Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
Очень распространённое заблуждение, что люди встречают новый год, предаваясь различным весельям, наслаждениям, угождение чрева и чрезмерным употреблением горячительных напитков, которые погашают трезвость ума и которые приносят много зла. Люди думают, что, чем больше будет вот этого веселья, тем веселее и благополучнее будет год. Год может быть весёлым и благополучным только тогда, когда мы живём благочестиво и богоугодно, когда мы живём по вере, исполняя заповеди Божии. Только тогда Бог посылает своё благополучие. Когда же человек предаётся греху и наслаждению, то таким образом невозможно найти или получить благополучие.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 1 января 2025 г.
"Важнейшими задачами для каждого из нас должны стать:
укрепление в обществе атмосферы доброты, милосердия и толерантности".
Ислам КАРИМОВ.
23 октября в конференц-зале Ташкентского епархиального управления состоялся концерт «Ислам и Православие – религии мира», приуроченный к 140-летнему юбилею Ташкентской и Среднеазиатской епархии.
На вечере присутствовали Чрезвычайные и Полномочные Послы Российской Федерации, Беларуси, Украины и Болгарии, а также представители науки и культуры Узбекистана.
Открывая вечер, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий сказал:
– Благодарю всех за участие в торжествах, связанных с юбилейной датой епархии. Я рад, что в такие моменты мы можем поделиться друг с другом своей радостью.
Сегодня мы вспоминаем наше прошлое, наши достижения. На протяжении 140 лет мы сохраняем самое главное, что есть в нашем регионе, в нашей Республике Узбекистан – согласие, мир, понимание и дружбу.
Между представителями Ислама и Православия сохраняется и, надеемся, сохранится навечно, радость общения в мире и согласии, любовь и уважение друг ко другу. Православие – религия любви. Ислам – религия справедливости. Когда соприкасаются две столь важные составляющие, – не может быть никаких раздоров и непониманий.
Недавно я был в Бухаре, где встречался с верующими православными и мусульманами. Меня поразила встреча с одним кузнецом-мусульманином, который сказал, что православные и мусульмане живут на этой древней земле в мире и согласии на протяжении веков.
Желаю всем крепости сил душевных и телесных, уважения и любви друг ко другу. Чтобы на основах, положенных отцами в епархии 140 лет назад, мы строили нашу жизнь.
После приветственного слова митрополита иерей Алексий Назаров передал присутствующим поздравления от митрополита Омского и Тарского Владимира, возглавлявшего Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию на протяжении 21 года. В частности, владыка Владимир сказал: «Конечно, телом я не с вами, но душа моя с вами всегда. Я с вами, дорогие мои, и молитвенно благословляю всех на этот добрый подвиг дружбы между народами, исповедующими Ислам и Православие».
Затем иерей Алексий сказал:
– В год 20-летия Независимости Узбекистана, Ташкентская и Среднеазиатская епархия празднует свое 140-летие. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов в основание нашей Конституции положил краеугольные постулаты: У нас в Республике должно быть верховенство закона во всех сферах жизни общества. Принятые демократическим путем Конституция и законы должны соблюдаться всеми без исключения.
На сегодняшний день узбекская модель развития признана международным сообществом благодаря тому, что она основывается на богатейших традициях национальной государственности, ценностях, менталитете народов, живущих здесь в дружбе и согласии, а также на достижениях мирового опыта реформирования общества мнения народа, толерантности и высокой культуры.
Между номерами иерей Алексий Назаров рассказывал о епархии много интересного:
– До 1917 года в Ташкенте было всего 16 приходов. В настоящее время в Средней Азии действует более 100 православных церквей и молитвенных домов. Недавно Ташкентский собор Успения Пресвятой Богородицы преобразился в величественное, красивое здание, ставшее украшением части города. В Узбекистане успешно действуют два женских монастыря и один мужской.
Но, где это видано, чтобы в государстве, где титульной религией является Ислам, давались такие привилегии Православной Церкви, да и многим другим конфессиям? \
Например, в Ташкенте при активной поддержке президента Узбекистана Ислама Каримова вновь засияли купола одного из старейших храмов Центральной Азии, в городе Термезе (построен в 1905г).
После обретения духовной свободы, живущие в Средней Азии, славяне потянулись к родной вере, Православию Христову. Воздвигаются дома Божии, достойные старинного благочестия. Таков, например, прекрасный храм Преподобного Сергия Радонежского построенный в городе узбекистанских металлургов Навои.
Через красоту храмов и Богослужений Церковь призывает верующих украшать их души добродетелями и нравственной чистотой. По слову преподобного Нила Синайского: "Люби Божии дома, но и себя устрояй в дом Божий".
В момент образования в Туркестанской епархии православные здесь были в основном из переселенцев - безземельных крестьян из густонаселенных областей России, пришедшие сюда в поисках лучшей доли. Этих бедствующих скитальцев мусульмане встретили высоким милосердием. Очевидец того времени иеромонах Харитон писал: "Местные жители сочувствуют бедным поселенцам, без того многие поумирали бы с голода и нужды". Но в далеком краю русские не забывали о родной православной вере, и в строительстве храмов помогала им добрая рука мусульман: три сельских храма в Туркестане были построены исключительно на мусульманские пожертвования. А российские благотворители содействовали реставрации старинных мечетей. В России был массовым тиражом издан Коран на арабском языке, три тысячи томов были безвозмездно переданы исламскому духовенству Туркестана. Мусульманские мастера - усто трудились при создании знаменитых соборов Ферганской долины, называя этот труд "вакуфом" - священным делом. Увы! эти уникальные соборы, украшенные мозаиками, резьбой по ганчу и карагачу, являвшиеся совместными шедеврами русского и узбекского искусства, были уничтожены большевистскими варварами.
Президент Узбекистана Ислам Каримов обратился к мировому сообществу с предупреждением:
"Станет трагической ошибкой для всей будущей истории ХХI века, если кто-то будет представлять Ислам и государства исламской культуры как новую "империю зла" и всеобщую зону опасности".
В Средней Азии мы видим мусульманский расцвет: за последнее десятилетие построены многие тысячи мечетей, возведены великолепные мемориалы исламских мыслителей прошлого, утверждается система широкого мусульманского просвещения. Здесь торжествует просвещенный Ислам, проявляющий свои лучшие качества: толерантность, человечность, цивилизованность. И здесь царят межрелигиозный мир, согласие, сотрудничество.
Дружественность заложена в самих вероучительных основах Ислама и Православия. Иисус Христос призывает Своих последователей к любви ко всем людям, без различения вер и наций. А в мусульманском Коране сказано: "Ты несомненно найдешь, что ближайшие по любви к мусульманам - те, которые говорят: "Мы - христиане!". Это потому, что у них есть священники и монастыри, и что они не превозносятся".
Сохранить прошлое можно только имея будущее. История православной епархии в Средней Азии - это живая история, которая вершится здесь, и сейчас, и каждый год становится в ней знаменательной вехой.
Кажется, что совсем недавно мы праздновали 130-летие епархии. Прошло 10 лет: небольшой срок. Но как много создано за этот период. Вместе с Республикой Узбекистан возрождается, расцветает Православие на благодатной земле в самом центре Азии.
Как писал в своем замечательном труде о Православии в Средней Азии Митрополит Владимир (Иким): «Издревле православные люди называют Святую Церковь - Матерью. Как земные любящие матери хотят видеть своих детей добрыми и счастливыми, так и Мать - Церковь воспитывает Своих сынов и дочерей, православных христиан, в любви, доброте, чистоте, чтобы они стали достойны вечного счастья в Царстве Небесном. Ведь для Вселюбящего Бога каждая человеческая душа дороже всей материальной вселенной со всеми ее звездами и галактиками, не говоря уже о земных богатствах, роскоши и прочем смертном мусоре. Взращивать бессмертные человеческие души для вечности Божией - только это было целью Церкви Христовой во все времена».
А здесь, на земле православные должны свидетельствовать свою веру добрыми делами, ибо сказано в Святом Писании: "Вера без дел мертва". Православные добродетели - это любовь ко всем людям, помощь обездоленным и страдающим, созидательный труд на благо ближних, народа и земного Отечества, каковым для нас являются государства Средней Азии. Это честность и искренность, преданность и послушание законной власти, по библейской заповеди: "Бога бойтесь, правителя чтите".
Говорил отец Алексий и о толерантности:
– Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий.
Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".
Одной из особенностей вечера явилось и его своеобразное композиционное построение. Если в выступлениях иерея Алексия Назарова раскрывалась духовно-богословская первооснова темы, то светская часть отражала своеобразие взаимопроникновения и переплетения богатейших культур России и Востока. Автор композиции вокальных приношений вечера, режиссёр ГАБТ имени А. Навои, заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним в своих преамбулах к номерам касался именно этой глубины и многообразия и каждой культуры в отдельности, и их сплетения в своеобразный венок. Наряду с размышлениями творческого характера, авторы и ведущие вечера касались многих тем, связанных с нерушимым понятием дружбы и единения народов, населяющих благодатную землю Узбекистана и живущих в благодатном согласии и мире. Своеобразным был и поворот внимания слушателей к интересу композиторов России к древнему и таинственному миру Востока, их произведениям, где две культуры вновь и вновь сплетаются в нерушимом соцветии и взаимопроникновении.
Программа вокальных номеров была разнообразной и многоцветной. Очень значительным и убедительным стало оттенение философско-глубинных романсов Г. В. Свиридова и С. В . Рахманинова прихотливой утончённостью творений известных узбекских композиторов М. Бурханова и Х.Рахимова в мастерском исполнении заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой и Лауреата Государственной премии «Нихол» Саиды Мамадалиевой. С другой стороны – поражало проникновение молодой певицы, лауреата Менждународного конкурса Малики Норматовой в непростую ткань свиридовского цикла на стихи раннего С. Есенина «Русь отчалившая», где экспрессивный поиск героем высшей правды земного Бытия раскрылся солисткой узбекского происхождения мудро и тонко. Как и М. Норматова, так и С. Мамадалиева убедили слушателей и искренностью исполнения романсов Чайковского «Средь шумного бала» и «Забыть так скоро…».
Блеснуло непосредственностью и юным обаянием исполнение Асмик Арутюнянц и «восточного» романса П. Чайковского «Канарейка» (где автор своеобразно передаёт неповторимый восточный колорит и образность!), и беспредельный простор русской степи в народной песне «Ты раздолье моё!». Колоритно прозвучала народная татарская песня «Сарман» - и в контраст к ней – удивительное преломление мелодий востока и их причудливой напевности в романсе Н. Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей…» в исполнении Лауреата Международных конкурсов Анджелы Мухаметзяновой. Как и на многих вечерах, эмоционально и тонко наполнила Заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова воплощение замечательных романсов П. Чайковского «Горними тихо летела душа небесами» и «То было раннею весной». Вся эта разнообразная программа была подготовлена и вдохновенно исполнена с солистами бессменным музыкальным руководителем и концертмейстером всех вечеров Людмилой Слоним. В дополнение к обширной классической и народной программе, от её имени, как композитора, в эмоциональном исполнении Гульшан Азизовой был своеобразно «подарен» торжественному вечеру и авторский романс Л. Слоним на стихи А. Блока «Когда в листве, сырой и ржавой», органично вписавшийся в многообразную ткань вокальных приношений.
Запомнилось и стремление организаторов и исполнителей вечера придать действу элементы зрелищной театральности – колоритный традиционный узбекский костюм С. Мамадалиевой при исполнении ею узбекских произведений, равно как и традиционный татарский народный костюм А. Мухаметзяновой, исполняющей популярную татарскую народную песню – оттенялись изысканной парадностью одеяний солисток при исполнении классических произведений.
Завершая вечер, иерей Алексий Назаров сказал:
– Как быстро летит земное время! Только недавно Ташкентская и Среднеазиатская епархия отпраздновала свое 130-летие. Сегодня, как 10 лет назад, мы снова открывали торжественную часть праздничного концерта молитвой «Царю Небесный», благодаря Бога за мир и дружбу двух религий Ислама и Православия здесь, на благословенной земле Узбекистана. И вот, нам предстоит пропеть молитву «Достойно есть» на завершение нашего праздничного концерта, тем самым воздав славу Богу и поблагодарив всех здесь присутствующих людей различных национальностей и религиозных убеждений за понимание и доброжелательность. Нам хочется молитвенно выразить нашу надежду на единение всех добрых сил на благо и процветание нашего Узбекистана, на благо всех живущих в нем и мусульман, и православных, и представителей иных религиозных кофессий. Да дарует нам Бог мир – главнейшее и ценнейшее из всех богатств на земле.