Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

Очень распространённое заблуждение, что люди встречают новый год, предаваясь различным весельям, наслаждениям, угождение чрева и чрезмерным употреблением горячительных напитков, которые погашают трезвость ума и которые приносят много зла. Люди думают, что, чем больше будет вот этого веселья, тем веселее и благополучнее будет год. Год может быть весёлым и благополучным только тогда, когда мы живём благочестиво и богоугодно, когда мы живём по вере, исполняя заповеди Божии. Только тогда Бог посылает своё благополучие. Когда же человек предаётся греху и наслаждению, то таким образом невозможно найти или получить благополучие.

 

Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 1 января 2025 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Митрополит Викентий совершил Литургию в Джизаке
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

image001.jpg Всего несколько дней отделяют нас от Пресветлого Праздника… И в суетном беге дней, череде забот, дел и помыслов нам, право же, стоит ещё раз пристально всмотреться в самую сердцевину, в наиважнейшую суть великого таинства Явления Спасителя людям. Автор этих строк сознаёт, что не является священником. Но, тем не менее, думается, что мысли и чувства человека светского в преддверии Рождества Христова со своей стороны органично вольются в состояния духа всех, кто готовится воспринять это Пресветлое Событие.

С самых ранних лет храним мы в сердцах и строки, и факты Священного Писания, и, как пытаемся себя уверить, – постигаем в допустимой мере благодатное значение великого события и непостижимого Таинства, которые по Воле Высшей свершились в ночь Рождества.

Нам кажется, что мы осознаём: рождение Богомладенца принесло людям избавление от безысходности земного существования  и явилось залогом вечного спасения душ человеческих. Но всегда ли мы в состоянии осмыслить непривычную внешнюю ПРОСТОТУ этого  рубежа жизни человечества? Можем ли мы хотя бы попытаться понять, почему и в этот раз и во многих других высших проявлениях Воли Господней столь  величайшее событие вершилось без внешнего блеска, почти в тайне для непосвящённых? Иисус Христос –   Спаситель человечества от тяжести первородного греха –родился в первозданной простоте. Лишь Свет Звезды излучал на Него сияние, и Звезда эта вела через земли и воды к новорожденному тех, кто подсознательно сумел почувствовать и величие мига, и значение того, что произошло. Не было ни восторженных толп, ни приветственных криков, ни всего иного, что и в былые века, и сегодня проявляет извечная суетность мирская.

Свершилось и нечто иное, в ещё меньшей степени постигаемое привычным земным разумом: СОСТОЯЛОСЬ ВОПЛОЩЕНИЕ БОГА В СУТИ И ОБЛИЧЬЕ ЗЕМНОГО ЧЕЛОВЕКА… Не просто превращение Вездесущего Начала в более понятный и привычный людям человеческий облик, а рождение Божественного в плоти и крови нашего собрата, способного любить и страдать, чувствовать муки и боль – и взывать к Создателю от имени и из плоти НАШЕЙ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ.

Так Спаситель, наделённый Светом Божественного во всей полноте, владеющий (ведь  сам Он явился воплощением триединости Высшего Начала!) – неограниченным созидательным и чудотворным Даром, – ведал и величие, и свет, и тягостность своей высочайшей Миссии… Неся Свет Учения Своего, он избрал учениками Своими простых рыбаков. Не умеющие до встречи с Ним написать своё имя, они до самых глубин восприняли суть великого Завета. И при этом обрели Дар высочайшего слога, – чтобы на века начертать суть и смысл Слова Божьего для поколений людей. 

Шествие Спасителя по земле отнюдь не было внешне триумфальным. Проповедуя со своими собратьями Великое и Незыблемое, Он зачастую встречал и тупики непонимания, и шквалы озлоблений, и гонения. Лишь те, кто верил и ощутил неизбывную силу Света и Любви – приблизились к Откровению… Как это весьма нередко встречалось в жизни, Спаситель был подвергнут неправедному суду за то, что мысли его Учения были непривычно новыми для общепринятых канонов. Он претерпел невероятные ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МУКИ, и стал первым мучеником во имя всего того, ЗАЧЕМ Он явился к людям… И ведь вот что важно – в любой момент насилия над собой, как человеком, Он, будучи Богом – в полной мере мог проявить безграничность Своих сил и возможностей. Он мог разметать толпы своих мучителей, он мог повергнуть в молчание всех, кто, не ведая, что творит, исступлённо вопил Понтию Пилату: «Распни Его!!!!». Он мог ИЗМЕНИТЬ ВЕСЬ ПУТЬ И ВСЮ ЦЕПЬ СОБЫТИЙ. Но – не сделал этого… Не только потому, что и как Бог не стал вмешиваться в ход выбора людского, пусть и – неправедного. Но и затем,  что Бог в воплощении Спасителя человечества должен был как человек во всей полноте мук и унижений со стороны непонимающих и равнодушных ПРЕТЕРПЕТЬ ЗА ВЕРУ, ОБРЕСТИ СПАСЕНИЕ И ЭТИМ СПАСТИ ВСЕХ, КТО ВЕРУЕТ. И – НА ВСЕ ВРЕМЕНА…

…В наш бурный и непредсказуемый век мы часто сетуем на многое. Удручает и нестабильная отдалённость многих и многих людей от Заветов Спасителя, от истинной Веры. Что виной этому? Только ли восемь десятков лет официального большевистского атеизма? Да, и это – тоже. Но едва ли удручающая суть кроется только в нём.

Часто ли задумываемся мы о том, что огульно налетающая на нас с Запада так называемая «массовая культура» в своём зерне практически БЕЗДУХОВНА? И сеет безверие и бескультурье духа едва ли не в большей степени, нежели пресловутые «коммунистические установки»! Сугубо потребительская, эгоцентрическая суть многих её рекламных лозунгов, как и лишённые каких бы то ни было моральных устоев установки типа: «тебе ВСЁ дозволено!», «ешь, пей, наслаждайся – ТЫ ЭТОГО ДОСТОИН!», «жуй лучшие в мире жевательные резинки и пей «Кока-Колу» –   содержат в недрах своей кажущейся общепонятности, приятности и общедоступности убийственный лозунг. Особь человеческая (именно особь – интеллект и духовные свойства в этих выкладках оказываются полностью «не в формате» навязываемых законов существования!)  предстаёт в таких  призывах отнюдь не как субьект Мира Божьего. А как эгоцентрическое амбициозное «суперцентральное» существо, НИ В ЧЁМ НЕ ЗАВИСЯЩЕЕ НИ ОТ КАКИХ ИСКОННЫХ И ВЫСШИХ ПОНЯТИЙ, ЗАВЕЩАННЫХ НАМ СПАСИТЕЛЕМ. «В бизнесе нет родства!» – самоупоённо вопят все те, что по большей части крайне нечистоплотно осуществляет операции по своему обогащению.  А как быть с важнейшими Заповедями Божьими? «Не убий!» –  как же убийственно просто сейчас переступается через этот предел, допустимого Свыше! «Не прелюбодействуй!» – а в наши дни идёт негласное бурное соревнование в своих плотских «победах» налево и направо. «Не укради!»… Комментарии излишни! Ставить свечи в церкви людям, на каждом шагу разрушительно наступающих на Истины Христовы, нередко стало, увы, попросту МОДНО. «Чти отца своего и мать свою!»? Чрезмерно хлопотно – гораздо проще подрасти под их опекой, затем лет в 17 упорхнуть из гнезда, начать заниматься «своим делом», и стереть из сознания уже ни для чего «не пригодных» родителей…

Воистину, оторопь берёт, когда в сети мировых сообщений натыкаешься на следующий горестный «нонсенс». Увы, это не анекдот, а самая что ни на есть реальность. В одном из областных городов России (!?) был опрос, который мог бы показаться странным и неуместным, если бы… Школьников спросили: «Что такое Рождество? Кто родился по новому стилю в начале января?».   Ответы поистине сразили…  Итак, 60% ответили, что родился… «Санта Клаус, который дарит нам рождественские подарки!» (Заметим, даже не «наш родной» Дед Мороз, а персонаж, введённый фирмой «Кока-кола» как «бренд» в 1930 году, и с великим святым Николаем Чудотворцем ничего общего не имеющий!). Вторая группа ответов – 20% –   ошеломила ещё больше. «Это – Микки-Маус!». Только оставшиеся 20% смогли дать единственно верный ответ. Обидно, горько – но не только! Давайте вспомним, что на Западе и, в особенности, в Америке – в символах Рождества (кроме, пожалуй, ангелочков!) мы почти не встречаем тех наиглавнейших и Пресвятых Лиц, вне Кого этот величайший Праздник впитать в душу  просто немыслимо. Вот и ещё одно наглядное ответвление рекламной «брендовости» масс-культуры, которая, чтобы сделать людей «как все», вольно или невольно посягает даже на самые святые категории и устои… 

Да, поиск душой каждого человека своего места в мире Божьем всё более заглушается настырностью отупляющих ритмов, бессмысленностью и заземлённостью «модных» песенок, сочинённых, кстати, отнюдь не высокоодарёнными поэтами и композиторами, а раскручиваемыми «продюсерами», убогими дилетантами в области музыки и слова. В театрах мира, наряду с ограниченным числом истинно глубоких и наполненных высшим смыслом спектаклей, всплывает как пена убожество толкований содержания классики, воспевание низменных инстинктов человека, игнорирование его духовности и потребности взлететь.

А ведь именно в классическом искусстве – музыкальном, драматургическом, театральном, изобразительном – с давних времён великими авторами закладывались основы истинной духовности и полёта Ввысь. И каждое такое произведение имеет непостижимое свойство – в любую эпоху поворачиваться к людям некими новыми гранями, оказывающимися необычайно современными именно сегодня. И – стремление поиска истины именно в великих Божественных Заветах.

Великий Шекспир… Почему столь часто его герои проживают столь трагичную жизнь и не могут продолжить свой земной путь? Жестокость эпохи? Да, конечно… Но не только. Давайте взглянем на сюжет и образы «Гамлета» как на некую притчу об искушении духа человека глубокого и стремящегося ввысь. Является Призрак убитого отца и требует от сына: «Отомсти за меня!». И интеллектуальный Гамлет мучительно ищет выход в этой борьбе с искушением – в конце концов, сдаётся и начинает действовать по жестоким законам своего времени.  

Есть в шекспировском творении одна сцена, на которую как-то не принято обращать особого внимания.  Преступный король Клавдий, брат и убийца отца Гамлета, горестно молится Творцу, пытаясь каяться в своём смертном грехе. Появляется Гамлет и заносит над коленопреклонённым королём свой меч. А затем вдруг передумывает и вкладывает его обратно в ножны. Причина поистине устрашающа. Гамлет говорит (в прозаическом смысловом переводе): «Он молится. Если я убью его прямо сейчас, в порыве покаяния – его душа попадёт в рай. Для убийцы это несправедливо. Нет! Я найду другой момент, когда он будет пребывать во грехе, убью его именно в этот момент, и душа его полетит кувырком прямо в ад!». Как-то жутковато становится… И чему же дивиться, что в результате паутины этих злодеяний, в которые постепенно вовлекается изначально светлый дух принца Датского – и сам он, и остальные герои трагедии неотвратимо гибнут, освобождая «сцену жизни» для новых трагических ломок судеб!  Судеб пришедших новых героев, которые всё так же не ведают, что творят…

А Ромео и Джульетта? Да, они  истинно и горячо любят. Да, они освятили свой союз законным, хотя и тайным от родных венчанием перед Богом. Но, попав в «жернова» жёстких законов родовой вражды, Ромео СОВЕРШАЕТ УБИЙСТВО Тибальда – брата Джульетты, хотя бы и в «ответ» на убийство своего друга. Но жуткая машина попрания исконных законов Бытия уже запущена – а исход горестен и очевиден.  Современно?! Да, ещё как – до мурашек по коже…

В высоких оперных творениях великих композиторов мира – Моцарта и Чайковского, Пуччини и Рахманинова, Верди, Гуно, Бизе, Глинки, Римского-Корсакова и многих-многих других – это тяготение души Человеческой к осознанию своего места в бескрайнем мире Божьем – также предельно явственно. И помимо великого наслаждения от восприятия глубин этой высокой музыки – поиск Бога в ней всегда жив и устремлён к Высотам. Весьма существенно и крайне интересно, что даже появление на оперной сцене образа Дьявола вызвано стремлением авторов РАЗВЕНЧАТЬ мнимое  «всесилие» тёмных сил и неизменно привести их к полному краху. Таковы «Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто. В этой же мере красноречиво раскрыты безысходные эгоцентрические устремления Демона Рубинштейна и Лермонтова, в образе которого безмерная «космическая» гордыня приводит героя только к слепому привнесению зла в мир людей. Даже попытка полюбить смертную Тамару оборачивается гибелью и для неё, и для её ни в чём не повинного жениха. А сам Демон оказывается навеки низвергнутым в бездну, из которой нет исхода…

Даже если в этих произведениях речь идёт об иных героях, жизнь которых как бы напрямую и не связана с поиском истин – высшие законы Бытия пропитывают и их канву. Предостерегает против опустошения души «Евгений Онегин» Чайковского, призывает к защите красоты и душевного света «Царская невеста» Римского-Корсакова, воспевают  любовь и верность великие произведения Верди и Пуччини.

…Вот почему наряду с органичным приобщением людей к вере и Законам Божьим нужно как можно больше приобщать их души и к высоким классическим произведениям, в которых заложена и эта Устремлённость. Совершенно необходимо, чтобы новые и новые поколения людей вышли к познаниям истин из-за искусственно создаваемых «заборов» массовой лжекультуры, отгораживающих их души от постижения Главного.

Так грядущий Пресветлый Праздник Рождества заставляет задуматься и о своей неизбывно извечной сути, и о многом, что сделало бы души человеческие ещё более приближенными к Тому, во имя Чего стоит вершить свой путь Земной.

…А Звезда – она взойдёт в эту Ночь, как и вовеки. И будет сиять и Тому, Кто Родился, и каждому, кто един с Ним в земных днях своих…

    

Андрей СЛОНИМ,

Председатель отдела по культуре «СРЕТЕНЬЕ»,

Заслуженный работник культуры Узбекистана,

Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои