Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С чувством особой радости и духовного ликования сердечно поздравляю вас с величайшим днём – праздником праздников и торжеством из торжеств – Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Пасха – это праздник победы добра над злом, жизни над смертью, потому что Господь наш Иисус Христос Своим Воскресением даровал нам жизнь вечную.

Святое Евангелие – это книга жизни, жизни земной, временной, указывающей каждому человеку, приходящему в мир, путь в жизнь блаженную, вечную и небесную, которую даровал нам Своим Воскресением Господь и Бог наш Иисус Христос.

Желаю всем нам мира и благополучия, добра и милосердия Божия к нам, чтобы семена наших добродетелей произросли на благодатной среднеазиатской земле и принесли достойные плоды дружбы, взаимопонимания и великодушия, показывая всему остальному миру пример добра, мирного сосуществования и жертвенной любви ко всем людям.

Воскресший Господь наш Иисус Христос покрыл нас Своей любовью и милосердием, тем самым показав, что зло можно и нужно победить в ответ не злом, а добром. Поэтому Пасха Христова – это праздник мира, который приносит нам великую и неизреченную радость и счастье.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

Пасха Христова 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Праздник Вознесения Господня
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

«…Я, Божьей милостью, певец!»


Да, есть такая знаковая строка в одном из сравнительно мало известных романсов замечательного русского композитора С.В. Рахманинова. В ней заложена глубинная внутренняя суть творчества как высшего Дара Божьего, который ниспосылается избранным.

Отмечая в эти дни знаменательную дату 140-летия со дня рождения великого певца и артиста Фёдора Ивановича Шаляпина, особо стоит вдуматься в смысл того, что довелось ему привнести своим могучим Даром в мировое искусство. Постигнув необычайную драматическую силу оперы – своеобразного и неповторимого театра Пения, где воздействие на души зрителей происходит и излучением живого человеческого голоса и весомостью и внятностью слова, и богатством пластики, и многоголосием оркестрового звучания – Ф.И. Шаляпин одним из первых раскрыл всю мощь воздействия оперы на человеческие души. И создал образы, необычайно убедительные по своей психологической силе. Овладев в совершенстве искусством внутреннего и внешнего перевоплощения, Шаляпин смело и мастерски лепил различие характеров, черт, эмоций, проникая в самую сердцевину духовных поисков человеческой натурой неких высших Истин. Такие его создания, как образы царя Бориса Годунова, Мельника из «Русалки» Даргомыжского, Ивана Грозного в «Псковитянке», Фарлафа из «Руслана и Людмилы» и многие другие – составляют истинную галерею шедевров мастерства и творческого совершенства.

Даже в образах опер иностранных композиторов Шаляпин был и остаётся создателем незабвенных традиций, красочно вживаясь то в плутовскую сущность Дона Базилио из «Севильского цирюльника», то в трагическое одиночество и обречённость жестокого Короля Филиппа Испанского из «Дона Карлоса», остроумие Лепорелло – слуги ветреного Дон Жуана и многое, многое совершенно иное…

Шаляпин сделал басовое амплуа в опере могучим и значительным. И все те талантливейшие певцы-басы, которые пришли в театр Оперы вслед за Шаляпиным, оставаясь глубоко индивидуальными и яркими творцами, шли как бы «по его следам», разгадывая вслед за ним новое и неведомое.  Ф.Шаляпин познал и трагическое вынужденное отлучение от Родины в годы эмиграции, и многие проблемы всех, кто был вынужден жить и творить вдали от родной земли и своего народа…

Отдавая дань могучему и вневековому дарованию Шаляпина, мы решили провести памятный вечер в его честь. Да и юбилейная дата Певца словно подсказывала необходимость такого проекта. Являясь авторами проекта, мы вместе с иереем Алексием Назаровым и музыкальным руководителем – концертмейстером Людмилой Слоним отчётливо осознавали особенность такого вечера в конкретной обстановке конференц–зала епархии. Понятно, что монументальность дара Шаляпина здесь было целесообразно раскрывать через некую камерность форм. Стремясь охватить основные жанры и направления поисков мастера, мы искали в его репертуаре произведения ёмкие и глубокие, разнохарактерные, зачастую звучащие сегодня крайне редко.

Идеей нашего вечера заинтересовалось Представительство Россотрудничества в Узбекистане. Его силами были представлены редкие и яркие фотоматериалы, составившие образную выставку, посвящённую жизни и творчеству Ф.И. Шаляпина. Эта выставка имела большой зрительский успех и полноценно предваряла наш памятный вечер.

И ещё одна удивительная параллель никак не могла быть оставленной без внимания. Совсем скоро, уже в апреле, мир будет отмечать 140-летие С.В. Рахманинова, великого композитора, дирижёра, пианиста, могучего деятеля русской и мировой музыкальной культуры. И странно схожи судьбы Шаляпина и Рахманинова – в их порывистости поисков нового, в редкостной дружбе этих двух творцов, в сходстве трагических перипетий судьбы и отрывов от родной земли в вынужденной эмиграции. Потому в шаляпинском вечере всё пронизывали две золотые нити судеб Шаляпина и Рахманинова.

Сложилось так, что впервые за всё время Его Высокопреосвященство, Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий не смог традиционно открыть вечер своим архипастырским благословением и преамбулой из-за сложившейся в те дни командировки. По состоянию здоровья не смог присутствовать на вечере и иерей Алексий Назаров – один из авторов и ведущих нашего проекта. На этот раз е вступительное слово о значении Ф.И.Шаляпина в русской и мировой культуре.произнёс руководитель Представительства Россотрудничества в Узбекистане, советник Посольства Российской Федерации Валерий Викторович Кайер.

Особенностью нашего вечера явилось и своеобразие проекции творчества Шаляпина на почву национальных и творческих традиций узбекистанской земли. Ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои (кстати, представляющие разные национальности, живущие в нашей стране!) – убедительно раскрыли разные грани шаляпинского творчества в совершенно контрастных, оттеняющих друг друга произведениях.

Но раньше всех других прозвучал голос Ф.И. Шаляпина, задушевно и без сопровождения исполнивший русскую песню «Ноченька» - в которой воплотились и одна из основ его творчества, и неразрывная связь академического и народного искусства.

А затем символично открыл вокальный «блок» Лауреат международных конкурсов Джабраил Идрисов. Он, как яркий представитель басового амплуа, взял на себя один из главных пластов вечера. Начав с любимого Шаляпиным романсов А. Малашкина «О, если б мог выразить в звуке», молодой певец уверенно и убедительно воплотил разные жанры шаляпинского творчества. От оперных арий (Лепорелло из «Дон Жуана» Моцарта и Галицкого «Князь Игорь» Бородина) – до разнообразных и разнохарактерных романсов и песен, включая знаменитую «Песню о блохе» Мусоргского, «Мельник» Даргомыжского). Истинно порадовал и другой молодой певец, недавний лауреат Первой премии Международного конкурса в Минске Рахим Мирзакамалов. Обладая красивым лирико-драматическим баритоном и экспрессией, он уверенно и экспрессивно воплотил трагизм одиночества рахманиновского Алеко (и ему блестяще партнёрски помогала голосистая и  талантливая Надежда Банделет в образе Земфиры). В программе Мирзакамалова встретились и оттенили друг друга такие разные произведения, как романсы С. Рахманинова «Вчера мы встретились», «Христос воскрес», «В мольчанье ночи тайной»,  баллада Г. Лишина «Она хохотала».

Женские голоса также весьма органично вписались в «шаляпинско-рахманиновскую палитру». Обаятельная и тонкая Лятифе Абиева очень глубоко и трогательно исполнила любимые Шаляпиным романсы Рахманинова «Мы отдохнём» (на слова А. Чехова) и «Уж ты, нива моя…», а эмоциональная Надежда Банделет убеждающе точно раскрыла драматизм романса-«моноспектакля» П. Чайковского «Кабы знала я, кабы ведала». Поистине, с эпохи Шаляпина и Рахманинова романс перестал быть только вокальным произведением, становясь театральным воплощением жизни человеческого духа в пении и действии.

Увенчало романсовое творчество поистине мастерское воплощение заслуженной артисткой Узбекистана Ольгой Александровой шести рахманиновских романсов-миниатюр. Поистине, миниатюр по форме, но вмещающих в эту сжатость полноценное обилие эмоций, чувств, мыслей и судеб человеческих. Эти романсы – «Полюбила я на печаль свою». «Сон», « Проходит всё…», «Ночь печальна…», «Всё отнял у меня…» и «Сирень» - предстали истинной симфонией драматичных жизней и эмоций их героинь. Интересно и другое: всё, что звучало в этот вечер, представало не музейным, застывшим, а живо динамичным, близким сегодняшним людям в неизменности главных чувств и поисков души вечных Истин.

Очень своеобразным предстало и приношение памяти мастера, которое сделал Виталий Лазарев. Исполнитель на тубе – басовом инструменте оркестра, он ярко исполнил два любимых шаляпинских номера – «Сомнение» Глинки и Стансы Нилаканты из оперы Делиба «Лакме». И дополнил это приношение «Песней без слов» Мендельсона.

А завершила вечер искромётно-жизнеутверждающая русская песня «Вдоль по Питерской», которую со всей полнотой задора и отдачи исполнили дуэтом Джабраил Идрисов и Рахим Мирзакамалов. И зал празднично соучаствовал в этом исполнении, ритмично подхлопывая и даже… активно припевая рефрен песни.

Особо стоит сказать о том, что вся эта масштабная и многообразная программа была приготовлена с исполнителями и вдохновенно исполнена концертмейстером Людмилой Слоним – неизменным музыкальным руководителем всех наших проектов. Тонкость ансамблевого чувства и эмоциональность этих исполнений в сочетании со стилистической точностью в воплощении особенностей драматургии каждого композитора отличала весь концерт.

Автор этих строк, давая преамбулы к каждому номеру, старался раскрыть и знакомые, и ускользающие от внимания черты великого творчества Шаляпина, его устремлённость к Вышним категориям Бытия. Думается, что органично в начале и финале концерта прозвучали два пастернаковских стихотворения о Творчестве и Художнике – «Гул затих…» и «О, знал бы я…».

И завершил вечер снова… сам Фёдор Иванович. Вернее, ещё одна его не менее знаковая запись – романс Римского-Корсакова «Пророк», в котором заложены и Божестивенное предопределение истинного художника-творца, и мученичество акта Творчества.

Горячий приём переполненного зала, удивительное сотворчество певцов и слушателей в сосредоточенной тишине, яркость реакций восприятий – были подлинной наградой и тем, кто выступал, и тем, кто не менее вдохновенно слушал.

И пускай строчки романса Рахманинова «Я, Божьей Милостью, певец!» не прозвучали впрямую именно в этом концерте (они звучали в нашем предыдущем, Рождественском!), всем было понятно, что таинство дара Божьего Творчества, его могущество, его ранимость и необходимость его беречь, множить его достижения и хранить его основы – все эти категории, к счастью, стали живыми и ощутимыми на нашем вечере, посвящённом памяти великого певца и человека – Фёдора Ивановича Щаляпина.


Андрей СЛОНИМ,

руководитель Отдела по Культуре «Сретенье»,

режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои,

заслуженный работник культуры Узбекистана