Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Сергей Безруков посетил Ташкентскую епархию
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

Ровно через год исполнится 400 лет как древняя фамилия Романовых прочно утвердилась на царском престоле государства Российского. Труден и тернист был путь русских царей и императоров этого рода. Впрочем, разве можно указать эпоху и страну, в которой жизненная стезя царственного правителя любой фамилии и династии была бы гладкой и укатанной? Вокруг любого имени самодержца всегда витают десятки легенд и поверий. Что-то в отголосках этой молвы является чистой правдой, что-то достоверно, хотя и непросто, что-то овеяно домыслами, а иное является и откровенным вымыслом. И чему дивиться, если столетия пролетали над страной и людьми, её населяющими, менялись цари и их устремления, рождались и уходили из земной жизни поколения – а государство Российское уверенно и мерно вершило свой путь в веках, постигая и свою могучую силу, и новизну каждого шага.

Династия Романовых почти в каждом своём историческом звене несёт тайны и неразгаданность. Во время воцарения первого царя этого дома – Михаила Романова – подвиг простого крестьянина Ивана Сусанина спас молодого правителя от смертельного нападения вражеского отряда. Реформы Петра, вне сомнения, привели и к стремительному прорыву России вперёд, однако, и способствовали многим и многим тяжким противоречиям идеологического толка. Тернистым и отнюдь негладким для России, несмотря на многие великие достижения, был период правления выдающихся женщин-императриц – Елизаветы и Екатерины. До сих пор нет ответа на трагические загадки, связанные  с гибелью Павла I, нет прямого ответа на вопросы о тайне, связанной или со смертью, или с отходом от мирской деятельности Александра I. Несмываема горестная тяжесть террористического убийства царя-реформатора Александра II, освободившего Россию от ярма крепостного права и планировавшего ряд новых реформ. А судьба последнего российского императора Николая II и его семьи предстаёт глубоко трагичной, тесно переплетённой с изломом жизни самой России. Удел Николая Романова предстал истинно мученическим, возводящим и его, и ближних его в ряд святой и надчеловеческий…

Об этом и о многом другом начали мы разговор на первом вечере, проведённом на днях отделом по культуре «Сретенье». Этот вечер открыл новый цикл, который в преддверии юбилея династии Романовых обозначен общей рубрикой: «Династия Романовых в свете Христовой Истины.

С архипастырским благословением вечер открыл Высокопреосвященнейший Викентий, Митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского Митрополичьего округа. Владыка Викентий весомо обозначил главную проблему, связанную с памятью венценосной семьи последнего российского императора. Слишком много плевелов наветов и лжи проросло в саду воспоминаний о жизни и деятельности Николая II. Над искажением его исторического облика по понятным причинам немало потрудилась и большевистская идеология, и некие силы извне, которым была не по душе нарастающая мощь России в первое пятнадцатилетие бурного ХХ века.  И крайне  важно нам сегодняшним, очистив память от сорняков-наветов, по достоинству оценить истину жизни и духа и самого Николая II и всей его семьи. В этой судьбе отразилась вся варварская ломка вековых устоев России в период октябрьской смуты и переворотов…

Иерей Алексий Назаров представил в концентрированном виде всю историю Дома Романовых, подчеркнув самобытность облика и устремлений виднейших представителей  этой династии. Главным её свойством, презревшим все трудности и препоны – была и осталась святая и незыблемая Вера и желание принести процветание и развитие своей великой Родине. Автор этих заметок, дополняя выступление отца Алексея, остановился на некоторых разных периодах царствования дома Романовых, в которых не было случая, чтобы Россия терпела захватнические посягательства на свою землю и народ, и останавливала многих и многих. Включая, казалось бы, «непобедимого» Наполеона Бонапарта…

Концертная программа этого вечера по выбору авторов проекта предстала несколько необычной. Своеобразно, задушевно, просто и глубоко исполнила Елена Федотова четыре разных духовных песнопения – «Псалом», «Три путника», «Россия» и «Ангел». В них зримо и ощутимо отражались эпохи и поколения. И ощущалось главное – подобно вихрям, пролетали над Россией испытания и ненастья, а горячая Любовь, светлая Надежда и беспредельная Вера жили и оставались в самом её сердце, помогая преодолеть, выстоять, вышагать вперёд и вперёд. И понималось – в непростом, но неделимом единении правителя и народа – был, есть и остаётся вовеки ключ к спасению России.

Людмила Слоним начала своё выступление в не совсем обычном для себя жанре. Она проникновенно и тонко прочитала стихотворение «Молитва». То самое, что вписано было рукой Великой княгини Ольги в её альбом накануне страшной мученической казни. Многие десятилетия это пронзительное по трагичности произведение считали поэтическим детищем юной Ольги Николаевны Романовой. В какой-то степени, это, безусловно, было правдой. В этой версии мы и представили стихотворение «Молитва» в нашей поэтической программе.

 (А об истинном и не всем известном авторе этих горестных, пророческих строк – моя вторая заметка в этом же блоке статей о нашем вечере)…

Людмила Слоним исполнила на вечере и две своеобразные фортепианные пьесы – «Этюд – картину Соль-минор» С. Рахманинова и «Романс» П.И. Чайковского. Созданные  в эпоху жизни царской семьи, они  отразили в себе весь драматизм эпохи – как явный, так и скрытый. А исполнение их музыкальным руководителем нашего отдела было очень драматургически выпуклым, наполненным экспрессией, почти оркестровым по звучанию. И, наверное, основным свойством этого прочтения было почти ощутимое исполнительское сопереживание Л.Слоним всем явным и тайным жертвам бурного ХХ века, неумолимо взломавшего вековые устои законов жизни и духа…   

Для поэтического ряда были избраны своеобразные, утончённые и глубоко эмоциональные строки российского поэта, который сейчас незаслуженно забыт.  По своему рождению он имеет прямое и непосредственное отношение к династии Романовых. Это – Великий князь Константин Романов – блестящий офицер, командующий Преображенским полком (тем самым, основанным ещё Петром!), самобытный поэт, стихами которого всерьёз зачитывались многие видные деятели России. П.И. Чайковский, высоко ценивший поэтический дар Константина Романова, написал немало романсов на его стихи. Из скромности Великий князь подписывал свои стихи инициалами «К.Р.». Но как это нередко бывает, эти две литеры его поэтического вензеля составили ему узнаваемое имя и свою нишу в российской поэзии. В стихах К.Р. можно прочитать и прочувствовать всё, чем жив человек – и любовь к Создателю, и преданность Родине, и истинно рыцарскую верность Любви и Красоте, и упоение чарующей красотой природы, и многое-многое иное. Каким-то незримым образом этот своеобразный мир души переплёлся с нашим восприятием внутреннего мира семьи последнего российского императора. И с хрупкими светлыми надеждами юных княжон, и с трепетом первого чувства, и с непостижимой тоской дурных предчувствий, и со всей судьбой необъятной России…

К нашей радости замысел вечера был понят и оценён зрителями, заполнившими конференц-зал епархии. И хотя на этот раз в вечере как бы не было внешне броских и эффектных номеров – в атмосфере нашего единения со слушателями жили и многообразие чувств, и искренность устремлений всех тех, светлой памяти которых мы и посвятили наш вечер-приношение.

Такой вечер было не так просто органично завершить – ведь он нёс в себе задатки продолжения темы, непредсказуемость поворотов и открытий в судьбах каждого из российских государей Романовых. И я решил в заключение вечера прочитать своё авторское стихотворение, которое написал минувшим летом даже как бы не в связи с «романовской» темой. А просто – о рубеже XIX и ХХ веков, о перипетиях судеб и путей на перекрёстке времён:

 

 

                                        *      *      *

Рояль,   река, луна.

                                           И – тишина…

Век девятнадцатый – во всех загадках свойства.

Как тягостно, сполна

                                               осуждена

На плату долга эта видимость спокойства!

Карета, свечи, бал.

                                          С вином бокал.

И путешествий всех замедленное действо.

Быть может, кто-то знал

                                                       и предсказал,

Что будет в нём души расцвет – и пир злодейства.

 

 

В нём юности предел

                                               и строг, и смел

В соцветье преданности, чести, и искусства.

Таланты – не у дел.

                                           И тот удел,

В котором долг важнее пламенного чувства.

В нём – письмена Любви.

                                                        И назови

Ты век другой, в котором так любить умели!

Порыва жар в крови.

                                                Останови,

Коль сможешь, жаркую их устремлённость к цели…

 

 

Но жив там и обман.

                                              Густой туман,

В котором Дар осудят на уход невежды.

И замыслов изъян…

                                           И караван

Процессий траурных и похорон надежды.

Понятно – смысла нет

                                                  искать секрет

Причин и следствий. Но – хотел бы распознать я

Суть рифмы слов: поэт –

                                                        и пистолет,

И смысл его, для многих – грозного заклятья.

 

 

                                      Так жёстко, в свой черёд,

                                                       наперечёт

Тот век с полётом ясной мысли разбирался,

Дуэлей тех исход,

                                       иль – эшафот

Суля всем тем, кому смысл высший открывался…

…Лихих брожений тьма.

                                                    Сойти с ума

Возможно было от крутых изломов века.

Иль –  бедная сума.

                                            Или – тюрьма…

Иль – ломка века  и законов человека.

 

А что же в веке том, –

                                                 что был потом?

Там –  разрушенье душ, устоев и усадеб.

В нём  властвовал во всём

                                                         лихой  погром

Всебеззакония и тьмы кровавых  свадеб…

…Рояль, луна, река…

                                              Издалека

Плывут по ней клочки посланий – душ симфоний.

Их бледная строка

                                          кричит в века

О хрупкой бренности столетий – и гармоний…

                                 ___________

 

 

Андрей СЛОНИМ,

Председатель отдела по культуре «СРЕТЕНЬЕ»,

Заслуженный работник культуры Узбекистана,

Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои