Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
Иерей Алексий Назаров: Ваше Высокопреосвященство, мы благодарны Вам, что в очередной раз собрали нас на вечер «Суббота с Архипастырем»! В прошлый раз мы провели встречу в Ваше отсутствие. Разговор был о русской святости, потому что была неделя всех Святых в земле Российской Просиявших. Сегодня нашей темой будет почитание иконы Божией Матери «Достойно есть...», образ Которой мы чтим. Почему Божия Матерь одна, а названий икон очень много, такие как: «Владимирская», «Семистрельная», «Суздальская», «Почаевская», «Боголюбская» и. т. д.? Их насчитывается более трёхсот! Что означают сами названия этих праздничных икон?
Митрополит Викентий: Дорогие братья и сёстры! Я приветствую вас всех и передаю благословение из Святая Святых, из Афона. Я был приглашён игуменом монастыря и находился там неделю. На Афоне сейчас ведётся большая работа по восстановлению монастыря. Монастырь находился в плачевном состоянии. Если сравнить его, как он был 20 лет тому назад и каким стал сейчас сейчас – это большая разница. Пожары уничтожили почти всё здание монастыря, осталась лишь небольшая часть стен. Монахи разгребали весь этот разрушенный пожаром мусор, поваленные деревья, восстановили царскую гостиницу, библиотеку, а также восстановили монастырскую больницу и храм при этой монастырской больнице в честь всех преподобных отцов. По милости Божией, храм был мною освящён в воскресенье, как раз была память всех Святых в Земле Российской Просиявших. Служба проходила с 12 ночи до 9 утра (Всенощное бдение). Проходили эти 10 часов, как одна минута, читался Акафист Божией Матери «Покрова». Всё, что положено по Уставу, читалось и пелось торжественно, благодатно, поэтому не уставали за богослужением. После Всенощного бдения был Крестный ход с мощами святого великомученика Пантелеймона, где совершали освящение. После была отслужена Божественная литургия, где все причастились. Служба была благодатная, Господь посетил нас, а мы, по молитвам святых, с благодарностью к Богу совершили Таинства.
Потом было другое мероприятие - служба в Троице-Сергиевой Лавре, где совершили Заупокойную Литургию в память 130-летия со дня кончины митрополита Макария Булгакова Московского и Коломенского. В своё время он был священноархимандритом этой Лавры. Был богословом, писателем, историком, учёным. При жизни попросил у императора разрешения на то, чтобы после смерти из его состояния выделялись поощрительные премии тем людям, которые будут писать научные работы. Гонорар от своих собственных работ он откладывал в банке. «Макарьевская премия» просуществовала до революции 1917 года. После революции наследство было конфисковано. Затем премию восстановили. И я являюсь ее председателем.
По случаю памяти митрополита Макария мы совершили богослужение. В Успенском соборе находится его гробница, где была совершена заупокойная лития. Было много учёных из Москвы, в честь этой памяти состоялась конференция. Была возможность приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского и к чудотворным иконам Божией Матери, где являлась Сама Божия Матерь. На Афоне в каждом монастыре есть несколько чудотворных икон, их много. Скажем об иконе Божией Матери «Достойно есть…», которая празднуется завтра. Она находится на Афоне в древнем храме, где молился один монах. Видит монах Небожителя, который явился ему в образе монаха. Он совершал службу Вечернюю, Утреннюю и во время пения «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» Он сказал монаху, что это песнопение поётся по-другому и спел: «Достойно есть яко воистину Блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…». Тогда инок попросил написать эти слова на бумаге, чтобы не забыть и передать старцу, когда он вернется со службы. Затем Он взял каменную плиту, провёл пальцем эти слова молитвы «Достойно есть…». Когда старец пришёл со службы, ученик рассказал ему про это явление, как один монах научил петь и почитать Божию Матерь. Старец понял, что это был не простой монах, а Архангел Гавриил, который показал, как нужно совершать богослужение и как прославлять Божию Матерь.
Есть иконы Божией Матери - «Млекопитательница», «Закланная», «Скоропослушница», «Отрада и Утешение». Да, действительно Божия Матерь одна, но она проявляется в разных случаях жизни и в разных образах. Их множество - около 400 чудотворных икон, это показатель добрых дел Божией Матери по отношению к нам! Если понимать, что Божия Матерь нам помогает в разных случаях, можно ещё больше написать икон. Сколько раз Божия Матерь являлась людям, помогая, исцеляя! Как чадолюбивая Мать, заботясь о Своих детях, проявляя Себя в разных образах, показывая Свою любовь в различных случаях! Божию Матерь почитали и в древности, и сейчас. Она не разделяется на маленькие кусочки, Она одна единственная и проявляет к нам Свою любовь и милость. Поэтому и икон много, и очень много рассказов о Ней.
В одном монастыре есть икона Божией Матери «Говорящая». Пришла одна женщина на Афон - царица Феодора. Так как она царица, думала, ей всё можно, а Божия Матерь через икону объяснила, что ей не положено здесь быть. «Я здесь Царица, и тебе нужно возвратиться назад», - таковы были слова. Женщина смирилась. И вот на этом месте, где проговорила Божия Матерь голосом, написали икону.
Там есть много икон. «Скоропослушница» - я о ней уже рассказывал. «Отрада и Утешение» - избавляет нас от праведного Суда Божиего. Икона «Закланная», можно сказать, с трагической историей о человеческой немощи. Один монах, будучи работником, служил в алтаре. Он постоянно опаздывал на трапезу, его постоянно ругали. И вот однажды его решили наказать за непослушание - не кормить! Он ушёл разбитым, зашёл в храм с ножом, ударив икону Божией Матери, сказал: «Сколько я тебе служу, а меня даже не накормили». На месте удара истекла кровь, рука монаха засохла, а сам он впал в расслабленное состояние. И в течение трёх лет он стоял в уголочке молился и каялся в своём грехе. Конечно, Божия Матерь его простила. Когда монах скончался, то по правилам Афона, после смерти в течение трёх или семи лет за усопшего молятся. После чего тело раскапывают, и если остаются одни косточки, значит - Господь принял в Своё Царство. Если кости жёлтенькие, то он в жизни святой человек, у него же косточки были беленькие, можно сказать, спасённый, а рука - нетленная, чёрного цвета. Значит рука не прощенная. Вот так.
Иерей Алексий Назаров: Спасибо, дорогой владыка! Мы поняли, что название икон Божией Матери - это суть добродетели, которые Она проявляет к роду человеческому в отдельных случаях и событиях, а иногда и к отдельным лицам.
Дорогой владыко, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, Вы являетесь председателем «Макарьевской премии», которую присуждают различным ученым, для поддержания талантов нашего Отечества, следует вопрос: кому из ученых была присуждена эта премия? Какие открытия были сделаны в России?
Митрополит Викентий: До революции премии давались ученым во всех областях науки: математика, физика, химия, а также церковным деятелям. Это были ученые – Павел Флоренский, митрополит Николай Рушевич и многие другие. В 1995 году премию восстановили, но сейчас даются премии только по пяти номинациям: история России, история Москвы, история Русской Православной Церкви, история Православных городов и учебники, которые пишутся по историческим наукам. Все желающие могут участвовать в этом конкурсе и получить «Макарьевскую премию».
Иерей Алексий Назаров: Выходит, что эта премия поощряет историческую правду в России, которую пытаются сейчас исказить, извратить и преуменьшить те заслуги Отечества в глазах всего мира. Митрополит Макарий завещал, предполагая, что будет выдаваться премия именно в этом образе, как защита исторической правды.
Митрополит Викентий: Он так и говорил о поощрении талантов Отечества. Митрополит Макарий хотел поощрять людей за их труды, которые несут благо, чтобы как-то соединить науку церковную со светской. В XIX веке были расхождения в понятиях с точки зрения богословской и светской. Он хотел показать, что в богословской науке есть высоконаучные ценности, и в какой-то степени она даже выше светской!
Иерей Алексий Назаров: Дорогой владыка, в связи с этим, Вы имеете право открывать филиалы в нашей епархии, то есть в областях Узбекистана, Среднеазиатского митрополичьего округа, главой которого Вы являетесь? Можно ли идеи «Макарьевской премии» претворить здесь, в Средней Азии, богатой историей, событиями, людьми?
Митрополит Викентий: Мы постепенно расширяемся, и премии даются раз в два года. В этом году идёт подготовка, рассылка писем с условиями конкурса всем университетам мира, в том числе и нам. По примеру Московского университета, собирались все деканы исторических факультетов. Рассказывались условия получения премии. Можно и здесь также организовать проведение конкурса, собрав всех деканов исторических факультетов, заинтересовав их в участии, и по приглашениям распространить условия конкурса по своим кафедрам.
Иерей Алексий Назаров: Дорогой владыка, а существует перечень людей, которые получили эту премию с 1995 года, где можно об этом узнать?
Митрополит Викентий: На нашем сайте http://www.m-fond.ru/
Иерей Алексий Назаров: Если познакомиться на сайте с реальными людьми, которые получили премии, можно, придя в учебное заведение, рассказать об условиях этого конкурса, о Макарьевской премии. Таким образом, можно будет, с Вашего благословения, и в Средней Азии сделать вклад в Макарьевское дело, в память и во славу нашей епархии.
Дорогой владыка! Есть записка с вопросом о построении храма в районе Юнус-Абад города Ташкента. Это достаточно большой район с русскоязычным населением. Хотелось бы узнать, есть ли продвижения в этом вопросе?
Митрополит Викентий: Сложно сказать. По словам Председателя Комитета по делам религий ясно то, что надо потерпеть. По его мнению, нет смысла строить именно там, так как в этом районе русскоязычного населения все-таки мало.
Иерей Алексий Назаров: Люди из Юнус-Абада приезжают к нам или на Домрабад. Это самые близкие к этому району храмы. Может быть, составить списки за подписью, чтобы люди как-то изъявили своё добровольное желание? Какое количество людей необходимо для открытия храма?
Митрополит Викентий: По инициативе людей - не менее 10 человек, а если будет больше людей, то вопрос решится быстрее.
Иерей Алексий Назаров: Ещё один момент. На территории Средней Азии находятся места захоронений людей, которые пострадали в годы гонений на Церковь, за инакомыслие в 30-40-е годы. Здесь было много расстрелянных. В память о Новомученниках Российских, где происходили страшные события на Бутовом полигоне, построили храм, в котором ежедневно проводятся богослужения, и, бывает, их возглавляет сам Патриарх. Можно ли увековечить обелисками и другими почестями память христиан и мусульман, пострадавших за правду здесь, в те годы? В России есть службы, которые занимаются расследованиями (следопыты). А у нас, в Средней Азии, можно ожидать такое же в перспективе?
Митрополит Викентий: Это было бы хорошо, если бы со стороны верующих была инициативная группа, которая бы подсказала, есть ли эти захоронения? Я не знаю, где эти захоронения, но было бы правильно увековечить этих людей, и на этом месте поставить крест или отметить памятной доской. Дело это не простое, но нужное. Вот пример Екатеринбурга: есть мемориал, где захоронено 20 тыс. наших соотечественников (мусульмане, православные, около 7 тыс. священнослужителей). Я хотел построить церковь, но не смог, хотя было разрешение, но по многим причинам не смог. Мне говорили, а что скажут мусульмане, иудеи, православные и другие конфессии, ведь они тоже захотят строить свои храмы? Моё мнение однозначно, если есть возможность, это не плохо, строить храмы для своих верующих.
Иерей Алексий Назаров: У нас есть подвижники благочестия, которые служили здесь на Среднеазиатской земле, пострадавшие в годы гонения, когда совершались массовые расстрелы. Может быть, с Вашего благословения, начать поминать их в особые дни? Владыка Владимир пытался сделать это. По просьбе корейцев, проживающих здесь, проходили панихиды в нашем храме, которые были заранее объявлены. В сталинское время боялись того, что корейцы откроют китайскую границу, поэтому их ссылали сюда, многих убивали. День памяти назначался произвольно, в воскресный день. Может быть, начать с Вашего благословения, поминать тех людей, которые были замучены в годы гонений, поминать в особенный день с нашими почитаемыми среднеазиатскими святыми. Этот день нужно объявлять заранее. Чтобы вести эту деятельность, нужно желание людей, средства, помощь юристов и т. д.
Митрополит Викентий: Можно, но инициатива должна исходить со стороны корейцев. Мы знаем, что многие ходят в наш храм, но многие исповедуют другие религии, в том числе католицизм, сектантское направление. Это нас беспокоит. И хотелось бы обратить на это внимание, чтобы православные корейцы вели более активную работу и направляли на православное исповедание. В прошлом году, когда я приехал в конце августа, мы совершали панихиду в соборе, к сожалению, корейцев было очень мало. В этом году надо более организованно подойти к этому, объявить заранее, чтобы чтилась память, и помнили об этом страшном событии.
Иерей Алексий Назаров: Может быть, и в случае с проведением в нашем соборе дней сугубого поминовения невинно убиенных и насильно переселенных в Среднюю Азию, попробовать дать информацию на сайт и в газету, с Вашего благословения?
Митрополит Викентий: Хорошо!
Иерей Алексий Назаров: 22 июня 1941 года началась Вторая мировая война. Многие люди считают, что это самый скорбный, трагический день в истории нашей родины. Но другие люди, неофашисты говорят: «Ничего подобного! Гитлер был хороший, он пытался разгромить коммунизм, а всем, кто верует, например, православным, мусульманам, дал возможность существовать». Прокомментируйте, как правильно отнестись к этому, когда происходит искажение памяти?
Митрополит Викентий: Когда началась война, первым, кто сказал слово против врага, была Русская Православная Церковь, и, несмотря на гонения, Церковь почувствовала большую опасность. Вы знаете, что Церковь собирала средства для фронта, и сами священнослужители шли в бой, велась активная борьба с врагом со стороны Православной Церкви. Говорили, что Гитлер пришёл избавить от атеизма. Пришёл под видом добра - открывались церкви, монастыри. На самом деле, позже, он показал свое истинное лицо. Фашизм пришёл на землю, чтобы истребить русскую нацию и не только русских - всех, живущих в Советском Союзе, и сделать народ рабами. Они не думали о Православии, о ценностях, взрывая храмы. А Церковь, дышащая Духом Святым, почувствовала, увидела опасность и всегда боролась с врагом!
Иерей Алексий Назаров: Скажите, дорогой владыка, всё-таки как относится православным к дате 22 июня? Во многих храмах в этот день горит много свечей, служат панихиды. Как нам сделать так, чтобы молодёжь относилась с благоговением к этой дате?
Митрополит Викентий: Мы должны говорить молодёжи об этой дате, как о самой страшной в истории человечества (больно вспоминать, ведь люди не ожидали!). Взрывы бомб произошли внезапно - в 4 часа утра, когда люди еще спали. Куда бежать и что делать? Люди испытали шок! Мы должны об этом помнить и, как православные христиане, должны в этот день идти в храм молиться, благодарить Господа за победу и просить Его, чтобы избавил нас в дальнейшем от этих бед, помнить слова наших предков, которые всегда о любой войне говорили: «Господи, прости за наши согрешения, Ты попустил такую беду, прости нас». Помнить о своих грехах и стараться исправиться, жить по-православному, чтобы не вызывать Суд Божий. Помнить о том, что любой грех - маленький или большой - это грех, и он действует на окружающую среду, окружающий мир, атмосферу, природу! Как говорится в Священном Писании, за наши грехи посылаются такие испытания. Бедствия, которые происходили и происходят, надо знать, помнить и исправляться. За наши грехи надо каяться, чтобы на себя не навлекать праведный гнев Божий.
Иерей Алексий Назаров: И последний вопрос. Вы являетесь архипастырем Русской Православной Церкви, главой митрополичьего округа. Вы встречаетесь с государственными лицами России и Среднеазиатскими представителями государств. Что должно сделать общество, чтобы события сороковых годов XX столетия не повторялись, ведь нормой жизни церковного человека – каяться, молиться Богу и нравственно исправлять себя и влиять на окружающих людей. А как быть государству? Ведь чем в свое время воспользовался Гитлер - общество было расколото: одни за «красных», а другие, как до сих пор говорят, за «белых».
Митрополит Викентий: Сейчас, Слава Богу, из уст России и нашего государства идёт один ответ: заботиться о нравственно-духовном уровне людей. И каждый государственный деятель стремится что-то сделать в этом направлении. Встреча с Президентом Исламом Каримовым показала то, что лидерам стран приходится иногда идти против натиска либеральной идеологии, чтобы сохранить мир, согласие во всём мире. Это взаимосвязь между народом и властью очень важна для сохранения мира. А мы, православные люди, являемся носителями нравственности и духовности. Мы не должны замыкаться в себе и думать только о себе, а наверху пусть что-то делается! Мы должны помочь! Дай Бог нам всем крепости сил, здоровья, чтобы мы были активнее и открыто вели себя, не боялись. Давайте создавать богатую нравственную атмосферу общества!
Ещё раз поздравляю всех с наступающим праздником. Сейчас богослужение, посвящённое иконе Божией Матери «Достойно есть…». Помолимся!