Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
Иерей Алексий Назаров: Спасибо, дорогой Владыка, за вашу очередную встречу с прихожанами Свято-Успенского кафедрального собора. Наша сегодняшняя встреча будет посвящена грядущему празднику - Рождеству Пресвятой Богородицы. Владыка, расскажите об этом празднике и его значении для современников.
Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с началом нового церковного года, который мы праздновали на этой неделе!
Прошел год, целый цикл богослужений, различных церковных мероприятий, праздников. В этом месяце 1 сентября (по новому стилю 14 сентября) мы празднуем начало церковного Новолетия. Конечно, всякие праздники мы отмечаем молитвенно, приходим в церковь, благодарим Бога. Мы просим Бога, чтобы он даровал нам в наступающем году благословение.
Что предполагает этот новый церковный год? Он дан нам для нашей же пользы. Мы всегда с трепетом относимся к тому, что нас ждет в будущем. Кончено, мы хотим, чтобы у нас было все хорошо, благополучно. Но для того, чтобы это произошло, потребуются некоторые усилия с нашей стороны, и Господь посодействует нашему благополучию и счастью.
Мы знаем, как празднуют Новый год 1 января. И мы всегда говорим, что это неправильно так встречать Новый год. Потому что ни пьянством, ни гулянием следующий год не сделаешь благополучным. Слишком много увеселений приносит много греха. А грех - это причина всего плохого в человеческой жизни: болезней, трудностей, испытаний. Чрезмерными ликованиями мы сами себе строим несчастливую жизнь.
Однако когда мы приходим в церковь молиться, просим у Бога помощи и надеемся, что Господь поможет нам, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех угодников Божиих, это принесет нам радость и счастье в будущем году.
И вот пред нами предстает церковный год. Конечно, мирской год мы проживаем иначе, нежели церковный. Нужно жить так, как требует от нас Господь. Жить по церковному календарю - значит участвовать в жизни Церкви. Год очень насыщен разными событиями, и это дано нам для нашего укрепления и утешения. Потому что каждый праздник имеет особое благодатное ощущение. Хотя мы говорим, что благодать Божия одна и та же, но она проявляется каждый раз по-разному.
Первый большой праздник в этом новом году - Рождество Пресвятой Богородицы. С Рождества Божией Матери и начинаются все праздники. Каждый праздник имеет своё значение. Двунадесятые праздники связаны с жизнью Спасителя. Есть и малые праздники в честь угодников Божиих (Николай Чудотворец, Иоанн Богослов, апостолы). Каждый из них имеет такую силу, чтобы нас подкрепить, поддержать. Поэтому так важно, чтобы человек участвовал в жизни Церкви, чтобы он приходил в церковь и подкреплял себя духовно.
Расскажу подробнее о Рождестве Пресвятой Богородицы. Этот праздник мы празднуем в честь того, что свершилось величайшее чудо - Иоаким и Анна родили Марьям (Марию), которая стала Матерью Сына Божиего. Мы, конечно, радуемся, что из всего человеческого рода нашлась такая семья, которая смогла родить именно такого человека. И когда мы изучаем их жизнь, то видим, каким образом Господь готовил Матерь Божию.
Родители Марии были добродушные, глубоко верующие, но у них не было детей, а тогда это считалась Божиим наказанием. Многие люди их упрекали, говорили, что если Господь не дает им детей, то, вероятно, они совершили какой-то страшный грех. Будучи уже в преклонном возрасте, Иоаким пришел в храм, чтобы принести жертву (так было тогда положено), но священник его просто выгнал, не принял эту жертву, так как тот был бездетный. Конечно, Иоакима это сильно оскорбило, и он удалился в пустыню и молился там. Анна тоже дома молилась Богу, чтобы Господь дал им долгожданное дитя. И они дали обет, что если Господь им даст дитя, то они его посвятят Богу. Так и произошло. Анна родила Марию, и когда Той было три года от роду, Она была приведена в храм и посвящена Богу. До совершеннолетия Мария жила при храме вместе со Своей матерью. Потом уже она обрела благодать пред Богом, была обручена с Иосифом, и совершилось величайшее чудо – она зачала от Духа Святого, и родился Спаситель.
Что мы можем из всего этого для себя почерпнуть? Во-первых, когда люди среднего возраста хотят иметь детей, они не думают о том, чтобы посвятить ребенка Богу. У них другие заботы: ухаживать, кормить, лелеять, исполнять желания долгожданного чада. Стараясь воспитать ребенка так, чтобы он не чувствовал трудностей, родители портят его. Растет человек и, кроме слова «дай», не знает ничего. О Боге нет никого понятия. Иоаким и Анна растили Марию по-другому, в атмосфере любви к Богу.
Или вот еще. Мы иногда сетуем, почему у нас дети нехорошие. Во-первых, сами родители неправильно относятся к деторождению, ни как Иоаким и Анна, в молитвах и постах. Очень важно, чтобы благочестия у родителей было больше, и тогда родится благочестивый ребенок. Посмотрите на Божию Матерь, Она многое вынесла. После рождения Христа была вынуждена бежать в Египет, а от Палестины до Египта расстояние большое, и шла Она пешком. Повторю, Мария была так воспитана своими родителями, что могла многое вынести в жизни.
К сожалению, у некоторых людей отношение к деторождению очень беспечное. Для них это - плод беспорядочной плотской жизни. Надо, мол, пожить для себя и т.д. Но мы живем не только для себя, но и для Царства Божьего. Мы знаем, что Господь дал такое определение: женщина спасается только через деторождение!
Детей надо готовить к жизни с рождения, чтобы девочка или мальчик чувствовали ответственность за себя. Женщина будет рожать в муках и этим спасаться, мужчина будет спасаться, если будет трудиться, содержать свою семью в благочестии. К сожалению, эти правила у нас практически не работают. А вот от Иоакима и Анны мы можем многое почерпнуть для себя, для сегодняшней нашей жизни.
Устои благочестивой семьи были подорваны во времена революции 1917 года в России. Были также другие ситуации, когда в СССР общество было важнее семьи. Поэтому у нас сейчас есть такие трудности, которые мы можем изменить только при помощи Бога.
Нас удивляет трехлетняя Мария! Как маленькая девочка пошла в храм?! Труды родительские всегда приносят благие плоды. Уже тогда Мария проявила Свою святость, именно Она должна была стать Матерью Божией.
21 сентября - это важная для нашей Русской Православной Церкви дата. Самые важные события на Руси произошли в это время. Как вы помните, в 1380 году русское войско победило монголо-татар. Русский народ отмечает этот день, как День Российской Державы, День России. Это особая дата для русского человека, потому что без помощи Божией мы бы тогда не победили. Мы знаем, что перед решающим сражением преподобный Сергий и все монахи Троице-Сергиевой лавры истово молились, и эта молитва была услышана.
Сейчас мы празднуем 200-летие победы над Наполеоном в 1812 году. Известно, что военные действия начиналась в дни Успенского поста, и в течение всего поста наши предки молились. К началу сентября мы уже праздновали победу над Наполеоном.
Итак, эти дни для нас святые. Мы молимся за наших предков, совершивших подвиги во имя Отечества. А сейчас мы сами приводим к войнам своим неправильным, нехристианским поведением. Когда люди начинают молиться и каяться в грехах, вот тогда и совершаются победы. Такие события нас учат тому, что мы не должны больше допускать войн, а память о войнах должна нас подвигнуть на правильный образ жизни.
Иерей Алексий Назаров: Спасибо, дорогой Владыка, за столь подробное разъяснение. Вы остановились на празднике Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник показателен для нас в смысле появления ребенка в этом мире, и как надо относиться нам всем к рождению и воспитанию детей. Спасибо, Владыка, за ваше вразумление, за ваше интересное повествование о победах русского оружия.
Дорогой Владыка, разрешите задать вопрос по поводу примера благочестивой жизни Иоакима и Анны, которые все самое лучшее вложили в воспитание Марии, для того чтобы послужить Богу. Раньше при преподобном Сергии Радонежском было такое прошение по благочестию родителей, в страхе Божием воспитавших своих чад, а сейчас такого нет, ибо нет благочестивых родителей? Почему? В этом отпала нужда?
Митрополит Викентий: Очень интересно, спасибо за такое сообщение! Было бы хорошо ввести такое, потому как родители нуждаются в поддержке Божией.
Иерей Алексий Назаров: Уважаемый владыка! Вы, как член Священного Синода, может, замолвите словечко? В нашем храме ведутся молебны в поддержку тех людей, которые подвержены всяким маниям (алкоголизму, наркомании), приходят люди, просят, подают записки. Все эти грехи являются следствием, причина этому - неправильное воспитание, люди не могу бороться с трудностями.
Владыка, вот еще записка, женщина просит у вас совета: «Мой сын повесился. Как отмолить его грех? Он был очень болен, не в себе, наркоман был».
Митрополит Викентий: К сожалению, у нас сейчас много самоубийств, и совершают их люди разного возраста. Причина в том, что человек не знает смысла в жизни. Вот мы праздновали недавно дни многих угодников, кстати, сегодня праздник Антония и Федосии. Они не искали никаких удовольствий, они искали Царство Божие, то есть они понимали, что смысл этой жизни не искание благополучия, а искание Бога. А когда мы ищем удобства и не находим, человек отчаивается и уходит из жизни вот таким способом - через убиение себя самого. Приведу здесь слова Патриарха Алексия, он говорил: «Мы находимся в очень тяжелом положении, стоим на грани исчезновения благочестия в народе. И пока есть еще что-то, будем сохранять и приумножать это». Самоубийства, участившиеся в наши дни, - показатель того, что нет благочестия у людей.
Мы недавно праздновали память преподобных Зосима, Савватия и Германа Соловецких. Мы удивляемся, как они, обычные люди, ушли в самые суровые места и там нашли свое утешение. Люди должны стремиться к Царствию Божиему, и тогда никаких мыслей о самоубийстве не будет. Да, бывают неудачи в этой жизни, но это не значит, что человек должен покончить жизнь самоубийством, потому что после этого страдания не кончаются. С точки зрения вечного блаженства, искупления своих грехов, нужно претерпеть все эти трудности, и тогда они для нас станут благом.
Для того что бы помочь душе самоубийцы, надо всем родственникам и близким жить по-христиански, ходить в церковь, причащаться, делать добро, проявлять милосердие. И тогда ваш путь к Царствию Божиему даст искупление этой душе. Господь говорит такие слова: «Отвративший душу от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов». И возможно что та душа, которая ушла из жизни таким образом, отвратит своих близких от творимого ими зла и грехов, приведет их в церковь, чтобы покаяться, и таким вот образом спасет не только себя в будущей жизни, но и своих близких.
Иерей Алексий Назаров: Владыка, благословите это передать женщине по телефону и попросить ее со всеми домочадцами, близкими и друзьями прийти в храм и помолиться. И разрешите сообщить, что на заседании Священного Синода, по-моему, в конце прошлого года, было принято молитвенное правило для тех, кто молится за самоубийц. Владыка, ко мне многие подходили и спрашивали: мы знаем, что есть такие правила, но у нас, к сожалению, их нет.
И еще одна просьба от прихожан. Владыка, можно ли организовать экскурсии по храму, с целью рассказать о значимости икон?
Митрополит Викентий: Это очень хорошо. Я поговорю с нашими преподавателями, которые обучают основам православной веры, чтобы чаще для оглашаемых проводили экскурсии о храме. Действительно, мы привыкли к храму, а рассказать о многом не можем. Думаю, надо будет сделать объявления, что будет такая экскурсия. В нашем храме много святынь, и их надо знать. К примеру, у нас есть мощи святого Пантелеимона, привезенные с Афона, икона Божией Матери из Почаево, мощи преподобного Амфилохия.
Иерей Алексий Назаров: Дорогой Владыка, еще одна просьба: благословите, пожалуйста, чтобы в лавках Успенского собора люди могли приобрести благовонные масла не только от российских святых, но и от греческих.
Митрополит Викентий: Постараемся что-нибудь придумать.
Иерей Алексий Назаров: Вопрос по теме воспитания. Молодая девушка оказалась в положении и решила сохранить ребенка, несмотря на то, что родители были против. Эта девушка спрашивает у вас: «Я бы хотела поехать в Россию, пока не знаю куда, вместе со своим 5-месячным ребенком. Так как я не знаю, что мне делать, прошу совета».
Митрополит Викентий: Может быть, лучше помочь этой девушке здесь, чтобы она не уезжала? У нас в Екатеринбурге был целый отдел, который помогал таким женщинам. Нам тоже надо сделать такой же приют здесь.
Иерей Алексий Назаров: Дорогой Владыка, мы еще раз благодарны вам за встречи с нами. Слава Богу, что православные люди каждую субботу могут слышать слова пастыря, и мы рады, что ваши слова доходят до нас, и мы надеемся на ваши святые молитвы.