Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
Иерей Алексий Назаров:
- Дорогие братья и сестры! Сегодня основная тема – неделя Марии Египетской и прошедшее событие – молитвенное Мариино стояние. Многие слышали о встрече мощей Матроны Московской, можно будет задать вопросы и об этом событии. Спаси Господи!
Митрополит Викентий:
-Дорогие братья и сёстры! Мы, по милости Божией, подходим к окончанию Великого поста. Уже прошла пятая седмица, которая была насыщена событиями – духовными молитвами. Очень важно, что мы прошли молитвенное стояние. Это событие проходило в среду вечером, где необходимо было прослушать Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, чтобы в какой-то малой степени уподобиться Марии Египетской, стоя, молясь и каясь. Те слова канона, которые читались и, слушая краткое житие преподобной Марии Египетской, воодушевляли и направляли нас на путь исправления. Мария Египетская несколько десятилетий в пустыни стояла и умоляла Бога о прощении очень тяжкого, страшного греха – блуда. Она достигла не только спасения, достигла совершенства и святости. Это очень большой подвиг, большой пример для людей. Трудно отказаться от греховной привязанности, но Господь готов простить любой грех людям. Господь готов помиловать и очистить нашу душу, надо только захотеть и понять правильно, куда душа тянет, что подсказывает сердце.
Приходя в церковь на исповедь, причастие, при этом совершая добрые дела, мы должны чувствовать порывы сердца. Хотите ли познать Бога или временное, земное? И если греховное, ведущее душу к пагубе, то надо отсекать, как это делала преподобная Мария Египетская в течение нескольких десятилетий в пустыни. Страсти, подобные диким зверям, терзали и заставляли возвращаться к этим грехам, но она устояла, очистила свою душу от греха и достигла совершенства. Это говорит о том, насколько тяжёл этот грех и очень трудно восстановиться, чтобы грех не охватил душу. В современном мире этот грех представляется очень благородным, выгодным, красивым. Представляется очень полезным для здоровья и по телевидению превозносится, даже выдвигают на пьедестал почёта. На самом деле, это самое гнилое, безобразное из всех грехов, который приносит человеку страдания, скорбь на земле. Что происходит в наших семьях? Разводы, брошенные дети… Бросая заботу о близких, люди ищут наслаждение в блуде. Я всегда говорил и говорю, что если бы мы смогли преодолеть греховное состояние нашей жизни, то мы бы избавились от лишних бед.
Если говорить в двух словах, то нельзя допускать добрачных и внебрачных союзов. Вот те ценности, при соблюдении которых мы бы избежали проблемы, которая у нас есть. К сожалению, мы так далеко зашли, что потеряли суть греха, т.е. блуда. Где блуд? Это же любовь. И что тут плохого, если люблю человека?! Вот такое понятие, выражая такими совместными встречами. Для того чтобы вступить в союз, мужчина и женщина должны получить благословение Божие, получить государственную регистрацию. После такого правила или закона совместная жизнь будет являться не грехом, и опять-таки союз для деторождения и воспитания детей. У нас беда, мы потеряли эту ценность, люди живут только для получения удовольствия, а это ведь грех.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что даже в законном браке, если супруги сходятся вместе не с целью деторождения, то это есть блуд. В наше время всё наоборот: «Нам пока детей не надо!». Принимают противозачаточные средства в течение многих лет, придумывая всякие причины. Человек думает по-своему, что сейчас уже можно иметь детей, а Господь не даёт и получаются бесплодные семьи.
В России очень много бесплодных семей – 5 миллионов. Они лечатся, пробуют различные методы, чтобы забеременеть. Такой метод, как оплодотворение, церковью не благословляется. Это вмешательство в промысел Божий. Почему не идти по такому пути, который Господь благословил. Мы своим разумом, своим вмешательством в промысел Божий больше мешаем, т.е. расстраиваем то, что Господь устроил для человека.
Есть хорошие средства для деторождения – икона Божией матери «Фёдоровская». Царские страстотерпцы – идеал для православного христианина, они имеют от Бога дар – даровать детей. На Афоне есть монастырь святой Анны. Эта икона угодницы Божией помогает тем, кто хочет иметь детей. Анна в глубокой старости родила Пресвятую Богородицу. Это большая помощь родителям, которые с верою и упованием обращаются за помощью к этой святой.
Еще в помощь родителям - Преподобный Симеон Сербский в сербском монастыре на Афоне. Это бывший сербский король, который пришёл на Афон принять монашество. Жил благочестиво. И когда он скончался, его мощи нашли нетленными. Когда в Сербии была война, сербы попросили привести останки мощей преподобного Симеона. Пустая гробница осталась в храме (он был похоронен в храме), и вот из этой гробницы выросла виноградная лоза, которая пробилась через стену храма наружу. До сегодняшнего времени виноградник приносит плоды, а монахи собирают виноград, сушат его, берут веточки и по кусочку этой виноградной лозы раздают всему миру.
Есть инструкция, как нужно молиться и в течение 40 дней. Есть 100% благословение Божие на рождение детей. Не надо искать научные средства, надо молитвенно трудиться и, конечно, каяться, исправляться и вставать на правильный путь.
Преподобная Мария Египетская победила страшный грех и достигла святости и дай Бог, чтобы по её молитвам Господь укрепил и нас, даруя нам силы устоять перед соблазнами этого мира и проповедовать целомудрие, особенно сейчас, начиная с внешнего вида. Одежда у нас специально создана для того, чтобы возбуждать страсть блуда. Мы должны, как православные люди, хорошо это понимать и не быть сообщниками распространения блуда и разврата в окружающем мире.
Иерей Алексий Назаров:
- Спаси Господи, владыка, за достаточно глубокий ответ по поводу страсти, которую преодолела сама Мария Египетская. Разрешите, задать вопрос как раз по сказанному Вами. В России 5 млн. семей не имеют возможности, но хотели бы иметь детей. При этом есть люди, не живущие в блуде, не принимающие противозачаточные средства, но вот как-то не получается. Могут ли они взять приемных детей в свои семьи?
Митрополит Викентий:
- Есть такой опыт, практика в жизни. Например, благочестивая семья, богобоязненная, живёт благочестивой жизнью и не имеет детей. К сожалению, и так бывает. В Екатеринбурге батюшка не имел детей на протяжении 15 лет, молился, обращался к светилам, а потом один старец из монастыря посоветовал взять дитя из детского дома и воспитать. А там Господь усмотрит. И действительно, в скором времени у них появился ребёнок. И не один! Так Господь нас испытывает и направляет нас на подвиги. Брошенные дети нуждаются в попечении. В Екатеринбурге прошла акция. Наши православные семьи взяли детишек из детских домов на воспитание. Буквально опустошили детские дома. Но через некоторое время дети опять появились. Конечно, самый главный путь – бороться с источником зла. Убедить людей, жить правильно. Для этого много надо потрудиться, чтобы дошло до сознания людей, ибо жизнь без Бога – губительна!
Иерей Алексий Назаров:
- Спасибо, дорогой владыка! Вопрос: «Я раба Божия Надежда. Хочу выразить благодарность священнику о. Георгию за те знания, которые он преподаёт на катехизаторских беседах. Благодаря его лекциям, открываются глаза и понимание о нашей христианской вере. Ещё раз благодарю всех, кто помогает нам в этом. С вашего благословения, катехизаторские беседы, это как воспитательный урок». Я немного сократил вопрос. Далее Надежда спрашивает: «Можно ли причащаться людям, если они в браке, но не венчаны. Живут вместе 43 года?».
Митрополит Викентий:
- Сейчас ничего не мешает повенчаться. Если нет денег, то мы можем повенчать бесплатно, на то есть благословение, указание. Все требы, нуждающимся в помощи людям, мы готовы делать бесплатно. Это венчание, крещение, причащение и соборование. Не надо говорить о том, что я бы повенчалась, но денег не хватает. Это неправда. Приходите! И если есть недоразумение с женщинами, которые принимают требы, то приходите ко мне, я открыт для всех. Вас повенчают в день, когда нужно и когда Церковь благословит. Сейчас пост. Надо помолиться, попоститься.
Иерей Алексий Назаров:
- Спасибо, дорогой владыка! Вопрос: «как часто можно причащаться, т.е. частота причастия, в частности, Великим постом?»
Митрополит Викентий:
- У нас нет ограничений в частоте причастий, все зависит от подготовки. Если взять древнюю практику, то наши православные христиане причащались на каждой литургии. Сейчас такой возможности нет, т. к. люди заняты и приходят только по субботам и по воскресениям. Если человек ведет благочестивую жизнь, ходит в церковь, в течение недели утром и вечером вычитывает правила, конечно, он может причащаться, никто ему не запрещает. Но есть другая пропасть - чтобы это не стало привычкой. Необходимо сохранить это как что-то очень важное в жизни человека, что он сподобляется принять в себе Христа Спасителя, соединяется со Христом. Как советует нам Преподобный Серафим Саровский, что мы всегда должны поступать с сознанием своей греховности, своего недостоинства. Если эти чувства в нас сохранятся, то это будет на пользу и во спасение, если это будет привычным, обыденным явлением, то мы можем потерять благодать Божью, принимая Святые Дары.
Иерей Алексий Назаров:
- Спасибо, владыка! Следующий вопрос о том, что в нашем соборе некоторые богослужения похожи на монастырские, а собор – это ведь общегородской приход. В монастыре свой устав. А здесь нельзя ли сократить службы, сделать чуть короче? Этот вопрос задается часто.
Митрополит Викентий:
- Я нахожусь в недоумении. Люди критикуют Церковь, говорят, что современные батюшки, архиереи не любят молиться и очень сильно сокращают богослужение. Нас осуждают в этом. А тут наоборот - миряне заставляют архиерея сокращать богослужения, что-то не понятно. Сокращать не будем, будем четко совершать чинопоследование и читать энергично. Например, я из Екатеринбурга, точно такое богослужение я совершал и намного раньше заканчивал. Ничего не добавлял, то, что было до меня, сохранял, но почему-то с моим приездом стали читать помедленнее, петь растяжнее, просторнее. Службы такие же, ничего не поменял. Тут значит так - надо нести свой крест.
Иерей Алексий Назаров:
- Спасибо, дорогой Владыка! Тут три записки об одном. О цене на свечи. Для многих бедных людей цены кусаются. Как объяснить, чтобы не было недопонимания?
Митрополит Викентий:
- Напоминаю вам, братья и сестры, что все, что есть в храме Божием: свечи, иконочки, литература – пожертвование. Мы вам делаем благо, помогаем, чтобы вы могли хоть что-то пожертвовать ради Христа, ради Бога, для Бога и для себя, конечно. Это пожертвование присуще для православного христианина, это та милостыня, которую мы жертвуем с целью, чтобы Господь нас миловал. Мы приходим в церковь не для того, чтобы принести что-то. Это не правда, когда говорят, что священники приглашают в церковь людей, чтобы получить деньги. Люди приходят в церковь, чтобы получить от Бога благодать, силы, очищение от греховности, прощение грехов. Человек, который почувствовал благо и милосердие Божие, готов отдать все, даже больше, чем может. Вспомните, когда сердце вдовицы почувствовало, когда она отдала последнюю копейку: «Я же Богу отдаю, а Господь даст мне больше!». Так и получилось, она последнюю копейку отдала в Церковь, а Господь ее заметил, похвалил и помиловал. И когда мы с таким расположением сердца относимся к тем пожертвованием, которые мы обязаны нести в церковь, Господь возвращает сторицей. Если идет торг, начинаем осуждать церковь, церковных людей, и что везде одни поборы, то какая может быть благодать? Ставим свечку, чтобы она горела, чтобы Господь зажег наше сердце к Богу, чтобы этот свет божественный освятил нашу душу, опалил наши грехи. Вот - правильное понимание. Возьмем свечку, даже побольше, чтобы дольше горела, чтобы опалило душу от скверных грехов, чтоб я больше не возвращался к этим грехам, чтоб Господь дал такую милостыню, чтобы я был помилован на страшном суде.
Если задуматься о вечности, то все приходящие трудности проходят легко. Не надо осуждать, проявлять недовольство по отношению к людям, роптать – это грехи, которые не ведут к спасению. Господь сказал: «Какой мерой мерите, такой вам и отмерится». Давайте ходить в церковь с чистым сердцем, с любовью и с глубоким покаянием. Мы упустили время, и я тоже считаю себя виноватым в какой-то степени, когда вовремя не объяснили, зачем свечи, иконы и т.д. На первый взгляд очень просто, как будто идёт торговля в Церкви, но на самом деле это пожертвования, которые мы приносим Богу для своего же спасения. Если правильно донести такое понятие до людей, люди по-другому взглянут на это, спокойно отнесутся к трудностям, происходящим в их жизни.
Иерей Алексий Назаров:
- Да, дорогой владыка! Огромное спасибо за такое точное разъяснение вопроса о купле-продаже, вопроса о жертвоприношении. Можно я, Владыка, открою маленький секрет, маленькую тайну о том, что деньги идут на свечи, на иконы. Это те маленькие копейки, которые, в конце концов, складываются в сумму, которая идёт на лечение. Я свидетель, когда деньги выделялись в размере 100 тысяч, 600 тысяч, 500 тысяч, 400 тысяч на нужды людей. Хотя в Священном Писании сказано, что священник питается от алтаря, это, безусловно, так, но большая часть идёт на помощь нуждающимся. Поэтому приношение за свечку, вы делаете во благо своей души. Хорошо, конечно, богатому человеку купить пуд свечей, что ему стоит это сделать? И если женщина может один раз в неделю купить маленькую свечку на последние деньги, неужели Бог эту жертву не примет? Спасибо, дорогой Владыка! Ещё вопрос: «Сейчас идёт отбор на поездку в Иерусалим. Почему бы эти деньги не направить на улучшение состояния наших прихожан в еде, медикаментов и прочее?»
Митрополит Викентий:
- Есть у людей такое, если дела идут хорошо, то надо обсуждать и осуждать. Цель этих поездок – познавательная. И если человек решил поехать, как можно ему говорить, чтобы он свои деньги тратил на что-то другое. Очень хорошо, что люди с паломничеством едут в Иерусалим. Эта поездка имеет огромное значение для духовного просвещения людей, для укрепления веры, для благочестия, для изменения жизни в нравственном значении. По своему опыту могу сказать то, что человек поехал не на отдых по туристическому маршруту, не на море отдыхать, а по святым местам. И когда человек соприкасается со святыней нашей Церкви, то он приобретает и обогащает свою душу благодатью Божией.
Еще важно то, что люди в этих паломнических поездках бывают совершенно неверующие, далекие от Церкви, но начинают изменяться. Окунаясь в церковную жизнь, они смотрят с особым благоговением и со страхом Божиим. Люди неверующие прикладываются к святыням и постепенно сами начинают креститься, потом поклоны бить, потом слезы проливать. Стоят на службе и не сразу понимают, как их посетила благодать Божия. Все поездки по святым местам позволяют человеку по-другому взглянуть на мир. Турция, бывшая Византия, колыбель Православия. Почитаешь житие святых угодников Божиих - все они оттуда, из Малой Азии: Великомученик Пантелеймон, Георгий Победоносец и многие другие. Это место было освящено кровью и потом, и трудом верующих православных христиан. В Эфесе есть место, где проповедовал Иоанн Богослов, где он был похоронен. Собор весь разрушен, там проходил третий Вселенский собор в прошлом. Мы там служим на руинах и люди чувствуют такую благодать, плачут от радости и общения с Богом. Вот и ответ на вопрос, куда пошли деньги – на приобретение человеческой души. Это очень важно.
Ведь Господь пролил свою кровь на кресте и вот нам жалко, что люди потратили для своей души эти деньги. Они имеют полное право так распоряжаться. Но мы рады, что эти деньги вкладываются не на всякие развлечения, а на приобретение своей души. Поэтому надо радоваться за них и благодарить Бога, что человек правильно тратит свои деньги.
Иерей Алексий Назаров:
- Дорогой Владыка, спаси Господи за такой тонкий, точный ответ. Думаю, можно порадоваться за такого человека, который поехал неверующим, а возвратился верующим и накормит новостраждущих, потому что душа его преобразилась. Есть такая фраза: «Не хлебом единым жив человек». Владыка, могли бы Вы коротко рассказать о встрече мощей Матроны Московской?
Митрополит Викентий:
- Я говорил, что у меня было желание привести сюда святыню и вы, наверняка, слышали, что по России возят очень много святынь, и мы, в какой-то степени, обделены. И вот одна из первых святынь, которую мы смогли привезти, это мощи блаженной Матроны Московской. Вы её знаете очень хорошо, она известна всему миру, её почитают, любят. Кто бывал в Москве, знает, что там никогда не иссякает людской поток. Люди стоят в очереди, чтобы хотя бы пальцем прикоснуться к святым мощам. Знаю, что не все могут поехать в Москву и посетить этот монастырь, и мы решили привезти известную святыню в Ташкент. Эта святыня будет находиться в соборе для поклонения всех желающих и верующих. Я попросил, чтобы святыня находилась подольше, чтобы все успели приложиться. Если народ будет стоять как в Москве, то мы и ночью будем открывать храм. Сообщите об этом всем вашим близким, соседям. У нас есть возможность потрудиться, обрести Христа, тело Христово. Люди, которые не любят ходить в церковь, которым трудно удаётся вера Христова, приходя к нашей Матронушке, получат благодать Божию и смотреть на мир будут совсем по-другому. Молиться будем вместе, чтобы Господь по молитвам блаженной Матроны посетил каждого человека и коснулся его сердца, чтобы он был укреплен в вере.
Дорогие братья и сестры, очень хотелось бы знать, если вы получите от блаженной Матроны помощь Божию, то дайте нам знать, чтобы мы записали о тех чудесах, которые произошли с вами. Эта будет большая польза для тех, кто, прочитав ваши истории, будут радоваться, что сейчас в XXI веке совершаются такие чудеса. Это очень важно, интересно и поучительно.
Вопрос от прихожанки:
- А сколько дней будут находиться мощи Блаженной Матроны Московской?
Митрополит Викентий:
- Я попросил, чтобы мощи побыли подольше. Будем смотреть по ситуации, в зависимости от количества приходящих людей.
Вопрос от прихожанки:
- Благодарю Вас, владыко! Я очень хотела побывать у Матроны, просила о такой возможности. Пришла Вас послушать и увидела объявление, и глазам не поверила, что я могу приложиться к мощам блаженной Матроны. Чудо, что я осталась жива после аварии несколько лет назад, а это еще одно чудо, которое я испытала в храме. Желаю Вам всем здоровья, счастья!
Митрополит Викентий:
- Спасибо большое. Много чудес, которые мы не замечаем, но они ярко говорят о себе.
Вопрос от прихожанки:
- Владыка, многие мусульмане хотят прийти и приложиться к мощам. Можно? Спасибо.
Митрополит Викентий:
- Можно, мы никому не запрещаем.
Вопрос от прихожанки:
- Владыка, скажите, пожалуйста, существуют разные мнения, как причаститься в святую седмицу, надо ли причащаться? Профессор Осипов (по телевизору) считает, что вообще не нужно причащаться, потому что в это время нет покаяния и как причащаться, нужно правило вычитывать. Мы хотим Вас послушать, как скажете, так и будем делать.
Митрополит Викентий:
- Когда я спрашивал об этом отца Кирилла, архимандрита из Сергиевой Лавры - слышали о нем? - он говорил: «Маслом кашу не испортить». Если вы совершите то, что положено православному христианину в подготовке к этому Таинству, помолитесь, покайтесь (правда, не надо читать три канона, а только канон Спасителя Христова), и можно причащаться. Эта служба поется в храме. Нужно выполнить все правила, которые совершаются на святую седмицу, прочитать канон ко святому причастию, молитву по причастию и можно причащаться. Намного проще, легче.
Вопрос от прихожанки:
- Уважаемый Владыка, сегодня была на замечательной службе. По телевидению, в передаче «Слово пастыря» Патриарх Кирилл рассказывал о ризе Господней, которая пропала в ХVII веке. Службу вел в храме очень интересно. Я призываю всех смотреть эти передачи на канале «Планета». Днем будет передача «Человек перед Богом», где будет рассказано обо всем, о церковных свечах, о Таинстве Крещения, Евхаристии и т.д. Было бы не плохо, если бы прихожане посмотрели бы тоже эти передачи, если записать с телевизора. Это большая помощь для прихожан. Патриарх Кирилл рассказал, что В. В. Путин помог вернуть ризу из музея в храм Христа Спасителя. Вот и у нас, до землетрясения 1966 года, напротив музея Искусств Узбекистана было полотно Иванова «Явление Христа народу». Помню, была ребенком, видела. А сейчас полотна нет. Директор этого центра сказал, что копия была приобретена специально для Ташкента. Может быть, и нам смогут дать это полотно в храм?
Митрополит Викентий:
- Это хорошо, что вы сказали и даже нужно это сделать. Я был в этом музее и видел все. Работники музея попросили меня дать правильные наименования иконам. У них большое количество икон, нуждающиеся в правильном обозначении: названия и века. Что касается, отдадут нам полотно или нет, вопрос сложный, но попытаться можно.
Вопрос от прихожанки:
- Владыка, по каналу «Союз» игумен Мелхиседек рекомендует посмотреть в дни Великого поста фильм «Страсти Христовы» и говорит, что прекрасно играют роли американские актеры. Что Вы скажете?
Митрополит Викентий:
- Для нас, православных христиан, которые ходят в церковь, уже сложилось понятие веры, отношения к Богу, и страдания Христа Спасителя из этого фильма не совсем соответствуют нашему представлению о страданиях Христа. Для людей, которые только начинают ходить в церковь, это удар по сердцу, видя, как Христос за нас пострадал. Они несколько по-другому представляют Евангельский сюжет. Я не говорю, что плохо. Человек, который всю жизнь читал Евангелие, живет в этом представлении, представлении Христа Спасителя, и фильм для него – разочарование. Можно смотреть, не запрещается. А сейчас время идти на службу. Помолимся!