Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Скорый помощник в бедах и скорбях
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

sret_gold_1.jpgИерей Алексей Назаров: Дорогой Владыка! Вам слово о Великом посте. Грядущая неделя Великого поста – неделя Иоанна Лествичника, и сегодняшняя тема нашей встречи - «Борьба со страстями». И если Господь благословит, в оставшееся время владыка ответит на наши вопросы.


Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры! Очень рад, что вы заинтересованы в наших встречах. Сейчас идут дни Великого поста, и очень хорошо, что вы заинтересованы говорить на духовную тему, решать проблемы, касающиеся жизни, души. Мы призваны обращать внимание на свою душу, приобретая что-то новое, доброе для своей души. Жить нужно по слову Божиему, меняться к лучшему, т.е. совершенствоваться. У нас очень высокая, как сейчас выражаются современным языком, планка «Будьте совершенны, как совершенен Отец Небесный» - слово из Священного Писания. Это значит нужно постоянно двигаться вперёд, не останавливаться на достигнутом.

Итак, мы ходим в церковь, молимся, исповедуемся, причащаемся, молимся дома, но этого не достаточно, не самое главное. Это только начальная стадия духовного возрастания. На прошлой неделе Святая Церковь вынесла Животворящее Древо Креста Господня. 

Вот, например, послушание воле Божией. Христос Спаситель показал нам всем пример терпения, смирения, неся столько унижений и оскорблений. Христос Спаситель понёс такие испытания за наши грехи. У нас есть свои грехи, за которые мы должны понести свои подвиги. Сейчас у нас неделя преподобного Иоанна Лествичника, который жил в VI в н.э. Он был игуменом Синайской горы, там сейчас почивают мощи мученицы Екатерины. Он там в течение многих лет нёс свой труд и приобрёл добродетельность. Написал книжку «Лествица» - 30 ступеней возрастания души к Богу, т.е. описал добродетели, которые необходимы нам для борьбы со страстями. К сожалению, в современном мире о страстях говорят хорошо, даже есть целая наука, которая возвышает, украшает страсти. 

Преподобный Иоанн Лествичник в своей работе говорит о том, как бороться и искоренять из своего сердца страсти, а современный мир, напротив, говорит – как возбуждать страсти, для того, чтобы было чем гордиться, радоваться и т.д. Вот такой у нас перекос. Одни святые отцы говорят: надо бороться со страстями; другие говорят, что страсти – это как дикие звери, попадая в лапы - растерзают. Эти страсти являются силой, которые вырывают всё то доброе в нашей душе. К сожалению, мы не боремся со страстями, мы их возбуждаем. Тому примером является просмотр непотребных передач по телевидению.

Мы не можем понять, что вся современная мода направлена на возбуждение страстей. Одежда (мини-юбки). Люди становятся неуправляемыми, и происходит преступление. В Греции были убиты школьники. Я не буду перечислять все преступления, которые передаются по телевизору, радио. Спрашивается: «В чём же дело?» Ведь был нормальным человеком, а стал неуправляемым, почему?

У меня была возможность в России ездить по тюрьмам. Когда я спрашивал заключенного, почему он совершил преступление, он отвечал: «Знаете, владыка, сам себе удивляюсь, в каком-то порыве неразумия».

Всё, что нас окружает, всё, что делается – делается для возбуждения страстей. Человеческие страсти проявляются по-разному, они есть в каждом человеке. Один блудит, другой развратничает, третий крадёт и т.д. Сами льём масло в огонь, всё кипит и бурлит, и при этом спрашиваем – почему так плохо? И пока мы не поймём, что виноваты в наших бедах мы сами, ничего доброго в нашей жизни не будет. В книге «Лествица» есть интересные примеры, которые современного человека оставляют в недоумении. Люди и в VI веке боролись со страстями очень серьёзно, по-настоящему. Не просто посидели, поговорили. Все братья из монастыря договариваются по-деловому, начиная с сегодняшнего дня очищать свои души. Игумен говорит, чтобы очистить свои души необходимо терпеть обиды, унижения, оскорбления и другие неприятности. Если все согласны, игумен начинает по-настоящему смирять. Увидит проявление гордыни, сразу на поклоны или на самые низкие послушания.

Еще один пример из книги: пришел один человек и решил остаться в монастыре. Главное, что этот человек говорит: «я хочу быть, как железо в руках кузница. Как из железа выделывают разные предметы, так и вы можете делать из меня, что хотите». Ему предложили стоять у ворот монастыря и говорить «простите братья и сестра, я очень согрешил, я - бесноватый», и в течение 7 лет он стоял у ворот и выдержал это испытание. И когда старец ему сказал, что испытание прошел, они будут зачислять в число братьев монастыря, постригать в монашество, рукоположат в дьякона, потом во священники. Он говорит: «Нет, я не хочу! Мне и так нравится. Я и в этом почувствовал благодать». Когда его спросили, что он чувствовал, когда дали ему это послушание, он ответил: «Я нёс послушание ради Бога, стал рабом Божиим». Он с радостью нёс это послушание, и главное, Господь очистил его душу от всех грехов, Господь открыл ему то, что Он перенесёт его в Царствие Божие. Через 7 дней он отошёл в обитель ко Господу в великой славе. Много примеров можно привести из жизни Синайского монастыря.

Один старец 80-ти лет прожил в монастыре 50-60 лет, и однажды игумен монастыря говорит своему собрату: «Преподобный Иоанн, хочешь, я покажу тебе высокий идеал достижения духовной жизни этого старца?» Игумен вызвал старца, тот по традиции поклонился игумену до земли. Игумен же, ничего не говоря старцу, ведет разговоры с другими. Прошёл час, другой – старец молчит и ждёт смиренно. Вот такое было воспитание. А сейчас по нашим понятиям - издевательство над старцем. Но игумен испытывал его, и когда его спрашивали: «Ты не гневался, не осуждал, не раздражался на старца»». Игумен говорит: «Что вы! Как можно? Я так его люблю, любовь покрывает всё. Я наоборот, стоял, как перед Богом, как перед жертвой Божией. Это же старец старается поправить и направить меня на путь в Царство Божие, как я могу его осуждать?!».

А нас, если хоть чуть-чуть укори, то тут же начнём искать правду, писать жалобы, судиться. Человек, который думает о своём спасении, смиренно сносит оскорбления, унижения. Вот путь, дорогие братья и сестры, который ведёт в Царство Божие, путь - через терпение. Мы ищем правду, задаемся вопросом: «почему меня оскорбили?», а это значит, в нас говорит гордыня. Чтобы возделать свою душу от страстей, невзгоды являются спасением для нас.

Если посмотреть на человечество в целом, то можно заметить, как выросло благосостояние человека. Всё это не принесло человеку благополучия, а только страдания и скорби – разрушилось Царство Божие. Мы не думаем о совершенстве своей души, а думаем, как сделать свою жизнь легче, удобнее и т.д. Люди, которые думали о достижении вечного блаженства, отказывались от материального благополучия в своё время. Вот почему в России произошли революции, потому что сконцентрировались две силы: одна часть народа жила с понятием о том, что для благополучия человеку нужно столько, сколько необходимо для христианской жизни на земле; другая часть, их меньше, дай им волю, будут жить и делать, что хотят. И вот столкнулись два направления, свергли царя, который был очень благочестивым, богобоязненным, глубоко верующим, думающий о своём народе. Всё, что имели хорошее, всё разрушили сами люди.

Мы с вами живём после этой трагедии почти 100 лет и не достигли того уровня духовной жизни, которую имели люди до революции, даже при наличии развитой науки и техники. Это все требования Святого Евангелия. Господь нас призывает на путь самомышления, самоуважения, самоукорения, самоосуждения. Пути к познанию самого себя, видеть свои слабости и недостатки. Видя свои недостатки, можно было бы избежать трудности и неприятности в жизни. Иногда нас укоряют и укоряют не по правде, мы не можем терпеть этого. А святые отцы нас учат: «если вас укоряют или унижают незаслуженно, то в этом случае попробуйте найти что-то такое, что позволит вам найти вину в себе и осудить себя и тогда будет легче перенести эту неправду».

По учению Иоанна Лествичника, если мы понимаем, что оскорбление является очищением души от страстей – терпим ради Бога, ради Христа - это ведёт к духовному возрастанию.

Земное благополучие – это не главное. Несчастны люди, которые прикрепляются ко всему земному. Господь создал нас не для земной жизни. На земле мы находимся временно, находимся в изгнании. Как можно жить в изгнании хорошо? Господь уготовал нам всё то, что нам нужно для благополучия, где есть всё. Поэтому посылает нам скорби, неприятности для того, чтобы мы не прилеплялись к земным утехам. В дни Великого поста мы должны размышлять о своих пристрастиях и искоренять их. В книге аввы Дорофея есть момент, когда послушник в течение короткого времени достиг совершенства и Царства Божия. Он отрёкся от своих любимых вещей, избавился от многоядения. Один старец помог ему победить в себе эту страсть, послушник смог перестроиться. Он стал кушать столько, сколько необходимо организму. Это всё достигается через послушание.

У нас, братья и сёстры, есть проблема, мы не можем слушать друг друга, а главное не хотим слушать Бога. Это самое страшное. Мы слушаем только себя, своё самолюбие, свою гордыню, а если бы слушали голос Божий и жили по воли Божией, то мы себе не представляем, насколько жизнь была бы спокойнее. Господь знает, что нам полезно, надо только прислушаться. По жизни мы являемся Богоборцами, на все поступки у нас есть оправдания. Бог знает каждого и в эти дни Великого поста поучает нас тому, чтобы мы, преодолевая свои страсти, стремились искать, прежде всего, Царствия Божия, а все остальное приложится.

В молитве Ефрема Сирина мы молимся, чтобы Господь открыл глаза на наши немощи, слабости, чтобы мы никого не осуждали. Господь дает нам все это, но мы не хотим брать, потому что не хотим смириться, потому что в нас живет гордыня. Вот такой замкнутый круг. Одним словом, с послушания воли Божией мы сможем достигнуть нравственного подъёма в нашей жизни, обществе и каждого из нас в отдельности. Мы не замечаем того, что Патриарх Кирилл говорит каждый день. Если вы смотрите телеканал «Союз», он призывает нас к благочестивой жизни. Господь дал нам такого Патриарха, который имеет дар речи. Он так убедительно говорит, мы его слушаем, но ничего не делаем. Нет нам оправдания. С вами сейчас разговаривают священнослужители, а когда-то такой диалог с народом был запрещен. Даже родителям нельзя было говорить о вере, о Боге. За это очень строго наказывались, родителей лишали родительских прав. Но, к сожалению, это не послужило нам уроком. В молитве преподобного Ефрема Сирина мы молимся: «Дай мне, Господи, узнать свои грехи и не осуждать брата моего». Мы молимся о целомудрии: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Господь дает нам видеть свои грехи, но когда кто-то скажет что-то плохое, то в нас просыпается недовольство. И вот в этом-то и проявляется все наше христианство.

Преподобный Иоанн Лествичник рассказывает, что страсти нужно вырывать из своего сердца, чтобы достигнуть 30 ступеней. Одна из важных - это послушание. Для нашего спасения достаточно послушание и отречение от своей воли, как на примере своим послушанием, терпением он достиг совершенства за 7 лет. Авва Дорофей достиг совершенства в течение трех лет. Достигая совершенства, Господь забрал их в Царство Божие, считая, что они готовы к лучшей жизни. У нас другой менталитет, мы думаем, как нам подольше пожить, а как будем жить? В грехах, пороках, в страстях, главное - чтобы нам было хорошо. Мы так свыклись со страстями, что нам скучно без них.


Иерей Алексий Назаров:  Спаси Господи, владыка за столь содержательный ответ по поводу того, как нам жить жизнью благочестивой, с чего начинать. Что послушание - матерь всех добродетелей. Разрешите, владыка, я дополню. Архиереи, несмотря на то, что мы редко  видим  каждого, внутренняя жизнь протекает по-монашески, в подвиге. Хочется дополнить к Вашему  слову, слова митрополита Владимира. Однажды он рассказал: «Подходит женщина ко мне и говорит: «Владыка, благословите меня на подвиг «юродства». Зачем тебе юродство, ты итак дура» - ответил владыка. Она в ответ: «Как Вы смели меня так назвать?! Вы - митрополит, владыка, меня так оскорбили, обидели!». «Я тебя не обидел, если ты сейчас малого не могла понести, как ты на подвиг «юродства» собираешься вставать, ты не готова к этому. Иди с Богом!». 

Владыка благословите задать вопросы. «Дорогой владыка, мне очень нужно с Вами встретиться, чтобы поговорить. Когда мне можно к Вам приехать? Я из Чирчика, прихожанка «Свято-Георгиевского монастыря».

Владыка, этот вопрос задают многие прихожане, желают встретиться лично. Скажите, как можно это сделать и  насколько Вы доступны?

 

Митрополит Викентий: Просто прийти, вот и все.

 

Иерей Алексий Назаров: Я как раз хотел, чтобы  услышали все, если есть индивидуальные вопросы именно к митрополиту?

 

Митрополит Викентий: Вы знаете, что я хожу в церковь, и видите – когда выхожу из церкви. Подходите ко мне после службы.

 

Иерей Алексий Назаров: Действительно, хочу сказать, что у владыки очень много людей. Стоят в очереди и священнослужители, и прихожане, и миряне, и люди с ХПУ (хозяйственное производственное управление епархии). Все в своей череде проходят, все решают вопросы. Вопросы семейные, вопросы личного благочестия. Владыка всех принимает, причем стоят священники и ждут, пока владыка поговорит с какой-нибудь мирянкой по ее насущному вопросу. Стоят смиренно, главное, что к Вам можно подойти.

 

Митрополит Викентий: Главное, можно.

 

Иерей Алексий Назаров: Спаси Господи, владыка. Раба Божия Ирина. Дорогой владыка, живу на северо-востоке, а моя мама на Кара-Камыше. Можно ли нам пораньше уходить со службы, так как транспорт после 20.00 не ходит?

 

Митрополит Викентий:  Есть два пути, как решить эту проблему. Первый - путь долгий, но все же можно подумать о том как в рамках закона Узбекистана построить в этих районах, где компактно живут православные верующие, храмы. Или открыть в доме молитвенную комнату, где можно было бы прийти к вам, чтобы служить. Нужно ваше активное желание.

Второй путь - уходить раньше, чем заканчивается служба. Это плохо, но другого выхода пока нет. Будем делать все возможное, чтобы службу не сокращать, потому что это грех. Святейший Патриарх Кирилл исследовал церковную жизнь в г. Москве и увидел, что есть много храмов, где сильно сокращают службы - сильно поругал священнослужителей. Службы даны Богом. Раньше нельзя и позже тоже.  Самый оптимальный вариант начинать службу в 17-00. Читать и петь надо четко и понятно. Я с хором уже об этом говорил и с чтицами поговорю, чтобы развивали хорошую  дикцию, но не в ущерб слышимости и понятливости слов.

 

Прихожанка: Можно о транспорте договориться с властями?

 

Митрополит Викентий: Правильно вы говорите, напишите на мое имя письмо, что есть такая проблема с транспортом, в вечернее время не можем уехать. Со своей стороны я тоже буду ходатайствовать. Это тоже один из вариантов.

 

Иерей Алексий Назаров: Владыка, пока этот вопрос не решен, как быть пожилым людям, которые живут на окраине?

 

Митрополит Викентий: Некоторые пожилые люди подходят ко мне и просят: «Владыка, благословите!». Я говорю: «Бог благословит».

 

Иерей Алексий Назаров: Это вариант, если на помазание подходите к митрополиту, просите, чтобы владыка благословил, чтобы ваш уход не был самоволием. Конечно, владыка благословит, это не тот вопрос, чтобы «умри здесь, но стой до конца!». Единственное, чтобы этим не злоупотреблять.

 

Митрополит Викентий: Постараемся службу не задерживать, чтобы служба  проходила динамично.

 

Иерей Алексий Назаров:  Владыка, вот еще вопрос. Спрашивает раба Божия Александра. Владыка Викентий, как соблюдать пост при старческой немощи и малокровии?

 

Митрополит Викентий: Мы не имеем права никто из священников опускать пост. И вот есть такая практика, что вы приходите и просите «благословите не поститься». Это не правильно. Пост был утвержден Вселенскими Соборами, первым  Вселенским Собором.  Мы можем только снисходить к вашей немощи, что вы не можете поститься по причине здоровья. Смотрите сами. Как отец Алексий сказал не злоупотреблять и добротой нашей тоже. В действительности, если человек имеет заболевание, в данном случае продукт для него является как лекарство. Единственное, приходя на исповедь нужно сказать батюшке, что простите, я нарушила пост, потому что болела. Не потому что не хотела поститься. А потому что здоровье не позволяет. Можно поститься в среду и в пятницу, т.е. какой-то подвиг надо нести. Есть здоровье или нет, главное вера, послушание воли Божией. Господь укрепляет человека и когда он поститься, ничего с ним не случается, вера лечит. Все зависит от обстоятельства и каков настрой души.

 

Иерей Алексий Назаров: Да, владыка, разрешите. Здесь некоторые прихожане знали отца Владимира Кондратенко, ныне покойного. Царство Небесное! Он рассказывал, что когда он учился в семинарии вместе с отцом Михаилом Котляровым, у их сокурсника на 3 курсе обнаружили рак желудка. Молодой человек, в те послевоенные времена недоедали. Он попросил благословение у ректора семинарии на соблюдение 40 дневного Великого поста пить только воду. «Я так и так умру!», такая решительность. Отец ректор посмотрел на это все и сказал: «Благословляю!». Самое интересное, что когда кончился Великий пост, врачи удивились - семинарист излечился. Врачи спрашивали, что он принимал, какие таблетки? Он ответил, что пил только святую воду.

 

Митрополит Викентий: Молитва и вера.


Иерей Алексий Назаров: Спаси Господи, владыка! И вот еще достаточно сложный вопрос. «Можно крестить сына без оглашения? Мы работаем, и приходить на огласительные беседы не можем. Дайте задания, будем учить дома. А вдруг несчастный случай». Нелли.

 

Митрополит Викентий:  Дорогие братья и сестра! Люди сейчас, к сожалению, придумывают разные причины, чтобы не ехать на оглашение. Все может быть, конечно. Раньше он не думал о несчастном случае. Дело в том, что человек, который крестится, которого мы крестим, должен иметь веру, а веры без дел не бывает. Спрашиваешь: «Во что ты веришь?». Человек еще может что-то сказать. А как ты веришь, ничего не может ответить. Господь сказал, чтобы креститься, надо веровать. Мы должны знать свою веру, понимать и помочь понять другим. Если спросить, как ты веришь? Тут столько ереси можно услышать. А этого не хотелось бы. Мы сейчас хотим дать знание о Боге, а люди не хотят, говорят, нет времени. Мы совершаем огласительные беседы по воскресениям, когда никто не работает. Приходите в 11-00, в 13-00, в 15-00, выбирайте. Еще третьего человека подключили, будет еще одна группа, так что это лукавство получается какое-то. Мы должны дать ответ, если какой-нибудь сектант спросит, а почему ты православный, а не иеговист, например? В чем разница? Человек должен знать разницу, и разницу между добром и злом. Должен знать свою веру. Православный я, потому что мне здесь лучше. Приходят в церковь не только православные, кто говорит, что им здесь легко. Пусть приходят и молятся вместе с нами - и мусульмане и иудеи, но мы, которые постоянно ходим в храм, должны знать и отвечать все о своей вере православной. Это наша беда, что вера стоит на месте, почти не увеличивается количество верующих, почему? Потому что прихожане не могут правильно донести Православно-христианскую веру.

В свое время наши родители знали все это хорошо, но мы почти все потеряли. В течение уже 90 лет знания передавались урывками, а когда-то Закону Божию учили очень глубоко. И человек, который крестится, не знает ничего об этом Таинстве. Господь своими страданиями искупил наш грех. Это Таинство - Крещение - Господь дал нам в дар, где мы очищаемся, и прощаются все наши грехи. Очень важно, дорогие братья и сестры, чтобы мы воспитывались коллегиально, помогали друг другу с любовью, кротостью, с терпеливостью.

На Руси христианство распространялось очень быстро, потому что говорилось очень много о Христе, о добродетели. А сейчас мы поговорили и все, боимся признаться, что христианин. Поэтому наша вера угасает. В нашей жизни много греха и страшно, что мы с грехом не боремся. А что молодежь? Многие думают: «пусть грешат, молодые еще, пусть бегают». А когда начнут беды творить, тогда будет поздно!

 

Иерей Алексий Назаров: Да, владыка, спаси Господи. Мы поделимся от одной свечи - понесут дальше, от этих будут зажигать еще дальше. Последний вопрос: «Если держать пост - не смотришь телевизор, нет праздностей, но когда пост заканчивается, возвращаешься снова к этим страстям. Что с нами происходит, как себя удержать?»

 

Митрополит Викентий:  Надо продолжать то, чтобы стяжал в течение этого поста, сохранять состояние души в чистоте, святости, непорочности, целомудрия, добродетельности. Это надо сохранять не только во время поста и дальше по жизни, не поддаваясь страстям и различным удовольствиям. Придёт Пасха, будем духовно радоваться. Первый, второй день Пасхи наслаждаемся духовно, потом переходим на плотскую радость, пресыщаемся, переедаем и т.д. Нам необходимо уметь от Пасхальных дней торжества сохранять духовную радость - быть со Христом и не переходить на радости материальные, земные и т.д. Надо уметь не переходить границу дозволенного. В нашей жизни граница четко разделена. Быть внимательными к себе и различать, что такое хорошо, что такое плохо. Существуют силы, которые смещают границы, чтобы разложить понятия добра и зла. Принципиальность должна быть, а у нас и так хорошо, и так хорошо, чтобы под видом добра не сделать зла.