Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
Митрополит Викентий: Христос Воскресе!
Прихожане: Воистину Воскресе!
Иерей Алексий Назаров: (после прочтение молитвы)
Спаси Вас, Господи, дорогой владыка, что находите время для очередной встречи «Суббота с Архипастырем», что в череде всех событий молитесь за нас многогрешных. Самое главное то, что мы очень рады слышать голос нашего архипастыря, отвечающего на наши насущные вопросы, встречающиеся в нашей жизни и, конечно, в первую очередь, касающиеся нашего духовного благочестия. Грядущая неделя именуется неделей святых Жен-мироносиц, и прошу Вас, дорогой владыка, сказать несколько слов о Женах-мироносицах, о значении православных женщин в современном мире, спасибо!
Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры! В эти Пасхальные дни, когда мы торжествуем и ликуем о Воскресении Господнем, вспоминаем о том, что Господь явился своим ученикам-апостолам после Своего Славного Воскресения. Для нас отрадно, что Христос Спаситель явился первым женщинам, и это были Мария Магдалина и Пресвятая Богородица. Поэтому мы поем: «Ангел вопияше благодатней, чистая Дева, радуйся, и паки реку радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от гроба…». Это песнопение говорит о том, что ангел Господень явился Божией Матери первой, потому что Она - Мать Сына Божия. Боль пронзила сердце Божией Матери, увидев Своего Сына распятым на кресте. Она была услышана Господом, получив утешение, что Сын воскрес. Мария Магдалина, Мария Клеопова, Соломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна и др. – первые благовестницы, которые следовали за Христом, служили, каждая по своей возможности. Мы знаем, с какой ревностью, горячностью и любовью они проповедовали христианскую веру, везде и повсюду свидетельствовали о Воскресении Христовом. Мы отдаем честь и уважение этим труженицам, и Церковь не случайно определила время после Светлого Воскресения под названием Антипасха, когда мы вспоминаем явление Спасителя святому Апостолу Фоме, а в следующее воскресение мы уже почитаем память Жен-мироносиц. Первые благовестницы несли веру христианскую, в лице этих женщин и мы почитаем всех женщин, которые являются последователями Христа Спасителя.
Существует огромный вклад женщин, которые воодушевлены подвигами Пресвятой Богородицы, которая проповедовала всюду Воскресение Христа Спасителя. Каждая женщина несет мир миру.
Вы знаете, что до пришествия Христа Спасителя, мир находился в нравственном упадке. Грех так углубился в душе человека, человечество погрязло в унынии, находясь в состоянии отчаяния. И вот пришла новая живительная Сила Благодати Божией от Воскресения Господа, которая быстро распространилась по всему миру. И все благодаря Женам-мироносицам. За короткий срок из греховного, блудного, языческого мир преобразился в христианский. Если представить, что мир укоренился в традиции язычества (это же вековые традиции!), и за короткое время ученики-Апостолы, Жены-мироносицы преобразили мир в христианский. Это - новая эра, новые культурные ценности, новые традиции, новые христианские нравы. Люди воспринимали с энтузиазмом новые жизненные устои того времени. И в нашем современном мире женщина должна играть такую же роль.
Посмотрим на жизнь женщины в годы советской власти, на годы атеизма, богоборчества, когда Церковь терпела гонения, убивали священнослужителей, сажали в тюрьмы. За одно религиозное воззрение гнали, унижали. Женщины всегда стояли твердо. Вот и сейчас видим, что большинство в храме – женщины. И раньше тоже было мужчин мало… Благодаря женщинам православная вера живет и несет свою живительную силу.
Вспомним слова Святейшего Патриарха Алексия II. Он говорил, что благодаря женщинам, бабушкам наша вера Христова сохранилась в нашем обществе, когда на Церковь были страшные гонения. Большой подвиг несли женщины в этот период, они сохранили веру Христову. Поэтому современные женщины, воодушевившись этими подвигами Жен-мироносиц, тоже должны стараться преобразить этот мир. Мы видим, как в нашем обществе безнравственность стала нормой жизни. Ведь женщина - это мать, то существо, которое Господь дал для увеличения рода человеческого, для воспитания детей в высоком нравственном идеале. Рождать детей не для земного благополучия, а для Царствия Божия.
Христос пришел на землю, чтобы дать нам Царствие Божие, воскрес, чтобы открыть нам райские обители. Если женщины будут иметь правильные понятия смысла жизни, передавая своим детям, то атмосфера нашего общества будет совсем другой. Сейчас огромное количество абортов, первое место Россия занимает по уровню проституции, СПИДу, идет деградация нации. А ведь когда-то мы занимали первое место по благочестию, славились, как святой народ, носители высокой нравственности. В наших генах, в нашем сердце есть христианско-религиозные нормы, которые должны вновь заработать и восстановить нашу святость. Скоро мы будем праздновать 9 мая, вспоминая годы Второй мировой войны. Наших женщин отправляли на работы в Германию, и немецкий народ поражался святостью наших женщин: в 25-30 лет – девственницы. Сейчас мы так далеки от этих понятий, как девственность, целомудрие. Идет пропаганда о том, что совместная жизнь до брака становится нормой, полезно для здоровья и т. д… Мы себя обманываем, ведь грех не бывает полезным для здоровья, это обман, когда говорят о пользе блуда. За свои грехи люди получают только болезни, страшные болезни, даже развитая медицинская наука не справляется с болезнями, которые нас одолевают.
Я уже говорил о том, что нужно возвращаться к истокам той нравственной чистоты, которая соответствует христианской жизни. Еще недавно в России и за ее пределами была чистота в русском сердце, Богопочитание. У нас по традиции не допускали добрачных отношений и внебрачных союзов. Сейчас очень мало семейных пар, которые живут одним браком. Чтобы сохранить один брак на всю жизнь, надо постоянно вести борьбу добра со злом, и очень серьезную борьбу. Зло, как рыкающий лев, с ним надо бороться. Господь сказал, что для человечества первый брак должен быть единственным и светлым. Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует, и наоборот: кто вступит в брак с разведенным, тоже прелюбодействует. Прелюбодействие - это смертный грех и никакие слова не оправдывают грех. Все идет из семьи, ведь у нас нет правильного воспитания, воспитания будущих мужчин, будущих женщин. Что мы можем видеть сейчас: мужчина - не мужчина, женщина - не женщина, половинчатость какая-то. Мое мнение такое, что все начинается с внешнего вида, способствующего нашей сложившейся ситуации в обществе. Брюки, джинсы, вся эта одежда провоцирует людей на однополые браки.
Сколько проблем, сколько задач надо решать! Ведь мы идем против Бога, Богородицы. Господь определил нам, как надо жить, а мы по-своему живем, как нам удобно. Мы не знаем куда придем, но у нас все больше рождаются больных, умственно-отсталых детей, и это - страшная беда! Еще ужаснее, в каком состоянии находятся брошенные дети. Кровью сердце обливается, когда видишь этих детишек без рук, без ног, исковерканных... Все потому, что не правильно относимся к деторождению. По словам святых отцов норма совместной жизни - вступление мужчины в отношения с женщиной целью деторождения, а не для удовлетворения своей страсти. У нас это понятие потеряно. Родители говорят своему сыну или дочери, живите, как хотите, для удовольствия. Вот от этих удовольствий мы получаем результаты - больные и психически-неуравновешенные дети. Получается, как жить в таком окружении людей? Вот те вопросы, которые мы должны решать, хоть и небольшим количеством людей, но решать с глубоким осознанием, со смыслом жизни, с пониманием предназначения человека на земле. Ведь Христос Воскрес на земле, и воскресит нас для чего? Для вечного блаженства или для вечного мучения? Если для вечного блаженства, то надо трудиться, а если широко проходить земную жизнь, то это - место вечных мучений. Надо, живя на земле, выбирать.
Жены-мироносицы хорошо понимали, для чего они трудятся. Так, равноапостольная Мария Магдалина дошла до Римского императора и так говорила: «Христос Воскресе!». Убеждала его, не боясь и не робея перед ним. Она знала, что надо привести к Богу каждого: от императора до раба, от богатого до бедного. Если не приведет к Богу, то они погибнут в вечных мучениях. В современном мире надо людям говорить, объяснять, доказывать, молиться - есть разные пути, которые приносят нам большую духовную пользу. Есть выражение в Священном Писании, что отвративший человека от ложного пути спасет душу свою и покроет множество грехов. Нас это должно подвигнуть на труд. Очень трудно человеку, укоренившемуся во зле, встать на Путь Истины.
Почитайте ведения апостольские, как они боролись с неверием, с язычниками. Сколько раз апостол Павел был избит до полусмерти, как его полумертвого выбросили за ограду города, и он, приходя в себя, вновь шел в город проповедовать. И его опять били, унижали, а он опять шел и знал для чего. Самоотверженный труд! Он не просто говорил, он убеждал людей.
Апостол Иоанн Богослов больше всех трудился в городе Эфесе, самом большом городе в Римской империи, там был и апостол Павел и другие апостолы. Апостолы имели Силу Божию в борьбе с чародеями и колдунами, и люди, убедившись в Силе Божией, отказывались от язычества и принимали христианство. Я был в Эфесе, конечно, это не город на руинах как раньше, это современный город. Там были построены огромные соборы вместимостью на 100 тысяч человек, в одном из соборов проходил Третий Вселенский собор, Эфесский. Там был похоронен апостол Иоанн Богослов. Если представить, сколько было людей в соборе, ведь строили не для красоты, а для того, чтобы люди приходили молиться. Раньше много было верующих людей и все должны были вместиться в соборе. Там были классы, огромные комнаты для христианского учения, помещения для крещения, оглашения, чтобы дать знания о Боге, о Церкви, о законе жизни. Ничего не изменилось: и тогда, и сейчас при соборе есть помещения, где служители собора трудятся и помогают воцерковляться людям.
Было время, когда и в Ташкенте было много церквей: 10 церквей до революции, где-то на 60 тысяч жителей. Соборы были большие, например Сергия Радонежского, заполнены прихожанами, потому что люди понимали, что Господь укрепит силы через Благодать Божию, для правильного направления жизни семейной, для правильного воспитания детей. Теперь мы видим, что происходит без Бога, видим, какая ситуация в обществе - полное падение нравов.
Итак, я объяснил негативную сторону жизни - цивилизация больше отворачивает людей от Бога, от Церкви, от духовной и христианской жизни. К тому же мы идем на поводу у рекламы, которую нам предлагают. Мы, выполняем не Волю Божию, а то, что диктует нам мода. Нам необходимо повернуть лицо к Богу и сказать: «Нет, я буду Тебя слушать Господи, и Твою волю выполнять, а не волю современной цивилизации!».
Современная мода стала законом для общества. И если раньше по телевидению показывали новые образцы моды, люди смеялись и говорили: «Неужели это можно носить?» Сейчас эти экземпляры можно встретить на улице, и никого ничто не огорчает и не смущает, что это не соответствует норме, что это стыдно? Любая одежда – удобно. Мы себя обманываем. Праздник Жен-мироносиц должен нас заставить посмотреть на наших жен, которые трудились в течение 2 тысяч лет, и воодушевить нас на подвиги, которые они несли. Скоро мы будем чествовать Тамару Грузинскую, потом нашу Ольгу Равноапостольную. Ведь это были женщины, они трудились. Вот Тамара – народ ее своенравный, горячий, не простой народ. Она проповедовала так, что за некоторое время народ принял христианство. Одна женщина и огромный народ - удивительно!
А почему мы не можем сделать так, чтобы вокруг нас все преобразилось, что не хватает? Помню, в Екатеринбурге были факультеты по богословию, факультеты при университетах для получения знаний. Только учитесь для преобразования этого мира, а мы финансово поможем. После окончания, когда надо было трудиться, оказалось, что выпускникам не хватает чего-то… Благодати, Божией силы. Это все отговорки. Мы мало молимся, мало трудимся над собой, мало в нас веры, потому что мы привязаны к этой жизни. Ведь если иметь веру и трудиться, все получится с легкостью. И если изменить эту жизнь, прежде самим надо измениться, причем внутренне. Мы идем на поводу и соглашаемся с тем, что происходит внутри нас. Надо что-то делать в своей душе, в менталитете, исправлять чувства, желания, волю и вставать на путь, по которому шли женщины в течение многих столетий.
Я всегда говорил, что начинать надо с себя, заглянуть внутрь себя и сопоставить с христианскими деланиями и если не соответствует, то потихоньку отрекаться. Такую задачу мы ставили перед собой в начале Великого поста. Давайте будем молиться, поститься, чтобы прибегнуть к жизни христианской, которую дал нам Господь для руководства. И если мы сдвинемся хоть на один шаг, то Господь сделает больше, потому что мы это делали с Божией Помощью.
В годы советской власти была целенаправленно изменена наша психика, и с этими изменениями возникает главная проблема в обществе сегодня. В те годы нас сбили с пути, заставили молчать и не говорить о Боге, о Христе, со страхом и ужасом заставили держать веру внутри. Мы привыкли молчать, не свидетельствовать о Христе. Действительно ли мы боимся или стесняемся говорить о своей вере? Но мы ошибаемся, не может быть вера внутри. В Евангелии написано, не может подсвечник светить под столом. Куда его нужно ставить? Ставить так, чтобы он светил всем. Наша вера не может быть внутри. Или она есть или ее нет.
Мы обманываем себя, когда говорим, что «Бог внутри», это значит - нет Бога, только самолюбие. Если взять житие великомученицы Екатерины. Она получила бисер Веры Христовы. Тамара, в житие которой сказано, что когда она молилась, Божия Матерь явилась с Христом и сказала: «Иди и крестись – будешь Богоизбранной!». Она крестилась и получила бисер Христа и смогла удержать веру в своем сердце. Выйдя на улицу, где было много людей, собравшиеся на праздник жертвоприношения, она не побоялась императора и сказала, что она христианка, что они не правильно верят, кланяясь не тем богам, и что она обрела настоящую веру. Так как она была умным человеком, сразила 50 умнейших мужей Римской империи, она победила. Вот настолько вера сильна своей истиной. Она не могла удерживать веру в себе, а мы говорим, что у нас вера где-то внутри. Бог все видит и видит, что наша вера очень слабенькая, что мы ничего не делаем. А Господь говорит: «Кто не будет свидетельствовать пред родом всем, того и Я не буду свидетельствовать пред Ангелами Небесными и пред Отцом Своим Небесным».
В советское время нас заставляли углубляться в душу, чтобы никто ничего не знал, люди сидели, закрывшись на семь замков. Только Бог знал и говорил: «Да, это хорошо, что ты Меня знаешь, но ты должен исповедовать веру христианскую не там где-то в глубине сердца».
Завтра праздник, будем отмечать подвиг Жен-мироносиц. Подвиг должен быть подражаем. Почему мы празднуем день того или другого святого? Чтобы присмотреться и подражать им. Мы празднуем этот праздник в течение всей недели, не один день, как празднуется 8 марта, чествуем высоконравственные, высокодуховные качества женщин. Ведь Божия Матерь – Женщина, и какой высоты: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим».
Хотелось бы, чтобы Благодать Божия разлилась больше в сердцах людей, которые нас окружают. Нужно трудиться и дать отпор злу, надо быть воином, воином Христовым. У нас сильный вождь – Христос Спаситель, Бог наш. Он явился победителем зла, и под Его руководством можно победить все замыслы, хитрости дьявола. Дьявол имеет большой опыт по сравнению с той жизнью, которую мы проживаем на земле 70 – 100 лет от силы. Когда мы с Богом - мы сильны, и дай Бог, с Божией помощью победим зло, не будем идти на поводу у греха. Одно дело, когда дьявол нас вгоняет в грех и другое - мы сами идем ко греху. Дай Бог, чтобы Господь просветлил наши умы и сердца, чтобы мы были преданы делу Христа Спасителя, следовали за Христом. Это имеет глубокий смысл. Жены-мироносицы всегда следовали за Христом. Господь со Своей силой благодати будет укреплять наши силы, чтобы мы преодолевали все свои трудности, ухищрения дьявола и современной цивилизации. Очень осторожно необходимо относиться к тому, что мы выбираем для своего чтения…Вполне может быть, что под видом добра некоторые «ученые» книги несут зло.
Я хочу поздравить с праздником Жён-мироносиц, этот праздник имеет большое значение во многих епархиях, в том числе и здесь. Он становится всё торжественней и ближе сердцу. Мы, воодушевившись трудами этих Жён-мироносиц, сделаем важное, преобразуем этот мир от греха добродетелью. Всегда надо стремиться к Божественному Свету, который Господь даровал им и нам Своим Славным Воскресением! Христос Воскресе!
Прихожане: Воистину Воскресе!
Иерей Алексий Назаров: Спасибо, дорогой владыка, за столь глубокий и исчерпывающий ответ на тему праздника Жен-мироносиц. Надеемся, что Ваше слово, как доброе семя, посеянное в наших сердцах, прорастет решительностью и ревностью древнего благочестия, хотя бы в подражание Женам-мироносицам, которые шли за Христом. Владыка, по вашему благословению сегодня у нас в гостях паломница из России, монахиня Кирилла. Если благословите, она скажет несколько слов о сегодняшнем празднике, о том, что монашествующие подвязываются следовать за Христом.
Монахиня Кирилла: Дорогие мои сестры и братья! Я волнуюсь, потому что для меня это необыкновенный день. Я из Краснодарского края. Господь сподобил меня сегодня встретиться с митрополитом и даже выступить. Я с детства причастна к Церкви. Когда появилась телеканал «Союз», я очень хотела встретиться с владыкой, который создал этот телеканал. И вот я, как бывшая прихожанка Ташкента, не думала, что коснусь руки митрополита и скажу спасибо за всё.
Детство моё прошло в Ташкенте, тогда не было храма, а был просто дом. Владыкой был епископ Ермоген, а настоятелем был архимандрит Борис Холчев. Отец Борис всегда окормлял нас, особенно молодёжь. В то время иподьяконом служил Геннадий – мирское имя, ныне митрополит Волгоградский Герман. Это были необыкновенные старцы. Такая сильная православная школа была, было, чему учиться молодёжи. Позже я поступила в Алма-Атинский университет, бегала в храм, тогда меня взяли на левый хор. В правый хор молодёжи нельзя было, потому что были преследования… Затем позже уходит в мир иной митрополит Николай Алма-Атинский – это тоже был великий столп Православия, он был причислен к лику святых. После окончания университета, я работала в Чимкенте, преподавала в институте и в медицинском училище.
Так получилось, что я в Краснодаре с 1992 года. Приехала в русский посёлок Небуг. Я очень рада, что попала на родину, хотя жила в Средней Азии. В этом посёлке были одни азиаты и ни одного верующего человека, хотелось уехать, но, видно, Промысл Божий - открыли здесь приход. Нелегко было доказывать, что на этом месте, когда-то был приход. И что интересно, от храма никаких следов не было. В честь кого был храм построен, неизвестно, говорят в честь Бога. И вот через 15 лет удалось построить приход. Сейчас там сербы строят храм в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». Почему в России такое течение? Невольно вспоминаем слова Тютчева: «Умом Россию не понять… в Россию нужно только верить».
Если вспомнить прошлое, испытала все прелести и гонения. Я могу вам сказать одно - надеяться нужно только на Бога, Он не оставит. Господь помог мне увидеть родные края, посетить могилки моих родителей в Чимкенте и с Вами Господь сподобил встретиться. Мне 75 лет и я говорю твёрдо, ходите чаще в храм, ведь без Бога ничего нельзя сделать. Желаю в этот праздник здоровья и благополучия. Христос Воскресе!
Иерей Алексий Назаров: Дорогой владыка, пользуясь случаем, после матушки Кириллы, разрешите сказать. Вы столько для нас делаете, Ваше желание проповедовать Слово Божие всем известно. Но, владыка, разрешите, и мы сделаем маленькую отраду. Эта поздравительная открытка Христос Воскресе, была опущена в ящик среди вопросов. Разрешите прочитать поздравления от наших прихожан Успенского собора. Пишет одна женщина и как бы от нас всех: «Уважаемый владыка Викентий, поздравляем Вас с Воскресением Христовым! Желаем Вам доброго здоровья и благополучия! Благодарю Вас от всей души. У моей дочери Евстории началась учеба, и она пошла в школу, которая ей подходит и ей нравится».
Видимо, владыка, она просит о молитвах, и эти молитвы исполняются. Спасибо за то, что Вы делаете для Церкви. Храни Вас Господь! И ещё вопрос. Вы недавно были в Екатеринбурге, много сил отдали там, много лет. Расскажите о том, как Вас встретили.
Митрополит Викентий: Я сегодня ночью вернулся из Екатеринбурга, была возможность послужить в Храме на Крови, в той «расстрелянной комнате», как говорится, где была расстреляна царская семья. Я получил благословение у правящего архиерея владыки Кирилла послужить в этом благодатном и светлом месте. Во время службы в храме было очень много народа, очень приятно, что люди с радостью и с любовью отпраздновали Пасху Христову. И исходила Божия благодать от наших молитв, от Бога, от царственных страстотерпцев, которые там подвязались и провели последние дни своей жизни и получили венец мученичества. И у каждого есть желание приходить в это святое место, чтобы приложиться к святыне – это наша русская Голгофа.
Царь Николай II – помазанник, император, главнокомандующий - правил 23 года и вывел страну на высокий уровень развития. Такого в истории русского государства не было. Его имя опорочили, как только арестовали. Он не отрекался от престола. Произошел военный переворот, и его заключили под стражу, не было возможности ничего сделать. Был суд над царем, где его честное имя пытались опорочить. Причин для обвинения не было, и судьи благодарили Бога, что не пришлось обвинять этого человека. Дело было закрыто за невозможностью причины для осуждения. Но его все равно расстреляли, и не просто расстреляли, это было издевательство над телами. В небольшую комнату (размером 3х4 метра) завели всех 11 человек (всю императорскую семью и их приближенных), затем в упор произвели выстрелы, а потом добивали. На их телах было множество ножевых ранений. Это такая озлобленность, просто бесовщина! Когда увезли тела из этого места, применили яд, после бросили в шахту. Побоялись, что тела всплывут, потому что там была вода, вытащили их, расчленили на куски и затем сжигали в течение трех дней и трех ночей. Останки бросили в серную кислоту, затем в известь, чтобы не осталось и следа.
Когда строили последний храм в честь Божией Матери, когда делали фундамент, нашли огромное количество извести. Я отдал известь на исследование, и мне подтвердили, что там есть органика, человеческое тело, но чтобы определить, чьи тела, наука до такого развития не дошла. Брали пробу, и исследование показало, что это – очень сильный концентрат серной кислоты весом 178 кг. Уничтожали и тех, которые работали, чтобы не было следов. Вот такая трагедия получилась в Екатеринбурге в те страшные годы. Поэтому мое сердце тянется туда помолиться у этих святынь, попросить помощи у царских страстотерпцев, чтобы наша вера православная вновь воспламенилась особым пламенем, чтобы горела и могла зажечь сердца людей, которые нас окружают. Христос Воскресе!
Прихожане: Воистину Воскресе!
Митрополит Викентий: С праздником!