Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Скорый помощник в бедах и скорбях
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме


sret_gold_1.jpgМитрополит Викентий: Христос Воскресе!

 

иерей Алексий Назаров: Спаси Господи, дорогой владыка, что в череде своих неотложных дел Вы находите время беседовать с нашими прихожанами. Немного прервалась эта традиция встреч по важной причине Вашего  отсутствия, и все же народ желает видеть по субботам  своего архипастыря. Сейчас снова начинаем череду встреч, которые именуются «От Пасхи до Пятидесятницы». Тема сегодняшней встречи: «Как сохранить благодатные дары, полученные  во время Великого поста, Светлой Седмицы и предстоящей Радоницы?».

 

Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры! Мы прошли поприще Великого поста, и Святая Церковь нас активно готовила к этому посту. Еще до этого мы проходили трехнедельную подготовку к посту, чтобы со смирением осознавать свою греховность, иметь правильную молитву и надежду на милосердие Божие, зная,  что Господь может простить нас, как простил  блудного сына, простил и принял его  в свои отеческие объятия. Господь показал нам, что будет страшный суд, и что каждый будет отвечать сам за себя. И поэтому мы должны будем начинать активную работу над собой.

В первую Седмицу Великого поста, когда прочитывался Канон Преподобного Андрея Критского, звучали слова: «…душе моя, что спиши?…конец приближается». Мы каялись перед Богом, осознавая свою греховность и недостойность. Господь через  песнопения стучался в наши сердца, чтобы мы открылись для покаяния, размышляя о вечности, о Царствии Божием. Ведь Господь готов помочь и дать нам Царство  Небесное. Думаю, что во время поста мы больше думали о Царствии Божием, а не о земных утехах, думали о своей душе, о своих грехах и об исправлении жизни к лучшему. В середине поста был прочитан весь  Канон Преподобного Андрея Критского и, Слава Богу, было много людей, дай Бог, чтобы на следующий год было еще больше народу, показатель того, что люди действительно каются, осознавая свою греховность, и встают на путь исправления своей жизни. Слушали и слова Григория Паламы, который говорит о том, что наша молитва есть тот свет, который просвещает наш ум, сердце. Божественный свет - нетварный свет, он преобразует нашу душу,  делает более  способной к восприятию благодати Божией.

Слушали Иоанна Лествичника, который дал нам книгу 30 ступеней духовного восхождения. В этой книге объясняется, каким путем можно получить прощение наших грехов и как можно очистить душу от греховной смерти... В жизни приходится переносить скорби, болезни, унижения. И если переносить все трудности достойно - это  как раз путь очищения нашей души. Пройденный путь есть восхождение к небу. Книга Иоанна Лествичника подсказывает, что надо делать для роста духовной жизни, не стоять на месте. В течение всего поста мы пытались разорвать цепи, которые  связывают нас, препятствуя  Божественной жизни, восхождению к Богу. Кому удавалось разорвать цепи, кому нет, но напряженность души была, цепь растянулась и произошла затяжка, которая не пускает нас к Небесной жизни. Нельзя стоять на месте, нужно двигаться вперед!

Слава Богу, мы прошли Страстную Седмицу. Это было время, когда мы вспоминали страдания Христовы,  указывая на путь спасения. Узкий путь, тернистый путь, которым прошел Христос, чтобы восстановить нашу падшую природу, через унижения, оскорбления на кресте. Сколько силы воли надо иметь, чтобы терпеть унижения. Нам тяжело слышать укоры от своих детей, близких. Если представить, сколько оскорблений пришлось терпеть Спасителю от Своего творения. Мы все творения Божии. Христос  терпел, смирялся и только говорил: «Господи помилуй, прости, они не ведают, что творят». Господь все видел и смотрел на нас, а мы ждали чуда. «И если ты Сын Божий, сойди с креста и покажи свое Божество!». Господь терпел, и когда было нужно, он сделал так, что все были удивлены. Это событие всколыхнуло весь мир. Произошло  Славное Воскресение Христово. Из  Евангелия: « …в этот момент занавес разорвалась на двое, огромный камень был отвален, земля затряслась, запечатанный гроб открылся…» и т. д. Сила Божия показывает свою мощь, когда Богу угодно, а не когда человек этого захочет по своему желанию.

И вот  произошло важное и славное Воскресение нашего Господа Иисуса Христа, которое является основой нашей веры. Если Христос воскрес, то мы воскреснем со Христом тоже. И многие люди, которые были умершими, в течение 40 дней рассказывали об этом воскресении. Это была необычайная проповедь. И если люди воскрешались со Христом, значит и мы воскреснем  со Христом, когда Господу нашему будет угодно. Это нас воодушевляет на большие подвиги, на труды. И если Христос воскрес, то будет воскресение человечества. Мы должны об этом помнить, что воскреснем, но воскреснем куда, в какую сторону? Все труды, которые мы несем на земле, должны нести глубокий смысл, не просто жить ради жизни. Мы должны уловить момент, смысл жизни человека открывается воскресением Христовым. Мы должны понимать, что все наши чувства, мысли, желания, дела, поступки имеют свое значение. Православные христиане свои мысли, чувства, желания, поступки должны направлять ко Христу, ради Христа, чтобы Господь оценил наши труды. Ведь Господь пришел на землю для того, чтобы дать нам Царствие Божие, вечность.

Очень важно для нас помнить, мы живем на земле, хотим иметь богатство, необходимое для жизни, тем самым мы наслаждаемся в земных утехах и заглушаем вечность. Надо помнить, что наша душа вечная, она тянется к вечности, а мы обманываем себя, даем временное. Надо быть аккуратным и внимательным в этой земной жизни, чтобы не потерять вечность. Есть такая опасность.

Прошли мы Светлую седмицу, были мощи блаженной Матронушки Московской, благодатный огонь. Это большое количество благодати Божией, которую мы получили. Это и радость, и утешение и опасность в том, что мы можем потерять это духовное богатство или перенести на материальный лад, то есть плотские утехи, которые ведут ко греху, порокам, к падению. Нам необходимо увидеть эту грань между радостью духовной и радостью плотской. Особенно сейчас, в Пасхальные дни. Когда мы озарены благодатью Божией, радуемся духовно. Потом эта радость сменяется радостью плотской. И в эти дни мы позволяем себе много лишнего, забывая, что приобретенную благодать Божию, милость Божию в течение Великого поста, Светлой Седмицы, можно потерять. Эта радость направлена в другую сторону. Эта грань дается для того, чтобы мы смогли осознать и увидеть в себе полученную благодать Божию, сохранить  и приумножить. Яркий пример тому - преподобный Серафим Саровский, который всегда говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». Он всегда отвечал так на многие вопросы, когда люди приходили со своими проблемами, скорбями, говорил: «Радуйся, Христос Воскресе!» Ведь Воскресение Христово это  Пасха – Переход! И если - скорбь, то мы должны переносить с радостью, и если мы верим в Воскресение Христово, то все меняется от временной жизни к вечной жизни. Если Христос воскрес, то мы тоже воскреснем. Это временные скорби и страдания, они - ничто, по сравнению с вечностью. Этими временными скорбями достигается вечность. В Евангелии написано: «… Блаженны изгнанные правды ради – таковых есть Царство Небесное», «Блаженны, когда поносят нас и рекут всех зол, глагол вашего ради, радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша много на Небеси». Вот такой радостью надо радоваться. Мы, к сожалению, не можем радоваться в скорбях: отсюда стрессы, инфаркты. Когда скорби - мы скорбим, когда радость – радуемся чрез меры так, что теряем духовную радость и переходим в плотскую, тем самым совершаем тяжкие грехи. Вот такая наша немощь человеческая.

Так вот, грань надо не терять, а сохранять благодать Божию, которую приобрели, преодолевая трудности. Сегодня мы пойдем на службу, посвященную великому событию. Когда Иисус Христос являлся несколько раз своим апостолам, не явился только апостолу Фоме, он не был свидетелем явления Господа. И вот в это воскресение  Христос явился всем апостолам, в том числе и апостолу Фоме. Благодаря этому апостолу мы удостоверились истинностью воскресения Христова. Фома, как бы от лица всего человечества, взял свой перст, положил в руку Спасителя и сказал: да, действительно, - это Христос, который действительно воскрес.

Обычно людям, чтобы поверить во что-то, надо попробовать на ощупь. Апостол от лица всего человечества испытал и сказал, что так и есть на самом деле – истинно воскрес. У нас часто в разговорной речи употребляют выражение: «Фома не верующий». Это не правильно, не по-православному. Фома был  верующим, и благодаря нему мы стали верить в истину воскресения, и укорять в его неверии не стоит, потому что мы такие же. Это предусмотрено было Богом для того, чтобы мы еще раз удостоверились в истинности воскресения Христова. Это выражение «не верующий Фома» вошло в обиход наш, тем самым мы обижаем своего апостола, а он ради нашей немощи показал небольшое неверие, чтобы  нас удостоверить в истинности воскресения.

Господь сказал: «Блаженны не видевшие, но веровавшие». Надо следовать этим словам, а мы стараемся увидеть, потрогать и т.д… Мы  желаем увидеть ангелов, Божию Матерь, Самого Спасителя для того, чтобы удостовериться, что существует  Ангельский мир, иной мир. Но Господь говорит, что не надо стремиться видеть, надо верить, что этот мир существует. Этот путь познания мира очень опасный, ошибочный, потому что мы можем потерять путь к спасению, попасть в сети дьявола, который может приобретать как образ ангела, так и образ Спасителя. И получится, что вместо спасения, случится помрачение ума, попадем в  болезнь духовную – прелесть, и выйти из этого состояния  очень трудно. Надо опасаться этого направления.  Мы находимся постоянно в борьбе между Богом и дьяволом. Дьявол, как рыкающий лев, пытается нас поглотить и находит разные моменты, чтобы поймать нашу душу, как только почувствует, что мы хотим  чего-нибудь сверхъестественного. Поэтому святые, глубоковерующие,  благочестивые люди отказываются от сверхъестественной силы Божией. Они говорят: «Господи не надо, не хочу потерять веру свою, свое спасение». Так можно впасть в гордость,  впасть в заблуждение. Можно принять помощь Божию невидимо, только ощущая ее. Важно помнить то, что надо идти праведной христианской жизнью и не стремиться достичь большего, чем должны иметь, чтобы человек не соблазнился и чтобы его не соблазняли. Главное в жизни - наша вера, а вера нас спасет.

 

Иерей Алексий Назаров:  Спасибо, дорогой владыка, за глубокий, исчерпывающий ответ, выраженный достаточно простым, понятным языком. Для нас важно умение сохранить приобретенное, что привело нас к празднику Пасхи, к этой радости. Главное не подменить духовную радость на плотскую, не променять Небесное на земное, а вечное на временное. Спасибо, дорогой владыка!  Есть еще просьба у нас. Расскажите, пожалуйста, о значении Радоницы, как этот праздник праздновать, он будет во вторник, когда мы будем чествовать своих родных, умерших, которые находятся рядом с Господом, в мире ином.

 

Митрополит Викентий: Святая Церковь все объемлет: людей, живущих на этой земле, которые нуждаются в церковной поддержке и укреплении в вере; заботится о тех людях, которые ушли в мир иной;  даже о тех людях, которые находятся не в раю, а в аду.  Всю неделю мы ликовали, торжествовали о воскресении Господа. И это ликование нашей души мы должны перевести к нашим предкам, отцам и матерям. Необходимо с ними порадоваться о воскресении Христовом, им более понятно, потому что они уже находятся там, все видят и знают об этом великом чуде, радуются вместе с нами, неизреченно молясь перед Богом, чтобы Господь посылал нам больше радости, утешения, укрепления в вере. А те, кто находятся в аду, они не могут себе помочь. Они нуждаются в нашей молитве, чтобы силы воскресшего Господа, воскресили их души, простились грехи и освободили их от уз адовых. Поэтому эта молитва имеет большое значение для наших усопших.

Мы с рвением души, с надеждой и глубокой верой знаем, что  помогаем нашим предкам, которые, может быть, не смогли когда-то на земле вести свою жизнь так, чтобы получить вечное блаженство. Мы идем на кладбище, где захоронены родные, совершаем литии, панихиды, молитвословия  Пасхальные и вместе с ними радуемся, молимся, чтобы Господь услышал нашу молитву. Мы, неся в своем сердце глубокую веру и  надежду, что  Господь выведет их из глубин адовых и дарует им свет Божественный, радость духовную и  избавит от мучений. Это очень важное действие по отношению к нашим предкам, нуждающимся в нашей молитве и милостыне. Мы совершаем поминовение, приносим яства,  проявляем милосердие к окружающим, чтобы Господь проявил свою милость Божию ко всем. Поэтому праздник называется «Радоницей»  - мы радуемся вместе со своими предками, прославляя  воскресение Господа. Господь дает нам веру и надежду на наше воскресение. И в последний день, когда Господь придет, и Своим пришествием объявит о Царствии Небесном верующим людям, тем людям, которые верили и ждали Господа, они воскреснут со Христом. По молитвам церкви и за наше старание Господь дарует милость, мир и благополучие в Царствии Божием.

 

Иерей Алексий Назаров: Спаси Господи, владыка, за достаточно интересное разъяснение - Христосоваться с нашими родными и близкими, именно Христосоваться Пасхальной радостью. Далее такой вопрос: многие люди спрашивают, как правильно, по-православному, проводить Радоницу по времени: сначала  посетить богослужение или сначала пойти на кладбище, а там уже помолиться?

 

Митрополит Викентий: Самое правильное - нужно поминать наших предков на Божественной Литургии. Это имеет большое значение, как средство очищения от грехов наших и усопших братьев и сестер. Это центр нашей помощи. Ведь придя в церковь, мы подаем записки, которые читаются в алтаре, на амвоне. Мы поминаем их на проскомидии, при завершении литургии. Говоря словами: «Омый, Господи, грехи поминавших здесь кровью твоей честною и молитвами святых твоих». Это важное таинство, можно сказать, благодаря Крови Христовой, омываются грехи наших предков. Чем чаще мы будем поминать на богослужениях наших предков, тем больше надежда от избавлений мучений, они в этом нуждаются. Те, которые достигли спасения, мы в их лице приобрели своих молитвенников за наше благополучие, духовное возрастание. Мы призваны меняться, совершенствоваться, приобретать  добро, избавляться от грехов, приближаясь к Богу.

Первоначально нужно прийти в церковь помолиться, помянуть  усопших, потом пойти на кладбище, и традиционно, по просьбе людей, священник может совершить маленькую молитвенную литию. Вот такая радость общая, когда мы радуемся о воскресении Господа, о благодатном воскресении Христовом вместе с предками усопшими. Такое единство радости о воскресении Господа - мы радуемся на земле, а предки в мире ином - это и есть день Святой Радоницы.

 

Прихожанка:  Когда лучше подавать записку утром или вечером?

 

Митрополит Викентий:  Конечно, лучше вечером, потому что вечером помянут, потом на литургии помянут дважды, потом на молебне, панихиде. Таким образом больше приобретете молитв.

 

Иерей Алексий Назаров: Спаси Господи, владыка! Получается, что Христос является Центром, в период проведения праздников Радоницы начало со Христом. Если Бог даст, можно причаститься в этот день, подать записочку за своих родных и близких, о здравии за родных и близких. Потом можно посетить кладбище, т. е. все начинается не от себя, как нам хочется, а делать все от Бога.

 

Митрополит Викентий: Мы заблуждались, когда раньше не посещали церкви и шли на кладбище. И вот с самого утра многие люди радуются плотской радостью. Начинают пить, гулять, забывая о том, что для веселья существуют  другие увеселительные места. Кладбище - это место, где вспоминают о близких только все доброе. И это нас обогащает, и предков радует. Так и говорится, что об усопших вспоминают только все хорошее, что было при жизни.

 

Прихожанка:  Владыка, скажите, пожалуйста, можно ли зажигать непосредственно свечку на могилке своих родных, и какие молитвы нужно читать?

 

Митрополит Викентий: Если есть возможность, то на земельке можно установить свечку, зажечь ее и пусть горит до конца. Можно сказать: «Помяни, Господи, усопшего раба твоего… и сотвори ему вечную память. Прости, Господи, все согрешения, даруй вечную, блаженную жизнь».

 

Иерей Алексий Назаров: Владыка, как от сердца идущие за наши переживания слова Господу. Заметили, что сейчас люди ведут себя не корректно, бесчинно на кладбищах. Отсюда следующий вопрос. 22 апреля Святейший Патриарх собирает всю Православную Церковь, в первую очередь это касается российских храмов, по поводу недавних событий, когда совершались кощунственные действия, осквернение православных святынь. Святейший Патриарх призвал всех православных людей принять участие в молитвенном стоянии. Мы с кощунниками не спорим, молитвенно просим у Господа смирения для нас, покаяния для них, чтобы Господь изменил безнравственную ситуацию в российском обществе. Вопрос  такой: а у нас в Среднеазиатской митрополии во главе с Вами будут проходить эти мероприятия в поддержку молитвенного стояния или как-то по-другому это выразится?

 

Митрополит Викентий: Это очень правильно, что Святейший Патриарх принял такое решение, и мы одобряем. Чем мы можем воспротивиться такому злу, происходящему в мире, тому кощунству, которое совершилось в храме Христа Спасителя? Это ведь сердце Русской Православной Церкви. Мы можем кричать об этом безобразии, выйдя на улицу, но это не по-православному. Мы можем только в этот день помолиться во всех храмах Богу, о даровании мира, согласия,  благополучия и ревности, о славе Божией в сердцах всех людей, живущих в Узбекистане в том числе и исповедующих Православие. И мы, как дети нашего Первосвятителя, должны прислушаться к его гласу, прийти в храм Божий в этот день и помолиться вместе единой церковью, чтобы победить зло, совершаемое в этом мире. Наша совместная молитва очень сильная, обладает сильным воздействием на души этих людей, они придут покаяться в своих согрешениях – все в руках Божиих.

Господь силен, а наша задача молиться и думать о своих грехах, о том, как исправиться, совершенствоваться. Если есть в нашем обществе такие люди, значит, есть  недоработка. Мы не должны винить людей, а надо винить самих себя.  Мы должны больше свидетельствовать о Христе, распятом и воскресшем. И если происходит беспредел, значит, свидетельство наше слабенькое, необходимо нам еще подкрепиться духовно. И в эти Пасхальные дни, Страстную и Светлую Седмицу – это время для исповедования нашей веры. Чем больше свидетельствовать, правильно говорить о нашей вере, тем меньше будет таких людей, которые противятся Богу.

Люди, которые не знают Христа, Бога, не знают Церкви -  сильно заблуждаются. Поэтому мы должны завтра каяться и молиться на Литургии, совершить молебен, так же как и в Москве, единой Церковью. Наш Святейший Патриарх говорит доходчиво, но кто  исполняет и берет на вооружение его слова? Если бы все мы все выполняли, то у нас  была бы великая Церковь. Как  когда-то апостол говорил, что будут  времена, когда будут ласкать слух, но ничего не будут делать.

 

Иерей Алексий Назаров: Дорогой владыка, спасибо Вам! Я думаю, люди, которые здесь присутствуют, завтра помолятся все вместе со Святейшим Патриархом. Если Патриарха  воспринимать как отца, то получается единая семья, и как чадо слушает своего отца, так и мы должны слушать своего  Патриарха. Последний вопрос, как продолжение этой темы. Если говорить о церкви, как о едином организме, который противится злу молитвой, нравственной чистотой, то зло в какой-то степени отступает. В первую очередь надо обратить внимание на самих себя. Скажите, пожалуйста, владыка, какие средства могут избрать православные  христиане, когда они испытывают оскорбления, обиды, унижения? Церковь молитвенно противостоит этому во главе со Святейшим Патриархом,  а если лично обижают, как быть лучше, как будет правильней?

 

Митрополит Викентий: Я напомню вам про книгу Иоанна Лествичника, в которой говорится о средствах, которые помогают очистить душу от грехов. Одно из средств – это терпение обид, оскорблений, унижений и т. д. Если посмотреть на жизнь наших предков, они думали не об удобствах земных, а об удобствах небесных. Наши отцы всегда думали о вечности души, о Царстве Божием. Мы должны радоваться, когда нас обижают, смиряться и терпеть ради царствия Божия. Святые отцы приводят один пример. Человека обижают, а он все терпит. У него спросили: «Как тебе приходится терпеть?». А он говорит: «А что мне с этой собакой возиться, пусть себе делает что хочет!». Это не правильно, не по-православному. Мы должны говорить, что  «все обиды я переношу ради Царствия Божия, и через эти обиды я получаю очищение от своих грехов, терплю для своего спасения и не осуждаю человека, который нанес  мне обиду». Есть такое выражение: «Господь терпел и нам велел». Мы должны терпеть, потому что Он терпел унижения за нас. Вот такой настрой души необходим, тогда это будет наше спасение. Это правильно, и все тяготы жизни можно будет преодолеть.

Сейчас надо идти на молитву.  Спаси Бог вас за присутствие, за активную беседу, Дай Бог вам здоровья, благополучия и духовного возрастания! Христос Воскресе!