Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Торжественный акт 22 выпуска студентов Ташкентской духовной семинарии
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

Когда пристальным взором мы всматриваемся в лицо великих исторических событий, нам становится более ясным ощущение места нас, сегодняшних в бесконечной цепи эпох. История запечатлена в документах и фундаментальных исследованиях. И эти труды обладают удивительным свойством «озвучивать» события и личности сквозь толщу времён.

Но история запечатлевается и в искусстве. В литературных произведениях, созданных различными великими авторами, в произведениях живописи и скульптуры, в музыкальных и драматургических шедеврах оживают и раскрываются новыми гранями события и люди.

Сложный и противоречивый тернистый путь России также своеобразно отражён и воплощён в богатейшем наследии крупнейших российских художников и гениальных композиторов. И, пожалуй, интереснее всего осознать, что хотя художественное произведение не может являться историческим документом – глубина его образности, воплощённая пониманием сути автором событий и личностей ушедших эпох обретает в нашем сегодняшнем восприятии ясность и объёмность. И ещё одно чудесное свойство отражения истории в искусстве: в каждую новую эпоху оно раскрывает людей и их деяния в неких новых гранях и поворотах. И прямо или косвенно устремляет наши души к осознанию и своего места в мире Божьем, и  к попыткам понять логику событий ушедших времён…

Об этом и о многом ином вольно или невольно думалось, когда мы с иереем Алексием Назаровым готовили наш очередной вечер цикла «Гармония живописи, музыки и слова», состоявшийся в минувшее воскресенье (18 декабря) в Конференц-зале Митрополии. Мы решили посвятить его достаточно непростой теме: «Образы истории в живописи и музыке». Совершенно ясно, что тема эта в своём содержании и сути – поистине необъятна, и не хватило бы десятков вечеров, чтобы последовательно вникнуть в смысл всего созданного на исторические темы выдающимися русскими живописцами и композиторами. Однако, наиболее яркие «острова» этого обширного и могучего «архипелага» представилось вполне возможным отразить в содержании и смыслах нашего вечера. И попытаться сделать хотя бы несколько своеобразных «портретов» крупнейших исторических личностей и эпох их деятельности – в раскрытии через живопись и музыкальную драматургию.

Эпоха воцарения молодого Петра Первого… Противоречивейшее, достаточно смутное время, в котором отразились и попытки княжества и боярства сохранить свои позиции в борьбе с тем новым, что неумолимо сметало контуры привычных устоев жизни. Время мятежное и кровавое – ибо в любое время борьба за власть обагряется кровью, - причём по большинству – менее всего повинных  в чём бы то ни было «людей из низов». Стрелецкие бунты, тщетные попытки властной, но бессильной царевны Софьи удержать власть. И – знаменитая картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Красная площадь, заполненная осуждёнными на казнь стрельцами… они готовятся предстать перед Всевышним, уверенные в правоте своих взглядов, и ко всему – убеждённые в устоях своей Веры, которая отныне реформами Патриарха Никона признаётся «раскольничьей», почти еретической… Молодой царь Пётр с очами, горящими какой-то одержимой страстью сломать, сломить всё,  что могло бы помешать его замыслам.

Царевна Софья на знаменитой картине И. Репина – уже заточённая в монастырь, но, по-своему, одержимая жаждой удержать власть любой ценой, пойти даже на братоубийство.

Неудержимая в своей непреклонной вере Боярыня Морозова, отправляющаяся в опалу, на муки, на казнь – и при этом осеняющая всех ДВУПЕРСТИЕМ (как было принято по старым законам Веры!) крестного знамения. Как бы и клянясь, и – благословляя…

Дополняя друг друга в рассуждениях о разнообразии этой интереснейшей галереи образов, и отец Алексей, и автор этих строк старались разгадать замысел художников и композиторов, и сделать этот замысел зримым и слышимым. А талантливые солисты ГАБТ имени А. Навои – Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова и Лауреат Международных конкурсов Георгий Дмитриев в экспрессивном и тонком ансамбле с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним – в своих выпуклых и самобытных воплощениях оперных образов уверенно выстраивали  музыкальный и драматургический пласт вечера.

…В замечательной опере М. Мусоргского «Хованщина» - перед последней встречей с собратьями раскольниками, перед страшным и горьким актом самосожжения – глава раскольников Досифей молит Творца о милости и благословении. И ожило в страстном и искреннем воплощении Георгия Дмитриева и скорбное человеческое начало этой могучей личности, и неизбывная искренность устремлённости его духа к Богу – вне зависимости от собственной правоты или неправоты… И тронуло душу в мастерском воплощении Ольги Александровой и эмоциональное, и горестное гадание раскольницы Марфы – героини этой же оперы. В нём звучали и неотвратимость опалы, предрекаемой ею князю Голицыну, и истинное сострадание к его грядущим тяготам и бедам…

Была отдана дань в нашем вечере и самобытному искусству В. Верещагина – художника особой творческой палитры. Отец Алексей Назаров особо подчеркнул, что в эстетике этого мастера с особой остротой звучала и звучит тема бессмысленности войн, массового убийства собратьев, попыток завоеваний чужих земель. Знаменитая картина «Апофеоз войны», представляющая, как известно, «ГОРУ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧЕРЕПОВ В ВЫЖЖЕННОЙ ПУСТЫНЕ» – до сих пор служит горестным предложением всем, кто воистину не ведает, что творит…

На компактной сцене зала в этот вечер перед собравшимися предстал образ царя Бориса Годунова из оперы М. Мусоргского. Фигура трагическая, болезненно противоречивая, как и эпоха, которая возвела его на трон. Человек не царского рода, родственник Малюты Скуратова, шурин безвольного царя Фёдора Иоанновича – этот деятельный, прозорливый и интеллектуальный человек, вне всякого сомнения – был достоин царствовать тога более, чем кто бы то ни было! Но… отяготив душу смертным грехом убийства юного царевича Димитрия, - он  обрёк и себя самого  и своё царствование на непонимание и отторжение не только своим народом, но и самим ходом истории. Монолог преступного царя Бориса, горестно размышляющего о страшном «пятне» собственной  совести, о прекрасных замыслах и трагизме несвершений – глубоко и психологически точно раскрыл Георгий Дмитриев. Он же, показав острое и неожиданное психологическое перевоплощение, ярко предстал через несколько минут и в образе хитрого и коварного половецкого хана Кончака, замыслившего склонить на свою сторону пленённого им князя Игоря Святославича. А на экране возник портрет Фёдора Шаляпина в роли царя Бориса работы А. Головина – и вновь сомкнулись тропинки поиска правды средствами живописи и музыкального творчества…

Ольга Александрова неожиданно и предельно заострённо явила две полярные грани образа героини оперы Андрея Петрова «Пётр Первый». Её  немецкая прачка Марта, внешне скромная и как будто неприметная в первой балладе-рассказе –  нежданно преобразилась. И стала властолюбивой  «львицей», исступлённо упивающейся тем, что выйдя замуж за царя Петра, она обрела статус всевластной императрицы Екатерины Первой. Первой – не только по «номеру», но  и по значению в российской империи…

Везде и во всём герои этих произведений так или иначе искали себя в поисках путей к Богу, находя в устремлении к Нему новые начала своего духа, в которых тьма и зло растворялись в Покаянии, а мольба о милости и прощении Свыше почти, наверное, была услышана…

Особое место в вокально-драматическом ряду занял удивительный по своей трагичности романс-монолог А.С. Даргомыжского «Старый капрал», где проникновенный и тонкий исполнитель Георгий Дмитриев умудрился раскрыть сложнейшие грани духа старого солдата, которого ведут на расстрел за нарушение устава (капрал вступился по законам чести за солдата, оскорблённого молоденьким офицериком!) свои же солдаты, которых он выпестовал. И вновь в его душе любовь и милосердие к ближним, светлая доброта духа и устремлённость к творцу – расставляют на истинные места все непреложные ценности в зыбком земном мире…  

Своеобразный пласт живописного и исторического материала, раскрытый и в развёрнутых оценках о. Алексея Назарова, и в комментариях автора этих строк оттенялся композицией из сложных,  разнообразных и зачастую весьма редко звучащих сегодня вокально-драматургических произведений, специально подготовленных и вдохновенно исполненных с солистами  музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним.

Именно пересечение путей различных способов отражения образов в искусстве написания картин или создания оперно-вокальных произведений на исторические темы и выявило немало нового в оценке этих произведений. Обобщало и события, и  их героев одно высшее свойство -  поиск истинного в перипетиях жизни и потребность обрести в Высшем Начале Надежду, милосердие и Безграничную Любовь…  

 

Андрей СЛОНИМ,

Председатель отдела по культуре «СРЕТЕНЬЕ»,

Заслуженный работник культуры Узбекистана,

Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои