Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В день Пятидесятницы, то есть в пятидесятый день после Пасхи, и десятый день после Вознесения, Господь послал Духа Святого в виде огненных языков, который сошёл на апостолов и на всех людей, которые были в Иерусалиме. Они услышали бурное дыхание сошествия Святого Духа на всех людей, ибо проповедь апостола Петра коснулась каждого человека. Они крестились и стали христианами, исповедуя свою веру не боясь никого, исповедовали открыто, несмотря на то, что это исповедание может иметь свою опасность, преследование, гонение и даже мученическую смерть, лишь бы только сподобиться вечной радости со Христом в обителях небесных.
Из проповеди на Пятидесятницу в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 08 июня 2025 г.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Интервью со свидетелем схождения Благодатного Огня
Одним из главных пасхальных «символов» православного мира является ежегодное схождение Благодатного Огня в Великую Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
В 2008 году в составе делегации Фонда Святого славного всехвального Андрея Первозванного в Иерусалим поехал предприниматель из Кыргызстана Александр Геннадьевич Помыткин. Сразу после этой поездки, когда Александр Геннадьевич привез Благодатный Огонь в Ташкент, он дал интервью, которое долгое время дожидалось своего часа. Сегодня на нашем сайте мы публикуем первую часть этой более чем интересной беседы, где звучит живое свидетельство о действительном чуде, укрепляющем веру сомневающихся.
- Александр Геннадьевич, первый вопрос напрашивается сам собой. Далеко не каждому при большом желании и достаточных средствах удается попасть в храм Гроба Господня в канун Пасхи. Как это удалось Вам?
- В этом событии главную роль сыграл Божий Промысл и благословение владыки Владимира (митрополита Ташкентского и Среднеазиатского, ныне митрополита Омского и Тарского – прим. редакции). Предыстория длинная. Подобные поездки проходят каждый год, и владыка Владимир предложил мне тоже съездить в Иерусалим. Причем поездка для меня должна была быть абсолютно бесплатной. Я сослался на занятость, а получилось так, что в это время никаких дел толком не решил. В этом же году я буквально кинулся к владыке с поклоном. Я ему сказал, что сам за все заплачу, лишь бы владыка позволил съездить ко Гробу Господню в следующий раз. Владыка пожурил меня по-отечески и благословил в поездку.
Мне посчастливилось поехать с группой организаторов из фонда св. Андрея Первозванного (ФАП), руководителем которого является С.Е. Щеблыгин. Глава Российских железных дорог В.И. Якунин является председателем попечительского совета Фонда, а владыка Владимир – заместитель председателя.
- Можете поделиться первыми впечатлениями о Святой Земле?
- Приехал в Израиль. И на меня сразу нашла заунывная мысль: «Ну, почему мне так не везет? Приехали, а тут ветер, пыль…». В автобусе монахиня, которая была гидом в нашей поездке, обратилась к нам, как бы отвечая на мое мысленное недовольство: «Посмотрите, что вокруг нас творится! Этот ветер называется Хамсин – и именно здесь он поднимается каждый год в Страстную Пятницу. В это время он начинается и прекращается сразу после схождения Благодатного Огня». Все израильтяне это видят и знают, и я не могу найти для себя ответ, почему это чудо людей не убеждает!?
Первое впечатление: Израиль – это земля, буквально переполненная святыми местами! Едешь – повсюду исторические места, которые узнаешь по Библии.
Итак, мы приезжаем в Иерусалим. Поездка начинается с Масленичной горы (в Писании она называется в греческом варианте Елеонской). Гора находится на арабских территориях. Мы поднимаемся на эту гору, нам показывают место, где Христос сказал Свою первую проповедь и где Он вознесся. Здесь остался след Спасителя. И, самое интересное, что на этом месте стоит мечеть, где все очень благоустроено и где к христианским паломникам относятся весьма благосклонно. Становится очень тепло на душе, когда видишь, с какой заботой мусульмане относятся к христианским святыням.
Далее мы проезжаем мимо ворот, называемых Золотыми, которые сейчас заложены и которые откроются по преданию тогда, когда вновь придет Иисус Христос.
Затем мы проходим буквально 100 метров и доходим до храма св. Марии Магдалины. Там находятся мощи великомучениц - великой княгини Елисаветы Федоровны (Романовой) и инокини Варвары. Напротив храма – католический монастырь, где находится место целования Иуды.
Все оказывается настолько рядом: усыпальница Божией Матери, а через 50 метров – Гефсиманский сад с остатками древних оливковых деревьев, которые до сих пор цветут и приносят плоды! Последние 8 деревьев обнесены забором, а иначе паломники все деревья мгновенно растаскали бы на святыни. И у меня тоже был порыв взять оттуда что-то с собой, поэтому я понимаю эту заботу о сохранности древних реликвий. Дальше храм католический с камнем моления о Чаше. Недалеко поле, которое купили за возвращенные Иудой 30 серебряников. Все рядом – и далеко не нужно ходить. Потрясает то, что находишься в местах, связанных с жизнью Спасителя.
В этой поездке мы остановились в гостинице. Каждому члену делегации дали по отдельной комнате. В нашей делегации были вице-премьер Российской Федерации Александр Жуков, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, вице-спикер российского парламента, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Михаил Леонтьев. В общем, это была серьезная представительская делегация.
Утром мы приехали в Русскую Духовную миссию. Встречает нас руководитель миссии, и нисколько не считаясь с должностями и именами, без особого вступления сразу обращается к нам: «Думаете, вы по своему желанию пришли сюда? Господь привел! Очень мало кому удается в этот день попасть сюда». Естественно, что это проникновенное обращение еще раз заставило многих из нас обратиться с благодарностью ко Всевышнему.
- Поездка ограничилась только посещением Иерусалима и близлежащих мест?
- Нет, мы побывали также в Горней стране, где Божия Матерь гостила у своей тетки Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. Как это ни удивительно, но до сих пор сохранился дом, где жили родители св. Иоанна Крестителя.
Вот мы проходим в храм Казанской иконы Божией Матери, где стоит камень, на котором Иоанн Предтеча произнес свою первую проповедь. Я грешным делом хотел взять хоть крошку с этого камня, но он за долгое время был настолько отполирован, такими же любопытными, как я, что там невозможно было за что-либо ухватиться. Потом архимандрит этой обители пригласил нас к исповеди и причастию. Существует поверье, что в тот год, когда Благодатный Огонь не сойдет, храм разрушится и никого в живых не останется. Поэтому приобщение к Телу и Крови Христовым является своего рода предосторожностью перед возможной смертью.
- А как было все организовано в плане безопасности?
- Еще раз хочу отметить высочайший уровень организации поездки. Израильская полиция постоянно расчищала для нашей делегации дорогу. А мы шли по Крестному пути Спасителя. Эта дорога более известна как Виа Долороса. В храм Гроба Господня мы попали в 9 часов утра. У каждого из нас был опознавательный шарф в виде российского триколора, а также бейджи с изображением Андреевского флага. Многие люди пытались просочиться в нашу делегацию. Но в храме есть место, где пройти может только один человек, и поэтому «зайцев» очень жестко останавливали. И я понимаю израильскую полицию. По всей видимости, только так и можно держать все в порядке.
В тот год православная Пасха совпала с католической. Католикам разрешили отслужить по своему чину до 8 часов утра. Мы подошли к храму около 8.30. К 11 часам утра пришли израильские полицейские, которых, как нам показалось, было не меньше, чем прихожан храма. Полицейские запечатали Кувуклию восковой печатью-кустодиею.
Сам праздник начался с православных арабов. Вот они такой «шорох» навели, что перед ними бледнеют фанаты команд «Спартак» и «Динамо»! Это были крики и танцы на плечах друг у друга. Нам пояснили, что они выкрикивают: «Наша вера правая, наша вера православная!».
Затем из самого большого греческого предела вышел Иерусалимский Патриарх. Ему передали в руки большие пучки свечей, на которые израильские полицейские налили предварительно воду. Началось томительное ожидание. В этот момент мы увидели блики. Кто-то их видел, а кто-то - нет. Вспоминаются слова Фазиля Искандера, который сравнивает веру с музыкальным слухом, который у одних есть, а у других отсутствует. Кому-то было доступно видение световых всполохов, кому-то – нет. Монахини рассказывали, что в этом отношении год на год не приходится. Бывают года, когда храм переполнен вспышками. Были года, когда видимым образом на молящихся сходит облако.
Облака бывают в особо жаркие года. Когда сходит облако, в храме, где нет кондиционеров, на молящихся спускается роса, тем самым становится прохладнее. Облако собирается под потолком, потом сходит к Кувуклии. Облака я не видел – этот год был не столь жарким, но блики видел ясно.
- Александр Геннадьевич, многие комментаторы отождествляют эти блики со вспышками от фотоаппаратов. Говорят, что происхождение всполохов более чем прозаично…
- То, что я видел, не слишком напоминало фотовспышки.
Теперь расскажу о самом главном. Прямо перед схождением Огня я вдруг увидел в верхней части пространства храма что-то типа шаровой молнии сантиметров в 10 диаметром. Этот шар долетел до колонны, ударился и рассыпался на маленькие огоньки, которые почему-то полетели в греческий алтарь. Алтарь был буквально наполнен лампадами. Царские врата были открыты, и мне и всем рядом со мной стоящим, все было видно. И вот эти лампады на моих глазах стали зажигаться. Огонек лампады обычно бывает очень маленьким, а здесь лампады вспыхивали пламенем сантиметров в 50-70, как газовая горелка. Отмечу, что это был не обычный огонь, такого я не видел. В нем были невероятные оттенки: и золотой, и серебряный, и голубизной это пламя отдавало. Такого светлого огня не бывает! Понимаете, я рассказываю просто как зритель. Там было видно, как штук 10 лампад, одна за другой, последовательно загорались. Я был настолько заворожен уведенным, что перестал контролировать ситуацию вокруг. Потом я поднял голову, и лампады высоко под сводом тоже стали загораться, также последовательно, одна за другой.
Мы же стояли у греческого придела, потому что там для нашей делегации было выделено место, огороженное заборчиком. Израильская полиция очень жестко охраняла нас от столпотворения. А там, надо сказать, бывают большие беспорядки, которые обычно начинают арабы. Потом, как правило, вступают армяне – это как своеобразная традиция. И чтобы не было серьезных последствий, полиция постоянно находится наготове. В обычной жизни это может вызвать у нас негодование. Но там проникаешься ощущением, вернее сказать, состоянием, что это так и должно быть. Нет возмущения, но есть понимание, что все делается в переизбытке радости и от напряженного ожидания, связанного с главным праздником во Вселенной!
И вот, когда сошел Огонь, люди стали подносить его к своим лицам, женщины проводили мощным пламенем по волосам. Помню, стоит женщина с огромной прической. Казалось, что для волос огонь? Вспыхнуть должны мгновенно! А тут – ничего подобного! Я видел это, ощутил это, но в чувствах не доверял увиденному. Жизненный опыт кричал во мне, что такого быть не может! И я тоже начал пробовать. Сначала быстро руку поднес, убрал, чувствую - не жжет. Потом осмелел, держу руку. Смотрю, огонь обходит вокруг пальца. Потом осмелел еще больше и поднес огонь к глазам - и открыл глаза буквально в этом огне! Было ощущение легкого нежного ветерка, теплого ветерка. И все вокруг меня делали это и видели это.
- Вы говорите очень взволнованно… Что Вы чувствовали еще? Что было после схождения Огня?
- Сразу после схождения Огня меня внезапно стало трясти. Трясло не на шутку где-то с минуту. Я был весь мокрый. Было ощущение необыкновенной радости, что огонь сошел, и храм не разрушился. И такое ощущение было у всех в храме. Сравнить наши чувства можно, наверное, с восприятием маленького ребенка. В храме слышались возгласы именно детской, светлой радости. Это коснулось и матерых политиков с суровыми лицами. И они были как дети!
Затем делегации стали зажигать лампады. Мы поехали в аэропорт. Там нас попросили потушить все безопасные лампы, чтобы не сжигать кислород в самолете. Оставили только две лампады, от которых по прибытии в аэропорт зажгли остальные лампы. Но в тот момент мне вспомнилось благословение владыки с просьбой, чтобы я зажег огонь от Гроба Господня и прямо из храма привез сначала в Москву, а затем в Ташкент. В аэропорту у меня возникли, мягко говоря, трения с руководством по поводу моего нежелания тушить огонь. Меня хотели снять с рейса. Но при упоминании благословения владыки Владимира я получил разрешение. В аэропорту Москвы ко мне обратилась стюардесса с просьбой зажечь огонь от лампы. На подворье в Москве мы попали к пасхальному крестному ходу. При провозе огня в Ташкент не возникало вообще никаких проблем, не звучало никаких вопросов. Тогда как в Москве надо раздеваться, разуваться, когда проверяется каждая деталь ручной клади, в этот раз я прошел так, как будто и не существовало зон контроля безопасности. Еще одно маленькое чудо! Никто даже не спросил документов, дающих разрешение на провоз огня. Проход в самолет действительно был чудесным.
- Еще один важный вопрос. В 1949 году в Ленинградской Духовной академии профессор Н.Д. Успенский в актовом докладе поведал присутствующим о якобы имеющем место благочестивом обмане со стороны греческой иерархии Иерусалимской Церкви. По мнению профессора, Иерусалимский Патриарх зажигает огонь от заранее приготовленной, замаскированной лампады в Кувуклии. И якобы иерархи боятся разоблачения, закономерно считая, что могут в этом случае поплатиться очень многим. Якобы такой обман продолжается многие века. Некоторые современные православные богословы придерживаются такой точки зрения. Что Вы об этом думаете?
- К сожалению, не каждый может попасть в храм Гроба Господня. Необходимо просто самому все это увидеть, чтобы сделать для себя окончательный вывод. По-моему, одного того, что огонь не жжет, достаточно, чтобы убедиться в чуде. Можно привести исторические аналогии. Ведь не верили и Самому Господу! Даже после явного чуда, люди вновь от него требовали чуда, например, когда накормил 5000 человек хлебами. Скептицизм присущ человеку. Истина же всегда непреложна. Порой ее и не стоит доказывать. Чудеса, связанные с Воскресением Христовым, можно наблюдать здесь, на месте. Об этом я только что рассказал. Я думаю, что сейчас нет таких технических средств, которые создали бы, к примеру, шаровую молнию и направили ее искры точно на лампады храма. Я видел все сам, видели многие люди рядом со мной, и никакие профессора уже не смогут поколебать моей уверенности.
- Скажите, Александр Геннадьевич, а для чего все-таки нужны чудеса?
- Чудесные события призваны, в первую очередь, для того, чтобы укрепить веру человека. «Верую, Господи, помоги моему неверию!» - этот возглас отца бесноватого юноши (Мк. 9:24) никогда не станет «избитой» фразой. В каждом поколении христиане так вопиют к нашему Спасителю. В случае с чудом Благодатного Огня мы знаем, что огонь должен обжигать, и это естественно, но - ведь не обжигает!
- А есть у Вас еще какие-то значимые воспоминания о Вашем паломничестве?
- Когда мы летели в самолете, Владимир Иванович Якунин
сделал нам подарок, очень ценный подарок - куски кустодии. Каждому был подарен
шарик. А еще в момент схождения Огня на
гроб, сходит миро, которое отирают. Это не обычное миро. И мне почему-то дали
два кусочка ватки с миром. Один кусочек ватки с миром я раздал своим близким
людям. Интересно, что все святыни были запакованы в салфетки. Они остались в
пиджаке. И наутро я раскрыл шкаф и был такой запах, будто кто-то разливал духи
литрами! Хотя были всего две маленькие ватки, хорошо запакованные. Потом ватки
были убраны, но шкаф до сих пор пахнет миром. Я был в шоковом состоянии. Вера -
как музыкальный слух: он либо есть, либо
его нет.
Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии