Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
Иерей Алексий Назаров: Мы только что говорили о том, насколько мы благодарны Вам за то, что Вы находите время в своем уплотненном графике, что для Вас 24 часов в сутках мало, что Господь дает Вам силы молиться за нас всех и дает возможность встречи с нами, с паствой Ташкентского кафедрального собора.
Сегодняшняя «Суббота с Архипастырем» будет посвящена Пятидесятнице. Тема конкретная - День Святой Троицы, Сошествие Святого Духа. Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Святой Дух. Действие Бога в жизни мира и самого человека. Накануне праздника Пресвятой Троицы нам будет интересно послушать Ваше архипастырское слово, если можно, Ваше толкование.
Митрополит Викентий: Дорогие братья и сестры! Мы приблизились к великому празднику Святой Троицы, празднику величайшей радости для христиан. Дух Святой сошел не только на апостолов и учеников, Дух Святой пришел в мир, чтобы исполнить обещание Господа нашего Иисуса Христа вести род христианский по пути спасения. Иисус Христос, как Сын Божий и Сам Бог, принял на Себя тело и душу человека и стал совершенным человеком, кроме греха. Господь Бог – вторая ипостась Святой Троицы, Бог – Слово – Сын Божий. Иисус Христос принял человеческую плоть – стал человеком, живя на земле. Как упоминается в Евангелии, возрастал телесно и умственно. В 14 лет, встречаясь с книжниками и старцами, Он удивлял их Своей мудростью, и в Свои юношеские годы Он глубоко знал премудрость Божию. Во время Его Крещения в водах Иордана произошло действие Святой Троицы. Отец вещал словами: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный». И Дух Святой в виде голубя почивал над головой Сына Божия. Вот действие Святой Троицы над родом человеческим - для возрождения и подкрепления своих телесных и духовных сил. Ведь после грехопадения прародителей наша сущность испорчена, грех изменил сознание человека и окружающий мир в целом.
Кульминацией действия было то, что Иисус Христос должен был отдать Себя в жертву. На горе Фавор Господь Бог Иисус Христос показал Свое Божество, были произнесены слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17:5). Это важные слова. Господь совершил искупление за нас, был распят на Кресте, пролил Кровь за грехи всего человечества. Своим Воскресением Он помог выйти из ада праведникам - до грехопадения двери рая были закрыты. Своим Божеством Он открыл двери рая, ввел всех праведников и поселил их в райской обители, восстановил то, что задумал Господь.
Господь сказал: «Не оставлю вас сирыми, пошлю Духа Святого, Утешителя». И освятил землю Дух Святой. И будет Он вести до конца веков весь род христианский по пути спасения.
Завтра мы будем праздновать День Святой Троицы и еще одно действие Божие – Сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Они были первыми проповедниками Евангелия, первыми, кто понес свет Христов в мир. Так и на всех нас, недостойных нынешних христиан, подается благодать Духа Святого. Всем подается эта благодать, ее получают в Таинстве Миропомазания и Святого Крещения, но не все ее сохранили. Нужно всеми силами души стремиться к тому, чтобы ничем не прогневать Господа, и усердно молиться. Надо помнить о том, что наша падшая природа восстанавливается с Божией помощью и деланием добрых дел. И Господь поможет!
Мы будем благодарить Господа – Единого по Существу, но Троицу по Лицам: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой. Господь все сделал для нас, даровав Божию благодать совершать то слово, то дело, которое совершали люди, получившие благодать Божию - Святого Духа, в те далекие времена зарождения Церкви.
Завтра мы будем праздновать день рождения нашей христианской Церкви, которая с благодатью Божией приумножилась. Первые слова апостолов, их обращения к многочисленному народу дали свои результаты - люди обратились ко Христу. Их было более трех тысяч человек, потом еще несколько тысяч. Так, с Божией помощью, с Божией благодатью стало распространяться слово Божие по всему миру. Мы также должны своим словом, поведением способствовать тому, чтобы люди шли ко Христу и приумножали стадо Христово, прославляя тем самым Единую Святую и Живоначальную Троицу. Во время Святого Причастия, где мы соединяемся с Самим Богом, делая добрые дела, и как-то изменяем себя в лучшую сторону, эти задатки заложены самой природой, мы получаем Божию благодать и Божественную силу. Надо не просто так причащаться, а для того чтобы получить «заряд» духовной жизни, Божественную энергию, и применять ее на правильные делания, как когда-то апостолы первых веков совершали и несли слово Божие в христианстве. Это стремление нашей души и слово Божие у нас сейчас отсутствуют, надо восстанавливать. Не жить только для себя и для своего удовольствия, а постараться понять и помочь ближнему, ведь апостолы, когда видели присоединение людей ко Христу, радовались неизреченно. Мы радуемся, когда видим, что вокруг нас приумножается количество православных людей, и огорчаемся, видя, что с такой же скоростью увеличивается грех, уход человека от Бога, от Церкви, от благочестия. Для нас это скорби, нет наших трудов, направленных на принятие Святого Духа, а Он есть, существует, но мы Его не принимаем. Это как раз тот день, когда мы должны открыть свое сердце, чтобы принять благодать Божию, чтобы Дух Святой не оставил наше сердце, дал силы, чтобы идти по пути спасения. Мы должны эти дни проводить в молитве.
На этой неделе мы ездили к святыням Украины. Эти святыни не только Украины, но и всей Русской Православной Церкви. Мы посетили древний Почаевский монастырь, основанный по преданию еще в 1051 году. Былую славу он приобрел при жизни преподобного Иова Почаевского, который поселился и подвизался в пещере. К нему стали приходить монахи, и под его руководством образовалась монашествующая обитель. Начали строить храмы, Господь и Божия Матерь помогали им в этом деле. Мы имели возможность приложиться к мощам Иова и Амфилохия. Мы смогли посетить пещеру преподобного Иова, который там молился и трудился. Из истории мы знаем, что до того времени, когда люди еще не знали преподобного, они увидели, что на горе из пещеры выходит огонь, скорее всего свет Божественный, потому что поразились этому явлению. Подойдя к этому месту, они увидели человека, живущего там, вдали от всех людей, который молился. Люди стали прославлять этого молитвенника за его подвиг в служении Господу. Сейчас это место доступно для всех. Можно посмотреть, помолиться и подумать о том, в каких условиях жили люди, отрекаясь от всех благ земных, от мира ради Христа, ради того, что Господь дал человеку то благо, которое Господь дает не на земле, а в будущем, - Царство Божие.
На этом месте было явление Пресвятой Богородицы, Которая, по свидетельству, явилась пастухам и монахам. Место на той горе горело Божественным огнем. С таким Божественным огнем Она являлась многим людям. Так мы распознаем изображение иконы Почаевской Божией Матери, именно с Божественным огнем. Когда Она явилась, то на этом месте, где ступала Ее нога, остался след - Пречистая Стопа. На этом месте, чудесным образом, течет вода до сих пор. Стоит камень, а из этого камня течет вода. Как? Для нас непостижимо! Но вода есть. Мы пьем эту воду, чувствуем благодать, особую милость Пресвятой Богородицы.
Есть еще одна икона, тоже Почаевская, которую привез из дома один епископ, прошедший всю землю. В знак благодарности за ночлег он отдал женщине икону. В дальнейшем она стала Чудотворной. Первое чудо произошло, когда у этой женщины прозрел слепой от рождения близкий родственник. Тогда хозяйка этого дома пожелала, чтобы эта чудесная икона помогала многим нуждающимся людям, и отдала эту святыню в монастырь. С того времени эта икона находится в Успенском соборе, а монастырь построили на том месте, где ступала нога Пресвятой Богородицы, где Она оставила Свой след. Это огромный собор и над Царскими Вратами находится святыня, она спускается каждый день после Полунощницы, и люди прикладываются к этой иконе. Теперь и мы имеем возможность приложиться к этой иконе, которую сами монахи этой обители написали. Они ее передали для нашей церкви, для нашего кафедрального собора. Вчера мы ее привезли из Украины, и теперь у нас есть Чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Надеемся, что Она нас будет благословлять, помогать, если мы с трепетом, с верой и любовью будем молиться, прося помощи о своих недугах душевных и телесных, для нашего возрастания и исправления.
Мы также привезли частицы мощей Иова Почаевского, его святую икону, частицу мощей Амфилохия Почаевского и его святую икону.
Амфилохий Почаевский жил в наше время, родился
в конце XIX века, а скончался в 1971 году, прошел те самые годы советской власти, когда
Церковь гнали, особенные трудности испытывали монашествующие. Бывало так, что
приедут 2-3 грузовые машины, загрузят и увезут монахов в неизвестном
направлении, куда-то за 60-
Потом мы посетили Киевскую Лавру, ближние пещеры, где совершали Богослужение. Там в пещере находятся шесть храмов, совсем маленькие. Мы совершали Богослужение в самом древнем храме Киево-Печерской Лавры, встречались с братьями, молились, приобщились той Благодатью, которая есть в Киево-Печерских храмах. Мы имеем радость и утешение, что к нам прибыли святыни - Почаевская икона Божией Матери и икона преподобного Амфилохия.
Недавно в Киеве был причислен к лику святых один из епископов, который был правящим архиереем Ташкентской и Среднеазиатской епархии с 1906 по 1912 годы. Архиепископом был Димитрий Абашидзе, известный подвижник, который много сделал для нашей епархии, сделал многое для укрепления веры в нашем регионе. Надеемся, что вскоре мы будем иметь икону и будем его прославлять, молиться, поклоняться и его мощам. Вот коротко о тех событиях, которые мы имели на этой неделе.
Сейчас надо спешить на торжественную службу, праздник Святой Троицы. Всех поздравляю с наступающим праздником, и дай Бог здоровья, крепости сил телесных и душевных, и, конечно, чтобы все вы и ваши близкие, соседи приобщились к Святыням, которые мы привезли из Киева. С праздником всех!