Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
Иерей Алексий Назаров: Тема сегодняшней встречи – праздники начала сентября. Здесь, в Узбекистане, празднуется День независимости страны. В мире же первое сентября традиционно считается Днем знаний, то есть началом учебного года. 14 сентября у нас будет Церковное новолетие, начинается новый учебный год и начинается новый Церковный год.
Во все времена люди по-разному отмечали начало года, не только учебного, не только Церковного, а смену времен года вообще. Кстати говоря, одним из рубежей смены года в Древней Руси была осень. Когда заканчивается сбор урожая, завершается природный цикл, сама природа готовится к зиме, и это было как бы началом нового года, вступлением в новый период, в новый год. Но вот Петр I привез к нам из Европы традицию отмечать календарный новый год 1 января, что мы и делаем. А так был бы у нас новый год в сентябре. И тогда совпало бы сразу три события: начало учебного года, Церковного года и Нового года.
Собственно говоря, большой разницы нет, потому что, согласитесь, условное деление нашей жизни на какие-то периоды сообразуется с этапами нашей жизни. Вот кто, к примеру, ощущал разницу между 30 и 31 годами? Я к 30 годам был такой, а вот к 31 году стал другой. Фактически мы остаемся такими же, как и прежде, за такое короткое время. Может быть, люди со стороны видят какие-то изменения, но каждый из нас чувствует, что душа-то осталась прежней.
Однако у наших детей происходит совершенно иное преображение, особенно когда они идут впервые в школу. Это действительно важный этап образовательной жизни. Образование светское и образование церковное диаметрально противоположны, но суть у них одна - воспитание, образование, культурное и духовное развитие личности.
Сегодня мы попросим митрополита Викентия рассказать о значении духовного и светского образования, и как они могут взаимно дополнять друг друга и способствовать развитию личности наших детей. Это очень важный момент еще и потому, что ребенок не только получает знания, которые даются по разным предметам, а учится преодолевать различные сложности в жизни, то есть мир школы, сообщество учеников и учителей – это достаточно непростые взаимоотношения. Хорошо, когда у нас есть любимые учителя, о которых мы говорим уважительно и вспоминаем с любовью, но мы знаем сами, что таких учителей, носящих столь высокое звание, очень мало в современном мире.
Учитель - это высокое слово. Господь Иисус Христос - есть Истинный Учитель, учение Которого обогащает земную жизнь и открывает нам дорогу в жизнь вечную. На сегодняшний день учитель, работающий в школе, как духовник, как преподаватель воскресной школы, то есть в церковных учебных заведениях, к сожалению, не всегда обладает качествами настоящего учителя. А ведь их всего два: любить больше учеников, чем себя, и быть профессионалом. Больше нет ничего! При этом нужно быть профессионалом не только в предмете, который преподаешь, а быть носителем высоких нравственных качеств, тем самым являясь примером для своих учеников.
А теперь, дорогие братья и сестры, прошу вашего внимания, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Глава Среднеазиатского митрополичьего округа, встречайте!
Дорогой владыка, мы очень рады возобновлению наших субботних встреч с вами. Сегодняшняя тема посвящена началу учебного года, светскому образованию и необходимостью церковного образования. Как эти два вида образования способствуют развитию человека, и есть ли между ними противоречия?
Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры, я рад, что мы продолжаем наши субботние встречи. К сожалению, в августе у меня было много поездок, мероприятий и праздников - Преподобного Сергия Радонежского, Казанской иконы Божией Матери, наречение епископа Таджикистанского и многое другое. Мероприятия были связаны, в основном, с образованием новой Таджикистанской епархии. Я был в Таджикистане вместе с новым епископом, мы проводили там Богослужения. В Таджикистане всего 6 приходов. За неделю мы объехали все приходы, везде там послужили и потом уже приехали сюда. Вот такие мероприятия. Это важные исторические события - формирование митрополитского округа, и мне, как главе этого округа, необходимо совершать такие поездки. Сегодня, слава Богу, мы вместе с вами.
Итак, мы начинаем новый учебный год, и некоторые детишки впервые переступают порог своей школы, другие продолжают, а третьи уже заканчивают свое образование. И также начинается учебный год в церковных школах. Плодотворная и очень насыщенная программа ждет наших детей. И, конечно, эти два вида образования – светское и церковное - должны быть соединены как два крыла. Мы знаем, что наши великие ученые, богословы получили светское образование и параллельно изучали богословие. Такой вот большой труд дал великих ученых, великих богословов нашей церкви. И мы пользуемся сейчас их трудами.
У нас сейчас светское и духовное образование разделено. Но, слава Богу, в наше время мы имеем возможность получать образование сразу в двух направлениях. В России при храмах активно создаются школы, училища, чтобы дать людям духовное образование. К сожалению, в течение десятилетий мы были лишены такой возможности. В результате многие люди сейчас испытывают большой голод знаний о Боге, о Церкви, о церковной жизни. И нам необходимо наверстать упущенное. Учиться приходится и молодым, и взрослым, и даже престарелым. Мы очень рады, что в этом году в нашу семинарию поступили люди разных возрастов, в том числе одна женщина 72 лет.
Конечно, светские знания очень важны, они развивают ум. Человек получает знания в университете, и если он эти знания применяет во благо людей, то, конечно, его миссия для общества имеет большое значение. Если же человек, приобретая знания, не применяет их во благо людей, это однозначно плохо. Именно поэтому человеку нужно дать духовное образование, воспитать его в высших идеалах. Тогда эти знания будут полезны для самого человека, для его родных, близких и для людей всего мира.
Я очень часто встречался с ректорами вузов города Екатеринбурга, и они просили, чтобы Церковь положительно повлияла на студентов, чтобы студенты обрели нравственные устои. Мы проводили различные мероприятия, диспуты, встречи и, таким образом, общаясь с этими молодыми людьми, смогли на них повлиять.
Очень важно приобретать духовные знания. Ведь образование от слова «образ», мы должны идти к этому образу, подражать образу Божиему, направить свою жизнь к Богу и жить по устоям Бога. Живя по тем заповедям, которые дал нам Бог, и, получая знания, мы укрепляем свою веру: чем больше мы это знаем, тем ближе мы становимся к Богу. Верующему человеку легко познавать глубокие истины, которые заключены в священном писании. Потому что не все истины мы можем постичь своим умом, и только вера нам открывает такие глубины, которые без нее нам понять трудно. Поэтому взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность.
Как вы помните, раньше в школах учили Закон Божий, учили Священному Писанию. И, конечно, тому поколению было легче жить и легче разбираться в перипетиях этого мира. Они могли дать правильные советы своим детям и внукам, а в семье воспитывался дух нравственности, дух Православия. Молодые люди, в 20-25 лет уже были воспитаны в духе Православия. Они жили этой жизнью, и смысл её безмолвно передавался их детям. Дети это видели и делали то, что делали их родители. Конечно, если детям говорилось в семье о Боге, это положительно влияло на их души. Так должно быть и сейчас.
Когда начались гонения на веру, на христианскую жизнь, нам даже запрещалось иметь Священное Писание. Это было противозаконно. Поэтому многие знания передавались из уст в уста. Отсюда и незнание многих вещей. Часто люди ходят в церковь, но многого не знают. В этом деле мы уступаем многим религиозным конфессиям: мусульманам, иудеям, католикам и другим. И они больше знают, чем мы, про свои религии. В глубине души мы считаем, что мы правы, но в чем правы, мы, порой, объяснить не можем. Поэтому мы должны учиться. Христинин - это ученик Христа, и он постоянно должен учиться, учиться читать молитвы, Священное Писание, учиться жить по христианским правилам. Можно, конечно, наизусть знать святое Евангелие, но ничего при этом не делать. А вот если бы мы научились и читать, и выполнять, то мы бы росли духовно.
Иерей Алексий Назаров: Дорогой владыка! Спасибо вам за обзор темы светского и духовного образования. Скажите, пожалуйста, как быть нашим детям, которые в школе встречаются с людьми, полностью отвергающими Бога, с атеистами?
Митрополит Викентий: Я часто задаю вопросы маленьким детишкам. Я спрашиваю у них: есть ли в их школе православные, верующие люди. Некоторые говорят, что есть, другие - что нет. И когда я спрашиваю, как ты себя чувствуешь в окружении подобных людей, некоторые дети говорят, что их обижают. Но в воскресных школах мы хотим научить детей не стесняться своей веры, не бояться ответить за свою веру.
Конечно, такая же ситуация бывает и среди взрослых. На работе, например, могут задать такой вопрос: ты православный? Кто-то начинает отвечать: ну, так, мол, хожу иногда в церковь. А есть люди, которые твердо говорят: да, я православный, и в церковь хожу, и молюсь. Когда человек тверд в своих убеждениях, признает себя христианином, православным – это имеет большую силу. Господь нам дает эту силу. И не надо допускать, чтобы говорили, что ты православный или православная, а ведешь себя хуже неверующего. Этого не должно быть! Возможно, некоторые боятся, пытаются быть как все: курят, пьют, сквернословят, дабы не выделяться. Двоедушие – это очень плохо, это результат советского времени, когда нас ставили в подобные условия. Сейчас в наших школах ситуация также очень тяжелая. Потому что все мы еще не дали нашим детям хорошую подпитку верой. В советское время были случаи, когда в школах детей вызывали и спрашивали: ты православный?! Вокруг смех, а ребенок твердо стоит на своем: да, я православный, верующий, и плохо, что вы не верующие. Много позже такая твердость вызывала уважение.
Не надо стесняться своей веры. Иисус Христос говорил, что если человек будет стесняться своей веры, то Господь будет стесняться перед Отцом Своим Небесным. Мы должны твердо стоять за свою веру и не бояться, что кто-то нас чем-то укорит.
Прихожанка: Я вот хочу задать вопрос: мой отец - мусульманин и родня – мусульмане, и мне очень трудно с ними, они меня не понимают!
Митрополит Викентий: Надо знать хорошо свои заповеди и надо изучать их заповеди и законы. Различия есть, но что касается нравственности - у нас с мусульманами много общего. Живя рядом с ними, мы видим, что в их традициях есть много хорошего, и порой нам есть чему у них поучиться. И все то, что есть у них, это было у нас. Мы это потеряли, а они это все ценят. Наши беседы с мусульманами и католиками заставляют нас лучше изучать нашу собственную веру.
Прихожанка: Дорогой владыка, спасибо за ответ! Можно ли родителям вступаться за своих детей, которых обидели по религиозным убеждениям?
Митрополит Викентий: Можно, потому что есть такой закон, он записан в Конституции Узбекистана. Значит, мы, как православные родители, имеем право защитить веру наших детей.
Прихожанка: Дорогой владыка, хочу спросить, хоть и не по теме, когда православная христианка вступает в брак с мусульманином и рожает детей, как быть: крестить или нет детей, рожденных в смешанных семьях? Может, разрешить им самим позже выбрать веру?
Митрополит Викентий: Когда православный человек вступает в брак с человеком другой веры, а это не запрещается, несмотря на то, что это не совсем хорошо, но раз так уж случилось, мы этому не противимся. Когда одна из сторон знает хорошо свою веру, эта сторона создает определенную атмосферу и тем самым доказывает свою правоту. Я знаю одну смешанную семью, в ней четверо детей, и все они крещеные, хотя отец - мусульманин. Никаких проблем нет, живут нормально, мирно и дружно. Все зависит от человека: если он глубоко верит и хорошо знает свою веру, то может преподнести эти знания своей супруге или супругу.
Прихожанка: Я православная, а мусульмане мне всегда говорят, что Бог у нас один, поэтому мы мусульмане.
Митрополит Викентий: Да, действительно, Бог один. У нас с ними много схожего. Но когда начинаются подобные разговоры: у кого какой Бог и прочее, тогда и начинаются расхождения. В чем-то надо брать с них пример, но оставаться твердо в своей вере.
Иерей Алексий Назаров: То есть, владыка, оставаясь чистым, нравственным христианином, мы можем стать примером для многих.
Спасибо, владыка, за обзор по этой теме! Сегодня в Республике Узбекистан День независимости, и хотелось бы узнать, какое должно быть отношение у православных к государственным праздникам Узбекистана?
Митрополит Викентий: Мы граждане своего государства, поэтому все, что делает государство, является важным для его граждан. На сегодняшний день Узбекистан занимает достаточно высокие позиции в мировом сообществе, и если есть такие достижения в государстве, то мы должны любить, уважать свою страну, а также трудиться на благо государства.
И вот, что скажу по поводу празднования Дня независимости. Мы должны придти в церковь и попросить помощи у Бога для развития нашего государства. Чем больше мы будем молиться и вкладывать добро, тем лучше мы будем жить.
Я хочу поздравить всех граждан Узбекистана с Днем независимости. Как говорил Святейший Патриарх Кирилл: «Если православный идет к Богу, то он полезен для себя, для своей семьи и полезен для своего государства».