Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
Очень распространённое заблуждение, что люди встречают новый год, предаваясь различным весельям, наслаждениям, угождение чрева и чрезмерным употреблением горячительных напитков, которые погашают трезвость ума и которые приносят много зла. Люди думают, что, чем больше будет вот этого веселья, тем веселее и благополучнее будет год. Год может быть весёлым и благополучным только тогда, когда мы живём благочестиво и богоугодно, когда мы живём по вере, исполняя заповеди Божии. Только тогда Бог посылает своё благополучие. Когда же человек предаётся греху и наслаждению, то таким образом невозможно найти или получить благополучие.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 1 января 2025 г.
Иерей Алексий Назаров: Дорогой Владыка, спасибо, что нашли время на встречу с нами! Мы очень рады.
Тема сегодняшнего нашего общения - праздник Воскресного дня. Святая Церковь чтит память святых отцов VII Вселенского Собора, и речь пойдет об иконопочитании. Кому и как мы молимся - изображению или Богу?
Дорогой Владыка, если позволите, сразу задам вопрос. Под Вашим началом собирается Второй Синод. Подобного события в Средней Азии еще не было. И, если можно, расскажите о том, что предстоит нам всем увидеть 11 ноября.
Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры! Завтра мы будем отмечать память святых отцов VII Вселенского Собора. Все они причислены к лику святых. Со времен вселенских соборов прошло много времени. Если мы будем жить по их законам, то пойдем по праведному пути. Припоминаю слова одного президента, который считал, что Православная Церковь существует такое большое количество лет потому, что придерживается своих правил, и если бы этого не было, то был бы полный крах ее последователей.
Конечно, какие-то правила святых отцов мы не соблюдаем. Вот, например, взять такое понятие как «поститься», «держать пост». Мы часто обращаемся к священникам: «Батюшка, дайте послабление для поста!». Если подойти к этому строго, то батюшка не имеет право этого делать. У него нет таких полномочий. Потому что решение о посте принимает Вселенский Собор. Священник не является членом Вселенского Собора. Если такая ситуация, что у человека проблемы со здоровьем, то после поста надо прийти и покаяться.
В общем, некоторые решения Собора мы так и не выполняем, и сейчас есть такая тенденция, давление на Церковь: давайте, мол, пересмотрим некоторые церковные правила и пойдем на поводу нашей немощи. Посмотрите на католическую церковь: у них все можно, постов нет, или в Великий пост они только неделю воздерживаются от мясного, а в субботу и воскресенье им все можно есть, вот и весь их Великий пост. Почему так происходит?! Потому что они идут на поводу у человека - если трудно, то не стоит. И когда они слышат, что мы постимся 40 дней, они за голову хватаются и удивляются: как это можно?!
Что касается иконопочитания, так это тоже решение Вселенского Собора, принятое в 787 году. До Вселенского Собора борьба с иконами велась серьезная. Императоры требовали уничтожения икон. По началу иконы вешались на таком уровне, что человек даже рукой не мог достать, приложиться. Иконы изымались и сжигались, а люди подвергались гонениям.
Например, многие знают историю Иверской иконы Божией Матери. К одной вдове пришли воины и увидели икону, а это было, как вы понимаете, нарушением закона. Вдова попросила воинов подождать до утра, а потом уже делать все, что они захотят. Но свершилось чудо! Божия Матерь спасла этих людей. Когда один из воинов пронзил своим копьем лик на иконе, то из иконы пошла кровь. Это так поразило воинов, что они больше никогда не приходили в дом к той вдове.
Женщина пустила по воде свою икону, чтобы спасти ее, и примерно через 150-200 лет это икона появилась рядом с Афоном. Это было в XI веке. Приплыла она целая и невредимая, осиянная ярким светом. Никто из монахов не мог к ней подойти или подплыть, икона от них удалялась. Чуть позже одному из монахов было видение. Божия Матерь из Иверского монастыря сказала ему, чтобы именно он взял эту икону и принес ее в монастырь. Ему это удалось.
Есть много икон, которые совершали чудеса. Вот взять нашу Тихвинскую икону, тоже пришла из Греции. Там она совершала чудеса, исцеляла. Потому что икона - это богоугодное дело и никакая не выдумка.
Святые отцы говорили, что икона - это тот образ, через который мы возносимся. Вот, например, мы любим своих родных и храним их фотографии. Согласитесь, было бы прискорбно порвать и выбросить их в урну? То же самое и иконы!
Икона - окно в иной мир, через иконы мы попадаем в Царство Божие. Мы не изображаем Бога Отца, мы изображаем то, что нам открыто: Бог Сын, Дух Святой. Бога Отца мы только слышали. Вот есть икона Святой Троицы, где изображается Бог Отец. Однако на нашем Стоглавом Соборе в 1551 году было принято решение ее не изображать. Но до сих пор некоторые ее изображают, и она считается неканонической иконой. В Узбекистане пока тоже есть храмы, где изображается неканонический образ Троицы. Конечно, мы не можем их сжечь или уничтожить. Но по решению Собора такие иконы не изображают.
Иконы для нас очень важны. Вспомним Иоанна Дамаскина. За то, что он писал об иконах, как о богоугодных вещах, был наказан Царем Сирийским - ему отрубили правую руку. Иоанн Дамаскин пострадал за правое дело, и Божия Матерь исцелила ему руку. После этого появилась новая икона «Троеручница», сейчас она находится на Афоне. Очень благодатная икона.
Мы знаем, что Сам Господь написал первую икону. Чудесным образом изобразил на полотнище Свой лик, приложившись к нему, и, тем самым, благословил на иконопочитание. Этой первой иконой исцелился царь Агафий. И это первое чудо, которое совершилось Господом через Его икону.
Существует более 400 чудотворных икон, и мы почти каждый день почитаем какую-либо икону. Так у нас есть иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», «Троеручница», «Державная» и т.д.
К сожалению, есть люди, которые не почитают иконы, хотя исповедуют христианство. Часто они нас укоряют, что, мол, ходите в церковь и поклоняетесь там идолам. Они исходят из того что, в Евангелиях нет ничего о почитании икон. Но в Евангелиях описано не все, что делал Христос! Многое осталось в преданиях, которые передаются в устной форме.
Стоит еще отметить, что Евангелия были написаны уже после распятия и Воскресения Христа, а слова Божии были в устной форме. И надо их почитать. В первый век христианства все передавалось из уст в уста, много позже стали записывать. Потом эти писания стали изменять, появились апокрифы, под видом благочестия, а в них многое не совпадало или было совершенной неправдой. Позже святые отцы издали каноны, собрали Священные Писания апостолов Христа, которые являлись правильными, каноническими, Боговдохновенными.
Мы должны руководствоваться своей духовной жизнью на основе Священного Писания. Мы должны с Вами понимать, что икона для нас необходима, она нам напоминает о Боге, она нас остепеняет. Раньше в каждом доме были иконы. Господь через икону дает нам исцеление в жизни и помощь. Очень важно также, что через икону мы можем хорошо настроиться на молитву, уходит рассеянность, мы сосредотачиваемся. Самое главное, что мы должны через икону научиться соединяться с Богом, ибо иконы приближают нас к Богу.
Завтра мы будем отмечать праздник святых отцов, которые так мужественно, невзирая на трудности, гонения, приняли решение, что надо молиться перед иконами. Конечно, после того Вселенского Собора еще долго шла борьба с иконами, но благодаря святым отцам была положена основа иконопочитания.
Если есть какие-то вопросы, буду рад ответить.
Прихожанин: Вот сейчас в храме появились дежурные консультанты. Можно ли попросить их после беседы направлять людей к отцу Александру? Он каждый день проводит занятия в час дня. И по поводу «Огласительных бесед», хотелось бы, чтобы вел их отец Сергий Стаценко.
Митрополит Викентий: Дело в том, что отец Сергий Стаценко один, а желающих много, и он ведет беседы в храме Александра Невского. Но нам надо задуматься, надо организовать в епархии обучение катехизаторскому делу более широко, приглашать из всех приходов нашей епархии для обучения. То, что делает отец Сергий, хорошо, но он не может охватить всех желающих. Эти беседы мы проводим уже не раз в неделю, а три раза, потому что много желающих. Люди приходят и в рабочие дни, что отрадно, значит - люди хотят жить по правилам Православия.
Если человек называет себя христианином, то он должен придерживаться устоев своей веры, а иначе он ее просто позорит. Кроме того, он сам себе приносит вред, потому что не спасается, а погибает.
Нам необходимо поднять престиж христианина: если ты христианин, то значит - другой человек, особый, необычный. Только не надо заниматься показухой, нужно сознательно быть христианином. К сожалению, многое упущено в этом направлении из-за долгих лет советской власти. Но и в то время были настоящие христиане, они никогда не отрекались от Христа.
Раньше, в древности, когда были гонения на христиан, людям, которые не отрекались от Христа, вливали внутрь кипящее олово, сжигали заживо. А вот сравнительно недавний пример: страдания, которые претерпевал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) - в течение 14 дней ему не давали спать. Но он все равно не отрекся от Христа. А были случаи в советское время, когда люди верили, но не показывали этого, иконы и кресты прятали дома. Сейчас многое надо менять, нельзя стесняться своей веры.
Иерей Алексий Назаров: Дорогой Владыка, у нас есть еще один вопрос: по поводу Синода, ваши комментарии, пожалуйста.
Митрополит Викентий: Мы отмечаем 140 лет нашей епархии. В прошлом году был юбилей, но широко празднуем сейчас.
Епископ Софоний, который был направлен сюда, прибыл на место службы в 1872 году. С этого момента и начинает отсчет история нашей епархии.
В 1872 году епархия охватывала 5 государств Средней Азии. И был на всю эту территорию всего один архиерей. Потом из этой епархии образовались 2 митрополичьих округа.
Мы решили этот праздник отметить в Ташкенте, потому что раньше центр был именно здесь. 11 ноября мы планируем совершить торжественную службу всех тех епархий, которые когда-то были единой епархией. Будут 14 архиереев. Поэтому планируется большая праздничная служба.
Иерей Алексий Назаров: Дорогой Владыка, следующий вопрос: можно ли православному христианину или христианке поздравлять соседей-мусульман с праздником Курбан-Хайит? Почему задаю такой вопрос: потому что есть такие “супер” ортодоксальные православные люди, которые утверждают, что нельзя поздравлять иноверцев с их праздниками, потому что, поздравляя, ты якобы принимаешь устои их веры.
Митрополит Викентий: Мы должны сохранять хорошие отношения между конфессиями. Ведь добрые отношения - показатель того, что нет конфронтации между религиями. А если мы поздравляем и ходим в гости, это не значит, что мы предаем свою религию. Эти отношения уже сложились веками, и мы не должны их ломать.
Прихожанин: А вот такой вопрос: мусульмане на праздник приносят в жертву барана и раздают мясо людям. Православные могут принимать это в пищу?
Митрополит Викентий: Можно принимать эти подношения. Человеческие чувства оскорблять нельзя! Можно также передать эту пищу более нуждающимся. Когда мы раздаем пасхальные яйца, их все едят с удовольствием и не думают ни о каком осквернении.