Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Сергей Безруков посетил Ташкентскую епархию
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

ОТ БАРОККО К БАХУ

 

Такое название получил творческий вечер, состоявшийся в рамках цикла «Музыка мира - и мир Музыки» в конференц-зале митрополии Православной церкви. Вот уже более пяти лет светские просветительские мероприятия, знакомящие многочисленных слушателей с самыми значительными явлениями мировой культуры, пользуются огромной любовью и популярностью у ташкентских почитателей музыкального и поэтического искусства.

Эпоха, которую принято называть “барокко”, включает в себя период примерно с начала ХVII до второй половины ХVIII века. Интересно, что термин “барокко” означает “причудливое”, “необычное”. Это направление в искусстве принесло мировой культуре имена ярчайших композиторов, которые, утвердив новые законы творчества и композиции, создали произведения, воспевающие высокую духовность, стремление человека к познанию мира, высоким нравственным идеалам.

Авторы вечера и его участники ведущий режиссер Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним, иерей Алексей Назаров и музыкальный руководитель и концертмейстер, лауреат Международной ассоциации “Искусство народов мира” Людмила Слоним, а также ведущие оперные солисты ГАБТа - заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова, лауреаты международных конкурсов Яника Багрянская, Елена Шавердова, Асмик Аруиюнянц, Юлия Севрюкова - отказались от прямой хронологии и аскетизма биографических данных. Смело и порой неожиданно переплетая имена и исторические периоды, стили и индивидуальные свойства, они не только создали картину многообразия творчества многих великих композиторов и музыкантов того замечательного времени, ощутимо раскрыли и выявили неожиданную близость этих достаточно давних творений к нашему времени и нынешним потребностям человека ХХI столетия.

Часто ли в звучащем ряду наших речей сталкиваемся мы с первозданным оптимизмом и искрящимся жизнелюбием солнечного Антонио Вивальди, всегда ли воспринимаем утонченность и искренность порывов Алессандро Скарлатти, стройность и изысканность Генри Перселла, филигранную страстность Джованни Батиста Перголези и других их собратьев? Осознаем ли в беге дней и забот потребность отрешиться от бытового, заземленного, привычного, чтобы еще раз осознать исконную гармоничность возвышенных порывов человека в окружающем его мире? Часто ли, воспринимая с детства величественные, глубинные и глубоко человечные творения Иоганна Себастьяна Баха или же драматичную грандиозность Георга Фридриха Генделя, понимаем, насколько нужно и важно нам сегодня его понимание и души человеческой, и мира, в котором мы живем в окружении собратьев? Редкая атмосфера единства переполненного зала и вдохновенно творящих исполнителей в этот вечер еще раз подтвердила незыблемость этих понятий для нашего сегодняшнего внутреннего мира и чистоты души.

И вот в исполнении юной и обаятельной Асмик Арутюнянц экспрессивно звучит «Музыка для Времени» Перселла, и ария из оперы Вивальди. И происходит некое раздвоение восприятия и пространства - с одной стороны, налицо изящество и изысканность «галантного века» с его кружевами, буклями, а с другой - правда жизни вполне современной живой молодой души. Гармонично, красиво, глубоко исполняет Яника Багрянская арии Генделя, Перголези, Баха, и нам видны и своеобразие облика каждого из этих композиторов, и яркость их красок и штрихов, и удивительная близость их нашему сегодняшнему восприятию. Обаятельно, доверительно просто и искренне раскрывает Елена Шавердова мир лирических арий Скарлатги и Перголези - и вновь перед нами не некий паноптикум шедевров далекого прошлого, а животрепещущие отражения трепетной и ранимой души современного человека! Внятно, трогательно, лирично прозвучали арии Персела, Генделя и Дуранте в исполнении молодой и обаятельной Юлии Севрюковой. А опытный мастер Гульшан Азизова уже в который раз порадовала и тонкостью проникновения в стиль, и контрастами раскрытия образов таких полярных творцов, как монументально-эпический Бах и стремительный, весенний, солнечный Перголези.

Концертмейстер Людмила Слоним тонко и вдохновенно исполнила на фортепиано галантный “Гавот” Жан Батиста Люли и экспрессивную “Пассакалью” Генделя. И снова сквозь ее талантливое исполнение отчетливо проступили силуэты галантных дам и кавалеров, утонченность чувств, страстность порывов. А режиссер и ведущий Андрей Слоним, как и в других своих вечерах-композициях, соединил все в единое музыкально-театральное действо. При этом он, как и всегда, эмоционально комментировал каждый номер, воссоздавая и психологические портреты авторов, и малоизвестные, но знаковые эпизоды их жизни и творчества. И опять, как и ранее, выявилось главное - близость порыв великих авторов эпохи “барокко” нашим сегодняшним пониманиям законов жизни, а с другой стороны - поразительная, если можно употребить этот современный термин, “экологическая чистота” подлинно великих творений, способных очистить души людей от всего наносного и случайного...

Благодарные зрители долго не отпускали авторов и участников после завершения концерта. Очень ценно и важно, что в зале были представители разных возрастов, в том числе и немало молодежи, для многих из которых встреча с прекрасными творениями была первой и впечатляющей. По мнению музыкальной общественности города, такие вечера имеют большую творческую ценность и непременно нужны и как просветительские акции, и как приобщение к вечно прекрасному Искусству.

 

 

 

Лилия СТРУННИКОВА

Газета «Зеркало XXI», 23.12.2010г.