Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Скорый помощник в бедах и скорбях
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

sret_gold_1.jpgИерей Сергий Алахтаев: Уважаемый владыка, хотелось бы обозначить темы, которые будут сегодня подняты.

1 тема: Завтра Русская Православная Церковь отмечает праздник Покров Пресвятой Богородицы. Расскажите, пожалуйста, об этом празднике, о его смысле и значении для каждого христианина.

2 тема: Расскажите, пожалуйста, о прошедшем в Москве 1-2 октября Всемирном русском народном соборе.

3 тема: Вы являетесь постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. В Москве также 4-5 октября прошло первое в Церковном новолетии заседание Священного Синода. Поэтому хотелось бы узнать о наиболее значимых решениях, принятых на этом Синоде.

 

Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры! Сегодня мы находимся в преддверии Великого праздника – праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Для Русской Православной Церкви – это особый праздник. Мы восприняли всем сердцем, с особой глубиной это историческое событие. Но это событие совершилось не в пределах Русской Православной Церкви, а было в Константинополе – во Влахерской Церкви, когда город Константинополь был окружен войсками, и была большая опасность, что его захватят. И, конечно, люди больше всего боялись и переживали за сохранение веры Христовой. Когда множество людей собралось в этом храме, то совершилось великое чудо. Двое из молящихся – блаженные и Христа ради юродивые – увидели такое явление: внезапно раскрылся потолок храма, раскрылось небо, и Сама Божия Матерь сошла над молящимися с большим количеством Небесных воинств, ангелов, архангелов, неся на руках Свой омофор, и покрыла этим омофором всех верующих.

Это, конечно, очень сильно порадовало угодников Божиих, они рассказали о том, что Божия Матерь услышала вопль народа, и она покроет Своим Покровом и избавит город от неприятеля. Так это и произошло.

Хотя это событие свершилось в Константинополе, в Византии, этот праздник там не празднуется. Он празднуется только в России, потому что русский народ очень близко к сердцу принял эту идею, веру в то, что Пресвятая Богородица является нашей Покровительницей. Она, как Мать наша, заботится о Своих детях и покрывает нас Своим омофором, спасая от различных бед и напастей. Потому, когда в России узнали об этом событии, во многих городах и селах начали строить храмы в честь Покрова Божией Матери.

Люди с особым благоговением и глубоким пониманием, желанием хотят быть под Покровом Пресвятой Богородицы, и поэтому икона Покрова Божией Матери есть почти в каждом доме, и молимся мы всегда о том, чтобы Она была нашим Покровом Вседержавным.

Действительно, Пресвятая Богородица для нас является Заступницей, Помощницей, Ходатаицей пред Сыном Своим Небесным и оказывает нам большую помощь и заступничество.  Она покрывает нас от многих бед, даже когда Господь по нашим грехам посылает некоторые беды и скорби, Она нас как бы отводит от этих бед, Она может ходатайствовать о нас…

Я уже как-то рассказывал, что на Афоне, в Вотопедском монастыре, есть такая икона Божией Матери «Отрада и утешение». Там было такое явление: когда этот монастырь был окружен врагами, и монахи не знали об этом,  Божия Матерь хотела предупредить их. И вот когда монахи шли в монастырь в храм, то на утренней молитве Божия Матерь говорила через эту икону, чтобы монахи не открывали ворота, потому что там находятся враги, которые хотят их уничтожить. Но Младенец-Спаситель закрыл Ей Своей ручкой рот, а Божия Матерь взяла Его ручку и отвела ее в сторону и дальше продолжила вещать, чтобы не открывали ворота.

И вот так икона изобразилась. На стене изображение Божией Матери с Богомладенцем Христом. Там запечатлен тот момент, когда рука подвинулась к устам Божией Матери, потом отодвинулась и так вот осталась на этой иконе, что мы до сих пор можем видеть. Это и есть чудотворный образ Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада и утешение».

Монахи действительно послушались голоса Божией Матери, но Спаситель Ей сказал, что не надо было их предупреждать, потому что эти монахи много согрешили, и их грехи наполнили чашу. И Он хотел попустить наказание за их грехи. Но Божия Матерь, имея дерзновение, сказала: «Нет, Сыне Мой возлюбленный, помилуй их и прости». И монахи, видя такое покровительство Божией Матери, покаялись, исправились, перестали делать то, что Богу было не угодно. И вот таким материнским заступничеством Пресвятой Богородицы они были сохранены и в то же время приведены к покаянию, исправлению. И, конечно, Господь принял их, помиловал и простил.

И вот в нашей жизни, мы, наверное, даже не замечаем, сколько раз Божия Матерь отвращала праведный гнев Божий от нас. И покрывала нас, и защищала нас. Господь, желая нас вразумить, чтобы мы перестали грешить, попускает некоторые неприятности в нашей жизни, а Пресвятая Богородица, видя нас, жалея нас, защищает и покрывает. И таких случаев можно привести множество.

Поэтому мы благодарны Богу и Божией Матери за такое покровительство. И в Церкви был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Мы с особым благоговением, глубоким пониманием и честью празднуем этот праздник. И вот сегодня вечером на Всенощной и завтра утром на Литургии будем помнить, чтить икону Покров Божией Матери. Это большой праздник для всей нашей Русской Православной Церкви, и мы будем совершать торжественную службу в честь этого Великого праздника.

Для нас, дорогие братья и сестры, очень поучителен этот праздник тем, что мы видим воочию, что наши грехи, наши отступления от Бога, от Заповедей Божиих причиняют нам зло, горе, страдания, пагубы, даже различные катастрофы. Пресвятая Богородица готова нас защитить, если видит, что мы готовы исправиться. В то же время, этот праздник нас призывает к тому, чтобы мы были более внимательны к себе, чтобы делали те дела, совершали те поступки и жили,  не навлекая гнев Божий на нас. Но мы говорим еще, что не гнев Божий мы навлекаем на себя, а трудности и испытания, потому что грех сам по себе, по своим свойствам разрушает сознание, природу, мир на земле. А Господь, видя эти грехи, просто попускает это. Вот в этом есть гнев Божий на нас, Который просто попускает произойти тому или иному несчастью из-за совершенного нами греха. Он в какой-то степени сдерживает его, чтобы человек не делал зла людям. Но когда люди совсем уже развращаются, и нет иного пути для исправления, тогда Господь просто опускает руки: «Ладно, пускай так будет».

Посмотрим на большую дамбу. Как накапливается вода в этом большом водоеме, накапливается и уже даже переливается, что жидкости некуда себя сдерживать и начинает уже выливаться за края. Только чуть-чуть вода пошла, так на этой дамбе может произойти такая катастрофа, что не дай Бог никому.

А может быть и так, что Господь может остановить, вразумить людей. И когда люди вразумляются, тогда накопление зла уменьшается, тогда эта дамба стоит и еще как-то держится. А если она еще больше переполняется, чем надо, то уже ничем не удержишь. Все от нас зависит, не от Бога. От Бога зависит только Его беспредельное милосердие, чтобы удержать до поры до времени, пока мы не придем в сознание своей греховности, что так жить нельзя, и нам нужно изменяться, не накапливать зло в обществе, а накапливать больше добра. И тогда Господь посылает свое милосердие, и Божия Матерь имеет такое дерзновение, чтобы умолить Бога, чтобы Он простил нас, помиловал, и избавил нас от неминуемых, казалось бы, трудностей и катастроф.

Если посмотреть на Римскую или Византийскую империи, то на протяжении многих веков, до 1453 года, когда был взят Константинополь, такие явления происходили много раз. Как мы знаем, тогда ведь приходили многие варвары, чтобы оккупировать этот город, но Божия Матерь избавляла горожан от этой участи. В данном случае, Своим честным Покровом.

Был случай, когда окунули в воды Босфора ризу Божией Матери. Неожиданно для всех началось волнение на море, и корабли неприятеля все были потоплены. Вражеские войска все убежали и не смогли вести никакие боевые действия. Много раз так было. С помощью Божией Матери, с помощью ризы Божией Матери, с помощью Ее всемощного Покрова, начиная с XI по XV век, была всемощная помощь Божия. Но народ, к сожалению, не вразумился, и уже в 1453 году совершилось падение, которое длится до сегодняшнего дня. Поэтому в каждом народе, каждом государстве были подобные возвышения и падения. Падения происходили потому, что люди не устояли в добре. Как только зло превалирует над добром, тогда начинаются такие беды, скорби и падения. Поэтому очень важно, чтобы мы с вами больше укреплялись в христианской вере, христианской жизни, чтобы от нас исходило добро, чтобы оно распространялось повсюду, и чтобы мы больше людей привлекали к добродетельной христианской жизни. И чтобы меньше зла было в этом мире, чтобы оно не могло накапливаться в обществе - в этом и есть наша с вами задача.

Вот мы когда изучаем историю Российской империи, других империй, задаемся вопросом: почему были падения? Потому что люди уже перестали жить благочестиво.

В этом году мы празднуем 400-летие окончания Смуты в России в 1612 году. И когда мы смотрим на ситуацию, которая была в России в то время, почему возникла смута? Потому что ослабла вера, ослабло благочестие, ослабла добродетельная жизнь, люди жили корыстно и эгоистично, думая только о себе, и поэтому получился такой разлад. Когда люди увидели, что они находятся на грани полной разрухи, исчезновении Российской державы, осознали свои грехи, покаялись, обратились к иконе Казанской Божией матери, и Пресвятая Богородица опять совершила чудо – были изгнаны из Кремля уже поляки, и Россия была освобождена от этих интервентов.

1812 год – война с французами. До Москвы дошли французы, и даже взяли ее, но когда наши предки почувствовали, что уже совсем плохо, мобилизовали все свои силы, а главное – духовные силы, чтобы осознать свою греховность, падения, отступления от истины. Потом, когда они объединились в духе Православия и веры, туда привезли икону Божией Матери «Смоленскую», помолились пред нею, покаялись и пошли в бой, и Господь помог им одержать победу в этом сражении.

Такая же ситуация была и во время Второй Мировой войны. Многие люди, увидев ситуацию, что фашисты вплотную подступили к Москве, забыли обо всех своих атеистических взглядах, взяли Владимирскую икону Божией Матери, объехали вокруг Москвы, помолились и пошли побеждать, дойдя до самого Берлина.

В этом году мы еще отмечаем 70-летие победы в Сталинградской битве. Там было то же самое. Москву отстояли, пошли дальше, а там опять очень сложная ситуация: невозможно было победить немцев. Опять принесли эти святые иконы. Опять помолились. И снова прорвали фронт, прорвали блокаду и пошли дальше, дальше и дальше.

Вот это и есть сила веры, сила духа, сила Православия, которая помогала народу в борьбе за свободу нашего Отечества. Это все нас вразумляет, чтобы мы были ближе к Богу, ближе к Церкви, были ближе к духовности, нравственности, жили по Заповедям Божиим. Если мы это не делаем, удаляемся, то мы сами себя губим.

Когда идет война, когда есть засуха, когда голод – все это следствие наших грехов. Поэтому лучше не грешить. Лучше быть ближе к Богу, чем-то жертвуя собою ради такого блага. Если будем наслаждаться благами сейчас и развращаться, то потом будем все вместе страдать: и праведные, и неправедные, и добрые, и злые. Потому что в какой-то степени мы сами повинны, когда происходит всеобщая катастрофа. Одно дело, что кто-то грешит сильно, а другое дело, что никто не борется с этим грехом. И мы - разумные люди со здоровым размышлением - мы не влияем на тех, кто совершает грех. Потому что, совершая, казалось бы, грех против себя, он совершает пагубу для всех и приносит много вреда остальным. Поэтому мы не должны отворачиваться: «Ну, ладно, он грешит. Он свободен делать то, что хочет». Это да, но и в то же время - нет. Потому что если он совершает грех, то он совершает то, что в будущем может причинить много зла нам, нашим детям, внукам и т.д. Поэтому нужно в какой-то степени бороться с грехом, ограничить человека в совершении грехов, не дать ему совершать грех. В наших силах остановить его.

Дай Бог, чтобы праздник Покрова Пресвятой Богородицы именно этому нас и научил, чтобы мы так жили, так поступали, чтобы Божия Матерь имела возможность нам помочь. Видя хотя бы наши старания по исправлению, Пресвятая Богородица покровительствует нам, защищает нас, избавляет от всех врагов, бед и напастей. Она может это делать и делала много раз в нашей истории.

И даже сегодня Божия Матерь может нам помочь во всем. Поэтому такой вот праздник мы будем отмечать сегодня-завтра, и, конечно, мы должны быть в храме, чтобы поблагодарить Бога за то, что Она нас покрывает Своим Покровом, даже когда мы не знаем этого, не понимаем и думаем, что так и должно быть.

На самом деле там большую роль сыграла Пресвятая Богородица, ограничивая то зло, которое на нас надвигалось. Поэтому мы будем благодарить сегодня Божию Матерь за ведомые и неведомые благодеяния, которые совершаются по отношению к нам, покрывают Своим милосердием, Своим Покровом от всякого зла. И мы с особым умилением и с духовным подъемом поем такие слова: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором». Есть такое песнопение, которое мы всегда поем с любовью.

Что же касается второго вопроса – о Всемирном русском народном соборе, который возглавляется Святейшим Патриархом Кириллом, на этот раз он был посвящен теме «Рубежи истории – рубежи России». Святейший Патриарх Кирилл выступал в начале этого форума и сказал очень интересную и хорошую речь. Он говорил о том, что в этой теме речь не идет о физических границах нашего Отечества. Речь идет о границах духовных, нравственных. Мы пришли к тому, что в настоящее время размыты границы между добром и злом, даже наоборот - зло приобретает законную форму, на законном основании живет зло, грех. В европейском парламенте принимают такие законы, которые защищают и пропагандируют зло. Конечно, для нас это очень негативный сигнал.

Мы только что с вами говорили о том, что приносит грех в общество. К сожалению, люди не понимают, что они делают, что они несут всем людям большую катастрофу, если и дальше будут поддерживать зло. Оно будет, конечно, выливаться в то, что принесет людям много бед, скорбей и напастей. Грех разрушает все: душу, сознание, общество, государство в целом и все мировое сообщество. Самое страшное, что нас ждет – это второе пришествие Христа Спасителя, когда будут большие страдания перед этим, трудности. Многие из вас, наверняка, читали Апокалипсис и знаете, какие скорби и беды ждут человечество. За что, спрашивается? И там же, в Апокалипсисе, мы можем найти ответ: за умножение беззакония иссякнет любовь между людьми. И когда нет любви, а есть только зло, то тогда, конечно, будут одни беды и скорби.

К сожалению, в настоящее время у нас есть такая тенденция, когда зло приобретает такую силу, что оно уже становится нормой жизни – зло на законном основании. Это очень пагубно. И вот Святейший Патриарх говорил о том, что мы должны бороться с этим злом. Наши предки в свое время никогда не отступали, понимали, что дальше отступать нельзя. И стояли до последнего издыхания за свое Отечество. Москва – это священный город.

Сейчас в обществе идет война нравственная, духовная. И мы должны знать границы своих рубежей. От этих нравственных рубежей не надо дальше отступать. Стоять намертво. К этому призывал Святейший Патриарх в своем слове на Всемирном русском соборе, который прошел 1-2 октября в зале Церковного собора храма Христа Спасителя в Москве.

Святейший Патриарх в своем приветственном слове также отметил, что некоторые исторические факты тоже размываются, фальсифицируются. И это делается с той целью, чтобы стереть границы между правдой и ложью, чтобы у нашего народа не было патриотических ориентиров, что ставится под сомнение, например, крещение Руси и Победа в Великой Отечественной войне (кто в итоге победил).

Некоторые выступающие на соборе с досадой говорили о том, что люди не знают свою историю, кто с кем воевал в войнах. Спрашивают студентов вузов об известных практически всем фактах – кто и с кем воевал во время Великой Отечественной войны. Большая часть отвечает, что американцы и французы с немцами. Но только не Россия. Такая вот идет дезинформация. В ряде учебниках, что вызывает страх, именно так и написано.

Мы, люди старшего поколения, знаем больше о реальной истории, нежели сегодняшняя молодежь. Казалось бы, они  более свободны для изучения истории, того или иного материала… Я помню, когда учился в семинарии, то украдкой читал некоторые исторические книги, которые на тот момент были запретными, их нельзя было читать. Но я читал, чтобы знать, что было до революции в России. Начиная с 1917 года, мы знали все: свержение царизма, капитализма и т.д. А что было до этого, мы не знали. Знали только одно, что в те времена было все плохо. Поэтому вот и пришлось поменять государственный строй. А вот когда начали изучать, что было раньше, то увидели, там тоже было много хорошего. Была преемственность сохранить прошлое для настоящего, чтобы была возможность строить будущее. Но этого нам не дано было. А вот сейчас нам никто не мешает. Все равно люди знают некоторые вещи поверхностно, превратно и даже  ложно. В этом тоже есть наша задача – как поправить и дать правильные знания детям о тех событиях, которые были в нашей истории. И вот, если ходить на все церковные праздники, то можно узнать свою историю. Практически все исторические события мы празднуем во время церковных служб. Иконы Божией Матери – Владимирская, Казанская, Смоленская, Тихвинская и т.д. – в определенные моменты истории сыграли большую роль в жизни России и других стран мира.

С одной стороны хорошо, что человек приобщается к благодати Божией того или иного праздника, но мы еще можем обогатить себя знаниями о тех исторических событиях, которые совершались в эти годы.

Вот такие вопросы обсуждались на этом форуме. Здесь же прозвучал призыв к тому, чтобы мы не отступали от правды Божией, от духовности, нравственности, твердо стояли в вере своей и, наоборот, проповедовали добро в обществе, умножали его.  Чем больше мы будем сеять семена доброты, тем меньше зла будет в мире. И вот все праздники, которые мы празднуем в этом году и в будущем, то это как раз настраивает нас на такой путь стояния в правде Божией. Это и 400-летний юбилей окончания Смуты, и победа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном, и победа в Сталинградской битве 1942 года.

Это все наталкивает нас на мысль о том, что мы должны сохранить нашу культуру, свои нравственные и духовные идеалы, которые являются для нас той ценностью, ради которой мы твердо должны стоять до смерти, чтобы сохранить то, что передали нам наши предки. Сейчас такого кровопролития не требуется. Как говорит Святейший Патриарх, сейчас идет война духовная. Нам нужно устоять перед этими натисками врага, который под видом добра и удовольствий, услаждений уводит нас от правды Божией, истинной духовной жизни. Это все ввергает нас в разные грехи, и этот грех помрачает наш разум: мы не видим, что мы делаем, мы не можем определить, где правда, а где ложь. Мы не можем увидеть, где есть подвох зла, и не видим зачастую, что мы служим злу больше, чем добру. И в этом наша беда. Когда говоришь человеку, что так нельзя поступать, он вдруг говорит, что в этом не видит ничего плохого. И вот беда, что человек не видит, что он плохо поступает, для него это норма жизни. И когда говоришь им, что нужно меняться, потому что так неправильно, человек это не понимает, не видит зла.

Мы должны молиться Богу, чтобы Он открыл нам глаза духовные, чтобы мы могли видеть то, что мы согрешаем, что мы укоренились в этом зле, и как-то потихоньку двигаться к исправлению.

 

Вопрос от прихожанки: Сегодня Покров Божией Матери. Как можно защитить себя от различных напастей, обращаясь к иконе Покрова Пресвятой Богородицы? Иуда в свое время продал Христа за 30 сребреников, а сейчас чуть ли не на каждом шагу можно увидеть, что люди в погоне за своей выгодой могут продать своего ближнего. Как можно защититься от этого?

 

Митрополит Викентий: Мы сейчас можем видеть целый комплекс греховных падений. В 1917 году император Николай II, когда его свергли с престола, сказал, что вокруг «предательство, обман и ложь». Он дал характеристику того, что было в то время. Его предали. Он вел очень активную работу. Уже за Россией была победа в I Мировой войне. И вдруг происходит такое – предательство царя. Те государства, которые вместе с Россией воевали, видели, что в этой победе Россия станет еще сильнее и богаче, ей будет больше славы и чести, вот они и решили сделать так, чтобы не допустить этого. И начали привлекать к себе генералитет, обещать им многие блага земные и т.д., и они, в общем-то, предали царя. Вот он и сказал, что «вокруг трусость и обман». И в этом тоже есть наш грех, который принес разрушение Российской державы. Мы должны исправиться и больше к этому не возвращаться. Жизнь в годы Советской власти строилась на лжи, обмане. Казалось, что шло большое развитие, но это развитие было на бумаге: урожай вырос в 1000 раз, например. Все строилось на обмане. Люди видели все это. Это была пропаганда лжи. Люди привыкли к этому. Это стало нормой жизни сейчас. И сейчас нам нужно как-то исправиться. И вот когда мы это хотим делать, люди не хотят вставать на путь спасения.

Здесь, в Узбекистане, иная ситуация. Но в России мы бы хотели изменить ситуацию тем, чтобы в школах и детских садах учить детей нравственности. Это воспитание нужно вести с раннего детства, во взрослом возрасте исправляться будет гораздо сложнее. Конечно, когда человек приобретает веру Христову, когда он живет по вере, он избавляется ото лжи, он боится лгать, потому что знает, что отец лжи – дьявол. Поэтому он не хочет жить с дьяволом, и старается избавиться от этого греха. Но тому, кто этого пока еще не достиг, будет очень сложно.

Мы хотели бы, чтобы в школах России начали преподавать основы православной веры, нравственности, культуры, чтобы учить детей. Но молодые мамы и папы воспротивились, не хотят, чтобы это было в школе. Когда их спрашивали «почему?», они говорят, что «вы будете учить людей правде, истине, честности, добросовестности, порядочности, и наши дети не смогут жить в этом мире». Детскую душу будут терзать, гнобить и т.д. «Зачем мне нужно, чтобы мой сын или дочь не могли жить в этом мире?». Я им говорю: «А как вы хотите, чтобы все шло вниз, вниз и вниз? И достигнуть дна, чтобы некуда было двигаться дальше? И вот человек начнет же утопать в грехах. И что тогда вы будете делать для своих детей и внуков? Надо все-таки остановиться». Немного здесь обманул, схитрил, и вроде бы там сходится, но это все до поры до времени, когда будет такой обман и такая ложь, что уже невозможно будет жить, ни совести, ни стыда не будет… И вот когда нет так называемых «нравственных тормозов», то что же тогда делать? Люди не знают, что ответить, но и не хотят исправляться.

Святейший так и говорит, что дальше терпеть уже некуда, необходимо противостоять злу. Конечно, каждому из нас нужно постараться в своем сердце бороться со злом, ложью, обманом, лукавством и т.д. И тогда с Божией помощью мы могли бы переносить эти испытания, где-то переносить и клевету, какие-то ложные для нас ситуации, которые приносят нам очень много зла. Показывать своим примером, что можно жить в добре, истине и правде Божией. Хотя и лишаемся многого, чего хотели бы в этой жизни, потому что хотим жить по правде. Хуже, когда мы живем хорошо, но не по правде. И на такой ложной основе долго мы не протянем. Мы сами себе роем большую яму, из которой выйти будет невозможно.

Очень важно вовремя остановиться, осознать: да, это тяжело, сложно что-то исправлять, но это нужно делать. Когда говоришь с молодыми людьми, почему вы не хотите учить детей тому, чтобы они были правдивыми, честными, добросовестными, порядочными. Ответ: «Мы привыкли так жить и не хотим жить иначе».

Вот сейчас в российских школах идет такая борьба. Мы пытаемся войти в школу, но нам не дают. Мы говорим, что давайте дадим какие-то нравственные, культурные ценности, как обращаться друг с другом, как жить по-человечески. Они говорят, что им это не надо. Ведь в школах дошли до такой степени, что девочки практически полуголыми ходят по школе, и на начало учебного года во время торжественной линейки они выступают в таком состоянии перед всеми учениками. Они считают это нормальным, украшаются различными завитушками и танцуют, пляшут. Все радуются, смеются, хлопают. Мамы и папы говорят: «Все хорошо, это красота». А потом что дальше? Потом – страдания.

Поэтому очень важно нам думать о нашем нравственном состоянии. Если мы будем воспитывать себя и окружающих людей в нравственности, порядочности и честности, то мы сможем воспитать такое поколение, которое вырастет и станет во главе государств, ведомств, и эти люди будут порядочно выполнять свои обязанности, по правде распределять блага между людьми.

Поэтому как мы воспитывали детей до сих пор, так мы и живем. Будем трудиться, чтобы воспитать лучших, после нас будут лучшие. А если не воспитаем, будет хуже. Сейчас если мы говорим, что все плохо, то потом будущие поколения скажут, что вот когда мы жили, было лучше, а им сейчас живется еще хуже. Такова наша жизнь!

Не надо смотреть сейчас на то, что есть. Мы ничего от этого не приобретем и ничего не сделаем. Мы должны думать о сегодняшнем дне в том плане, как исправить нравственное положение. От этого многое зависит. И каждый из нас, если будет ревновать о славе Божией, будет стараться возделать свою душу, менять свою жизнь к тем высоким нравственным ценностям, которые дал нам Христос Спаситель, будем Его любить, следовать за Ним и выполнять Его волю, тогда у нас все по-другому будет.

Конечно, когда мы смотрим на огромное количество проблем в этом мире, то нам кажется, что невозможно ничего исправить. Но невозможное людям возможно Богу. Если Господь увидит наши маленькие шажки к тому, чтобы как-то исправить свою личную жизнь, Господь сделает большее, и у нас получится еще больше. А когда мы говорим только, но не делаем и осуждаем, что никто ничего не делает, что у нас все плохо, тогда, конечно, у нас так и будет все плохо и ничего у нас не получится. Поэтому как написано в Евангелии: «Не бойся малое стадо!». Мы все с вами как раз и есть малое стадо. Давайте, малое стадо Христово, постараемся, чтобы у каждого было хотя бы доброе намерение в своем сердце, потому что Господь и намерение целует. А если мы начнем совершать еще и какие-то добрые поступки, и посмотрим на себя с той стороны, что я делал плохо, а сейчас я буду исправляться, то, конечно, дело пойдет совсем по-другому.

Здесь ничего такого сложного нет. Что Господь требует от нас? Требует, чтобы мы любили Его. А в чем эта любовь проявляется? В том, чтобы исполнять Его заповеди. Конечно, заповеди Божии очень тяжелые, а с другой стороны – очень легкие, если соблюдать их с Божией помощью. Если ты один, то, конечно, тяжело. Поэтому нам надо как-то объединить себя с Богом, шествовать, соблюдая заповеди Божии: идти в церковь в праздничные и воскресные дни. Что это дает? Дает это то, что мы просветляемся умом.  Мы видим больше себя, не осуждаем ближнего своего, не видим плохого вокруг себя, и как написано в Евангелии: «Из нити злаго от самих себя». Когда мы из себя выносим это зло, очищаем покаянием, милостию Божией, мы еще приближаемся к этому добру и добродетельной жизни. Умножая добро, мы умножаем блага для себя и благополучие материальное и духовное. Поэтому нам нужно найти в себе силы, чтобы идти по пути совершенствования. А пусть совершенствования – это не то, чтобы каждый воскресный день ходить в церковь, и этого не достаточно. Это лишь одна из многих тех целей, которые мы должны достигнуть.

И вот оно достижение наше: я хожу в церковь каждый воскресный день, молюсь утром и вечером, читаю Евангелие, Псалтирь, акафисты, делаю какие-то добрые дела, но потом, когда уже дошел до этой ступени, надо стараться забраться еще на одну ступеньку, а потом на следующую. Когда я все это делаю, я должен посмотреть вглубь своей души: какие мысли, какие чувства, желания, порывы своего сердца я имею. Замечая в себе, что есть порывы ко греху, греховным мыслям, я с ними борюсь. Это называется духовная жизнь и духовная брань – мы боремся со злом, которое сидит в нас. И это добро, это очищение ведет к благу окружающего мира. И чем больше будет таких людей, которые ведут работу над собой, тем больше будет людей, которым мы сможем давать доброе воспитание, их детям и внукам. Таким образом, преумножается добро и уменьшается зло. Должна быть такая преемственность: передавать добро из поколения в поколение. Наше добро сейчас заглушено нашим сердцем.

Внутри у нас есть что-то хорошее, но это добро мы не можем распространить. Как сейчас принято говорить: у меня Бог живет в сердце. А как Он там в сердце находится, как живет, никто не скажет. А Бог, когда есть в сердце, Он не может так просто устоять, Он действует. Бог не может просто так быть запечатанным в сердце. Если Он все-таки там есть, и мы Его приняли, то Он действует и побуждает нас деланию каких-то добрых дел. И это вырывается наружу все больше  и больше. Поэтому давайте будем жить добродетельно, что-то делать.

Как призывает нас Святейший Патриарх Кирилл, необходимо, чтобы мы устояли в этой нравственной, духовной войне, а потом еще немного дальше продвинулись, борясь со своим злом, которое живет в сердце. Все начинается с сердца. И потихонечку потом распространять вокруг себя добро. Есть такое понятие – «домашняя церковь». Вот если с домашней церкви начнем, воспитывая дома высокие духовные качества, то, естественно, это будет распространяться и в обществе. Когда дома у нас все очень слабенько, то также слабенько все распространяется и вокруг нас.

Ну вот, голос Церкви призывает нас к Великому празднику Покрова Божией Матери. Поздравляю вас с этим замечательным праздником!