Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
Иерей Алексий Назаров: Спаси Господи, дорогой владыка, что в очередной раз мы встречаемся с Вами на вечере «Суббота с архипастырем». Вы очень часто выступали на телеканале «Союз» со своими проповедями в городе Екатеринбурге. И для нас большая радость, что Вы находите время встречаться с нами, отвечать на наши вопросы. Сегодня наша тема звучит так: «Богослужение. Чтение Евангелия в храме на церковно-славянском языке. Чем отличается Священное Писание от Священного Предания? Что главнее и что туда входит?».
Расскажите, владыка, также о своих поездках. Состоялась встреча с Августином, архиепископом Львовским и Галицким Свято-Георгиевского кафедрального собора в городе Львов. Расскажите о совместном богослужении. Вы были в Крыму и посетили раку мощей Святителя Луки, исповедника Симферопольского, и посетили могилу архипастыря митрополита Гурия (Егорова).
Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры! Я очень рад, что имею возможность побеседовать с Вами. Дай Бог, чтобы этот диалог продолжался, главное - чтобы была польза от этих бесед. Мы должны обогащать знаниями не только себя, но и передавать эти знания другим. Это и будет пользой от наших бесед для взаимного возрастания. От этого подвига польза для Церкви и для нас.
Евангелие – Слово Божие, Откровение. Это руководство для нас, путеводитель для правильной духовной жизни. Это Книга - Книга Жизни, и ее надо знать и изучать. Преподобный Серафим Саровский читал ежедневно по одному евангелисту и за четыре дня прочитывал все Евангелие. Псалтырь - за неделю. Вот такое правило было у преподобного. Конечно, это особенные люди, но нам достаточно хотя бы одну главу в день читать, для одухотворения, для того чтобы, побеседовать с Богом. Беседа с Богом необходима для получения благодати, знания христианской жизни, которая посылается через чтение Евангелия, и в это время никаких хождений по храму не должно быть! Божия благодать касается всех, кто слушает со вниманием и с благоговением, получая наставления для своей жизни.
Изучая жизнь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), мы видим, что еще в начале своей жизни он читал Евангелие, Псалтырь. Он знал, что цель жизни состоит в стяжании Духа Святого, а истинная радость состоит в познании Бога. Когда супруга его скончалась, встал вопрос, что делать дальше? Слова Священного Писания впали ему в душу, все вопросы, которые стояли перед святителем, были решены. Голос Божий, как путеводная звезда, вел его к познанию Истинного Бога и спасению души.
Многие святые угодники Божии, еще будучи простыми людьми, как и мы с вами, ходили в церковь, трудились над своей душой, и Господь посетил их Своею благодатью. Если читать внимательно Священное Писание или внимательно слушать Его в храме, Господь подскажет каждому из нас ответы на наши вопросы. В храме, перед чтением Евангелия архиерей или священник читает молитву. Это очень высокая молитва о том, чтобы Господь нас посетил, вразумил и дал знания о Себе, даровал силы, чтобы исполнить все то, что положено каждому по воле своей души. Чтение Священного Писания предохраняет от грехов, дарует нам благодать, вразумляет. Порой даже бывает так, что переворачивает жизнь за одну секунду! Читается Евангелие в храме ежедневно, но если нет возможности посещать храм, читать можно дома. Господь своею благодатью посещает нас и дома. Дома спасайся, а в Церковь ходи!
Что было первее: Священное Писание или Священное Предание? Этот вопрос мы задаем семинаристам. Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви посредством Священного Предания и Священного Писания. Под Священным Преданием понимается то, что верующие и чтущие Бога словом и делом передают один другому: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды. Все это, по устроению Божию, составляет Церковь, верное хранилище Священного Предания. Священным Писанием называются книги, написанные Духом Святым через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называются Библией (в переводе с греческого языка «Книги»). Предание нужно и теперь для руководства и правильного понимания Священного Писания. Священные книги написаны в разные времена. Одни – до Рождества Христова - книги Ветхого Завета, другие – после, называются книгами Нового Завета. Это древний и новый союз Бога с человеком. Ветхий Завет состоял в том, что Бог готовил людей к принятию Спасителя через откровение, через пророчества и преобразования. Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.
Из Евангелия мы знаем, что Иисус Христос всегда собирал вокруг себя тысячи людей. Вспомните Нагорную проповедь. Я был на том месте. Это большое зеленое поле, а внизу Галилейское море. На этом поле Иисус Христос в течение всего дня говорил с народом, и люди слушали, и никто не хотел уходить. Слушали, забыв про свои дела, потому что Иисус Христос говорил глубоко, близко к сердцу. А Его проповедь на море, когда чуть-чуть отплыв от берега на лодке, Иисус Христос проповедовал людям, стоящим на берегу. Все эти беседы были устными. Люди задавали вопросы, а Иисус Христос отвечал, вразумляя их. Господь касался глубоких тем, таких как Тело Христово, Царство Божие. Люди не могли понять, что означает общение живого Бога и человека, которое начинается на земле и продолжается в вечности. Многие, не понимая, уходили. Апостол Пётр говорил: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни!». (Ин. 6:68)
Иисус Христос оказывал огромное влияние на сознание и души людей, и, переняв Слово Божие, апостолы стали записывать. Так, четыре апостола написали Священное Писание, и за эти слова Вечной Жизни апостолы готовы были идти на смерть. Они ничего не боялись, были поруганы, их оскорбляли, выгоняли из города, а они снова возвращались и проповедовали, потому что была жажда - передать людям знание о Боге, о Вечности. На все оскорбления и нанесения обид со стороны людей апостолы отвечали, что эта немощь людей, ещё и ещё раз доказывали необходимость доводить Слово Божие до сознания человека.
В Евангелии говорится, что Иисус Христос встречался с народом в различных городах. Проводя живую беседу, где вера была языческая, бездушная, глухая, надо было доказывать и убеждать, доводя до правильного понимания истинной веры. Заблуждение в понятии истинной веры вызывало у людей ненависть и недовольство. Эту напряжённость можно было снять только любовью, кротостью. Большое внимание уделялось людям, которые понимали и стремились познать истину. Если вдуматься в Слово Господа и в слова апостолов, все эти слова о Царствии Божием! Как достигнуть? Царствие Божие внутри нас есть! Наша задача - достигнуть Царства Божия. Как сподобиться? Что делать, чтобы его не потерять? Это главное!
Ради чего пришёл Господь на землю? Ради того, чтобы вознести нас к небу. Человек создан жить вечно - в этом заключается Промысл Божий. Наша потребность души - жить на земле, жить хорошо, но это обман. Христос Спаситель говорит, что это всё земное, «ищите же прежде Царства Божия», а оно не от мира сего. У нас страх потерять привязанность к земному, если придёт момент разделения Царства Божия на земле с Царством Небесным.
Человек создан по образу и подобию Божиему. Боголюбие есть жизненная сила души и сердца человека, через Него человек вновь водворяется в рай, который мы когда-то потеряли, и приходит Царствие Божие в силе. Неприятно и то, что сами родители не дают знания о Царстве Божием своим детям, боясь того, что их дети окажутся в мире, как «белая ворона». Бывает слишком поздно, когда молодой человек, укоренившейся в земных утехах, доходит до последней черты, и остается только надежда на то, что Господь посетит его сердце, придет сознание, что без Бога жить нельзя. Родителям нужно помнить об этом и, начиная с раннего возраста, говорить детям о Боге, не боясь того, что ребенок в дальнейшем может пойти в монастырь или станет монахом. Это не плохо быть монахом или священником, допуская возможность жизненной проверки, но в любом случае человек должен идти вперед в Царство Божие, стяжать Дух Святой и не привязываться к земному.
Поскольку время идти на службу, немного расскажу о поездках, которые я совершил на этой неделе по благословению владыки Августина, архиепископа Львовского и Галицкого Свято-Георгиевского кафедрального собора города Львова. Приглашение было на день Ангела владыки Августина и его 60-летие. Так как у нас прямого рейса на самолет до Львова нет, пришлось лететь через город Симферополь. Это было даже интересно для меня тем, что я посетил собор, где находятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Он был нашим правящим архиереем в самые тяжелые годы для Церкви (20-30 годы прошлого столетия). Я послужил молебен о своей ташкентской пастве, совершили молитвенное пение с чтением акафиста у раки святителя Луки, исповедника Симферопольского, чтобы он нас не забывал и поминал в своих молитвах.
Был у могилы архипастыря - митрополита Гурия (Егорова). Последние дни своей земной жизни он провел в Крыму, на Симферопольской кафедре. Его там очень почитают, на могиле всегда живые цветы, многие приходят для того, чтобы получить исцеление от болезней. Могила его находится рядом с местом захоронения святого Луки. Вот такие были у нас святители. Это и архиепископ Антоний (Дмитрий Абашидзе), он причислен к лику святых на Украине. Они являются святыми угодниками Божиими, которые трудились на нашей кафедре. После я полетел во Львов и недалеко от Почаева, в городе Дубно, вместе с владыкой служили Литургию, освятили кресты и купола в новом храме. Очень трудно было со строительством храма, так как на Украине много направлений: католики, грекокатолики, филаретовская церковь, автокефальная церковь, православная.
Истинно православных мало. Когда, 20 лет тому назад владыка Августин был направлен на служение на эту кафедру, там ни одного православного прихода не было. Ему пришлось начинать с нуля, строить храмы, создавать приходы, привлекая народ. Было трудно, потому что в этом месте был националистический настрой, направленный против Московской Патриархии. Люди из страха не ходили в церковь, но Слава Богу, ситуация переменилась. Владыка имеет на сегодня 71 приход, а когда-то было 800! Владыка приехал для того, чтобы освятить храм, который был построен на пустом месте. Купив земельный участок с домиком, стали строить храм. Трудность была в том, что люди этого города возмутились, пришлось решать проблему через суд. Только через 10 лет добились справедливости и продолжили строительство храма. Построили быстро, храм получился красивый. Большой радостью было для людей, когда служили два архиерея, венчали кресты и купола этого храма.
Проездом был в Почаево, приложился к иконе и стопочке Божией Матери «Почаевской», к мощам преподобных Амфилохия и Иова. Во Львове совершили Всенощное бдение и Божественную Литургию в честь памяти блаженного Августина, епископа Иппонийского, и дня Ангела архиепископа Августина, по случаю 60-летия. Служба прошла торжественно, участвовали 20 архиереев из Украины, Белоруссии, Русской Церкви. Поддержали владыку Августина в его трудах и гости со всех концов страны. Для генералов он является руководителем военного отдела Украинской Церкви. Его награждали: президент Украины, президент России, Патриарх за его подвиг, который он нес в очень не простом месте, где шла борьба за Православие.
Иерей Алексий Назаров: Спаси Господи, дорогой владыка, что находите время (а самое дорогое для архиерея – это время!), чтобы встречаться с нами, рассказывать о моментах богослужения, о своих паломнических поездках. Огромное спасибо за рассказ. В следующую субботу найдется ли возможность для мирян обратиться с заранее подготовленными вопросами и получить ответ?
Митрополит Викентий: Да, конечно. Давайте, хоть на один вопрос отвечу сейчас.
Прихожанин: Я в православии шесть лет, до этого был в протестантской американской церкви. В те времена, до того, как я пришел к ним, моя душа искала Бога и нашла у них, потому что Православная Церковь не занималась миссионерством. Я находился у них много лет, пока не попал в Православную Церковь. Скажите, пожалуйста, что делать людям, которые ищут Бога, пожилым людям, людям, которые живут в районе Сергели (рядом нет Православной Церкви, а только секты, которые себя восхваляют, тем самым притягивая людей)?
Митрополит Викентий: Слава Богу, у нас сейчас во всех пяти храмах города Ташкента есть катехизаторские курсы, есть беседы на Библейские темы, Евангельские чтения. Есть по моему благословлению все то, что необходимо для изучения Православия. Дежурный священник выполняет свою миссию, встречается с народом и отвечает на вопросы. По велению своего сердца люди могут получить любую информацию, получить знания. А что касается густонаселенных районов, где желающие хотят иметь православную веру, нужно всем объединиться, потрудиться в этом месте и открыть приход. Как я сегодня рассказывал о трудностях открытия храма на Украине, на западной Украине, где существует пять направлений, а также есть христианские православные течения и еще несколько десятков сект. Люди нашли выход из положения, они сами пришли к владыке и попросили священника быть на приходе, там, где они приобрели участок с домом. Те люди, которые уходили из православия, возвращались. Так и нам надо собраться, пусть 2-3 человека, потом 10-20 человек, потом будут сотни людей. Надо решать совместно вопрос об открытии прихода. Собрав группу людей, обратиться к местным властям для открытия прихода (дом, комнату), чтобы молиться. Мы готовы идти по первому зову, находите место в Сергели, и дальше будем решать вопросы со священником. Надо с чего-нибудь начать!
Иерей Алексий Назаров: Спаси Господи, владыка, за ответ.