Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Скорый помощник в бедах и скорбях
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

Встреча 3 марта 2012 года.

sret_gold_1.jpgМитрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа: Дорогие братья и сестры! Я хотел бы всех вас поздравить еще раз с наступившим уже Великим постом и, конечно, с тем, что мы, по милости Божией, смогли пройти первую седмицу Великого поста. Это очень благодатная седмица, она вся наполнена особенными службами, которые настраивают нас на молитву, на пост, на воздержание, на покаяние, на исправление, на пробуждение нашей души от спячки духовной. Вы все слышали Великий Покаянный Канон Андрея Критского, это великое творение Божие, которое совершил в свое время святитель. Для нас с вами этот Великий Канон Андрея Критского имеет очень большое значение. Во-первых, мы узнаем, вспоминаем и воскрешаем в своей памяти весь Ветхий Завет и Новый Завет. В этих высказываниях в Великом Каноне мы узнаём и напоминаем себе о тех падениях, в которые впал человек, и как он восстал от греховного состояния. Мы этими словами Канона должны пробуждать свою душу, чтобы мы осознавали свои падения и просили у Бога милости, чтобы Господь нас очистил, омыл от нашей греховной скверны. Много образов было пересказано Каноном. Интересные и близкие сердцу слова. Хотим мы или не хотим, но слёзы прямо подкатывали, когда мы произносили слова, чтобы Господь очистил, омыл от грехов и помиловал. Как Давида кающегося, так и людей, которые повязли в грехах, но потом исправились. Словами, которые постоянно с таким строгим содроганием звучали в Каноне: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши, востани, ибо конец приближается», Церковь пробуждает нас к исправлению нашей жизни. «Что спишь, душа моя? Почему спишь, ведь скоро конец этой жизни, надо готовиться к вечности, готовиться к покаянию, к исправлению. Поэтому, восстани и начинай трудиться, начинай вести свою жизнь соответственно по закону Божию». Вот такие строгие пробуждения высказывались в этом Каноне. Я думаю, что даже самое окаменелое сердце умилялось, пробуждалось и настраивалось на духовную жизнь.

Мы имели возможность, дорогие братья и сестры, присутствовать на благодатных службах – на преждеосвященных Литургиях в среду и пятницу. Благодатные потому, что мы с вами молимся Богу, каемся перед Богом, желаем исправиться. Если у нас совместное молитвенное предстояние пред Богом, вся Церковь молиться: священнослужители - в алтаре, миряне - в храме. Все в умилении, содрогании, в состоянии покаяния, в глубокой тишине. Мы слышим каждый шорох в храме и не хотим распыляться никакими мыслями, никакими движениями наших братьев и сестер. Все внимание тому, что читается и поется в храме. Это молитвенное  состояние обильно дает  нам благодать Божию, которая нас окружает и укрепляет, чтобы мы не уставали, чтобы не болели наши ноги, спина. Углубляясь в молитве, мы думали и осознавали свои немощи. Вот это действие благодати Божией, которую мы с вами чувствовали в течение этой седмицы. Надеемся, что этот настрой духовный, которая создала наша Святая Церковь в эти дни, будет продолжаться в течение предстоящего поста. Наша задача – достигнуть духовного возрастания.

Перевое, что нас радует и веселит душу - мы завтра будем праздновать Торжество Православия, будем радоваться этому празднику – нашей православной вере. Все люди, которые исповедуют православную веру, на правильном пути - пути спасения, ведущего в Царство Божие. Многие тысячи, миллионы людей, которые шли по пути Православия, достигли Царства Божия и сегодня, сейчас они радуются в Церкви Христовой, в Церкви торжествующего Царства Христова. Молитвами мы обращаемся в эти дни к нашим отцам, матерям, нашим предкам, которые прошли этот путь, по которому мы сейчас идём, чтобы они за нас молились, вспоминая то, что они тоже стояли в  храме когда-то воздыханиями духовными к престолу небесному. А сейчас находятся у этого престола Божия и радуются со Христом и ангелами и со всеми святыми Царства Божия. Это нас должно воодушевить, чтобы мы безленностно, с любовью и с полной отдачей сил трудились, потому что этот путь не ложный, он истинный, правильный, ведущий в Царство Христово.

Праздник Торжества Православия был установлен еше в 1Х веке, когда была полностью побеждена ересь иконоборчества. Начиная с VIII века, в течение почти 2 веков было гонение на тех людей, которые почитали святые иконы. Очень тяжелая борьба была на высоком государственном уровне. Императоры издавали указы для уничтожения всех икон в храмах и домах. Икона Божией Матери «Иверская», которая  была в доме у одной благочестивой женщины пострадала. Женщина не хотела отдавать ее, и воины пронзили эту икону своим копьем. И из этого места потекла кровь, что очень сильно поразило этих иконоборцев. Икона осталась целой до настоящего времени (она находится сейчас на Афоне в Иверском монастыре). Недавно мы имели возможность приложиться и помолиться этой святыне - этой благодатной иконе, зная, что икона благословлена Богом, Христом Спасителем, Божией Матерью.

Первым, кто написал икону, стал Апостол и Евангелист Лука. Он был иконописцем, врачом, талантливым человеком. Он написал несколько икон Божией Матери. Показывая икону Божией Матери, Пресвятая Богородица как бы говорила: «Благодать Моя и Сына Моего да прибудет с этой иконой». И поэтому, действительно, над иконой присутствует благодать Божия, через которую Господь даёт нам свою силу, свою мощь, благодать, исцеляя наши душевные и телесные недуги.

Но мы должны правильно относиться к иконе, чтобы нас не обличили, не обвинили в идолопоклонстве. Мы объясняем всем людям, что мы кланяемся и почитаем изображение на иконе, тем самым, почитая тот первообраз, который находится в Царстве Божием. Этот образ напоминает нам о первом образе, который живёт, существует в мире благодати Божией, и мы обращаемся, возвышаем свои мысли к этому первообразу и просим, молим, чтобы он, через эту икону свою, через этот образ, послал свою милость, свое благословение на помощь нам.

Мы знаем огромное количество икон, через которые Господь помогает нам, утешает нас, исцеляет нас.

Мы знаем, что через икону вещает голос Божией Матери. Недавно я вам рассказывал, что есть икона Божией матери на Афоне, через которую Она вещала одной женщине, царице, которая приехала на Афон, чтобы принести свои дары. Пресвятая Богородица через икону сказала, что «женщине на Афоне не должно быть, возвращайся назад». И эта женщина возвратилась и не стала даже заходить дальше.

Мы знаем еще икону Божией Матери «Скоропослушница». Я вам тоже говорил про нее. Проходя мимо иконы не благоговейно, монах своей лучиной коптил образ Божией Матери. Она сказала ему: «Что ты коптишь Мою святую икону?» Он не обратил внимания на этот голос Божией Матери, но1.JPG потом Она поразила его расслаблением и слепотой. Он понял, что сильно согрешил пред Божией Матерью и вспомнил Её голос, вещающий через икону, покаялся, и Божия Матерь скоро дала ему исцеление. Поэтому и называется эта икона «Скоропослушница». 

Через иконы мы имеем огромную помощь. Поэтому не должны отрекаться от этих святыней. Почитая образ, воздавая образу почтение, тем самым почитаем первообраз, который пребывает в Царстве Христовом и через молитвы у Престола Божия дарует нам свою милость, своё благословение и помощь Божию. Когда мы так будем правильно объяснять смысл икон, тогда нас никто не будет обвинять в идолопоклонстве. Поэтому я хотел бы еще раз поздравить вас с Торжеством Православия. И еще кое-что хотел сказать, с торжеством почитания иконы было оформлено в древней нашей церкви весь канон богословских знаний о Боге, о Божией Матери, о Церкви, о церковной жизни. Не только иконопочитание, но и другие ценности, которые у нас есть, были оформлены Вселенскими соборами, которые созывались с IV по VIII века. Вот за это время было очень много трудностей, испытаний, еретической борьбы. Вселенские соборы собирались, чтобы выявить истину, за Православие, за веру Христову.

Мы  являемся последователями наших отцов. Взять эстафету наших отцов и пронести через всю свою жизнь истину о вере православной. Передать, как нам передали, чтобы наша вера не оскудевала, истина не останавливалась, а приумножалась. Вот наша задача и смысл праздника Торжества Православия. Мы благодарим наших предков, что они сохранили эту веру. Пройдя через грани испытаний, через трудности. Вспоминая, например, ХХ век, трудно было сохранять веру Христову, но они сохранили ее. Сейчас мы должны знать ее, осваивать, приумножать и передать другим. Такова цель нашей духовной жизни, чтобы мы не замыкались в себе.

Многие говорят: «я имею веру в Бога в своем сердце». Это хорошо, но этого мало. Она должна проявляться наружу. «Покажите веру вашу», - говорит Господь – «от дел ваших». Мы должны своими христианскими делами показывать свою веру. Поскольку у нас есть много литературы, мы должны читать и знать свою веру. А когда нас спросят могли бы чётко сказать, объяснить, доказать, а в некоторых случаях, показать своим примером христианской жизни.

 

Ведущий, иерей Алексий Назаров: Спасибо большое, дорогой владыка, за такой содержательный рассказ: во-первых, о таком благоговении христиан во время чтения Канона на первой седмице, которое действительно умилительно, и когда мы слушали Ваш голос, сердце каждого православного христианина было созвучно с тем, что мы переживали. Наверное, все из нас чувствовали такое благоговение в храме: когда читали Канон, была такая тишина, наши сердца наполнялись замечательными образами, данными Андреем Критским, величайшим из тех, кто учит нас покаянию. Спасибо большое, дорогой владыка, также за то, что Вы сейчас в преддверии Торжества Православия рассказали историю этого праздника и о значении иконопочитания в нашей церкви, и, самое главное, владыка, удивительный момент, который вы сообщили, о том, что через Торжество Православия, через иконопочитание утверждаются все догматы Православной Церкви.

Если благословите, я буду задавать вопросы, которые наши прихожане опустили в ящичек. Можно также задавать свои вопросы с места. Итак, первый вопрос, самый наивный, но может для кого-нибудь важный: «Скажите, когда в этом году Пасха? Спасибо, Коля».

 

Митрополит Викентий: 15 апреля.

 

Ведущий: Если по формальным объстоятельствам не можем расписатся в ЗАГСе, но хотим венчаться, можно ли это?

 

Митрополит Викентий: Конечно, лучше было бы если и гражданский брак заключен, а потом уже церковный брак. Так было всегда в жизни христианина при любом государственном строе. В России в дореволюционные годы заключение  церковного и гражданского брака - все было в одном. Церковь имела право заключать как гражданский так и церковный браки. Есть  некоторые проблемы, которые испытывают люди. Не совсем возможно это сделать в ближайшее время в силу некоторых обстоятельств, но со временем это, может быть, совершится, что будет заключаться и этот брак. Иногда идем на встречу с такой надеждой, что нас не подведут. Бывает даём благословение на брак церковный без гражданского, потом проходит некоторое время, что-то на супругов нападёт, разойдутся, а потом мы находимся в неприятном состоянии перед государством. Чтобы этого не было, говорим, что надо людям, которые вступают в брак приходить на наши собеседования, чтобы мы рассказали о смысле Таиства Венчания. Какие подвиги, труды должны нести брачующие, какой смысл их подвига, что они должны делать, как должны относиться, обязанности мужчины к женщине и обязанности жены к мужу. Зная свои обязанности и стараясь выполнять их, то этот союз бывает вечным, и он должен быть вечным. По церковному, Евангельскому учению брак даётся один раз на всю жизнь, нет второго брака. Вот посмотрите, что говорится в Евангелие, что жена, если оставит своего мужа и вступит в брак с другим, то она прелюбодействует. И муж, если вступит в брак с другой, значит, тоже прелюбодействует.

 

Вопрос из зала. Прихожанка: Это наш вопрос. У нас получается, что меня не причащают, потому что уже 6 лет проживаю как бы в прелюбодеянии, а заключить формальный брак не можем в силу объстоятельств с получением гражданства. У нас с мужем разные гражданства. Уже три года, как затянулось это дело в посольстве. Получается, что причащаться ни я, ни мой муж не можем.

 

Митрополит Викентий: Сейчас время поста. Постарайтесь воздержаться от близких отношений. Уделите время молитве, поститесь в течение всего этого времени, а когда настанет время венчаться, подойдите ко мне или за это время подойдите к батюшке, который ведёт огласительные беседы, чтобы послушать и узнать основы православной веры, православного брака и, получив наставления, с Божией помощью, уже после Пасхи, мы решим Ваш вопрос о Вашем браке.

 

Ведущий: Спасибо, дорогой владыка, за проникновенный ответ, за понимание. Вы услышали свой ответ на свой вопрос? (обращение к прихожанке). И ещё, владыка, с Вашего благословения, если позволите, я добавлю, что когда люди будут записываться на браковенчание, будут курсы до брачных отношений, именно до брачных! Существует такая форма. Огласительные беседы проходят каждое воскресение, это как бы такой вот настрой на Таиство. После Пасхи подойдите к Владыке на приём и на личном уровне Вы уже сможете решить свой вопрос. И вот следуюший вопрос от Федора Черпакова: «Как относиться к смене паспорта, если там присутствуют 666? Спасибо за ответ».

 

Митрополит Викентий: Вопрос очень серьёзный. Многих нас касается и будет касаться. Время тяжелое, все зависит от нас с вами. В Священном Писании говорится, придут такие времена, когда мы будем иметь метки на руке, на лбу. Господь указал, что это будет. Рассказал нам эту причину почему? Причина в том: охладеет любовь, ослабеет вера из-за беззакония, т.е. причина – грусть. Сейчас есть симптомы этого антихристианского времени - показатель нравственного уровня. Если мы болеем душой, то нам нужно с вами взяться за исправление своей жизни, и тогда вопросы о 666 исчезнут. Необходимо взяться серьёзно за свою духовную, христианскую, православную жизнь и потихоньку отметать всё то, что нехристианское. История предпришествия антихриста была несколько раз, и люди уже готовились, даже при Апостолах. Но люди каялись, исправлялись, менялись и Господь продлевал жизнь на Земле. Мы только беспокоимся о 666, а о духовной жизни не заботимся. Самый важный путь – это то, что бы мы отметали всё безнравственное, греховное, тем самым очищая свою душу. Это я говорил и говорю более 20 лет. К сожалению, мои слова мало что дают. Я сегодня служил в Свято-Ермогеновском храме и там говорил: надо взять большую лопату и очистить свою душу. Мы принимаем 666 и находимся в руках бесовских. Мы не понимаем, что мы делаем дела не Божии, но уже находимся в руках диавола. Мы не с Богом или с диаволом. У нас нет середины. Надо определить одно из двух: либо с Богом, либо с диаволом. Выполняя волю диавольскую, считаем себя с Богом. Мы себя обманываем. Сейчас пост Великий. Есть возможность посмотреть на себя и очистить себя, чтобы соответствовать нашему христианскому призванию.

 

Ведущий: Спасибо, дорогой владыка! Можно понять так: не страшны 666 в типичном их понимании, а страшен грех, страшно для человека отпасть от Бога.

 

Вопрос из зала: «Скажите, владыка, как можно приобщить детей к посту? Это не только воздержание от пищи, но и возможность делать дела милосердные, духовно очиститься. Как это сделать в наши дни?»

 

Митрополит Викентий: Все зависит от родителей, которые своим примером показывают, а дети им следуют. В семье  создается духовная атмосфера.Дети, какие бы они не были, они дети. Они связаны узами родительскими. Если они не научены с раннего детства, то им трудно переносить пост, молитвы, ходить в храм. Еще в утробе матери, с молоком матери впитываются ценности христианской жизни легко. Дети больше способны воздерживаться от пищи, чем взрослые, только их надо настроить. Родителям даже приходиться приостанавливать рвение к подвигам поста. Посмотрим на житие преп. Сергия Радонежского: в младенческом возрасте он отказывался от грудного молока в среду и пятницу. В отрочестве так постился, что только грешники так воздерживаются. В Евангелии написано: «один день прожил в этой жизни - совершил грех». Такое сознание он имел в своей греховности. Я не знаю, какая у Вас ситуация, но если ребенок не настроен на церковную жизнь с детства, то к подвигам поста надо начинать с себя. Пост – очищение от наслоений, которые не соответствуют христианскому призванию. Тогда дети будут видеть и стремиться к идеалу, жить домашней церковью в любви и уважении, очищая свою душу от греховных привычек и привязанностей.

 

Ведущий: Спасибо, дорогой владыка. Так получилось, что этот вопрос является продолжением предыдущего. «Совсем недавно устроилась на работу. Трудно зарабатывать на хлеб. Воспитываю двоих дочерей. Как часто нужно ходить в храм, чтобы не отпасть от Церкви?»

 

Митрополит Викентий: Современные мамы и папы проявляют не совсем полноценную любовь. Они работают в 2-3 местах, чтобы дети имели все. А потом эти дети, не воспитанные в страхе Божием, «подставляют пилюлю». Давая материальные блага, тем самым, мы портим своих детей. 3.JPGКрасавцы внешне, а внутренне гнилые. В каноне Андрея Критского мы молились за красоту внутреннего мира  Так, покупая «бесовскую» одежду дети делают первые шаги к блуду. Бывают насилия, когда какой-то негодяй со слабой волей лишает чести девушки. А виноваты родители в неправильном воспитании. Главное – нужно быть человеком. Можно быть сторожем, но Божиим, министром, но в руках дьявола. Не нужны твои регалии, а чтобы душа была у Бога - так думают настоящие родители, думают о счастье.

Сейчас пришла мать ко мне и плачет. Скончался сын неправильной смертью, он там мучается. А почему раньше не воспитывали? Родители покупают детям квартиры, чтобы они жили вместе до брака, чтобы присмотртеться к партнеру. Что смотреть? Грех смотреть? Так появляются брошенные дети, больные, потому что рождаются в грехе. Вот эта та шелуха, которая мешает нам жить. Сколько у нас отклонений от истины, и если их отстранить, то у нас жизнь наладится. Многие говорят: «жить трудно, нет работы». Если бы мы жили по-христиански, Господь так устроил бы все правильно, что жизнь была бы благополучной. С чего начать? С послушания воле Божией, с желания не отпасть от Бога. По канонам Вселенских соборов христиане, которые не были 2 воскресения на Богослужениях отлучаются от Церкви, лишаются благодати Божией. Человеку без Бога приходиться напрягать силы, а с молитвой Господь устраивает все легко.

Вот когда я служил в Екатеринбурге, каждую весну люди отправляются на свои земельные участки работать, а церковь оставляют – трудятся в поте лица, тем самым, ослабляют свои души. А люди, которые ходят в храм, помолившись, работают с помощью Божией, нисколько не ущемляя своих припасов. Господь помогает, радостно быть глубоко верующим человеком. В данном случае надо воспитывать детей, работать, но не в ущерб церковной  жизни.

 

Ведущий: Спасибо, владыка, за объемный ответ с выводами. Как в русском народе говорится: «Без Бога - не до порога», а в воспитании детей тем более.

 

Вопрос из зала: В толковании деяний аппостолов 1 том гл. 1 стр.18-20 описывается предательство Иуды. Якобы он жил, ходил по улице, опухший, а в стр.20 – он умер и на том месте стоит такой смрад, что люди закрывают носы, проходя это место. Почему такая разница в написании?

 

Митрополит Викентий: В Священном Писании, в Деяних говорится: Иуда удавился, земля та названа Акелдама, то есть «земля крови». И проклятие лежит на той земле. Иуда дошел до этого преступления, удавился,его члены расчленились на куски. Но есть предание, что он сильно заболел, и эта болезнь довела до отчаяния – он совершил такой страшный грех.

 

Ведущий:: Спасибо, дорогой владыка! Слушая ответы, возникло желание еще раз обратиться. Не мешало бы произвести видеосъемку, довести вопросы и ответы до слушателей, которые не присутствовали в зале. Довести до людей, что за праздник Торжество Православия, как воспитывать детей. Одна мать задала вопрос, 10 услышали ответ. Можно отправлять свои вопросы и пожелания письменно. Владыка открыт. Митрополит спокойно общается с народом. По 2-3 храма владыка объезжал, читая Канон Андрея Критского. До приезда к нам (обращение в зал) он общался с народом из Сырдарьи, Чиназа, Чирчика и др. Все делается по благодати Божией.

 

Митрополит Викентий: Благодарю за встречу! В Москве, на празднике Торжества Православия учавствуют все регионы: от Востока до Запада. Я тоже там буду. И в Москве мы от всей Православной церкви сможем прославить Бога. Спаси Господи!