Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Престольный праздник Свято-Троице Никольского женского монастыря
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

(из Устава Русской Православной Церкви)

 

1. Духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви являются высшие и средние специальные учебные заведения, подготавливающие священно- и церковнослужителей, богословов и церковных работников.
2. Духовные учебные заведения состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет.
3. Канонически Духовные учебные заведения входят в юрисдикцию того епархиального архиерея, на территории епархии которого они находятся.
4. Духовные учебные заведения учреждаются решением Священного Синода по представлению епархиального архиерея, поддержанного Учебным комитетом.
5. Духовное учебное заведение управляется и осуществляет свою деятельность на основании настоящего Устава, гражданского и внутреннего Уставов, одобренных Священным Синодом и утвержденных епархиальным архиереем.
6. В случае принятия Духовным учебным заведением решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, Духовное учебное заведение лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности Духовного учебного заведения как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало Духовному учебному заведению на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.
 

УСТАВ ТАШКЕНТСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.1. Ташкентская Православная Духовная Семинария (в дальнейшем Семинария) является высшим духовным учебным заведением Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), готовящим священнослужителей Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

I.2. Семинария учреждается и упраздняется с благословения Патриарха Московского и всея Руси решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

I.3.Семинария находится в ведении Патриарха и Учебного Комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви под каноническим наблюдением и попечением Епархиального Архиерея.

I.4.Семинария осуществляет свою деятельность на территории Республики Узбекистан при соблюдении действующего законодательства Республики Узбекистан, Устава Русской Православной Церкви. Устава Ташкентской и Среднеазиатской Епархии и настоящего Устава.

I.5.В своей деятельности Семинария руководствуется Уставом об управлении Русской Православной Церкви, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода, указами Патриарха и Епархиального Архиерея.

I.6.После регистрации в установленном порядке настоящего Устава Семинария пользуется правами юридического лица: имеет печать, штамп и бланк со своими наименованиями и символикой, счета в банках, в том числе в иностранной валюте.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРИИ ПРИЕМ УЧАЩИХСЯ

II.1. Семинария готовит кадры священнослужителей и церковнослужителей Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

II.2. Полный срок обучения в Семинарии - пять учебных лет.

II.3. Прием в Семинарию осуществляется один раз в год в соответствии с установленными правилами.

II.4. В Семинарию принимаются лица в возрасте до 35 лет, имеющие среднее образование. Поступающие в Семинарию подвергаются приемным экзаменам.

II.5.Учащиеся пользуются общежитием, питанием, учебными пособиями и литературой.

II.6.Учащиеся Семинарии подчиняются правилам внутреннего распорядка, утвержденным Ректором Семинарии.

II.7.Окончившие полный курс Семинарии направляются Учебным Комитетом при Священном Синоде на церковно-приходское служение или послушание в епархии Русской Православной Церкви. Иностранные студенты распределяются в распоряжение Предстоятеля своей Поместной Православной Церкви. Окончившие Семинарию по первому разряду рекомендуются Педсоветом для поступления в Духовную Академию.

II.8.Семинария вправе в соответствии с законодательством Республики Узбекистан создавать свои печатные органы.

III. УПРАВЛЕНИЕ СЕМИНАРИЕЙ

III.1. Правящий архиерей

а) Канонический надзор и духовное попечение над Семинарией осуществляет Правящий Архиерей.

б) Правящий Архиерей утверждает Устав Семинарии, вносимые в него дополнения и изменения.

в) Посещает Семинарию во всякое время и удостоверяется в степени ее благоустройства.

г) По своему желанию присутствует на экзаменах студентов.

д) Архиерею представляются все журналы Педсовета и Правления Семинарии для просмотра и утверждения.

е) Предлагает кандидатуры Ректора с последующим утверждением на Священном Синоде.

ж) Назначает Проректора, Инспектора, Секретаря и преподавателей Семинарии.

III.2. Учебный Комитет

а) Организационное и учебно-методическое руководство Семинарией осуществляет Учебный Комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви.

б) Разрабатывает и изменяет программы предметов, проходимых в Семинарии, а также учебные планы.

в) Рассматривает и утверждает учебные пособия.

г) Требует от Семинарии для рассмотрения записи, конспекты и курсы проходимых предметов.

д) Устанавливает штаты, количество учебных часов по предметам.

е) Обсуждает кандидатуры на должность Ректора Семинарии с последующей рекомендацией на утверждение Священного Синода.

ж) По просьбе руководства Семинарии назначает выпускников Духовных Академий на вакантные должности преподавателей.

з) В течение учебного года назначает ревизии и обследования Семинарии в учебном и воспитательном отношении и рассматривает результаты ревизий и обследований, принимает по ним соответствующие постановления.

и) Разрабатывает и устанавливает объем, сроки и содержание отчетности.

III.3. Ректор Семинарии

а) Ректор утверждается Патриархом и Священным Синодом.

б) Непосредственное управление Семинарией осуществляется Ректором и образованными при его председательстве Педсоветом или Правлением Семинарии (инспекцией).

в) Является ответственным за все стороны ее деятельности.

г) Решает все вопросы, связанные с организацией учебного и воспитательного процесса в Семинарии, осуществляет прием на работу и увольнение преподавателей, рабочих и служащих Семинарии.

д) Является распорядителем финансов, ему принадлежит право подписи банковских счетов и документов.

III.4. Проректор и Педсовет

а) Распределение учебных предметов и порядка их преподавания в Семинарии.

б) Составление списков студентов после приемных экзаменов.

в) Перевод студентов из класса в класс, назначение переэкзаменовок.

г) Постановление о выдаче дипломов.

д) Назначение дополнительных стипендий студентам на следующее полугодие.

е) Наказы и инструкции служащим Семинарии.

ж) Зачисление в число студентов Семинарии и исключение из Семинарии.

з) Назначение времени и порядка проведения приемных экзаменов в Семинарии.

и) Решения о направлении лучших учащихся в Духовные Академии.

к) Заседания Педсовета происходят по мере надобности (но не реже 3-х раз в год) по распоряжению Ректора и под его председательством.

л) Для дел, требующих предварительного рассмотрения могут быть из числа преподавателей образованы комиссии, которые и представляют Проректору свои соображения и заключения.

м) Спорные вопросы могут решаться открытым голосованием. Голос Ректора имеет преимущество.

IV. ИМУЩЕСТВО. ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ СЕМИНАРИИ

IV.1. Средства Семинарии складываются из:

а) средств, отпускаемых Ташкентской и Среднеазиатской епархией, других епархий и приходов, согласно установленной смете;

б) доходов от семинарского храма;

в) добровольных пожертвований граждан, предприятий и организаций;


г)доходов от издательской и иной, не запрещенной законодательством Республики Узбекистан деятельности.

IV.2. В собственности Семинарии могут находиться здания, сооружения, строения, предметы богослужебного назначения и церковной утвари, объекты и имущество производственного благотворительного, культурно-просветительского назначения и иное имущество, необходимое для ее деятельности приобретенное за счет собственных средств, переданное государством, пожертвованное гражданами и организациями.

IV.3. Пользование землей Семинария осуществляет, в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

IV.4. Налогообложение сотрудников Семинарии осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан

IV.5. Контроль и ревизия финансово-хозяйственной деятельности Семинарии осуществляется в соответствии с Уставом об управлении Русской Православной Церкви.

IV.6. На граждан, работающих в Семинарии по трудовому договору, распространяется законодательство о труде Республики Узбекистан. За лиц, работающих в Семинарии, вносятся платежи в Пенсионный фонд, а также другие платежи в установленном законом порядке.

IV.7. В Семинарии обеспечивается строгий учет и сохранность документов относительно рода работы, стажа и оплат священнослужителей, церковнослужителей, а также рабочих и служащих, принятых по найму по трудовым договорам (контрактам). При реорганизации или ликвидации Семинарии указанные документы своевременно передаются на государственное хранение в установленном порядке.

V. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ СЕМИНАРИИ

V.1. Бухгалтерский учет в Семинарии осуществляется Ташкентским и Среднеазиатским епархиальным управлением .

V.2. Отчетность в постановке учебного процесса Семинария осуществляет перед Правящим архиереем и учебным Комитетом при Священном Синоде.

VI. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВА

Настоящий Устав может быть пересмотрен или дополнен решением Педсовета Духовной Семинарии при последующем утверждении его Правящим Архиереем и регистрацией в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.


VII. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМИНАРИИ

VII.1. Семинария может прекратить свою деятельность по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан и уставом об управлении Русской Православной Церкви.

VII.2. В случае прекращения деятельности Семинарии все ее имущество и финансы после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами поступают в распоряжение Ташкентского и Среднеазиатского Епархиального Управления и Московской Патриархии.

VIII. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ СЕМИНАРИИ (адрес): 100015 г. Ташкент ул. Авлиеота, 91, тел (+998-71) 255-54-15, 254-27-27

 

 

Историческая справка по Ташкентской Духовной Семинарии

 Ташкентская Духовная Семинария является Высшим учебным заведением Русской Православной Церкви с пятилетним сроком обучения. В ее стенах обучаются будущие священнослужители и специалисты с высшим богословским образованием, имеющие перспективу дальнейшей работы в центральноазиатском регионе и других епархиях РПЦ.  
История Ташкентской Духовной Семинарии имеет довольно небольшой срок, если не учитывать историю существования духовных семинарий в городе Ташкенте в дореволюционное время.
В 1990 году по благословению правящего Архиерея было открыто Ташкентское Духовное Училище с двухгодичным сроком обучения. Не имея никакой базы, ТДУ сумело быстрыми темпами пройти период становления: были найдены помещения для занятий, оформился постоянный преподавательский состав, студенты были обеспечены жильем и горячим питанием.
К 1998 году, когда благодаря правительству Республики Узбекистан Церкви были переданы ряд строений и прилегающих к Свято-Успенскому собору территорий, Управление Ташкентской и Среднеазиатской Епархии сочло возможным открыть Духовную Семинарию, которая могла бы выпускать студентов уже с полноценным высшим образованием.

  


21 июля 1998 года Министерством юстиции Республики Узбекистан Ташкентская Духовная Семинария получила юридическую регистрацию. 22 января 1999 года Семинария получила лицензию на свою деятельность. На материальной базе и на основе преподавательского состава ТДУ Семинария успешно начала свою деятельность.
Семинария разместилась в здании бывшего военного госпиталя царской армии. В последующем это здание использовалось под лаборатории института вакцины и прививок, а после в качестве прозекторской судебно-медицинской экспертизы.
В 2002 году было введено в строй новое благоустроенное двухэтажное здание общежития ТДС, разделенное на просторные комнаты – кельи, в каждой из которой проживают 4 человека.
  Первый набор в Семинарию был осуществлен в сентябре 1998 года. На первый курс поступило 13 человек. С этого времени, каждый год Семинария принимает новых абитуриентов в свои стены. В сентябре 2002 года все пять курсов были укомплектованы.


Учебная программа ТДС составлена на основе Учебной программы Московской Духовной Семинарии. Но кроме общего семинарского курса студенты ТДС изучают ряд других учебных дисциплин, знание которых будет необходимо в дальнейшем служении в Церкви: педагогики и психология, социальная психология и управление персоналом. К ним добавлены предметы, учитывающие специфику нашего региона: история Узбекистана и узбекский язык.
Кроме учебного процесса организован быт и досуг студентов:
Студенты, с целью всестороннего развития посещают театр и музеи города Ташкента. Планируются паломнические поездки к святыням и святым местам, расположенным на территории Ташкентской и Среднеазиатской Епархии. С познавательной целью студенты просматривают видеокассеты исторического, религиозного и воспитательного характера. Кроме этого проводится общественная работа: студенты и преподаватели Семинарии занимаются выпуском и коррекцией собственных оригинальных учебных пособий, а также редакционной работой в христианском, литературно-художественном альманахе "ВОСТОК СВЫШЕ". Начинается большая работа по просвещению и катехизации молодежи. Студенты Семинарии преподают в Воскресной школе при Свято-Успенском соборе.

Кроме учебы студенты проходят богослужебную практику в Свято-Успенском соборе города Ташкента в семинарском храме св. великомученика и целителя Пантелеимона. Создан семинарский хор, который на протяжении уже нескольких лет самостоятельно поет на богослужениях.

Студенты получают ежемесячную стипендию, определяемую Архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром, пользуются трёхразовым бесплатным питанием и общежитием, а также учебными пособиями, имеющимися в семинарской библиотеке.
Преподаватели Семинарии участвуют в различных общественных и государственных мероприятиях, выезжают на конференции и семинары, организуемые Учебным комитетом Московской Патриархии РПЦ.
 


ПРАВИЛА ПРИЕМА В ТАШКЕНТСКУЮ ДУХОВНУЮ СЕМИНАРИЮ
НА ПАСТЫРСКО-БОГОСЛОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ


1. ТАШКЕНТСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ - высшее учебное заведение
Московского Патриархата, специализирующееся на подготовке  священнослужителей Русской Православной Церкви.


2. Срок обучения - 5 лет.


3. В Семинарию принимаются лица мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие среднее образование, холостые или женатые (первым браком).


4. Поступающие в Семинарию сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:


   1.Закон Божий, включая:
      А) Священную историю.
      Б) Основы Православного вероучения.
      В) Богослужебный устав.
          Рекомендуемая литература:
          - Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 
          - Закон Божий. О православной вере. Тт. 1-4.
   2.Церковная история.
      Рекомендуемая литература:
          - Закон Божий. О православной вере. Т. 5.
   3.Сочинение (на церковно-исторические темы).
   4.Церковное пение.


5. От поступающих требуется осмысленное знание следующих молитв:


а) Начальных: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...”, “Царю Небесный...”, “Святый Боже...”, “Пресвятая Троице...”, “Отче наш...”, “Приидите, поклонимся...”.
б) Утренних: “От сна восстав...”, “Боже, очисти мя грешнаго...”, Ангелу-Хранителю.
в) Вечерних: “Боже вечный...”, “Вседержителю, Слово Отчее...”, “Благаго Царя Благая Мати...”, Ангелу-Хранителю.
г) Божией Матери: “Богородице Дево, радуйся...”, “Достойно есть...”, “Взбранной Воеводе...”, “Милосердия двери...”, “Не имамы иныя помощи...”.
д) Символ веры. Молитва св. Ефрема Сирина. Молитва перед Св. Причащением. Десять заповедей. Заповеди блаженства. Тропари двунадесятых праздников. Тропарь своему святому. Псалмы 50-й и 90-й.

6. Поступающие должны свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке.


7. Желающие поступить в Ташкентскую Духовную Семинарию должны представить в Канцелярию следующие документы:

1) прошение на имя Ректора Семинарии;

2) рекомендацию приходского священника;

3) заполненную анкету (заполняется в Семинарии) и две фотокарточки (3 х 4);

4) автобиографию;

5) свидетельство о рождении;

6) документ об образовании;

7) справку о семейном положении (или с места жительства); 

8) справку о крещении;

9) справку о венчании (для женатых);

10) справку от врача о состоянии здоровья (форма № 286), где обязательно должны быть отметки о прививках, справку об учете с психоневрологического и  наркологического диспансеров (по месту жительства);

11) для абитуриентов, не граждан Узбекистана необходимо привезти с собой 5 (пять) долларов США для первичной регистрации по месту жительства.

8. По прибытии в Семинарию абитуриентам необходимо предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и военный билет (приписное свидетельство), в котором должна быть проставлена отметка о постановке на воинский учет.


9. Всем учащимся предоставляется бесплатное питание, общежитие и стипендия.


10. Абитуриенты с иностранным подданством (не граждане Республики Узбекистан), должны предварительно (за полтора месяца) сообщить письменно о своем желании поступить в ТДС и выслать копию паспорта и справку с места работы или учебы для оформления визовой поддержки. Абитуриенты-иностранцы за оформление визовой поддержки ТДС должны привезти с собой 5 (пять) долларов США.
 

Прием документов производится до 15-20 августа.