Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

Очень распространённое заблуждение, что люди встречают новый год, предаваясь различным весельям, наслаждениям, угождение чрева и чрезмерным употреблением горячительных напитков, которые погашают трезвость ума и которые приносят много зла. Люди думают, что, чем больше будет вот этого веселья, тем веселее и благополучнее будет год. Год может быть весёлым и благополучным только тогда, когда мы живём благочестиво и богоугодно, когда мы живём по вере, исполняя заповеди Божии. Только тогда Бог посылает своё благополучие. Когда же человек предаётся греху и наслаждению, то таким образом невозможно найти или получить благополучие.

 

Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 1 января 2025 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Митрополит Викентий совершил Литургию в Джизаке
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

…Плотная пелена веков отделяет нас от могучего и таинственного искусства древнего мира. Как объяснить тот трепет, который охватывает нас, когда мы вглядываемся в гигантское, хранящее неподвижное молчание лицо египетского Сфинкса или рассматриваем древнегреческие росписи и рисунки и росписи на вазах? А думая о событиях Троянской войны или о подвигах Геракла – дивимся и могучему мужеству и силе греческих героев, а – с другой стороны – осознаём жестокую правду времени их жизни и особые законы существования…

    Да, наши древние предки жили по этим особым законам. И на этой стадии осознания мира и своего места в нём – одушевили силы природы, их окружающие. И назвали их богами. Эти боги не были всесильными и всеведущими. Напротив, они отличались удивительным сходством в своих душевных противоречиях и слабостях с земными людьми. Боги спорили из-за собственных интересов, ревновали, сражались друг с другом, поддерживали угодных им смертных в ущерб другим, неугодным. Всемогущий древнеегипетский бог Осирис, согласно легенде, был убит собственным братом. Но… он обладал удивительным свойством ВОСКРЕСЕНИЯ ИЗ МЁРТВЫХ. Это происходило как бы соразмерно с весенним пробуждением живых сил на земле. Но одновременно – не было ли в этом поразительного предчувствия бессмертной сущности истинного Бога, само существование и всепроникновенность которого человек на этом этапе ещё не мог осознать? Осирис имел и важное право – ВЗВЕШИВАТЬ ДУШИ УМЕРШИХ, ОПРЕДЕЛЯЯ ИХ ДОБРУЮ ИЛИ ЗЛУЮ СУЩНОСТЬ, выясняя,- светлое или тёмное перевешивает в каждой.  И это также было ступенькой к предвидению глубинных истинных устоев мироздания.

Огромные изображения фараонов и пигмейски маленькие рядом с ними фигурки рабов подчёркивали строгость законов этой иерархии власти. Канонические изображения, при котором голова была повёрнута в профиль, торс был развёрнут лицом к зрителю, а ноги опять-таки бли показаны в боковой проекции – говорили о красоте и гармонии человеческого тела.

    В мире древней Греции всё было и сложнее, и проще. Покровительствовала хитроумному Одиссею богиня Афина, а супруга Зевса Гера – мешала герою многие годы достигнуть желанной родины.

Как и люди, древнегреческие боги были воинственны, мстительны, не всегда великодушны.  Греческие боги и герои  пожирали собственных деьей, истребляли ближних. Но… внутри этой суровой культуры воздвигался пьедестал величия души человека, прославлялись истинные добродетели – Любовь, дружба, верность.  Но внутри этих хаотичных сражений духа и характеров вырисовывалось стремление к гармонии тела и духа. Человек как высшее творение признавался

совершенным, гармоничным и красивым. Смерть героя в древнегреческой трагедии приравнивалась к глобальной катастрофе, как ДИСГАРМОНИЯ МИРА. От соприкосновения с таким событием души зрителей испытывали потрясение. Так возникло понятие КАТАРСИСА – очищения духа от встречи  с величием героя, встретившего гибель. Вспомним, что в античных театрах даже не было принято показывать смерть на с цене – о ней докладывал вестник.  Позднее, в имперском Риме всё станет проще и жёстче – толпы людей во главе с императором придут  в огромные цирки-амфитеатры, чтобы наблюдать за тем, как убивают друг друга гладиаторы, а хищные звери пожирают людей… В этих, казалось бы, непримиримых противоречиях, несёт нам свои тайны античное искусство, обращающее через суровость и жёсткость – к осознанию человеком своего места в мире. И разгадки этих тайн – вечны.

    Шли времена… На землю пришёл Христос со своим светом незыблемой Истины. И в культуре Византии отразилась устремлённость к этим истинам. Отказавшись от  бессильных идолов язычества, человек увидел лицо Бога. В  самых первых византийских изображениях поражает излучение, исходящее от ликов. Интересно и другое – если в начальных изображениях объект смотрел прямо в глаза человеку, воспринимающему его, то позднее создатели изображений, которые очень скоро стали называть ИКОНАМИ (что, собственно, и значит – «образ», «изображение»!)  – рисовали глаза святых объектов слегка отведёнными в сторону. У византийских мозаик и икон есть ошеломляющее свойство – около них всегда хочется стоять молча, осознаваьб и воспринимать  то Несказанное, что излучается из них… И воспринимать новые таинства.

     Наш недавний вечер в конференц-зале Епархии, представленный отделом «Сретенье» 20 ноября, был связан именно с тайнами древнего искусства.  Попытавшись раскрыть смысл искусства разных древних эпох и стран, мы с о. Алексеем Назаровым,  дополняя друг друга, - шли по этим тропинкам как бы заново вместе со зрителями, заполнившими наш зал. И поистине не переставали удивляться разнообразию тайн древнего искусства и поразительной близости его смысла нам, сегодняшним.

   А вокальные номера, которые были составлены в необычную программу, подготовлены   и вдохновенно исполнены нашими солистками ГАБТ имени А. Навои под руководством концертмейстера Людмилы Слоним – красноречиво оттеняли эту таинственность. К счастью, удалось расшифровать два древнеармянских напева, записать их нотными знаками, сделать их исполнительскую редакцию – и молодая талантливая Асмик Арутюнянц как бы перенесла нас своим пением во времени и в пространстве. Почти то же, только по другому – произошло и с двумя греческими песнями, которые привезла с Кипра Лятифе Абиева в записи с голоса. Их также удалось расшифровать, отредактировать – и сама Лятифе в который раз порадовала всех проникновенностью и эмоцией своего исполнения.  Интересным показалось нам и совместить творчество композиторов-классиков, написавших много произведений на античные сюжеты – с пластами древних искусств.  И ожили в новом прочтении старинная ария малоизвестного композитора Саккини (в исполнении Л.  Абиевой), удивительные «параллельные миры»  античных опер Й. Гайдна и Г.Ф. Генделя, арии из которых  своеобразно спела молодая Эльмира Мамедова. А старинный византийский напев на два голоса прозвучал уже дуэтом А. Арутюнянц и Э.Мамедовой – и опять развернулась ось времён и раздвинулись границы, внутри которых человек оставался всё таким же – устремлённым, любящим, надеющимся… Опытная и яркая Гульшан Азизова тоже показала своеобразные контрасты – и академическую завершённость арий  Т. Джордани и Г. Генделя, и неизбывную экспрессию и драматизм страдающей нубийской царевны-пленницы Аиды, беззаветно любящей врага своего народа… А вокальным завершением вечера стал знаменитый Романс о Любви композитора Нино Рота, впервые прозвучавший в замечательном фильме «Ромео и Джульетта», был светло и озаренно воплощён Асмик Арутюнянц. Помимо того, что суть этого романса – в верности вечным и незыблемым идеалам Любви и верности, важно и то, что мотив его автор заимствовал также из глубины веков, восходящих к античности.

Очень порадовало и то, что слушатели разных возрастов воспринимали и сказанное, и спетое с особым вниманием и интересом.

И какие-то новые грани  искусств древнего мира – предстали и перед исполнителями, и перед авторами вечера, и, конечно же, перед зрителями – в новых мерцаниях искр своих вечных тайн, которым поистине нет и не может быть конца…   

 

Андрей СЛОНИМ,

Председатель отдела по культуре «СРЕТЕНЬЕ»,

Заслуженный работник культуры Узбекистана,

Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои