Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Скорый помощник в бедах и скорбях
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

sret_gold_1.jpgИерей Алексий Назаров:  Ваше Высокопреосвященство, огромное спасибо за то, что в череде своих дел, Вы находите время побеседовать с нами, с прихожанами Свято-Успенского кафедрального собора.  Две встречи, по Вашему благословению, мы провели после просмотра фильма владыки Илариона (Алфеева) «Человек перед Богом». Фильм состоял из двух частей: в первой рассказывалось об устройстве храма, во второй – о богослужении в Православной Церкви. И сегодня наша тема: что такое церковная свеча, правило возжигания свечей в храме, духовное значение церковной свечи, для чего мы ходим в церковь ставить свечи? Вам слово, владыка. Прокомментируйте, пожалуйста, этот фильм, выразите словом значение православного храма, православного богослужения и, если можно, объясните понятие возжигания церковной свечи. Спасибо!

 

Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры! Всех поздравляю с прошедшим праздником Пасхи Христовой и с наступившим праздником Вознесения Господня!

Вот так, наша жизнь течет, и каждый отрезок жизни имеет свое значение для нас. Пасхальные дни очень важны, потому что Пасха – праздник праздников, предназначение вечного праздника, вечного блаженства. Наступил праздник Вознесения Господня, и Своим вознесением Он прославил род человеческий, потому что вознесся на Небо телом, которое всегда будет носить на Себе. Чтобы спасти нас и даровать вечность,  Иисус Христос сошел с Небес на землю, принял на Себя тело и душу человека и стал Совершенным Человеком, кроме греха, родился от Девы Богородицы Марии и всю земную жизнь Свою повиновался Ей, Которая есть Его же творение. Живя на земле, Иисус Христос всеми делами Своими прославлял имя Божие и со всем усердием и любовью исполнял Свое служение и Свое дело, на которое Он пришел в мир. Господь прошел очень тяжелый путь, Иисус Христос умирает – и умирает смертью крестною.

Вспомним, когда некоторые из прихожан были в Иерусалиме (поездка за Благодатным Огнем), проходили этот Крестный путь. Вспоминали трагические дни пребывания Господа Иисуса Христа на земле, видели то место – место Его Воскресения. Находились там, где ежегодно сходит Благодатный Огонь у Гроба Господня, где Христос воскрес, где осталась стопа Спасителя при Его вознесении. Паломники были свидетелями этого события, прикладывались к этому месту, молились в небольшой часовне, где сохранилась стопа Господа Иисуса Христа. Мы приходим в этот мир, живем, трудимся, переходя потом в иную жизнь, и Господь встречает нас, чтобы дать нам Царство Свое по трудам, которые мы заслужили, живя на земле.

Главное место в жизни человека занимает Церковь, храм Божий. По сути, слово «Церковь» имеет два значения: церковь, как здание и Церковь, как живой организм. Во главе  этого организма стоит Сам Иисус Христос – Спаситель, а мы члены этого организма,- Церкви. Надо всегда помнить, что церковь, как здание, материальна, имеет форму круга, корабля, креста и т.д. и в этом есть особый смысл. Но еще больше имеет значение духовное понятие Церкви. Когда вы смотрели фильм, показывались виды храмов, которые строились в течение многих столетий. Если посмотреть на храмы в Узбекистане, к сожалению, большинство строили просто или передавали обычный дом в пользование, а где-то расширяли - и получался храм. Если даже и не получалось придать форму, рады были тому, что есть возможность помолиться, потому что приобретался духовный настрой. Главное, чтобы храм стоял благосклонно на Восток, напоминая нам, что с Востока пришел Христос - Спаситель. Восток символизирует и подразумевает Христа Бога нашего, и поэтому мы обращаемся на Восток, к Самому Христу. И где бы мы ни находились, читая молитвы (утренние, вечерние, «Отче наш»), мы обращаемся ко Христу, Который пришел с Востока, чтобы спасти все человечество.

Храм имеет, как свидетельствует Священное Писание, притвор, последние и средние части, где пребывает народ, алтарную часть (Святая Святых) в нашей церкви, где расположен престол и жертвенник. Все таинства совершаются на престоле ежедневно. Приготовление Святых Даров совершается на жертвеннике, и под видом хлеба и вина переносятся на престол во время Херувимской песни. Этот перенос имеет название «Ход», символизируя распятие Христа-Спасителя, Его пригвождение ко Кресту. Это один из самых важных моментов в богослужении. Совершается Божественное Таинство, и поэтому разговаривать и ходить по храму нельзя. Сам Господь приносит Себя в жертву за нас, за наши грехи, и мы должны благоговейно, со страхом Божиим стоять, с сокрушением своего сердца молиться и воздавать хвалу Ему. Сам Господь присутствует с нами, но мы Его не видим, только ощущаем, чувствуем Его благодать, которая сходит в молении на эти Дары, которая касается всего храма. Когда совершается таинство Причастия, верующий под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Христа для вечной жизни. Люди должны стоять с трепетом, благоговейно, чтобы благодать Божия, войдя в нас, смогла учить молиться молитвою истинною. Когда человек знает все, что происходит в алтаре, он стоит с сокрушением сердца и молится. В фильме было показано, что совершается: все ходы и выходы из алтаря, каждение священнослужителя. Все это имеет силу. Шестопсалмие читается перед Царскими Вратами на вечерней службе, символизируя изгнание Адама и Евы из рая, чтобы Господь открыл двери рая, Второе Пришествие Иисуса Христа, Страшный Суд Господня. Мы стоим при потухших свечах молимся, вспоминая свои грехи, внимательно слушая каждое слово, которое произносится, и все, что совершается священнослужителями, имеет глубокое значение.

 Все, что совершается в храме, - таинственно, и все, что происходит, глазами не увидишь, но то, что присутствие ангелов, апостолов, святых угодников Божиих чувствуется, несомненно. Вспомните жития святых, преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского. Они видели ангелов, которые с ними стояли и вместе молились. Вот пример из рассказа преподобного святого. Он рассказал одному монаху тайну, которую Господь ему открыл. Только после смерти этого преподобного монах мог бы открыть тайну происшедшего с преподобным явления, потому что человек достиг совершенства, и его коснулась Божия благодать. Во время Причастия в Чаше появился огонь Божественный – это величайшая Тайна!

Мы привыкли на службе слышать слова «Паки и паки» и не задумываемся, что в этом возгласе, когда идет богослужение, присутствуют ангелы, архангелы, Сам Господь, Божия Матерь и все святые угодники. На Литургии священник произносит «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!». В это время Сам Господь, Божия Матерь и вся небесная Церковь спустились с небес и присутствуют с нами. Мы должны молиться единой молитвой и не отвлекаться. Ангелы смотрят сверху и трепещут, и не могут приникнуть, так как это самый важный момент. Мы должны подражать ангелам, зная свою греховность, и стоять с кротостью, со страхом Божиим, молиться. Все что совершается в алтаре, нам не открыто, стоит преграда – иконостас, чтобы  глядя на иконостас, понимали, что перед нами Небесная Церковь.  Первый ярус –  Спаситель, Божия Матерь, второй – апостолы, потом святые отцы, пророки. Глубоко понимая, что с нами вся небесная Церковь, мы должны вести себя по-христиански.

Теперь о церковной свече. Свеча имеет большое значение. Это то малое, что мы можем принести Богу. В нашей жизни бывают скорби, болезни, и все эти препятствия проходят, преодолеваются с Божией помощью, и мы благодарим Господа. Но все больше просим. Так и в богослужении произносим: «Подай, Господи! Помилуй меня, Господи!».

Что мы приносим Богу? Свечку. Святые отцы думают и говорят так: «За все надо благодарить Господа, за свет, за воздух, за тепло». А если задуматься, Господь дает нам еще способность ходить, трудиться. И главное – здоровье. Надо понимать: все это не мое – это Дар Божий. «Спаси, Господи, что Ты даешь мне здоровье, способность мыслить, чувствовать!». Если человек имеет чувство благодарности, то приходя в храм, самое малое, что он может принести Богу, это свечу. Свеча символизирует Божественный Свет, Свет миру, Свет от Света. Жертвуя церковной свечой, мы надеемся на помощь Божию, благодарим Господа за милость. С одной стороны мы жертвуем, а с другой мы благодарим и получаем от Господа благоволение. В Священном Писании говорится, что Господу нужно сердце, сердце чистое – это лучшая жертва Богу. В богослужениях мы постоянно благодарим и просим, и если пожертвовали свечкой или бросили в ящик для пожертвования деньги, важно делать эти пожертвования от благодарного сердца. Вспомним из Евангелия, как вдова не от избытка средств отдала в храм последние монеты, а от чистого и исполненного надеждой сердца. Господь оценил эту жертву. Мы прославляем ее уже 2000 лет. Она получила славу за свой подвиг. Мы должны делать так: потрудились, получили прибыль и в благодарность Богу от себя что-нибудь пожертвовали. Конечно, Богу этого не надо, Ему нужно наше расположение, наше сердце. Все, что предлагает церковь, нельзя без объяснения принимать, просто так зайти в храм, поставить свечку и выйти. Нужно понимание.

Зачем ходит женщина с тарелкой и собирает какие-то пожертвования? Наверное, батюшки обогащаются? По незнанию, приходят разные мысли: «Нет, лучше не положу, подальше от греха!». Правильнее думать о том, что мы приходим на встречу с Богом, я хочу быть рядом с Ним и сказать так: «Господи, благослови, прости, помилуй, дай мне помощи! Благодарю Тебя за то, что я смог или смогла придти сегодня к Тебе и с Тобой побеседовать».

Господь распределил, что в храме каждый занимается своим делом и отвечает за свое дело сам перед Богом. Еще из Ветхого Завета знаем, что священнослужитель несет наказание, если он неправильно пользуется пожертвованиями, и очень важно для него не быть осужденным перед Богом и перед людьми. Каждый из нас должен отвечать за свои поступки, за свое спасение, отдавать, живя на земле, чтобы потом получать. В Евангелие написано: «и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7:2). Господь знает наше расположение сердца, с каким настроем души мы делаем добрые дела. Надо воспитывать в себе то понимание, которое соответствует объективности происходящего в храме, и если правильно понимать, то многие вопросы были бы решены.

Не стоит говорить о ценах на свечи, иконы, книги. Все, что есть в храме, это все для удобства верующих людей. О размерах пожертвования нельзя с точностью говорить, ведь жертва должна быть добровольной настолько,  насколько настроено сердце. Есть всегда выбор. Принято решение о том, чтобы была так называемая общая свеча без указания стоимости – пожертвование, стоимость – на усмотрение вашего сердца. Люди не совсем поняли, что нужно брать 2 или 3 свечки, и брать со страхом Божиим, с благоговением, как верующий человек. Не совсем правильно брать целую горсть и просто так ставить - это безрассудное отношение к церковной свече. Нужно глубоко понимать и уважать друг друга. Наш храм – это не купля–продажа!  Если все это убрать, люди сами будут искать, где приобрести. Найдутся лавки, где можно все это взять, но предметы будут неосвященные и, возможно, не правильно сделанные, а главное это будет жертва не Богу, не жертва для Его Церкви, а жертва бизнесменам. Эти проблемы берет на себя храм. Это большая функция. Храм несет ответственность за то, что  приобретается, и отвечает ли оно всем требованиям Православного Канона Церкви. К сожалению, об этом мы перестали говорить и объяснять, для чего мы приходим в храм. Надо с пониманием и сознательно подходить к тому, что происходит в храме, что совершается в храме Божием. И если возникают вопросы или предложения, то надо обращаться, чтобы поднять свой уровень самосознания. Все, что предлагается в храме Божием, все - для  нашего блага, радости, для духовного возрастания. Это так!

 

Иерей Алексий Назаров:   Спасибо, дорогой владыка! Слушая Вас, люди, которые смотрели фильм, дополнили свое понятие о храме, о богослужении, еще о понятии жертвы в образе церковной свечи. Если можно сказать, с чего Вы начали, жертва, которую принес Сам Бог, ради нашего спасения. Это даже в сравнение нельзя ставить. Если осознавать это, то жертва в образе свечи покажется самой малой лептой, которую мы приносим. Огромное спасибо, дорогой владыка! В период, когда Вы были в Таджикистане, Вы упомянули о встрече с Президентом этой страны, о встрече с Председателем отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Если можно, расскажите о значении и об итогах этой встречи?

 

Митрополит Викентий:   Еще до приезда в Таджикистан я побывал на Афоне. Была возможность посетить наши святыни, подняться почти до вершины горы Афона – того места, на котором была Сама Божия Матерь. Она молилась Богу, Спасителю нашему Иисусу Христу, и Божественная Его сила снесла идола с верхушки горы. Высота этой горы примерно 2300 метров, падая, идол ушел в море. Легко подниматься на эту гору, но в ту пору было холодно, дул сильный ветер, и мы не смогли подняться. Отслужили большую Литургию, Всенощную службу, Вечерню, Утреню. Причастились, помолились, поминая по запискам всех верующих нашей епархии, и испросили благословение у Пресвятой Богородицы на дальнейшие наши труды.

Что касается поездки в Таджикистан, поясню, что это одна из епархий, которая входит в Среднеазиатский митрополичий округ. Я встречался с Президентом Узбекистана и Президентом Кыргызстана. Пришло время встречи с Президентом Таджикистана вместе с владыкой Иларионом, митрополитом Волоколамским, Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Он посетил нашу епархию, нашу Митрополию Среднеазиатского округа, познакомился с жизнью нашей церкви, посетив собор в Душанбе.  Мы встречались с Президентом Таджикистана, он принял нас любезно, были подняты интересные вопросы. Вопрос о содействии людям, которые живут в России, приехавшим на заработки, зачастую незнающим русского языка.  Поступило предложение об открытии при храмах курсов по изучению русского языка, православной русской культуры, для того чтобы влиться в Россию и не вносить диссонанс в российское общество. Решались вопросы об открытии храма, строительстве кафедрального собора в городе Душанбе, об открытии епархиального управления. Встреча прошла, Слава Богу, в хорошей и теплой обстановке.

 

Иерей Алексий Назаров:  Спасибо, дорогой владыка! Это отрадная новость, что этнические таджики будут изучать русский язык, русскую культуру при храмах. Спасибо, владыка, за добрую весть! Скоро надо уже идти на богослужение, у нас есть еще один небольшой вопрос. Почему нет Ваших дисков Святой Соборной и Апостольской Церкви (так выразился человек, задавший этот вопрос), имеется в виду дисков с Вашей проповедью, выступлением?

 

Митрополит Викентий:   Вы имеете возможность видеть  меня вживую. Это лучше, чем любое общение по телевизору!

 

Иерей Алексий Назаров:   Это так, владыка, но, может быть, некоторые люди хотели бы дополнить для себя услышанное, а потом существует такое понятие - для истории, для наших потомков, чтобы передать им. Некоторым людям вечером нет возможности приехать, или очень перегружены и не могут прийти в храм, а включили бы запись и посмотрели диски. Если благословите, владыка, у нас есть отдел, который занимается дисками. Наряду с другими дисками стояли бы и Ваши проповеди, выступления, которые транслируются по телеканалу «Союз». Думаю, это будет интересно людям, которые писали записки, и здесь присутствующим. Все поддержат добрые начинания. Если благословите, будем очень рады!

Еще вопрос. Пишет женщина: «Глубокоуважаемый владыка Викентий! Слово о храме, о богослужении – именно у нас в соборе. Моментом особого духовного подъема на Литургии является для мирян поочередное со священником произношение всех молитв перед Святым Причастием. В настоящее время миряне, к сожалению, не призываются, как раньше, поочередно отдельно произносить молитву вслух, после священника. Это нарушение Евхаристического канона?». Подпись: «Раба Божия Татьяна».

В одно время владыка Владимир благословил читать так молитву, а потом все остановилось, и по какой причине неизвестно? Эта молитва произносилась вслух также, как и молитвы «Верую…», «Отче наш…», читалась вместе со священником.

 

Митрополит Викентий:   Хорошо, попробуем вместе произносить.

 

Иерей Алексий Назаров:   Последний вопрос: «У меня двое сыновей и две дочери. Как воспитывать детей? Как добиться их уважения к противоположному полу? С благодарностью, Светлана». Вопрос о половом воспитании в семье, где мальчики уважали бы девочек, и наоборот.

 

Митрополит Викентий:   К сожалению, у нас и в воспитании детей многое было потеряно, поэтому у людей возникают подобные вопросы. Все зарождается в семье. Мы не умеем воспитывать с идеей: девочку, как будущую женщину, мальчика, как будущего мужчину. Если в семье нет уважения мальчика к девочке, а девочки к мальчику, то о какой гармонии может идти речь? Каждый из членов семьи должен знать свои обязанности, как мальчики, так и девочки. Все должны помогать друг другу, поддерживать в делах. В больших семьях таких вопросов не возникает, потому что сфера дружелюбная, присутствует дух единства и благочестия, конечно, если правильно подходить к воспитанию. Ведь семья – это малая церковь, и если присутствует Дух Божий, то проблемы разрешимы, потому что каждый выполняет свою функцию перед Богом с пониманием своей значимости здесь, на земле. Проблемы возникают тогда, когда родители неправильно подходят к воспитанию, и соответственно возникают особые проблемы, а решаются они просто по  благословению Божиему.

Благодать Божия скрепляет узы любви, уважения, терпения, сострадания, порядочности и т.д. Очень важно, когда в семье молятся вместе, готовятся к Причастию, идут вместе в церковь. Если вести работу над своей душой, развиваться нравственно, духовно ради того, чтобы приобрести в душе Божию благодать, то в такой семье всегда будет гармония чувств и сопереживание друг другу. Все трудности преодолеваются, если семье содействует сила Божия в дополнение к воспитанию отца и матери.

 

Прихожанка:  Можно Вас поблагодарить за содержательную беседу, она очень нам нужна. С Вашим приходом в епархии все оживилось! Спасибо за конференц-зал, в котором проводятся занятия, спасибо огромное!

 

Митрополит Викентий:  Спаси вас, Господи! Как продолжение своего слова о семье, добавлю. Мы - большая семья. И если трудиться, учиться и стараться жить по-христиански, то все получится хорошо!

Прихожанка: Можно попросить, чтобы повесили расписание, когда можно будет посещать библиотеку, а то бывает, что она не работает?

 

Митрополит Викентий: Хорошо.

 

Прихожанка: Благодарим за паломнические поездки, которые организуются в храме: в Иерусалим, по нашим городам – Самарканд, Бухара, Чирчик. Благодарим и просим, чтобы постоянно, если есть возможность, продолжали это дело. Спасибо!

 

Митрополит Викентий: Я не знаю, как получится. Есть задумка поехать в г. Екатеринбург, на Царские дни - с 16 по 19 июля. 16 июля самолет из г. Ташкента прибывает очень поздно в 19-00 по Екатеринбургскому времени. К сожалению, мы опаздываем на Всенощное бдение. Но есть еще служба в 23-00, 24-00, правда короткая, Вечерня, Утрення, потом Литургия, а после Литургии, Крестный Ход. Будем следовать по такому пути, по которому везли после убиения останки царской семьи из Храма на Крови. Этот путь около 4-5 часов. Если есть желание и силы, то можно записаться в нашу группу, и можно будет организовать эту поездку на 4 дня, по святым местам. Не обещаю всех взять, но 150 человек, думаю, можно.  Записывайтесь, и если Господь благословит, то поездка получится. Спаси, Господи, всех!

 

Прихожанка: Еще два года назад я с Вами ходила эти 20 километров в Екатеринбурге. Удивлялась, как батюшки во главе с Вами за 4 часа прошли 20 километров? Мне мудрая женщина сказала, что их ведет Святой Дух!

Спасибо Вам, Дай Бог здоровья и вдохновенья, чтобы здесь было то же самое! Спасибо за терпение и Божие стремление! Пусть Дух Святой ведет всегда легко Вас! Вы нам даете много мудрого.

 

Митрополит Викентий: Спаси, Господи! Дай Бог здоровья, благополучия, помощи Божией в духовном становлении и возрастании! Сейчас пора на службу. Спаси, Господи!