Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
Иерей Алексий Назаров: Здравствуйте, дорогой владыка! Мы очень рады встречаться с Вами, и радует, что Вы, как отец и архипастырь, находите возможность встречаться со своей паствой. Со временем, я думаю, образуется группа людей, приходящих из раза в раз, и малое семя даст большие всходы, как Вы говорили. Потому что проповедь Ваша входит в сердца человеческие. Сегодняшняя тема посвящена Рождеству Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, его значение для Православной Церкви и для нашей современности. Объясните такие понятия, как «пророк», «Предтеча» и «Креститель». У нас есть эпитеты «преподобный», «святитель», «апостол», а здесь всё вместе. Можно ли дать определение, касающееся Иоанна?
Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры! Ещё раз поздравляю вас с Великим праздником - Рождеством Иоанна Предтечи. Мы празднуем дни многих святых угодников Божиих и только Рождество Иоанна Крестителя мы празднуем так торжественно и славно, ибо он послужил для нашего спасения. Он был Предтеча, т.е. предвестник пришествия Христа Спасителя. Он был одним из последних пророков, который завершил ветхозаветное приготовление к принятию Спасителя. Он говорил, что Иисус Христос пришел, чтобы искупить весь род человеческий. Он явился как гром среди ясного неба, потому что люди думали, что придет Христос Спаситель, и будут какие-то изменения в политической жизни общества, но люди услышали совсем иное: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Многим он говорил конкретно, в чём нужно каяться, т. е. быть милосердным, честным, добросовестно исполнять своё служение на своем месте.
Рождению Иоанна Предтечи предшествовал очень удивительный подвиг родителей. Захарий и Елизавета в течение долгого времени ждали ребёнка, чтобы Господь посетил их. Они были праведны пред Богом, но до старости не имели детей и очень горевали об этом. В те времена люди думали, что тот, кто не имеет детей, на нем нет благословения Божия! Священник Захарий, который постоянно стоял пред Богом, совершая богослужения, не имел детей. Это ложилось большим пятном на всю жизнь семьи, и люди считали его грешником. Наконец, Господь услышал их молитвы. По предсказанию ангела, явившегося Захарию в храме, Елизавета родила сына Иоанна, который стал Предтечей и Крестителем Господним.
Каждая семья ждала появление детей, потому что было такое предание в еврейском народе, что Христос, Спаситель мира, мог родиться в любой семьи, поэтому каждый желал, чтобы в его семье родился этот ребёнок. Аборт считался большим грехом. А теперь представьте: сегодня люди, которым исполнилось 30-40 лет, говорят, что детей у нас не может быть, успокоились и живут для себя. Родители Предтечи прошли этот возраст и продолжали ждать. Они не унывали и не гневались на Бога, смиренно перенося все унижения и оскорбления, ждали. Вот такой подвиг терпения и надежды на Бога! Такая глубокая вера в Бога! И на землю явился Великий Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн!
Сегодня в храм приходят и спрашивают изнурённые родители: «У нашего ребёнка все было, а сейчас от него столько неприятностей, даже не знаем, что делать?». Это показатель того, что семья вела не совсем благочестивый образ жизни. Святые люди - Иоанн Предтеча, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский - родились в благочестивых семьях.
Когда родился Иоанн Предтеча, сразу же начались искушения, потому что враг рода человеческого знал, что это был необычный человек. Начались гонения. Боясь за свое царство, Ирод решил уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет. Но Господь рядом, Он сохранил чудесным образом жизнь младенца Иоанна. Во время избиения Иродом детей Елизавета с младенцем Иоанном укрылись от убийц в расщелине горы, но Ирод требовал от Захария, чтобы тот выдал ему своего сына. Так как Захарий не исполнил этого безумного и жестокого требования, то за это, по повелению Ирода, сам был умерщвлен. Рождение этого ребёнка было радостью для родителей. Увидев перед собой горы, стоя перед горой, Елизавета взмолилась: «Господи, помоги мне, что мне делать?». Господь услышал, и произошло чудо – гора расступилась и образовалась пещера. Было ещё одно чудо для их спасения – там пробил источник воды, и пищей для них было финиковое дерево. Ангелы Господни его окормляли и воспитывали до совершеннолетия, когда он остался один, без поддержки своей матери. Господь научил его заповедям Божиим. Став взрослым, требовательно относился к себе. С рождения он питался финиками и водой. Может быть, и другие яства для телесного укрепления приносили ангелы. Сейчас мы даём детям всё, чтобы ребёнок рос крепким и здоровым, но, оказывается, можно жить, питаясь финиками и водой, и при этом быть крепким, могущественным, влиятельным. И когда мы надеемся на свои силы, теряя надежду на Бога, веру в Бога, мы начинаем пичкать детей разными яствами, не давая пищу духовную, поэтому человек вырастает однобоким. Отсюда возникают человеческие страсти, слабости. Родители ошибаются, они забывают, что человеческая природа склонна ко греху.
В душе человека есть ум, который мыслит, рассуждает, обобщает, тем самым формируя мировоззрение. Современный мир пропагандирует страсть, мол, это хорошо. Но когда, при определенных условиях, страсти развиваются, человек становится неуправляемым. Мы спрашиваем: что делать? В душе человеческой заложена нравственность, и когда идет разрушение, замена религии приводит к падению и страданию. В советское время людей укоряли, задавали каверзные вопросы: вы верите в Бога, а мог бы Господь создать такой камень, который никто не смог бы поднять? Господь имеет мудрость таким безумством не заниматься. В данном случае по отношению к нам это безумие. Мы рождаем детей, создавая такой «камень», которым мы не можем управлять, он становится неуправляемым и тем самым действует разрушающе на самих родителей и на окружающий мир. «Дикие звери» - так святые отцы называли неуправляемых людей. Это настоящая беда - человек, испорченный грехом, дает возможность греху развиваться. Это действует разрушающе как на самого человека, так и на окружающий мир. С грехом надо бороться, уничтожать, и с самого раннего возраста очень мудро подходить к этой проблеме, помогая еще маленькому человеку побороть грехи, пока он сам не поймет своим разумом. Это очень важно. Народ наш этого не знает, потому что не слушает голос Божий, учение Христово, и все делает по-своему.
Надо познавать самого себя, свою душу, потому что душа - сущность свободная, способная хотеть и действовать, изменяться в воле, которая имеет ум, как часть самого себя. Ибо глаз - в теле, ум - в душе. Посмотрите на ситуацию сегодняшнего дня: родители имеют детей, но как они себя ведут по отношению к своему ребенку! Взять внешний вид мамы - одежда, где все части тела открыты, производит впечатление разврата. Эта одежда происходит от блудниц. Страсти действуют на расстоянии! Если мама прошлась с ребенком по улице в таком виде, это действует на множество людей соблазнительно. Весь негатив передается на ребенка, поэтому в дальнейшем не надо удивляться, почему ребенок такой? И если на улице человек ходит полураздетый, что происходит дома на глазах у ребенка? Я никогда не видел свою маму раскрытой. Понятно, вы можете сказать, что жарко, что так удобно ходить и т. д. Мы не понимаем или не хотим понимать, но все-таки нужно правильно воспитывать детей, так как правильное воспитание отражается на нашей жизни и жизни окружающих.
Праздник Рождества Крестителя Иоанна говорит нам о том, чтобы мы постоянно размышляли о своих поступках, и только тогда раскроется много интересного и познавательного в воспитании наших детей. Матерь Иоанна Предтечи всю свою жизнь сознательно провела в молитве, и в благодарность за труды Господь дал такое дитя, что уже внутри утробы он был святым. Еще маленьким он жил в пустыне без всяких развлечений, носил одежду из верблюжьего волоса. Конечно, мы не можем быть такими подвижниками, но с поучениями великого угодника Божия необходимо идти по этому пути, по пути добродетельной жизни, воспитывая правильно детей.
Надо помнить то, что дети рождаются хорошие и добрые, но мы их портим. Ребенок, привыкая к вседозволенности, начинает погружаться в грехи. Когда нет возможности удовлетворить потребности детей, дети, повзрослев, не могут жить в согласии с нравственным законом, жить по совести. Раньше отношение к женщине и ребенку проявлялось и в словах, и в поведении аккуратно по правилам, люди относились с вниманием и почтением. Сейчас мы многое потеряли, поэтому нужно потрудиться, чтобы все исправить и не ждать, что придет кто-то и все изменит. Все в наших руках! Этот год в Узбекистане называется Годом семьи. Президент страны сделал это с целью того, чтобы в семье восстановить то доброе и хорошее, что было утеряно с годами. Это нужное направление, и государственная власть не может одна решить эту проблему, необходимо решать всем обществом, для того чтобы укорениться в добре и повлиять на нравственную ситуацию в стране. Я вам говорил, что мы большая семья, что мы с вами - православная семья, которая ходит в церковь, чтобы получить знания о нравственной жизни. Слушая Евангельское чтение, получая наставления через проповедь, необходимо передавать эти ценности своей семье.
В прошлом, когда было время атеизма, во время советской власти, надо было быть как все. Сейчас ситуация изменилась. Президент Узбекистана позволил в нашем обществе проявляться высоким идеалам духовной нравственности. Мы, как христиане, проявляем православно-христианские нравы, и народы других религий тоже вносят свои ценности и т.д. Но на нас, в какой-то степени, ложится большая ответственность перед другими народами. Мы должны показать те ценности, которые получили от Христа Спасителя, поэтому очень важно такое упражнение в делании и исполнении воли Божией. Особенно сейчас, когда мы проходим пост Петра и Павла. Перед нами такие столпы православия, такие апостолы, которые кроме того, как были великими проповедниками Слова Божия, показывали пример христианской жизни (каяться и как нужно приносить труды покаяния). Мы должны следовать этому движению совести, сознавая греховность. Это заставляло апостолов Петра и Павла больше трудиться во славу Божию, чтобы как можно больше привести людей ко Христу. Эти дела милосердия, сострадания, уважения друг к другу необходимо проявлять и следовать христианскому учению. И приходя в храм со своими проблемами, нужно уважительно относиться к прихожанам, стараться не ходить по храму, чтобы поставить свечку и приложиться к иконам, это необходимо делать за 15 минут до богослужения. Надо так научить себя, чтобы храм для нас был святым местом, которое нужно чтить и уважать. Ставя свечу на подсвечник, надо проявлять уважение друг к другу. Не снимать свечи только для того, чтобы поставить свою на место предыдущей, недогоревшей. И в этом случае нужно уважение, терпение к прихожанам, потому что свеча - это тоже жертва, которую человек приносит в храм, это плоды его трудов. Поэтому нужно быть внимательным к своим действиям и прислушиваться к голосу совести, а голос подскажет.
Иерей Алексий Назаров: Спасибо, дорогой владыка, за глубокий рассказ о значении родительского воспитания относительно сегодняшнего праздника Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, относительно родительского благочестия, которое отражается на характере ребенка. Спасибо за параллели с современностью. Если будем отталкиваться от образа Предтечи Иоанна Крестителя, его благочестивых родителей Захария и Елизаветы, то у нас ситуация будет меняться к лучшему. Нужно бороться с сорняками для того, чтобы деревья приносили плоды. Вы сказали о том, что пост, страдания ради Бога не мешают жить человеку полноценной жизнью, а наоборот - делают ее достойной. Уже 2000 лет мы почитаем Иоанна Крестителя, и Сам Иисус Христос сказал о нем: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Лук.7,28).
Спасибо, дорогой владыка! Темы церковные и темы современной жизни неисчерпаемы, и люди пополняют свой духовный опыт, свои знания о природе человеческого естества. Всегда есть надежда на то, что все начнет меняться вокруг нас, если не нарушать заповеди Божии и начинать с исправления своей души.
Митрополит Викентий: Спаси, Господи, всех вас за то, что вы пришли! Поздравляю всех вас с Воскресным днем, с днем Святых Князей Петра и Февронии, которые являются покровителями семьи! Этот праздник любви и верности, и дай Бог, чтобы их молитвами Господь укрепил нас. Святые своими подвигами благочестия учат нас правильно жить в семье и воспитывать детей. Спаси, Господи!