Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Скорый помощник в бедах и скорбях
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

sret_gold_1.jpg«Вход Господень в Иерусалим»

 

Виталий Столяров, пресс-секретарь епархии: Дорогие братья и сестры, сегодня утром все мы с радостью встретили праздник Благовещения и Лазареву субботу. И сегодня вечером будет всенощное бдение к празднику Вход Господень в Иерусалим. Дорогой владыка, расскажите, пожалуйста, о значении этих праздников.

 

Митрополит Викентий: Сегодня служба особая – благая весть праздника наполняет благодатью Божией. Мы слышим свидетельство небесного Архистратига Гавриила, который пришёл возвестить о том, что Жительница земного шара обрела благодать Господню и, разумеется, Благодатная, потому что обрела благодать Божию. С самого раннего детства Дева Мария стремилась к этой благодати, и очень важно подчеркнуть, что от доброго коренья происходит добрый плод.

Добрые, благодатные, благочестивые и глубоко верующие родители рождают добрый плод, который будет полезен всему роду человечества. Вот посмотрите на родителей Божией Матери, которые родили Деву Марию в скорбях, в болезнях и оскорблениях. Ведь большая проблема была в том, что семья не имела детей, считались великими грешниками, людьми второго сорта. Когда они приходили в церковь, их унижали, оскорбляли. Считалось, что семья недостойна  ходить в церковь, их даже выгоняли. В наше время всё переменилось, никто никого не укоряет за то, что в семьях нет детей. Иоаким и Анна родили Божию Матерь в старости, им было где-то около 70 лет. Сейчас говорят, что у женщины в 30-40 лет детородный возраст прошёл и о детях думать уже не надо. До 30 лет рано заводить детей, потому что нужно заработать образование, состояние, богатство, потом квартиру, потом замуж выходить. И вот – 30 лет, заводить детей поздно, разные причины находят, на всё есть оправдание.

Родители Девы Марии в течение 70 лет постоянно думали, как от Бога получить благословение на деторождение. И вот Господь по их молитвам, трудам и подвигам дал такое Дитя, чье Имя славят во всём мире – Пресвятую Богородицу. В свои 3 года Мария без уговоров и поддержки поднялась прямым путём по 16 ступеням в храм – Святая Святых. Только там Она находила утешение и любила беседовать с Богом. Посмотрите на наших детей! Для того чтобы они молились в церкви, чтобы были внимательны в молитве во время богослужения, их надо учить. Обычно мы говорим:  «Это же ребёнок, пусть он в детстве бегает, кричит, делает всё, что угодно!». Дева Мария осталась в храме, с Богом. Вот за 3 года родители получили Покровительницу, полюбившую церковь, Бога. За такое стремление к Богу Она обрела благодать Божию, вмещающую в Себя невместимого Бога, Она смогла стать той Отроковицей, послужившей Боговоплощению.

Сегодня мы празднуем Благовещение – день воплощения Бога от Духа Святого и от Девы Марии. Сегодня мы с вами обрели свободу, которая до воплощения Сына Божия, находилась в рабстве греха, под властью дьявола, со времени падения прародителей: проклятие Божие и смерть. На Руси есть традиция в этот день выпускать голубей, как символ мира, любви Божественной, свободы. Выпуская голубей, мы как бы освобождаемся от этого греха. Раньше по традиции на Руси и вообще в православном мире в этот день выпускали рабов, выпускали узников из тюрьмы, объявляли амнистию.

Одновременно с этим праздником величайшей любви Божественной ко всему роду человеческому завтра наступает праздник «Вход Господень в Иерусалим». Господь пришёл на землю и, прожив 33 с половиной года, из них три с половиной был на общественном служении. Он говорил Своим ученикам - это написано в Евангелии - надо следовать учению. За три с половиной года Он помогал, исцелял, воскрешал людей. Народ Его встретил с особой славой. Кричали даже маленькие дети: «Осанна вышних!». К сожалению, не прошло и 5 дней, эти же люди кричали: «Распни, распни Его!». Такова наша изменчивая психология: сегодня у нас такой подъём, восторг, ликование души, готовы взлететь на небо, а через некоторое время - в таком помрачении ума, совершаем такие грехи…  Мы должны быть очень внимательны к своей душе, стремиться быть в Боге, совершенствоваться.

Сегодня ещё событие – воскрешение праведного Лазаря из мёртвых. Он был уже погребён, были первые признаки тления, когда Христос совершил чудо. После воскрешения он жил жизнью праведной, и люди, видя такое чудо на живом примере, шли ко Христу, верили и вставали на сторону Христа Спасителя. Конечно, это не нравилось книжникам, фарисеям, и началось гонение. Вскоре Лазарь оказался на Кипре. Он стал там первым епископом. Кипр - страна небольшая, сейчас это отдельное государство. По сей день там хранятся мощи,  в том самом храме, где он проповедовал. В своё время Божия Матерь тоже туда приходила, уже после Воскресения Господня. После воскресения Лазарь долго ещё прожил, люди могли прийти и убедиться, что этот человек жив, а когда-то был мёртвым.

Многие люди задаются вопросами:  есть ли сейчас вечная жизнь, есть ли жизнь после смерти? Если взять жизнь со времён Христа Спасителя, первый из примеров воскресения – Лазарь четверодневный, а ещё раньше Господь воскресил сына вдовы Наинской, его также видели на погребении. В наше время есть случаи воскрешения людей. Они утверждают, что есть вечная жизнь, совсем другая. Эти свидетельства нас укрепляют в том, что есть вечная жизнь и надо стремиться, нужно достигать подвигом христианской жизни.

Я поздравляю вас всех с этими важными событиями жизни нашей церкви, которые нас многому научают, укрепляют в вере и благочестии. Дай Бог, чтобы мы делали добрые дела, которые нам необходимы, чтобы Свет Христов просвещал многих людей, которые нас окружают!

Я также хочу попросить наших постоянных прихожан, чтобы с вашей помощью мы навели порядок в нашей церкви. Во время богослужения очень шумно и люди не стоят на месте. Если возвратиться ко временам Христа Спасителя, что Он сделал, когда в церкви был беспорядок? Выгнал всех. Это не угодно Богу, Господь показал пример с того времени. Это Дом Божий, место для молитвы, а вы его превратили в вертеп. У преподобного Амвросия Оптинского есть такие слова, что, «кто говорит в церкви, того многие беды постигают». Очень серьёзное предупреждение! Приходя в церковь, мы желаем получить благословение Божие, чтобы избавиться от бед, болезни, а получается, мы на себя навлекаем эти беды. Завидев человека, который разговаривает, можно деликатно показать, что нельзя разговаривать. Все свои проблемы надо оставлять за порогом храма и слушать канон, праздничные молитвы, которые составили святые отцы Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский  (есть  также святые угодники, которые раскрыли тему этого праздника в песнопениях). Мы должны слушать, обогащаться глубоким смыслом этого праздника через чтение канона. И если мы разговариваем, то мешаем другим молиться. Когда закрываются Царские Врата на Литургии во время Причастия, священник находится в алтаре, все вместе пропели «Отче наш», сказали «святая святым» - и начался разговор. Ведь это самое главное, к чему мы пришли, для чего мы пришли на вечернюю, утреннюю службу. Для того, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, надо уважать друг друга. Читается молитва ко Причастию, в это время человеку нужно настроиться, сосредоточиться и углубиться в себя, чтобы с достоинством принять святое таинство.

Какие  у вас есть вопросы?

 

Виталий Столяров: Записок сегодня нет, но есть вопросы из зала.

 

Прихожанка: Дорогой владыка, скоро праздник, посвященный 9 мая, и у детей возникают вопросы. Есть заповедь, что нельзя убивать. Но ведь защищать свою Родину надо, так как это священный долг каждого человека. Как все это разъяснить детям? Спасибо.

 

Митрополит Викентий: Слова из Священного Писания: «нет больше той любви, кто свою душу положит за други своя». Человек идет на войну, он защищает огромное количество людей, конечно, приходится убивать. И с точки зрения Священного Писания эти убийства не для наслаждения, а считаются подвигом, потому что человек защищает свою родину, семью. Это считается подвигом великого труда, который поощряется Богом - как мученичество, за веру Христову. В России всегда шли войны, надо было защищать отечество от неприятелей, которые нападали для порабощения народа, чтобы отнять веру православную. Сколько раз враг подходил к Москве, Троице-Сергиевской Лавре, Почаево, всегда слышалось о явлениях Божией Матери, Которая защищала и ограждала от натиска врага. Если нападают на ближнего твоего, то необходимо защитить его. Если нападают на тебя, и тебя некому защитить, то ты должен сам себя защищать, насколько хватит сил. Это и есть урок любви Божественной. Если есть необходимость для разумения людей, то Господь попускает природные явления, т.е. ураган, землетрясение, наводнение. Эти события имеют свою оценку, как грех или добродетель.

 

Виталий Столяров: Мы также вспоминаем, владыка, Евангельские слова Спасителя, в частности о том, что «кто с мечом придёт, тот от меча и погибнет».

 

Прихожанка: Дорогой владыка, сердечное Вам спасибо, что смогли привезти мощи Матронушки, благодать от неё необыкновенная! Вы сказали  также настолько правильно, что очень много шума в храме. Надо молиться с благоговением. Может быть, владыка, сделать объявление перед входом большими буквами с просьбой об уважительном отношении друг к другу, не разговаривать, свечки передавать деликатно, а не стучать как в дверь? И ещё, владыка. Я хожу целую неделю с большой радостью, потому что на канале Россия идёт передача «Человек перед Богом», ведёт митрополит Илларион. Настолько познавательный фильм. Если бы записать передачу и показать прихожанам перед началом нашей беседы? Спасибо.

 

Митрополит Викентий: Виталий, необходимо об этом позаботиться.

 

Виталий Столяров: Все эти передачи будут записаны, обязательно найдём возможность, как распространить их для прихожан.

 

Прихожанка: Владыка, объясните, пожалуйста. Я по поводу молитвы. В начале, когда мне говорили, я всё писала в тетрадь, потом появилось какое-то осуждение, слишком много на себя беру… Родственники не воцерковлённые. Как молиться, если они некрещеные? И ещё, так пришлось, что я много ездила. Со Средней Азии начала воцерковляться и до Москвы доехала. Была в поездке по святым местам, в Троице-Сергиевской Лавре. Хочется всех написать в списке, но за всех помолиться не получается. Не хочется навязывать родственникам свое, говорю им постепенно, по-другому не получается. Как помочь родственникам с молитвой?

 

Митрополит Викентий: Что касается ближайших родственников, конечно, мы должны за них молиться, чтобы Господь помиловал, чтобы неверующих Господь  просветил и привёл к церковной жизни. Что касается других, например, в Троице-Сергиевской Лавре или в других монастырях, то в каждом монастыре есть много священников-монахов, за них за всех мы не сможем поминать в своём списке. Можно одного из братьев наместника поминать, вот и получается, что весь монастырь мы поминаем.

Если есть список мирян, и по именам вы затрудняетесь поминать, то можно одно или два имени поминать и говорить всех сродников. Это большой подвиг. Я знаю таких людей, которые записывают всех, огромный синодик, день и ночь его читают, молятся за каждого, с теми, с кем встречался, кто ему помогал, в том числе и за усопших. Если это всё выполнять – это большой подвиг, это Богоугодно. Это не каждый может, потому что утомительно, много времени уделять надо. И если это делать усердно, Господь помогает и делает много. Здесь на земле помогает, и когда человек уходит из жизни, за молитвы в течение жизни, тоже помогает. Это один из подвигов, который берут миряне, монахи священнослужители, но нужно знать меру, чтобы не потерять саму молитву. Чтение утренней и вечерней молитвы, Евангелия,  послания Апостольских чтений, чтений канонов  делается по благословению и по наставлению своего духовника, чтобы не было искушений от дьявола, который приходит к нам  с особым коварством. Если мы сначала очень быстро, легко выполняем большое правило, потом наступает расслабление. Это очень опасно, человек быстро сгорает, трудно будет потом восстановиться. Надо внимательно относиться к своей духовной жизни и иметь постепенное развитие.

 

Прихожанка:  Владыка, скажите, как будет проходить исповедь на Пасху и во сколько?

 

Митрополит Викентий: Как обычно, накануне всегда исповедуем, т.е. в субботу вечером и вечером во время Всенощного бдения. Это будет Великая суббота, большая служба закончится в 13:00–14:00 часа. Потом перерыв до 23:00, может, раньше. Надо посмотреть распорядок.  Люди приходят к 21:00, читается в это время Апостол, и желающие могут исповедаться. Исповедовать будем до начала Литургии, может и в течение Литургии. Все зависит от количества причастников.

 

Прихожанка:  Благословите, владыка! Сейчас был вопрос о молитве. Я настолько верю в силу молитвы. Несчастье, которое произошло со мной и моей внучкой несопоставимо с жизнью. Врачи сказали, что все зависит от Бога. Какая сила в наших образах, ведь не просто так наши иконы похищают?

 

Митрополит Викентий: Здесь идет борьба за духовность.

 

Прихожанка: Владыка! Мы смотрим канал «Союз». Есть передачи, во время которых мы не знаем, как себя вести. Читаются утренние и вечерние молитвы, вечерние богослужения, всенощное бдение, литургии. Как быть - встать и молиться или сидя слушать их?

 

Митрополит Викентий:  Молитвословия нам даны для того, чтобы научить людей молиться, чтобы люди знали, что есть утренние и вечерние молитвы, т. к. мы потеряли правило христианина. Не обязательно стоять и молиться в телевизор. У каждого есть свой уголок, есть икона – обращайтесь лицом к своему святому, слушая слова молитвы. Что касается богослужения, литургии, то это предназначено для людей больных, прикованных к постели. И когда они смотрят богослужения, это вдохновляет, радует и утешает их. Они как бы находятся в храме, в молитве. Это много значит для больного человека. А для человека здорового – это напоминание, что надо идти в храм, на молитву.

 

Прихожанин: Владыка, я раб Божий Роман. Вы были в Таджикистане, неоднократно были в Киргизии. Ваше впечатление, как там духовная жизнь? Ощущается ли нечто новое на Ваш взгляд после Екатеринбургской епархии?

 

Митрополит Викентий:  Я был правящим архиереем в четырех епархиях. Если взять по Средней Азии, то уже получается ещё 3-х, итого 7 епархий. Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан - везде одна проблема. Люди были подвержены атеистическому влиянию в годы Советской власти. Это большой отпечаток на душах людей. Сейчас необходимо нам с вами вернуть веру людям, в том числе и в Таджикистане. Я только вчера вернулся из Душанбе. Служил в Душанбе и в Турсунзаде. Люди с большой радостью идут, с благодарностью на архиерейские службы, потому что для них такие службы редкость. Один архиерей, который был до недавнего времени, проделывал огромную работу. Я удивляюсь и преклоняюсь перед трудами других архиереев, которые трудились на больших просторах. У меня четыре епархии, и то мне приходится за день посетить несколько храмов, повстречаться и вопросы решить. А когда на такую огромную территорию один архиерей, как он все успевал?! Посмотришь историю: тут - закладка храма  в Термезе, там - внес в Фергане свою лепту, и т.д. Как успевал?! Эти люди - подвижники. На те средства, которые были тогда, они смогли проделывать такую огромную работу. Нам грех не трудиться, у нас больше возможностей, больше средств по передвижению, чем когда-либо.

Главная проблема наших дней - нравственное, религиозное состояние людей. Когда захожу в храм, всё видно, как воспитан человек, чем дышит, как воспитаны дети, поэтому я прошу вас, чтобы вы помогли мне, чтобы мой разговор о Боге, о Церкви, о Христе, о Царствии Божием, смог правильно дойти до человека, передавая из уст в уста. Наша миссия христианская. Если мы будем активно трудиться, свидетельствовать, слова архипастыря принесут большую пользу. Когда я вижу результаты, это радует не только меня, но радует Бога и ангелов Божиих. В Священном Писании написано,  что радость великая бывает у ангелов, если один грешник спасётся. Господь даже за одного человека готов придти на помощь, чтобы привести к нравственной жизни, к жизни христианской.

 

Прихожанка:  Спасибо, владыка Викентий, за Ваши ответы. Беседы с Вами особенно интересны для тех, кто только начинает свой путь. Где ещё можно узнать о Церкви, о религии? Знаю, что проводятся занятия. Но будут ли продолжаться эти встречи с Вами? Ещё вопрос. Знаю, но не настолько, чтобы ответить на вопрос своей дочери. Она говорит, что в Библии существует разница между телесным и духовным, что душа выше, чем физическое тело. Почему тогда мы покланяемся мощам?

 

Митрополит Викентий:  Мы должны быть духовными и всегда стремиться к духовности. Наша жизнь не должна быть плотской, материальной, мы должны возделывать свою душу, чтобы она была очищена от грехов. Ради нашей души, Господь основал небо, пришёл на землю и вочеловечился, чтобы вознести нас на небо. Христос Спаситель нёс страдания за нас на кресте, но, к сожалению, наша жизнь плотская, и мы должны вести такую борьбу, чтобы жизнь была более духовной.

Теперь касательно святых мощей. Люди, которые вели особую духовную жизнь, одухотворяли её. Они уже пропитаны благодатью. Мы говорим сегодня: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Великую благодать обрела у Бога». Человек, который ведёт свою духовную жизнь, обретает эту благодать, тело светится. Оно уже одухотворено благодатью Божией, и эта благодать остаётся с этим человеком до второго пришествия Христа Спасителя. Когда будет воскрешение мёртвых, наше тело преобразуется, изменится для того, чтобы мы смогли жить в той жизни, которую откроет нам Господь Бог. Поэтому мы не покланяемся плоти, мы называем мощи, т.е. сила, перевод. Мощи имеют силу благодати Божией, которая нас одухотворяет, исцеляет и очищает. Вот пример Матроны Московской: люди получают исцеления. О человеке, который живёт плотской жизнью, мы говорим, что в нём плоть и кровь и больше ничего, т.е. духа нет. Для православного христианина надо, чтобы была плоть, кровь и дух. Мы должны показать свою духовность, начиная с внешнего вида, ведь показывая свою телесность, это возбуждает нас на плотские страсти, и мы теряем духовность.

Дорогие братья и сестры! Сейчас мы с вами пойдём на службу, будем праздновать и радоваться этому праздником «Входу Господню в Иерусалим». Я всех поздравляю с наступающим праздником!