера единства переполненного зала и вдохновенно творящих исполнителей в этот вечер еще раз подтвердила незыблемость этих понятий для нашего сегодняшнего внутреннего мира и чистоты души.
И вот в исполнении юной и обаятельной Асмик Арутюнянц экспрессивно звучит «Музыка для Времени» Перселла, и ария из оперы Вивальди. И происходит некое раздвоение восприятия и пространства - с одной стороны, налицо изящество и изысканность «галантного века» с его кружевами, буклями, а с другой - правда жизни вполне современной живой молодой души. Гармонично, красиво, глубоко исполняет Яника Багрянская арии Генделя, Перголези, Баха, и нам видны и своеобразие облика каждого из этих композиторов, и яркость их красок и штрихов, и удивительная близость их нашему сегодняшнему восприятию. Обаятельно, доверительно просто и искренне раскрывает Елена Шавердова мир лирических арий Скарлатги и Перголези - и вновь перед нами не некий паноптикум шедевров далекого прошлого, а животрепещущие отражения трепетной и ранимой души современного человека! Внятно, трогательно, лирично прозвучали арии Персела, Генделя и Дуранте в исполнении молодой и обаятельной Юлии Севрюковой. А опытный мастер Гульшан Азизова уже в который раз порадовала и тонкостью проникновения в стиль, и контрастами раскрытия образов таких полярных творцов, как монументально-эпический Бах и стремительный, весенний, солнечный Перголези.
Концертмейстер Людмила Слоним тонко и вдохновенно исполнила на фортепиано галантный “Гавот” Жан Батиста Люли и экспрессивную “Пассакалью” Генделя. И снова сквозь ее талантливое исполнение отчетливо проступили силуэты галантных дам и кавалеров, утонченность чувств, страстность порывов. А режиссер и ведущий Андрей Слоним, как и в других своих вечерах-композициях, соединил все в единое музыкально-театральное действо. При этом он, как и всегда, эмоционально комментировал каждый номер, воссоздавая и психологические портреты авторов, и малоизвестные, но знаковые эпизоды их жизни и творчества. И опять, как и ранее, выявилось главное - близость порыв великих авторов эпохи “барокко” нашим сегодняшним пониманиям законов жизни, а с другой стороны - поразительная, если можно употребить этот современный термин, “экологическая чистота” подлинно великих творений, способных очистить души людей от всего наносного и случайного...
Благодарные зрители долго не отпускали авторов и участников после завершения концерта. Очень ценно и важно, что в зале были представители разных возрастов, в том числе и немало молодежи, для многих из которых встреча с прекрасными творениями была первой и впечатляющей. По мнению музыкальной общественности города, такие вечера имеют большую творческую ценность и непременно нужны и как просветительские акции, и как приобщение к вечно прекрасному Искусству.
Лилия СТРУННИКОВА
Газета
«Зеркало XXI», 23.12.2010г.