Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
На рубеже веков...
В эти весенние дни, когда наша ташкентская погода являет нам поразительные контрасты климатических перемен и смен настроений, в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии состоялся ещё один необычный вечер, задуманный и осуществлённый отделом по культуре «Сретенье».
Его тема, вне сомнения, в первую очередь, была связана с весомой и знаменательной датой – 400-летием династии Романовых. И, вникая в непростую, полную и прорывов, и противоречий историю этих событий и имён, сегодня стоит остановить свой взор на столь разных, несхожих меж собой императоров России, и времена, в которые каждому из них довелось встать во главе Государства Российского. Конечно же, каждое событие на этих исторических отрезках, каждая черта личностей, активно соучаствовавших в этих событиях, а порой и предопределявших их – достойно особого внимания и понимания с позиций уже сегодняшнего времени, в которое нам довелось жить. Разумеется, тема «Императоры и Поэты», которая в связи с юбилеем царей рода Романовых неразрывно связывает исторические личности и события с культурой этих времён и эпох, повествует, согласно замыслу отдела «Сретенье», не только об императорах и поэтах как таковых. Она неким образом устремлена и к осознанию другого полюса этих понятий – к пониманию сути творчества тех, кто были не только царствующими императорами, но – с другой стороны! - и творцами величайших вершин в искусстве российской и мировой истории.
«Век девятнадцатый, железный…» - так чётко и жёстко обозначил девятнадцатое столетие Александр Блок. Непостижимо многое вместила в себя «железность» этого века: и твёрдое проникновение в действительность великих реформ правителей, и трагичность колебаний в поисках путей и истин, непревзойденные открытия в познании законов мира и духа человеческого, и ошеломляющую разрушительную идею мнимой свободы через кровавый путь террора… На непростом пути, сквозь многие препоны, те, кому открывались истины Человечности и Вышних законов, приближались к осознанию неимоверно важных понятий. Иные, кому было ближе огульное отрицание вековых устоев, взращивали обвал основ и опустошение душ. Так, многие и многие ручьи поисков правды Бытия, протекая почти рядом, несли разные по сути воды. Многие из этих потоков были прозрачны, чисты и жизнеутверждающи. Другие, как ни прискорбно, всё более замутнены разбродом и разгулом ощущений и настырных устремлений к призракам идей, казавшихся новыми и перспективными…
Вот в этих проекциях и выстроился очередной вечер цикла отдела «Сретенье» - «Императоры и поэты России на рубеже XIX и ХХ веков». Состоявшийся буквально через две недели после вечера памяти Ф.И. Шаляпина (который по определению также совпадал с рубежом двух веков!), он, согласно замыслу, не должен был повторяться в раскрытиях образов величайших поэтических и музыкальных творцов эпохи. Потому и своеобразная программа этого вечера была достаточно эксклюзивна по выбору редко звучащих произведений, да и сам «жанр» концерта-композиции был камерным, сконцентрировавшим внимание на глубину смысла каждого произведения.
Вечер открыло ёмкое и образное архипастырское благословение и преамбула Высокопреосвященнейшего Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа. Владыка Викентий раскрыл важность для российской и мировой истории реальных трёх веков царствования династии государей дома Романовых, говорил о благих приобретениях на этом историческом пути и о пагубных, невозвратных потерях…
Иерей Алексий Назаров вновь по болезни не смог лично участвовать в проведении нашего вечера – но вся канва композиции была нами разработана, как и неоднократно прежде – общими устремлениями и замыслами. Автору этих строк довелось говорить о противоречиях рубежа веков, о великих преобразованиях – и деструктивных течениях «народовольчества», о замечательных произведениях искусства и культуры – и о трагических метаниях душ многих и многих творцов на сложном пути поиска.
А сама программа была сформирована вокруг имён и творчества композиторов и поэтов, которые в более ранних наших программах были представлены реже, чем другие. Так, одним из центров композиции нашего вечера стало многогранное творчество Н. А. Римского-Корсакова – величайшего композитора-новатора в области симфонизма, создания оперы, утончённого творца романса нового типа. В романсах Римского-Корсакова исконная песенная основа преломляется через прихотливую смену настроений и оттенков, его герои то предаются светлой мечте о возможной гармонии, то живут в причудливом мире грёз. Молодая солистка ГАБТ имени А. Навои, лауреат Международного конкурса Наталия Сараева проникновенно и тепло раскрыла тонкую, прихотливую драматургию таких романсов композитора, как «Редеет облаков летучая гряда…» и «Медлительно влекутся дни мои…»(оба – на стихи А.С. Пушкина), «Не ветер, вея с высоты» (на стихи А.К. Толстого), «О чём в тиши ночей…»(на стихи А. Майкова).
Зрители по достоинству оценили и горячий голос певицы, и её непосредственную открытость чувств.
Опытный и яркий исполнитель многих романсов, ведущий солист оперы Нурмахмат Мухаммедов успешно развил эту романсовую череду такими произведениями, как «Колокольчики мои» П. Булахова на стихи А.К. Толстого,
«Сон» С. Рахманинова (на стихи Г. Гейне – и особо стоит сказать, что в этом юношеском творении Рахманинова пророчески отразилась его грядущее отрешение от Родины!). С особой теплотой и углублённостью Нурмахмат Мухаммедов исполнил два романса П.И. Чайковского, в которых в течение нескольких минут как бы проходила вся жизнь героя, с утратой грёз, с беспощадным течением времени – «Мы сидели с тобой…» (на стихи Д. Ратгауза) и «Средь шумного бала…» (на стихи А.К. Толстого). Органично вплёлся в этот венок композиторского и поэтического творчества и знаменитый романс М.Глинки «Не искушай…» (на стихи Е. Баратынского), исполненный дуэтом Наталии Сараевой и Нурмахмата Мухамедова и вызвавший особо горячий приём публики своей задушевной искренностью.
Выбранный автором этих строк поэтический ряд вечера включил в себя с одной стороны стихотворения достаточно известные, такие как «У врат обители святой», «Чаша жизни» и «И скучно, и грустно…» М. Ю. Лермонтова. А рядом с ними на вечере прозвучали и почти незнакомые сегодняшним случаям стихи великого князя Константина Романова, внука Николая I, блестящего военного деятеля и видного русского поэта. А творчество Александра Блока было привлечено мной как свидетельство блестящего провидческого дара поэта, уже в начале бурного двадцатого века создавшего пронзительную по трагизму миниатюру «Всё ли спокойно в народе?». И даже такие, казалось бы, знакомые стихотворения, как «Сусальный ангел» и «В голубой, далёкой спаленке…» оказалось возможным неразрывно связать по разительности подтекста и с будущим крушением устоев, и даже – с грядущим уходом царской семьи… Отрадно, что слушатели органично восприняли и этот замысел.
Думается, что органичным завершением нашего вечера стал малоизвестный романс Н.Римского-Корсакова «Эхо» на стихи А.С. Пушкина – о вечном, драматичном уделе поэта быть эхом событий и чувств, которые ему доводится встречать на своём пути – и, подобно эху - отсылать людям Слово как призыв или предупреждение.
Ансамбль певцов с музыкальным руководителем и концертмейстером всех наших проектов Людмилой Слоним был неизменно живым, многокрасочным, органичным. И вновь, и опять внимание зала, его «энергетика тишины» во время звучания и горячий приём по окончании каждого номера – стали живой «обратной связью», вне которой этот вечер не смог быть таким искренним и задушевным.
И в который раз стало совершенно ясным нерушимое единение времён, событий, устремлённости духа. Всё то, что волновало человеческие души столетие с небольшим тому назад, неизменно вызывало резонанс всё той же трепетности души, для которой вечные понятия Веры, Надежды и Любви вовеки остаются незыблемы, единственными и верными вне времён и эпох.
Андрей СЛОНИМ,
председатель Отдела по культуре «Сретенье»,
режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои,
заслуженный работник культуры Узбекистана
Автор фотографий – М.Г.ЛЕВКОВИЧ,
фотохудожник отдела по культуре «Сретенье»,