Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Скорый помощник в бедах и скорбях
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

sret_gold_1.jpgМитрополит Викентий:  Христос Воскресе!

 

Прихожане:  Воистину Воскресе!

 

Иерей Алексий Назаров: Спаси Господи, дорогой владыка, что имеете возможность встретиться и поговорить с нами о проблемах в современном мире, о насущных вопросах текущих дней, касающихся каждого человека: будь он верующий или неверующий, христианин, мусульманин или иудей. Вопрос о нашей независимости, точнее о мире на земле, которую наши прадеды, деды, отцы мужественно защищали в годы Великой Отечественной войны. Если можно, осветите, дорогой владыка, участие Православной Церкви в эти тяжелейшие годы. Спасибо!

 

Митрополит Викентий:  Дорогие братья и сестры! Поздравляю всех с окончанием седмицы, посвященной женам–мироносицам, которую мы отмечали в течение  всей недели.  Мы прославляли и тех женщин, которые своим нравственным, духовным подвигом подражали женам–мироносицам и несли веру (и до сих пор несут!), служа нашей Церкви и  людям на ниве Христовой. И этот духовный настрой, который дали нам жены–мироносицы две тысячи лет тому назад, сохраняется по сей день. Отрадно видеть, что большинство людей на различных религиозных мероприятиях,  в храме Божием -  это женщины, которые стремятся трудиться духовно и совершенствоваться.

Говорить и вспоминать об испытаниях, которые понесла Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны, без слез на глазах не возможно. Это было очень тяжелое время, и пережить это время надо было достойно. С болью в сердце вспоминаем мы, как наши отцы, еще до войны, понесли не менее страшные испытания на прочность. Мучения и унижения несли верные миряне, оскорбления и гонения – верующие,  священнослужители. Церковь находилась в сложной ситуации, и некоторые отцы церкви говорили о том, что Господь послал эту войну для того, чтобы хоть как-то, но остановить это противостояние советской власти и мирных людей. И, несмотря на то, что верующих людей считали людьми второго сорта, первыми кто подал голос в защиту отечества – это была Церковь Христова.

Церковь находилась в очень тяжелом положении, кровь христианская лилась рекой, и казалось, что народ восстанет против озлобленной власти, власти богоборческой. Но произошло то, что и должно произойти по Закону Божию, – все объединились и пошли против страшного и грозного врага. Церковь взывала всех сплачиваться и идти на фронт. Тогда  церковные служители совершали молебны, люди получали благословление на строительство всего того, что необходимо было для фронта, для победы. Например, в Екатеринбурге было собрано большая сумма денег, для того чтобы помочь заводу в строительстве танков, тогда  самых знаменитых, – Т-34. Люди, в том числе православные и священнослужители, отдавали свои сбережения, чтобы помочь фронту. Было такое единство, такое сплочение душ! Забыты были все обиды, гонения, нетерпения. О советской власти, как власти богоборческой не вспоминали, даже в оккупированных немцами местах. Забыли и просто шли, чтобы освободить отечество от врага, чтобы завоевать победу. Помогали в тылу партизанам, когда немцами была охвачена почти вся территория. Было единство душ, и никто не смотрел на то, кто какой был веры и национальности. Все знали, что горе на всех одно и на всех одна задача - как помочь солдатам на полях сражения? Приходилось делиться с солдатами последним, чтобы они не чувствовали холода и голода. Жертвовали всем, и эти жертвы были искренними, потому что знали, что  победить можно не только силой оружия, но и силой духа, мужественностью. И Господь увидел скорбь и единство всех людей, наша вера спасла нас – мы победили врага!

Происходило много чудес во время сражений и всё потому, что была благодать Божия. Те люди, которые раньше не признавали Бога, молились, стали обращаться к Богу, обещая после войны креститься. С такими словами обращались миллионы коммунистов, комсомольцев: «Господи, если Ты есть – помоги остаться в живых, я крещусь и буду верить в Тебя!» Действительно, после войны тысячи людей приходили в храмы, стояли в очереди для того, чтобы покреститься. Сейчас мы  видим, как выстраивались огромные очереди у мощей блаженной Матронушки Московской, чтобы получить живительную силу. Вот такие очереди были тогда, чтобы принять Таинство Крещения. Священники крестили целыми днями, а люди шли и шли, потому что дали обет Богу – креститься и стать другим человеком.

А вы знаете о том, что люди, герои войны, герои Советского Союза принимали сан, становились священниками? Например, в Киево-Печерском монастыре архимандрит Олимпий  был фронтовиком, и  называли его «великим нашествием». Когда к нему пришли из советской власти, чтобы закрыть  монастырь, он сказал, что в монастыре фронтовики, которые своей кровью отстояли и завоевали победу, и что, мол, нельзя закрывать монастырь, «вы хотите нового сражения?». 

У православного христианина нет по отношению к людям ненависти, он не выражает недовольства, не ропщет, он знает, что Господь посылает такую власть, какую заслужили. Какой жизнью живем, такую власть Господь посылает людям. Немцы, когда оккупировали территорию, в первую очередь открывали церковь, чтобы этим покорить народ, показывая, что немецкая власть лучше. Церковь - это хорошо для народа. Они возвращали святыни, возвращали и думали, что победят советскую власть и будут стоять над Российской землёй. Но получилось, что люди благодарили Бога за возвращение церквей и святынь, молились за победу нашего Отечества. Это было такое состояние души! Люди испытывали страшные муки, которые как человеку земному пройти не возможно, в этом был Промысел Божий. С одной стороны - враждебные силы советской власти, с другой стороны - враг. Только смирение и  воссоединение этих противоположностей – простых людей и советской власти, одержали победу над врагом. Человек, который несет в себе Слово Божие, – непобедим!

Когда враг оккупировал большую часть территории советского государства, находясь почти у границы Московского Кремля, единственной надеждой у людей был только Бог. С Божией помощью мы смогли одолеть смертельного врага, выстоять и победить. Господь помог отодвинуть враждебные силы от России.

Был такой митрополит Антиохийский Илия, который любил и переживал за Россию. Он молился, и Божия Матерь открыла ему. С Божией помощью необходимо открывать церкви, обращаться к святыням за помощью, особенно там, где проходит линия фронта. Люди так и поступали: всегда, где бы не находились, молились и носили с собой иконочку Божией Матери. Враг не смог противостоять святыням и постепенно, километр за километром, стал отступать от Москвы, потом от Сталинграда, Курска и дальше. И куда шли, несли святыни, иконы. Это не афишировалось, но кто был на фронте, видели – это правда. Я слышал, когда был в лавре, послушники-монахи, которые участвовали в сражениях, рассказывали, как всё было на самом деле.

Сейчас мы должны говорить о той страшной войне открыто, и что была помощь Божия, Божие благоволение.  Существует книга об этих чудесах. Эта книга - самое малое, что повествует о тех событиях, открывает завесу тайны происшедшего с людьми. Многие люди боялись говорить, чтобы не потерять свой пост.

И вот одна история, рассказанная мне митрополитом Амфилохием, он, кстати, и сейчас жив. После войны, когда настал мир, советские генералы, офицеры шли с победой по одному из городов, где-то в Югославии. Митрополит Амфилохий был тогда простым иеромонахом. И вот он идёт на встречу к ликующим генералам Советской армии. Они идут по городу вооруженные. У советских людей к духовенству было негативное отношение. Он стоит и думает, что им стоит взять пистолет и расстрелять его, и когда он сравнялся с группой генералов, один из них вышел к нему навстречу и, видя, что он в рясе, с крестом, сказал: «Я, вижу, ты - православный батюшка, можно ли мне исповедаться?». Несмотря на то, что это был советский генерал, он подошел и попросил принять сокровенную тайну, которую никогда никому не говорил: что для него значит эта победа. «Есть у меня иконочка, которую дала мне мама, в начале войны, фотография на картоночке. Эту иконочку я ношу в течение всей войны, и она не раз спасала мне жизнь. Пуля, попадая почти в сердце, отскакивала, как от брони. Осталась вмятина на иконочке, а вот меня не пробила. Такое чудо происходило со мной не раз, и я благодарю Бога, что Господь хранит меня, по молитвам моей матери», - говорил генерал.

Разные рассказывают чудеса, которые происходили с офицерами и просто с солдатами. Господь полагал, что через это горе, через войну многие люди обратятся ко Христу, к Богу. Конечно, так и произошло. Если раньше были гонения на церковь, после войны - взгляды несколько изменились. Задачей было сохранить веру Христову в сердцах нашего отечества.

В эти дни мы вспоминаем Победу в Великой Отечественной войне, где участвовал весь Советский Союз (в прошлом). Все люди разных национальностей участвовали в войне, Победа была одна на всех. И сегодня мы благодарим всех тех, кто дал нам свободу и возможность жить под мирным небом, по Заповедям Божиим.

 

Иерей Алексий Назаров:  Спасибо, дорогой владыка, за интересный ответ. Люди, просящие у Бога помощь во время войны, получали ее. Говорят же, что в окопах атеистов не бывает. Бывают такие слова,  которые непонятны многим людям, и даже священнослужители были в недоумении, когда Святейший Патриарх Кирилл сказал недавно, что эта война была, как «бич Божий для нашего народа».  Как это понимать, «бич Божий для народа»? Если можно, объясните.

 

Митрополит Викентий:  Я уже говорил, что это был Промысел Божий. Господь попустил для вразумления всех людей, потому что ситуация в стране была очень тяжелой. Какое-то безумие овладевало нами, непонятное состояние души. Сейчас мы смотрим на то, что было, и удивляемся, что происходило с нашими предками до войны. Простые люди заходили в церковь, брали иконы, бросали их под ноги и топтали. Люди с энтузиазмом совершали погромы, срывали кресты с куполов, выбрасывали  и сжигали книги.

Помню, в Екатеринбургской епархии очень много храмов мне удавалось восстанавливать, и, казалось, все было потеряно, были одни руины, но через некоторое время смотришь, как грибы из-под земли вырастают храмы, как украшение города, потому что, действительно, красота! Когда поднимали кресты, освящали, небо раскрывалось и ликовало, а солнце играло. Это все было видно, потому что много  людей собиралось. Сейчас, может быть, нам уже стало привычно, что мы восстанавливаем храмы, а в те годы это было необычайным явлением. Видя такие явления, чудеса, местные власти говорили, как можно было такую красоту выбрасывать. Это было такое помрачение ума. Это радость, что мы имеем такую красоту, как можно было все это разрушить? Это помрачение долго длилось. Почти до начала  войны люди безумствовали. И только с начала войны безумие прекратилось. Люди по-другому начали думать. Думали, что война – это какая-то непонятная шутка, а эта шутка продолжалась не месяц – шел год, второй, третий. Люди стали понимать, что это, действительно, как бич Божий. Необходимо было молиться и просить прощения у Господа. И вот, люди начали осознавать свои разрушительные дела, начали исповедоваться, ведь то, что творилось до войны, было большим грехом перед Богом. «Ты послал нам войну за наши грехи» – такое высказывание было среди народа. Горе  было большое, грохотало повсюду, и в тылу тоже было страшно. Я помню, когда мой отец говорил: «Господи, отними у меня руки, ноги, но чтобы, жив остался». Это, действительно, кара Божия для вразумления, чтобы остановить безумство, безбожие. И люди, во славу обратились ко Христу. Господь видел покаяние народа, люди молились и началось ослабление, ситуация на фронте изменилась.

Мы должны помнить людское горе в войну, должны жить, как учит Евангелие. Много храмов, святынь было, но у людей началось беснование. Горе привело к тому, что люди стали просить у Бога помощи, помощь пришла, но ценой многих жизней. Ни одну семью не обошло стороной это горе, вошло в каждый дом, в каждую семью. С церковной точки зрения мы не должны допускать, чтобы Господь опять на нас прогневался за наше безумие, посылая вразумление.

 

Иерей Алексий Назаров:  Спасибо большое, Ваше Высокопреосвященство, за полный, исчерпывающий ответ о том, что кара Божия - это было некое трезвление, достаточно грозное для народа, который отступил от Бога. Если для того времени это был бич для народа, для нас это явление служит вразумлением и укреплением веры в Создателя, это то зло, которое называется - война.

 Дорогой владыка, в первой части Вашего выступления говорилось о том, что многие церкви, находясь под гнетом врага, получали все же от них (немцев) освобождение. Если от советской власти церковь получала оскорбления, священнослужителей ссылали, многих убивали, то с приходом немцев, стали открывать храмы, тем самым враг желал показать свое расположение к Православию. Разрешите задать вопрос, который пришел по интернету, обращенный именно к Вам. В чем значение Псковской миссии? Это достаточно таинственная часть нашей жизни. Мы знаем, что по окончании Псковской миссии все священники были сосланы в лагеря. Если можно,  прокомментируйте, пожалуйста.

 

Митрополит Викентий: Вы знаете, недавно  на экранах прошел фильм «Поп»,  очень популярный. В нем подробно рассказывается о Псковской миссии. Священники активно проповедуют как среди соотечественников, так и среди оккупантов. Было понимание и непонимание. Находясь среди немцев, они служили нашей Церкви, Богу и нашему Отечеству. Находясь в трудных условиях, поскольку их подозревали в предательстве, священники все же несли свою миссию, исполняли свой пастырский долг. Находясь под постоянным грозным подозрением, священники свершали свой подвиг, свой труд перед Богом. Это высшая власть! Свершая патриотический подвиг, находясь в оккупации, они помогали партизанам по мере своих сил, помогали тайно. И все равно их считали предателями! Их действительно посадили в тюрьмы как предателей, но они терпеливо переносили эту клевету.

Мы знаем из Священного Писания, что блажен тот, кто терпит неправду. Конечно, говорится о правде земной, а думаем о правде небесной, вечной. Вот эти подвижники, священники, миряне, живя в оккупации, служили народу, отечеству, церкви и, конечно, Богу. Они знали -  Господь не оставит. Эти священники прошли смиренно лагеря, слушая волю Божию, освободившись, продолжали дальше служить Богу до конца своей жизни, надеясь, что Господь откроет правду. Сейчас правда открывается. И это были люди чистые сердцем, они были под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, не были раскольниками, а твердо стояли в учении Церкви.

Честь и хвала нашим отцам, архиереям, священникам, которые исполнили свой подвиг в годы войны, в местах, где они несли Свет Христов и просвещали всех, кто к Нему приходил.

 

Иерей Алексий Назаров: Дорогой владыка, значит, служение священнослужителей можно называть подвигом? Этот подвиг был сложнее, чем служение на свободной от захватчиков территории?  Прозвучала также фраза о том, что священнослужители, остановившись на оккупированной территории, вразумляли не только православных, чтобы подать Таинство, чтобы не отошли от Церкви, но и тех, которые пришли с захваченных территорий. Каково Ваше отношение к тому, что священник начинает заниматься окормлением не только православных, но и тех, кто пришли к нам с войной? Ваше отношение к тому, что священник начинает вступать с захватчиками в контакт?

 

Митрополит Викентий: Мы знаем слова Спасителя, что Господь хочет всех спасти. Поэтому наша миссия - дать всем светлую сторону жизни. Если человек приходит с открытой душой, любой национальности, веры, и если человек ищет что-то и  хочет, мы не можем отказать, несмотря на то, что он - враг, захватчик. Враги имели душу, веру, совсем другую, но они видели подвиг священника,  а это было небезопасно. Они не хотели, чтобы немецкая часть видела отношения со священником. И с какой стороны бы не подходили люди, всегда было предательство. Ситуация сложная, необходимо к любому вопросу подходить деликатно, и для священника нужна была Божия благодать и мудрость. Ведь ситуацию нужно было решать сбалансировано, и правильно направлять на истинный путь с одной и с другой стороны. Но окормлять надо было всех.

 

Иерей Алексий Назаров:  Если Вы, владыка, говорите, что окормлять надо всех, то значит священнослужители, не взирая на поступки человека, должны смотреть на него, как на заблудшую овцу, и даже если это враг, который пришел к нам с войной. Известно, что и разбойники каются. Спасибо, владыка.

Разрешите последний, насущный для нас вопрос. Есть такое понятие, что Церковь и народ, это единство, в том, что Церковь состоит из народа. Скажите, владыка, а насколько необходимо единство Церкви и армии?

 

Митрополит Викентий:  Мы всегда, когда встречаемся с военнослужащими, говорим, что Церковь служит Богу и людям, а также армии. Нам нужно единство армии и Церкви, потому что настоящая армия без нравственности, без духовности не может существовать.

Армия сильна своей верой, когда существует воодушевление благодатью Божией. В древности воины на Руси были глубоко верующими и высоконравственными людьми. Они молились, постились, и Господь помогал им по их молитвам. Вспомните Куликовскую битву, - Александр Невский всегда молился. Мы замечаем, что армия сейчас обращается к Церкви, потому что дух армии ослаб. Мы готовы идти в армию и беседовать с солдатами. Главное, что сейчас в армию идут ребята некрещеные, далекие от Церкви, и приходится крестить их уже в армии. Строятся храмы в частях, совершаются Богослужения. Это очень дисциплинирует солдат. Иногда возникают проблемы, офицеры идут и просят, чтобы батюшка нашёл ключ к сердцу солдата и укрепил силу духа. Я помню, в прежней епархии ко мне пришёл командующий с проблемой ухода офицеров, солдат из жизни. Была возможность приходить в часть, каждая часть имела своего священника, который постоянно вёл беседы с солдатами, офицерами. Благодаря такому подходу, отношениям Церкви и армии, мы смогли избавиться от этой беды и от многих других бед.

Слава Богу, что руководство, министерство обороны России пришли к такому пониманию, что Церковь нужна армии. Сейчас священник является первым заместителем командира части, имеет большие полномочия, свои обязанности. Главное - духовное окормление своих военнослужащих, и они, встретившись с Церковью, побывав на богослужениях и вернувшись домой, становятся совсем другими людьми. Это важно и для армии и для всего государства.

 

Иерей Алексий Назаров: Да, владыка, с приходом Церкви в армию началось служение священников в армейских подразделениях, и если Господь благословит, то наша армия будет уподобляться святому воинству. Святость заключается не в нападении и агрессии, а в защите. Спаси Господи! Последний вопрос, который касается всех присутствующих здесь. Как провести праздник 9 мая? Есть не совсем правильная традиция - чрезмерное употребление спиртных напитков в память о тех, кто погиб на войне. Какие будут церковные мероприятия в этот день?

 

Митрополит Викентий:  Для нас это святой день, большой праздник. Мы должны праздновать как православные люди, по-православному. Первое, надо придти в церковь и помолиться за наших усопших воинов, на поле брани убиенных. Это наш долг, потому что они дали нам победу, мирную жизнь. Мы должны благодарить Бога и солдат, стоявших до победного конца. В храме совершается поминовение усопших воинов, погибших на поле брани, совершают панихиды после Литургии. Совершается также Литургия о нашем здравии и благополучии. Еще Патриарх Алексий благословил, чтобы мы совершали благодарственные молебны от избавления разного рода нечистот, врагов видимых и не видимых. Есть специальные молитвы, по благословению Святейшего Патриарха, когда мы молимся, чтобы Господь вразумил нас всех, чтобы мы жили благочестиво без войн, в мире и согласии между собой.

9 мая мы должны проводить в молитве, благодарить Бога за милость. Благодарить и почитать всех живых за их труды, фронтовиков поздравлять, и надо, по возможности, отпраздновать с ними этот день за праздничным столом. И везде нужна мера, норма, чтобы не забыть за столом, для чего мы собрались. Праздник победы – радость для всех, чтобы мы помнили о страшных годах, о тех испытаниях, которые прошли наши ветераны.

 

Иерей Алексий Назаров: Спасибо, дорогой владыка, что Вы находите в своих архипастырских трудах время общения с паствой. Спасибо за Ваши важные для нас ответы, которые послужат нам добрыми семенами. Научимся правильно чтить, заботиться о ближних и твердо стоять в вере, чтобы Господь нас миловал и не попускал тех бед, которые произошли в 1941 – 1945 годах. И если благословите, владыка, я сделаю краткое объявление о мероприятиях, посвященных 9 мая, которые будут проходить по Вашему благословению. Проводит их социальный отдел и отдел по культуре «Сретенье». Мероприятия будут проводиться 6 мая в 15:00, будут поздравлять ветеранов войны, вручаться подарки. А еще раньше в 14:30 пройдет открытие выставки в фойе, посвященной Великой Отечественной войне. 8 мая в 17:00 состоится празднование дня памяти и почестей 1941-1945 гг. Один концерт для ветеранов, другой для нас, чтобы помнили об этой  войне. Будет также специальная молодежная программа, спектакль, посвященный тем достопамятным событиям. Спасибо!