Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С чувством особой радости и духовного ликования сердечно поздравляю вас с величайшим днём – праздником праздников и торжеством из торжеств – Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Пасха – это праздник победы добра над злом, жизни над смертью, потому что Господь наш Иисус Христос Своим Воскресением даровал нам жизнь вечную.

Святое Евангелие – это книга жизни, жизни земной, временной, указывающей каждому человеку, приходящему в мир, путь в жизнь блаженную, вечную и небесную, которую даровал нам Своим Воскресением Господь и Бог наш Иисус Христос.

Желаю всем нам мира и благополучия, добра и милосердия Божия к нам, чтобы семена наших добродетелей произросли на благодатной среднеазиатской земле и принесли достойные плоды дружбы, взаимопонимания и великодушия, показывая всему остальному миру пример добра, мирного сосуществования и жертвенной любви ко всем людям.

Воскресший Господь наш Иисус Христос покрыл нас Своей любовью и милосердием, тем самым показав, что зло можно и нужно победить в ответ не злом, а добром. Поэтому Пасха Христова – это праздник мира, который приносит нам великую и неизреченную радость и счастье.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

Пасха Христова 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Митрополит Викентий посетил храм в Термезе
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

Житие святого апостола Андрея Первозванного

Житие святого апостола Андрея Первозванного

День памяти 13 декабря

 

Святой апостол Андрей родился в Вифсаиде и был сыном Ионы и братом святого апостола Петра. Он, как и его брат Петр, занимался ловлей рыбы. В Евангелии от Иоанна говорится, что сначала апостол Андрей был учеником святого Иоанна Крестителя. Возможно, он даже присутствовал при крещении Господа. По призыву Предтечи он пошел за Иисусом. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу (Ин.1:35-42).

На основании сведений, содержащихся в этом отрывке, апостола Андрея называют Первозванным. В Евангелии от Матфея, Марка и Луки также рассказывается о встрече Господа с Андреем и Симоном Петром на берегу Галилейского моря.

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. (...) И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф.4:18-19,22).

В Евангелии от Иоанна имя апостола Андрея еще раз упоминается в рассказе о чудесном насыщении пятью хлебами и двумя рыбками пяти тысяч человек, пришедших послушать проповедь Христа. Андрей сказал Господу о мальчике, у которого были эти хлебы и рыбки. В Евангелии зачастую Петр с его непосредственностью и прямотой затеняет присутствие Андрея, но вдумчивый читатель видит, что Андрей был одним из ближайших учеников Господа; он до последнего дня своей жизни нес людям благовестие Христово и принял мученическую смерть за свидетельство о вере.

После сошествия Святого Духа в Пятидесятницу, апостолы, помня слова Христа, заповедавшего им нести свидетельство о Нем "до края Земли", бросили жребий, который показал, кому куда идти. Андрею выпало проповедовать Евангелие в городе Византия и во Фракии (территория, занимающая сейчас северо-восточную часть Греции, юг Болгарии и северо-западную часть Турции). Апостол Андрей обратил ко Христу множество людей в разных странах. В Византии он поставил епископом святого Стахия. В дальнейшем апостол Андрей проповедовал в дунайских землях, в странах Причерноморья (нынешняя Украина и юго-восток России). Существует предание, согласно которому он зашел далеко на север, до земель древнего Новгорода. На берегах Днепра он остановился отдохнуть у подножия зеленых холмов нынешнего Киева и сказал ученикам: "Благодать Божия воссияет на этих холмах; здесь будет великий город; Господь воздвигнет здесь множество церквей, и вся Русь буде просвещена Святым Крещением".

Известно также, что апостол Андрей принес Благую Весть в Эпир, что на западе Греции, и на Пелопоннес, где он проповедовал, совершал множество чудес и исцелений и принял смерть за Христа в городе Патры.

Апостол пришел в Патры, и вскоре его исполненная благодатной силы проповедь дала обильный плод: большая часть горожан обратилась ко Христу. По его молитвам недужные и одержимые исцелялись именем Господа Иисуса Христа. В его присутствии люди, имевшие скорби и несчастья, успокаивались и утешались, а христиане укреплялись в вере. У берега моря недалеко от Патр была колония больных проказой, и когда прокаженные услышали проповедь апостола Андрея, они уверовали и получили исцеление. Один из них, человек по имени Иов, последовал за святым и повсюду громко возвещал, сколь велик Бог христиан.

В Патрах жил римский проконсул по имени Эгеат, жена которого, Максимилла, страдала тяжкой болезнью глаз и была уже при смерти. Проконсул не надеялся, что она может поправиться. Кто-то из домашних проконсула, знавший апостола Андрея, умолял его придти и возложить на нее руки. Святой апостол Андрей пришел, помолился о ней, и она тотчас исцелилась. Эгеат, увидев это, принес и положил к ногам Апостола огромную сумму денег, но апостол Андрей ответил: "Наш Господь и Учитель сказал: "Даром получили, даром давайте", (Мф.10:8) и, отказавшись от денег, преподал проконсулу основы веры.

Читать полностью

Бывшие идолопоклонники – жители Патр – разбивали статуи богов, которым поклонялись в храмах города, и собирали средства для Апостола и его последователей. Св. Андрей по-прежнему отказывался от всех даров, прося раздать их бедным. Богатые жители Патр пожертвовали много денег на церковь.

Вскоре после исцеления Максимиллы проконсул отправился в Рим для встречи с императором Нероном и решил на это время оставить в Патрах вместо себя своего брата Стратокла, известного афинского математика. Стратокл выехал из Афин в Патры, но в пути один из его слуг, которого Стратокл любил, как брата, подвергся нападению бесов – у него без всякой естественной причины начались припадки и приступы дрожи. Слугу показывали врачам, но те ничем не могли помочь, и Стратокл очень горевал. Когда они прибыли в Патры, Максимилла рассказала ему о своем исцелении. Она посоветовала обратиться к Апостолу и просить его молитв. Стратокл призвал апостола Андрея, и Апостол исцелил слугу, после чего и Максимилла, и Стратокл, отрекшись от язычества, приняли крещение. Проконсул возвратился из Рима, но чудеса исцеления в его собственной семье не подвигли его отвергнуться языческих богов, поскольку его должность не позволяла ему отказаться от идолопоклонства. После долгих попыток обратить его, Максимила заявила, что если он предпочитает оставаться язычником, она не может больше жить с ним как жена.

Эгеат, разгневавшись, приказал бросить апостола Андрея в дворцовую темницу. В ту же ночь Стратокл и Максимилла пришли к нему, и он долго говорил с ними, а потом возложил на Стратокла руки и поставил его епископом Патр. Тем временем у стен собралось множество народа с намерением взять темницу штурмом, убить проконсула и освободить Апостола. Когда об этом плане рассказали апостолу Андрею, он запретил использовать силу, напомнив новообращенным горожанам, что христианину не следует страшиться земных страданий и смерти, но подражать кротости Самого Господа.

На следующий день Эгеат велел привести к себе Апостола и сказал, что если он откажется принести жертву римским богам, то будет распят. Апостол Андрей ответил твердым отказом, попросив лишь не распинать его так же, как Господа. Тогда проконсул велел распять его головой вниз на кресте в форме буквы Х и не прибить ему руки гвоздями к кресту, а привязать, чтобы продлить его мучения.

Когда святого Андрея привели ко кресту, он возгласил: "Радуйся, Крест, освященный Христовою плотию... пока не был распят на тебе Господь, страшен ты был для людей, теперь же тебя любят и с веселием принимают, ибо верующие знают, какое ты заключаешь в себе веселие, и какое уготовано за тебя воздаяние... Возьми меня из среды людей и отдай меня моему Учителю, чтобы через тебя принял меня Тот, который искупил меня тобою".

Апостола Андрея привязали ко кресту, а вокруг собралась двадцатитысячная толпа народа. Там был и епископ Стратокл, брат проконсула. Он кричал вместе с толпой: "Сей праведник страждет несправедливо". С этими криками люди направились к дворцу проконсула, и тот, страшась народного гнева, согласился пойти вместе с ними и снять Апостола с креста.

Но апостол Андрей, увидев приближающегося проконсула, воззвал к нему: "Зачем ты пришел, Эгеат? Если ты хочешь стать христианином, небесные врата откроются тебе, как я обещал тебе и раньше. Если же ты пришел лишь снять меня со креста, я не желаю сойти с него живым. Я уже вижу Царя моего и Бога, уже поклоняюсь Ему, уже стою перед Ним. Моя душа болит лишь за тебя, ведь я знаю, что тебя ждет вечная погибель. Позаботься о себе, пока еще есть время, не откладывай покаяние до того дня, когда уже не в твоих силах будет покаяться".

Тем не менее, Эгеат, опасаясь гнева толпы, скомандовал своим солдатам снять Апостола с креста. Однако, как только они прикоснулись ко кресту, руки у них онемели и повисли, словно плети. Святой воззвал опять: "Господи Иисусе Христе, не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за Имя Твое, но прими меня, Учитель мой, Ты, Которого я возлюбил, Которого я познал, Которого исповедал". через Которого я стал тем, что есмь". Прими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой"."

Когда он произнес это, его осиял небесный свет, видимый всеми. Свет был таким ярким, что людям пришлось прикрывать глаза руками. Примерно через полчаса этот свет погас, и святой Апостол предал дух Господу. Максимилла и Стратокл сняли его тело с креста. Максимилла помазала тело дорогим составом и положила в гроб, который мог стать местом ее упокоения, если бы святой апостол Андрей не избавил ее от смерти своими молитвами. Апостол Андрей принял мученическую кончину в 67 году от Рождества Христова.

Эгеат, негодуя на жителей Патр за их постоянство и преданность Христианскому учению, замыслил месть. Он решил обвинить свою жену Максимиллу перед императором. Но не успел осуществить этот предательский план – в него вселился демон, и он умер в припадке ярости на одной из центральных улиц города. Стратокл, узнав о его смерти, велел раздать все его деньги и имущество бедным. Максимилла также раздала большую часть своего богатства. И Максимилла, и Стратокл в свой срок мирно отошли ко Господу.

Святой Иероним пишет, что мощи апостола Андрея (как и мощи апостола Луки, похороненного в Фивах) в 356 году были перенесены из Патр в Константинополь по повелению Императора Констанция, сына Константина Великого. Мощи сопровождал бывший главнокомандующий армии Императора Константина, святой великомученик Артемий. Они были положены в константинопольском храме Святых Апостолов. Впоследствии десница святого апостола Андрея была увезена в Москву. В 1208 году крестоносцы забрали мощи из Константинополя в Италию, где они потом долго покоились в церкви апостола Андрея. В пятнадцатом веке его глава была перенесена в Рим, а глава апостола Петра — в Ватикан. В 1964 году папа Павел VI в качестве жеста доброй воли вернул главу святого апостола Андрея православным христианам Греции.

По некоторым сведениям, обычай ставить на письмах знак Х, символизирующий святое лобзание, пошел от учеников святого апостола Андрея. После его мученической кончины они писали такой знак на своих письмах и документах, целуя крест в воспоминание о его жертве.

 

Тропарь, глас 4:

Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

 

Кондак, глас 2:

Мужества тезоименитаго богоглагольника, и церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго.


Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии



назад к списку новостей