Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
Митрополит Викентий: Дорогие отцы, братья и сёстры! Милостью Божией мы с Вами прошли две недели Великого поста, и многие из Вас посещали церковь, молились, вместе с нами совершали молитвы. Мы с Вами увидели и почувствовали, наверное, то, что Святая Церковь в своих песнопениях в своих молитвословиях настраивает нас на покаяние, на духовную жизнь, на молитву.
Мы часто в эти дни слышим слова преподобного Ефрема Сирина о молитве, где просим о том, чтобы Господь даровал нам увидеть свои грехи. Чтобы мы не осуждали никого и чтобы видели себя, свою душу. Конечно, когда человек видит себя, он больше трудится над собой. Если он себя не видит, то нет смысла этим заниматься. А когда мы видим себя, то у нас появляется всё больше и больше желания трудиться, делать то, что необходимо для нашего духовного возрастания. Тогда у нас появляются умиление и сожаление о своих грехах, любовь к ближнему, к Богу и многие другие дарования. Господь нас посещает. Очень важно, чтобы мы, действительно, не распылялись и не уходили от себя, были близки к самим себе.
В начале этой недели, с субботы на воскресение, в нашей Церкви праздник. Мы будем прославлять Григория Паламу, великого подвижника нашей Церкви, который защитил наше православное учение от ереси Акиндина и Варлаама, которые считали, что наше молитвенное предстательство пред Богом, когда мы молимся Богу и получаем от Него тот Божественный свет, что это не Божественное, а что-то тварное. Поэтому в 1341 году был собран Собор в Константинополе, где была осуждена эта ересь, и, таким образом, наша Церковь вновь была защищена от поползновений еретических воззрений. Находясь в храме, мы видим, что когда мы с вами внимательны к себе и к окружающим, стараемся что-то сделать для созидания нашей Церкви - мы улучшаем православную веру Христову и не даем действовать ереси в храме, противоречащей вере православной.
На прошлой неделе мы говорили о Торжестве Православия. Вспоминали о том, как мы получили православную веру от предков, святых отцов, как они защищали и очищали ее от ересей в течение многих веков и донесли до нас. Особенно, в первые века христианства и вплоть до VII Вселенского Собора, когда на этих Вселенских Соборах созидалась истинная вера. Люди принимали то решение, которое принималось Соборами на века, и мы сохраняем и взращиваем истину. Наша задача знать, учить и изучать эту веру. Для этого сейчас создается все возможное, чтобы мы углублялись в истину нашей веры, жили по вере, чтобы ничего не вкралось в нашу жизнь, и сердце не удалялось от истины, обличая нашу совесть.
У нас при храме проводятся библейские курсы, где мы собираем людей для того, чтобы дать им больше знаний о Боге, о жизни Христовой. Это время благоприятное для улучшения и укрепления своей веры. Бог так устроил, дал возможность для изучения познания веры.
В годы легковерия мы были лишены возможности таких встреч. Не могли задавать вопросы и обсуждать проблемы благочестия. Необходимо использовать возможность для укрепления себя в вере и передать другим. Апостол Павел говорил: «Вспомни то, что я тебе сказал и передай другим, которые способны передать поколениям».
Какая преемственность веры? Раньше законом запрещалось говорить о религии, сейчас никто не мешает. Мы живем в Узбекистане и живущие здесь люди, имеющие христианские корни, к сожалению, далеки от православной веры, от Бога. Если мы не сумеем дать правильное понимание о вере, то люди укореняться в своих воззрениях по-своему, говоря при этом: «я верю в глубине сердца и этого достаточно». Господь говорит: «кто не будет свидетельствовать, того и Господь не засвидетельствует». Мы исповедовали православную веру открыто, не скрывая ее в глубине сердца.
Посмотрим на историю, вопрос о вере в ХIV веке. Святитель Палама твердо стоял на основе православия, отсекая всю ересь. Мы имеем возможность знаний о вере и о благодати Божией. Сейчас есть расхождения, которые не соответствуют вере православной, и наша задача своевременно это исправить. Было время, когда вера передавалась устно, и люди, как могли, перемалывали по-своему, и эти воззрения не соответствовали христианскому призванию.
Одна беда, если вера остается в глубине сердца, другая – начинаем учить и требовать, не зная основ Православия. Во время поста, глядя на себя, надо удалять все то, что нам мешает приблизиться к Богу. Мы ходим в церковь, молимся, и Господь, как Источник жизни, дает нам силы. И поскольку у нас есть неправильное воззрение, то этот свет не касается нас, он издалека только освещает нас. Есть причины, которые мешают Божией благодати проникнуть в глубину наших душ. В нашем спасении существуют две движущие силы: Божественная и человеческая. Господь все делает и устраивает разумно. Поэтому мы все свои действия и поступки должны оценивать и сопоставлять с христианским учением, и, если надо, вовремя изменить свой путь в жизни.
Братья и сестры, в эти светлые дни Великого поста, чтобы светить миру светом христианского учения и быть светом этого мира, необходимо жить и соответствовать христианскому призванию. К этому подводят нас слова из Священного писания, к этому призывает Господь - «вы свет мира», «вы соль земли». Давайте подумаем хорошо над словами, что мы свет мира? Вокруг нас много людей, которые далеки от христианской жизни, от духовности. Это значит, мы слабо светим. Свет очень-очень слабенький. Он не освещает и не пробивает стенку греховности, которая вокруг нас. Нам нужно увеличить силу Божественного света, которую дает Господь за наши молитвы, за труд, чтобы свет светил сильнее и освещал окружающий мир. Если свет будет светить как нужно, то он очень близок и созвучен другому пояснению - что вы еще и «соль земли». А соль это что? Это то, что не дает портиться, например, продуктам. Соль духовная не дает портиться нравственности, не допускает порчи в христианской жизни людей.
Иерей Алексий Назаров: Спасибо, дорогой владыка, за достаточно глубокое и не краткое содержание! Отрадно, что, как Вы сказали, сейчас происходят изменения в нашей духовной жизни, от времен застоя, как бы медленно раскачивается, и, наверное, лед земли тронулся. У меня сейчас много записок. Такое ощущение, что на целый год запаслись. Это хорошо, когда много вопросов. Вопросы рассеиваются, и темы не значатся. До службы осталось мало времени, разрешите зачитать короткие записки с вопросами.
Вопрос: Я армянка, все время хожу в собор на Госпитальном. Могу ли я подавать записки на молебен о моей больной маме? Ирена.
Митрополит Викентий: Я знаю, что у нас многие армяне приходят в Русскую Православную Церковь. Они любят церковную жизнь в нашей церкви и молятся вместе с нами, но, к сожалению, у нас нет общего в Евхаристии. Мы не можем друг у друга причащаться, исповедоваться, принимать и участвовать в таинствах церковных. Армянская церковь и Русская Православная Церковь дружны. Святейший Патриарх Армении бывает в России и участвует в мероприятиях, но не в совместных молитвах, в Таинствах Церкви. Мы молимся о мире всего мира - молитва за весь мир, т.е. как за православных, так и за неправославных, за всех людей. В данном конкретном случае говорится о молебне, то здесь мы можем помолиться. Если подавать записку на Проскомидию на совершение Таинства, то мы помолиться не сможем. К сожалению, люди не понимают разницы между молебнами и Проскомидиями.
Иерей Алексий Назаров: Спаси Господи, владыка! Приближается праздник Пасхи. Я думаю, этот насущный вопрос касается не только нашего собора, но и многих православных храмов. Задаёт вопрос Клавдия Ивановна: «Как быть, если в храм иногда приходят подвыпившие люди, они не шумят, но всё равно неприятно?»
Митрополит Викентий: Это наша с вами беда, дорогие братья и сестры. Среди наших соотечественников есть люди, которые чрезмерно употребляют алкогольные напитки. У нас при епархии недавно создано общество трезвости, где мы можем помочь таким людям избавиться от этого греха, от этой зависимости. Есть отдел и при храме Александра Невского. Открыл этот отдел отец Сергий Стаценко.
Конечно, неприятно, когда человек приходит в церковь пьяный. Это беда. Трезвым его, конечно, не тянет в храм, а когда он пьяный – он смелый. Но, несмотря на это, задача православного христианина встретить нашего брата с уважением и любовью. Вспоминая уважительное отношение к нему и проявленную доброту, он когда-нибудь осознает свою немощь и встанет на правильный христианский пусть.
Вспоминаю рождественские ночи с 60-х по 90-е годы: церковь была заполнена людьми, но ненадолго. К концу службы оставались только те, кто пришел помолиться. Наша задача состоит в том, чтобы мы достигли такого уровня, когда люди молились бы до конца службы. Это очень важно.
Есть ещё одна наша с вами беда – в храме очень шумно и громко разговаривают люди. Это плохая привычка, поэтому надо исправляться. Приходя в храм, не должно быть никаких разговоров. Только разговор с Богом. Мы пришли навстречу с Богом и должны это очень глубоко осознать. Например, если приходя на встречу с высокопоставленным человеком мы будем разговаривать не с ним, а с неким другим человеком, то как быть в этой ситуации. Этим мы показываем свое неуважение. Господь хочет принять нас в свои объятия, по-отечески, хочет простить, помиловать, даровать нам здравия и благополучия, а нам этого не надо, потому что мы разговариваем между собой, у нас дела поважнее, чем разговор с Богом. Есть и такой очень неприятный момент, когда на службах мы молимся – стоит тишина, а когда Царские врата закрываются – начинается ходьба, разговоры и т.д. Надо понимать, что такое царские врата и почему закрываются: для того, чтобы нас ещё больше настроить на покаяние, чтобы думали о вечности, о нашей греховной жизни, о грехопадении наших прародителей. Это не перерыв наступил, это начинается самое важное событие в богослужении – Причастие. Ради этого Причастия мы молимся на вечерней службе, потом на утреней службе, литургии оглашенных и верных. Кульминация всего этого – Причастие. В это время должна быть тишина, потому что Христос своим телом и кровью находится на престоле благодати Божией. В это время священнослужитель при закрытых Царских вратах причащается, и если в это время идут разговоры в храме, священник не может сосредоточиться и привести чувства в сознание того, что делает. Люди, которые идут на Причастие, должны с сокрушением сердца больше сознавать свою греховность, а не разговаривать. Даже если не причащаются, люди должны давать возможность своему брату или сестре сосредоточиться на Таинстве Причастия. Нам нужно посмотреть на себя, увидеть, что мы делаем и как мы не соответствуем правильной христианской жизни. Ко мне приезжают с разных храмов России и говорят: «Владыка, у Вас очень трудно молиться, очень шумно». В храмах Москвы, Екатеринбурге стоит тишина, спокойствие, видно, что люди пришли молиться. Давайте и мы будем настраиваться на молитву, если надо подсказать, тихонько подскажите, свечку передать – передайте, чтобы поставили на подсвечник. Если надо спросить или подсказать что-то новому прихожанину, то это надо делать шёпотом или направить к дежурному человеку. Гневаться и раздражаться нельзя. Объяснять надо с любовью. Вот в этом культура поведения в церкви, и мы должны восстанавливать потерянное кротостью, терпеливостью. Мы не должны отталкивать от себя человека, потому что находимся в храме, где встречаемся и беседуем с Богом.
Иерей Алексий Назаров: Дорогой владыка, спасибо за содержательный ответ, даже так выходящей за рамки этого вопроса, потому что мы многие знаем, кто наблюдал за Вашей деятельностью в Екатеринбурге, да и просто люди знают статистику пьянства в России. То есть насколько она упала в Екатеринбурге, если там образовалось огромное количество обществ трезвости, антиалкогольных кампаний, которые проводятся. Хотя, в общем-то, Россия всегда славилась застольями и т.д. Но всё-таки эти люди смогли овладеть собой с Вашей помощью и молитвой. И здесь с Вашими мудрыми советами потихоньку начнёт трогаться лёд. Что касается Ваших замечаний о богослужениях, о поведении в храме, владыка, если благословите, сделать наши встречи также от Пасхи до пятидесятницы, в которых будет идти разговор архипастыря о богослужении, толковании Литургии, Всенощного бдения не так, как это делается на богословском уровне, а более простым языком. Нам будет очень интересно узнать об этом из Ваших уст, потому что если мы дети – Вы наш отец. Слова отца нашего будут как учение, как закон. Если благословите, то мы проведем такой цикл встреч, посвященных значению Литургии, Всенощного бдения. У нас есть вопрос из зала.
Вопрос из зала, р.б. Наталия: Скажите, пожалуйста, владыка, надо ли детей-подростков понуждать на молитву, ходить в храм. Будучи маленькими детьми, они ходили, а сейчас уже выросли. Нужно ли их понуждать на Причастие, соблюдать пост.
Митрополит Викентий: Да, есть у них такая беда и не только здесь, но и в России. Вы говорите ребенку, что ему 10 лет и что он послушный - молится, а в 13- 14 лет он изменился. Я полагаю, что это случилось потому, что Вы не до конца дали этому молодому человеку почувствовать Бога в своем сердце, потребность в Боге. Он делал то, что ему говорили - был послушным, а потом появились свои ценности, его тянет современная цивилизация. Конечно, в этих случаях очень сложно ответить, ведь дети все разные – кто-то гневливый, кто-то раздражительный, кто-то нетерпеливый. Тут нужна мудрость Божественная, надо молиться, чтобы Господь вразумил этого младенца, ребенка. Голос матери или отца раздражает его, и родителям необходимо это претерпеть и смиренно смотреть на это все, как на временное явление. Когда приходит ко мне молодая девочка и говорит, что ее раздражают родители, я ей говорю, чтобы она постаралась побороть эти чувства. Она вспыхивает до того, что не доходит до моего разума. Такого состояния можно было бы избежать, если бы обратились раньше за помощью к Богу, за потребностью в молитве. Помочь мы можем молитвой, чтобы Господь вразумил ее. Молитва – это помощь и поддержка выйти из этого состояния. Сам человек понимает и осознает, что плохо, но гордость мешает признаться, хотя на исповеди он говорит, но перебороть пока не может.
Уточняющий вопрос из зала, р.б. Наталия: Владыка, но если наоборот не грубо отвечает, а с любовью, чтобы маме угодить.
Митрополит Викентий: Это я сказал в худшем случае. Принимает или не принимает, надо поговорить, настроить ребенка, чтобы не ради мамы приходил в храм, а к Богу, к Небесному Отцу. Мы всегда говорим, чтобы люди приходили не к священнику, а к Богу. Священник является только детородным по Христу помощником. Мамы и папы должны приводить своего ребенка ко Христу. Хорошо, что он любит и уважает родителей, но он должен сам осознанно идти к Богу, быть с Богом и даже тогда, когда нет рядом родителей - оставаться с Богом. Поэтому в этом надо потрудиться и родителям и самому ребенку, чтобы он понимал, что существует Христос-Спаситель, который ведет его по правильному пути
Иерей Алексий Назаров: Спасибо, дорогой владыка. Наверное, можно сказать, что если родители не всегда могут воздействовать на своего ребенка, то на исповеди можно предложить то, что посоветует батюшка. Спасибо, владыка, и благословите на последний вопрос, потому что сейчас начнется богослужение. «Многоуважаемый владыка, объясните, пожалуйста, как понимать слова апостола Иисуса Христа в Святом Евангелии от Луки гл. 12 стих 51-53 «Думаете ли вы, что я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но от ныне пятеро в одном доме будут разделены, трое против двух, двое против трех»…И следующий вопрос тоже достаточно богословский «Я говорю вам приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они когда обнищают, примут в вечные обители».
Честно говоря, Владыка, не думаю, что можно коротко ответить, но в конце следующей встречи повторю вопросы еще.
Митрополит Викентий: Я так понимаю этот вопрос: действительно, Христос Спаситель для некоторых является предметом разделения. Одни принимают Христа Спасителя, а другие не принимают. Но, к сожалению, мы видим, что происходит в наших семьях сегодня: если один верующий человек, а другой не верит в Бога, то не верующий освещается верующим. Только благодаря терпением и добрым отношением друг к другу, в конечном счёте, приносятся добрые плоды. А что касается богатства, приобретённого неправедным трудом, святые отцы говорят, что мы всё, что имеем в этом мире – не наше, и что приобретаем - не наше, и труд, который мы совершаем, приобретая богатство, - тоже не наше. Это труд Божий. Господь даёт нам здоровье, ум, чувства и волю – это всё Божие. И вот когда, уйдя из этого мира, вы не сможете пользоваться богатством неправедным, то вам будет помощь в мире том, где Царство Божие даруется за добрые дела, которые вы делали на земле. Вот смысл этих слов.
В заключение хотел бы поздравить вас с наступающим праздником! С праздником Воскресного дня! С наступающим Всенощным бдением, на которое мы сейчас идём, чтобы помолиться, и чтобы Господь посетил нас Своею благодатью, освятил Своим Божественным светом и даровал нам благодать для нашего спасения.