Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Праздник Святой Живоначальной Троицы
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

22 октября - 200 лет

со дня рождения великого венгерского композитора

Ф.Листа(1811-1886).

 

 

Лист доказал, что он пианист

 будущего. Честь и слава ему за это!

Г. Берлиоз.

 

Ференц Лист (1811-1886) вошёл в историю мирового фортепианного искусства как новатор - пианист, создатель романтической исполнительской школы, смелый экспериментатор.

В 30-е и 40-е годы, в пору созревания своего исполнительского таланта, Лист выступил как пропагандист выдающихся произведений мирового музыкального искусства. Размах его исполнительской деятельности был поистине титанический. Лист играл не только фортепианные произведения, но и сочинения симфонической, оперной, песенно-романсной, скрипичной и органной литературы (в переложениях). Казалось, он решил средствами одного лишь инструмента воспроизвести многое из того, что было в музыке лучшего, наиболее значительного и что мало исполнялось – либо из-за своей новизны, либо из-за неразвитости вкусов широкой аудитории, часто не понимавшей ценностей большого искусства.

Лист - ярчайший представитель романтического стиля исполнения. Игра великого артиста отличалась исключительной образно-эмоциональной силой воздействия.  Казалось, он изучал непрерывный поток поэтических идей, властно захватывавших воображение слушателей.  Уже один год Листа на эстраде приковывал внимание. Это был страстный, вдохновенный оратор. В него, вспоминают современники, словно вселялся дух, преображавший внешность пианиста: глаза горели, волосы трепетали, лицо приобретало удивительное выражение.

Игра Листа поражала своей красочностью. Пианист извлекал из фортепиано неслыханные звучности. Исполнительское искусство Листа отражало процесс бурного развития его  художественной личности. Он создал множество транскрипций сочинений самых различных авторов.  Особенно смелым, подлинно новаторским шагом было переложение симфоний Бетховена, тогда ещё мало известных и казавшихся многим непонятными. Гений чародея фортепиано сказался о том, что эти переложения стали своего рода фортепианными партитурами, ожившими под его пальцами и зазвучавшими как подлинно симфонические произведения.  Вначале молодой музыкант ещё не мог преодолеть субъективистских воззрений на задачи интерпретатора, бытовавших в среде виртуозов.

Лист приводил в изумление воспроизведением различных явлений природы, вроде завываний ветра или шума волн.      Исполнение Листа отличалось непривычной ритмической свободой. Его отклонение от темпа казались музыкантам-классикам чудовищными и впоследствии даже послужили поводом к тому, что Лист был объявлен ими бездарным, никуда не годным дирижёром.    

По-видимому, именно в области ритма у Листа, как и у Шопена, сильнее всего сказались национальные особенности исполнения. Лист любил и хорошо знал исполнительскую манеру вербункоша по игре венгерских цыган – ритмически очень свободную, с неожиданными акцентами и ферматами, увлекавшую своей страстностью. Лист обладал феноменальной виртуозностью. Её ошеломляющее воздействие на современников объясняется во многом новизной пианистических приёмов гениального артиста. Это был концертный стиль исполнения крупным планом, рассчитанный на воздействие в больших аудиториях.

Нередко говорят, что исполнение Листа должно быть приподнятым и содержать в себе как бы элементы театральности. Это справедливо в том смысле, что его музыка имеет явно выраженный концертный характер. Чем больше в исполнении будет искреннего воодушевления, рождённого художественным переживанием поэтической идеи сочинения, а не стремления ошеломить слушателей и показать свою эмоциональность, тем художественней будет и впечатления от игры. Необходимо умение передавать красочность фортепианного стиля Листа. Для этого особенно важно слышать различие регистровых сопоставлений и характер гармонического развития.

Исполнительская деятельность Листа дала толчок музыкально – просветительскому движению, способствовала распространению завоеваний романтического пианизма и утверждению нового взгляда на фортепиано как на универсальный инструмент, соперник оркестра.  

В наше время Лист – один из популярных композиторов. Однако далеко не все его сочинения при первом исполнении получили признание. Чтобы пробудить к ним интерес у широкой публики, потребовались усилия, и значительные, со стороны многих пианистов.

     

Евгений Терновых.