Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С чувством особой радости и духовного ликования сердечно поздравляю вас с величайшим днём – праздником праздников и торжеством из торжеств – Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Пасха – это праздник победы добра над злом, жизни над смертью, потому что Господь наш Иисус Христос Своим Воскресением даровал нам жизнь вечную.

Святое Евангелие – это книга жизни, жизни земной, временной, указывающей каждому человеку, приходящему в мир, путь в жизнь блаженную, вечную и небесную, которую даровал нам Своим Воскресением Господь и Бог наш Иисус Христос.

Желаю всем нам мира и благополучия, добра и милосердия Божия к нам, чтобы семена наших добродетелей произросли на благодатной среднеазиатской земле и принесли достойные плоды дружбы, взаимопонимания и великодушия, показывая всему остальному миру пример добра, мирного сосуществования и жертвенной любви ко всем людям.

Воскресший Господь наш Иисус Христос покрыл нас Своей любовью и милосердием, тем самым показав, что зло можно и нужно победить в ответ не злом, а добром. Поэтому Пасха Христова – это праздник мира, который приносит нам великую и неизреченную радость и счастье.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

Пасха Христова 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Праздник Вознесения Господня
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

image002.jpg В эти дни, когда душа устремляется к осознанию великого значения и смысла Рождества Господа нашего Иисуса Христа, хочется ещё полнее ощутить как всё ясное, так и скрытое от поверхностного взгляда, что святой и неизбывной Силой содержится в этом пресветлом Событии.

И вполне понятно, что душа как бы сама стремится вознестись молитвенным устремлением к Нему, Единому и Неизреченному, Кто явился в этот мир не могущественным повелителем, не носителем власти, а просто Человеком во плоти и крови. А ещё - Волею Высшей – и Учителем, несущим в людскую тьму и смуты Свет Истины. И наконец – непостижимым во всей глубине человеческим воплощением Бога во всём сиянии Его Любви, Всеведения и устремлённости к душам людским.

Но и в великих произведениях человеческого духа, как бы продиктованных с самих Горних высот – ясна и ощутима эта потребность Человека быть как можно ближе к этим Высшим силам бытия. И ещё полнее и глубже ощутить и своё истинное место в мире Божьем, и неразрывное единение души со Светом и Истиной, с тем Откровением, которое снисходит на смертных не так уж часто. Но в редкостные мгновения, дарованные нам – это светлейшее Начало своим касанием обогащает наши души, позволяя приблизиться к заветному порогу, за которым – Непознанное, Извечное, Беспредельно значимое.

И, наверное, поэтому, задумывая в содружестве с Иереем Алексеем  Назаровым наш Рождественский вечер, который, по благословению Высокопреосвященнейшего  Викентия, Митрополита Ташкентского и Узбекистанского, Главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, состоялся в зале Ташкентской и Среднеазиатской митрополии, – мы считали особо важным и необходимым найти в обширном круге классических музыкальных произведений именно те, которые в эти рождественские дни устремляли бы душу Ввысь и наполняли сердце почти детской радостью предчувствия необычайно светлого, и проникали в самую сердцевину духа, помогая снова и снова осознать то главное, что в беге дней как-то ускользает от понимания душой и сердцем.

В вечере, который подготовил и провел наш отдел по культуре «Сретенье», участвовали, лучшие, без преувеличения, творческие силы Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои. Среди них были и признанные мастера – такие, как заслуженные артистки Узбекистана Ольга Александрова и Гульшан Азизова – так и представители поколения, уже достаточно ярко зарекомендовавшего себя в искусстве – среди них Лауреат Государственной премии «Нихол» Саида Мамадалиева, Лауреат Международных конкурсов Георгий Дмитриев и ведущий солист Нурмахмад Мухаммедов. А двое самых молодых солисток – Лауреаты Международных конкурсов Лятифе Абиева и Асмик Арутюнянц убедительно представляли новые творческие силы, пришедшие в наш театр. Столь разнообразную и яркую галерею певцов своеобразно оттенил ещё один участник творческих вечеров, проходящих в зале Епархии, солист оркестра нашего театра, флейтист из Японии Нобухиро Кавамура. Музыкальным руководителем проекта, как и во всех многочисленных наших вечерах предстала бессменный талантливый концертмейстер и композитор Людмила Слоним, которая подготовила и исполнила с нашими солистами непростую и объёмную программу Рождественского вечера. Программу, не только направленную на главные образы и устремлённость нашего приношения Пресветлому Рождеству, но и раскрывающую индивидуальные черты каждого из наших столь разных и непохожих друг на друга участников…

Вступительное слово с Архипастырским благословением совершил Высокопреосвященный Владыка Викентий. И это возвышенное выступление поистине задало особый тон всему Рождественскому вечеру, как и присутствие на нём представителей шести Посольств славянских стран, заполнившие зал Епархии зрители, готовые к восприятию музыки и слова.

И вечер начался. В лаконичных преамбулах отец Алексей вникал в суть неизбывных понятий и категорий Рождества Христова, в устремлённость каждой души к сердцевине сути этого величайшего События в жизни земных людей. А автор этих строк старался связать смысл и значение каждого исполняемого номера с общей высокой идеей  приношения Рождеству и неразрывности единения души с Творцом в великих музыкальных произведениях разных стран и эпох…           

…В проникновенных, почти молитвенных словах чеховской Сони из его замечательной пьесы «Дядя Ваня» излучается эта устремлённость, эта Вера, Надежда, Любовь. Открывая вечер замечательным романсом С. В. Рахманинова на эти слова, Лятифе Абиева сумела излучить эти сокровенные чувства, заставив переполненный зал притихнуть и воспринимать. А чуть позже в лирической арии Лейлы из оперы Ж. Бизе «Искатели жемчуга» молодая солистка помогла понять скрытый смысл названия этой оперы. Исконное богатство, дарованное свыше – это не жемчуга, добываемые ловцами со дна моря, а Любовь и Верность.

Зимний колорит, предчувствие чуда и озарённость души осознанием любви, красоты мира и великого Божьего дара – самой человеческой жизни! – проникновенно раскрыл Нурмахмад Мухаммедов, тепло и задушевно раскрывший не только земной, но и надчеловеческий смысл двух столь  разных русских песен – «Вдоль по улице метелица метёт…» и « Выхожу один я на дорогу…».

Разнообразно и выпукло раскрылась энергетика духа Гульшан Азизовой в двух совершенно разных произведениях. В романсе П. Чайковского «Вчерашняя ночь» певица вдохновенно погрузилась в изумление от многогранности мира человеческих чувств, событий, ощущений. А в просветлённом шумановском «Блаженстве» в её исполнении прозвучали  почти детская радость предчувствия чуда, светлой гармонии. И вновь, и вновь душа человеческая искала себя в близости к Высотам…

Своеобразно прозвучал в исполнении японского флейтиста Нобухиро Кавамура «Вокализ» С. Рахманинова в переложении для флейты. В его эмоциональных контрастах и смене настроений отчётливо воспринималось всё тоже неизменное воспарение души к Высотам в поисках истинного пути…

Георгий Дмитриев, как и во множестве своих выступлений, блеснул многоцветностью исполнительских красок, контрастами, остротой переживания. Задумчиво–проникновенное, истинно духовное содержание редко звучащего романса П. Чайковского «На сон грядущий…» талантливый певец оттенил блеском юмора и озорства, зримой живости характеров острохарактерной народной песни «В деревне то было в Ольховке…», где вошедший в полный контакт с Георгием зал вдохновенно подхлопывал святочно-плясовому припеву этой остроумной миниатюры.

А знаменитая ария-молитва Леоноры из оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы», в которой героиня молит Творца ниспослать мир и мудрость в сознание людей, поистине не ведающих, что творят - прозвучала у Саиды Мамадалиевой не просто как замечательно исполненное вокальное произведение, но и как эмоциональное предостережение многим силам, стремящимся воспрепятствовать Заветам Господа на земле. Столь  же надчеловеческой силой наполнилось в её же исполнении другое знакомое нам  произведение – замечательная песня нашего современника Е. Птичкина «Эхо Любви». Оно прозвучало не только как воспевание Любви Земной, которая сильнее самой смерти, но и как неизбывное устремление к единению с Божьими высотами…

В исполнении совсем юной, но заставляющей вслушаться в своё звонкое звучание голоса и духа Асмик Арутюнянц старинная армянская песня «Врата Рая» (звучание которой состоялось благодаря тому, что Л. Слоним удалось расшифровать   по аудиозаписи и зафиксировать в нотах этот старинный, восходящий ко временам Византии напев!) – как бы связала времена и эпохи единой нитью вечных Земных и Небесных понятий и законов. В задорной, шуточной русской песне «По сеничкам Дуняшенька гуляла…» А. Арутюнянц обаятельно и игриво раскрыла образ своей героини и жизнелюбиво-святочный характер этой песни. А в лирической и одновременно эпично-масштабной «Колыбельной» П. Чайковского вновь возник вечный образ Матери, баюкающий своё дитя и оберегающей его от грядущих невзгод. И почти зримым намёком устремился к облику Той, Превеликой и Пресветлой, Которая, как и все матери на земле – трепетно тревожилась за Дитя Своё, предощущая всё, что надлежит Ему встретить и испытать на земном пути…

Вновь блеснула разнообразием своего мастерства Ольга Александрова. В романсе П. Чайковского «Растворил я окно…» она поведала нам о состоянии духа тех, кто волею обстоятельств был оторван от родной земли и, стремясь к ней, на чужбине ощущал неделимое свое единство и с родиной и с Творцом. Озарённая порывом эмоциональность романса П. Чайковского «День ли царит…» в этот вечер с особой силой взлетала именно к Тому, Кто превыше всех, и пела об этом нерушимом единении…

А Людмила Слоним в ансамбле с каждым из наших своеобразных исполнителей, вдохновенно воплощала и динамику драматургии каждого произведения, и разнообразие стилей и направлений, и богатство смен настроений и нюансов, и единство общей идеи в многокрасочности каждого отдельного номера…

Мы долго думали о том, чем завершить наш вечер – приношение Пресветлому Рождеству. И, думается, не ошиблись, когда избрали для финала завершение оперы П.И. Чайковского «Иоланта», которая, как известно, в первоначальном устремлении автора славила Свет и Красоту Мира Божьего и представала притчей о слепоте и прозрении духа перед осознанием высшей Истины. И этот финал, славящий Господа – в исполнении  всех участников концерта стал эмоциональным апофеозом идеи всего нашего вечера. И, к нашей радости, владыка Викентий, почётные гости – представители руководства шести посольств разных стран в Республике Узбекистан, а также все зрители тепло восприняли всё то, что  удалось преподнести им  в этот светлый вечер всеми нами, кто задумал, осуществил и проникновенно исполнил это наше общее приношение Великому Празднику…

До глубин души тронуло и участников вечера и зрителей тёплое внимание Митрополита Викентия, наградившего каждого из ярких исполнителей памятными рождественскими подарками и выразившего в  финале сердечную благодарность всем, кто совершил это приношение Пресветлому Рождеству Господню…

А завершить эти строки мне хочется стихотворением, которое родилось у меня незадолго до рождественских дней и которое независимо от моей воли сложилось у меня в душе и прозвучало среди других номеров нашего вечера.

 

РОЖДЕСТВО  

 

Всё было так…   Ни на один порог

Не допустили Их в ночном селенье.

Да, в первозданной простоте Творенья

Судил свершиться Главной тайне Бог.

 

И сквозь незримое дрожанье век

Весь небосвод, свершеньям этим внемля,

Смотрел в надежде и любви на Землю,

Где в этот миг рождался Человек…

 

В безбрежности пространства ни о чём

Не сожалея, свет Звезды струился.

В нём Дух Святой к Младенцу устремился,

Чтоб озарить Его своим лучом.

 

Верховных сил сияющий чертог

Вершил закон свой – Высший, непреложный.

Весь мир – то безмятежный, то – тревожный,

Затих, чтоб на Земле родился Бог…

  

 

Андрей СЛОНИМ,

Председатель отдела по культуре «СРЕТЕНЬЕ»,

Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои,

Заслуженный работник культуры Узбекистана