Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
27.09.2009
НАЧИНАЯ ОТ ПЕРВОЙ ИСПОВЕДИ…
САМАРКАНДСКАЯ МОЛОДЕЖЬ О ПРАВОСЛАВИИ
В день празднования Воздвижения Креста Господня в Алексеевском соборе Самарканда по благословению настоятеля собора иерея Игоря Бабакова состоялась молодежная встреча. В ней приняли участие Тимофей и Диана Рахимовы, Мария Пивоварова, Евгения и Максим Ли, Светлана и Мария Гончаровы, Дмитрий и Анна Земцовы, Ия (по скромности не назвавшая свою фамилию), Александр Кукушкин, и Кристина Соколова.
КТО ОН – ПРАВОСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК?
Многие ребята стали православными, потому что их крестили в детстве. Но истории Дмитрия и Ии отличаются.
Дима Земцов заинтересовавшись православием, пришел в Алексеевский собор в сознательном возрасте. По его словам он часто приходил на воскресные богослужения и был рад когда о.Игорь позвал его в Воскресную школу. На самом деле, Дмитрий недоговаривал. За целый год он ни разу не пропустил ни одной воскресной службы. Ни разу. На мой взгляд, это показатель того, что православие действительно в душе. Вскоре Дима привел в Алексеевский собор свою сестренку Аню.
Ия какое-то время была протестанткой, при этом посещая и православный храм. Со временем она поняла, что истина в православии и покинула протестантскую церковь. В секте нет гармонии, там делают все, чтобы завлечь человека, а когда это получается, человек становится рабом. Часто в прямом смысле этого слова – обязательная проповедь, привод новых адептов.
МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ЧЕЛОВЕК ПРАВОСЛАВНЫМ ЗНАЯ О НЕМ МИНИМУМ?
Ответ на этот вопрос поразил. Почти единогласно ребята сказали, что в православии всегда хочется узнавать что-то новое, доселе неизведанное ими. При этом все зависит от человека - если он хочет, он приходит в церковь. С этого все и начинается. Потом возникают различные вопросы – по тексту богослужений, по песнопениям, и потом люди начинают интересоваться, что есть православие вообще: изучают Священное Писание, основы православного вероучения, жития святых.
Вообще же человеку только пришедшему в церковь, да и тем людям что изредка заходят поставить свечки, хочется сказать – православие заключается не в механическом исполнении обрядов, православие это не лавка чудес, православие – живое общение с Богом. И конечно же, следует знать, что нужно участвовать в церковных таинствах, исповедоваться и причащаться, как бы страшно не было. Человек, который не причащается не может называть себя православным. Именно поэтому для новоначальных христиан существует множество книг, раскрывающих смысл таинств и церковной жизни.
БАБУШКИНЫ «СОВЕТЫ»
Обычно молодые люди берут пример со взрослых. Но иногда этот пример брать не следует. Так мы обсудили различные церковные суеверия, за исполнением которых зорко следят некоторые церковные бабушки. Поэтому – берите пример с церковной молодежи.
По мнению самаркандских ребят, различного рода суеверия – настоящая глупость. Наверняка каждый человек хоть раз сталкивался с ситуацией – пришел в церковь, а бабушки на тебя шикают: свечку не той рукой передаешь, ножки Христу поджигаешь (держишь нижний конец свечи над огнем, чтобы она лучше стояла), и пр. Или насмотришься на такое «правильное» делание и сам начинаешь повторять.
Как сказала Маша Пивоварова – суеверия – неполноценная вера, и в случае чего замечания нужно делать в первую очередь «всезнающим» старушкам, а потом и прихожанам.
Максим Ли тут же ей возразил:
- Есть такие люди, которые верят в Бога, но в храм не ходят, или приходят лишь один раз в год. Поэтому если им сделать замечание, они испугаются и больше никогда не придут в храм.
На это Евгения Ли заметила, что:
- …Если людям объяснять что-то, лишь половина воспримет сказанные слова серьезно. Для остальных бабушки по-прежнему остаются авторитетами, мол, они больше знают, подскажут как правильно. Поэтому, если вы в чем-то сомневаетесь, то лучше подойти и спросить у священника, чем идти и плакаться первой попавшей церковной бабушке, которая является лишь прихожанкой, такой же как и мы все.
МОЛОДЕЖЬ В ЦЕРКВИ
Как бы громко это не звучало, молодежь – будущее церкви. Какие мы сейчас, такими же мы будем и в старости. И дай Бог, чтобы неверующие девушки и парни стали впоследствии истинно православными бабушками и дедушками. Слова протодиакона Кураева здесь как нельзя кстати – чтобы у старика светились глаза, у юноши они должны гореть.
Тимофей, как и все остальные ребята, пришел в Воскресную школу (на внебогослужебные собеседования с прихожанами), чтобы знать о Боге, о церкви. Он тоже считает, что не достаточно лишь посещать храм, участвовать в таинствах. Нужны знания.
Дима Земцов подхватил мысль Тимофея и продолжил:
– Я читал, что нельзя жить по Евангелию, не зная его. Нельзя жить по заповедям, не зная их, и нельзя приблизиться к Богу, если ты ничего о Нем не знаешь. Тогда все будет ложным, неверным, и православие не будет православием для конкретного человека. Знания нужны чтобы быть ближе к Богу и тогда нам будет немного легче соблюдать заповеди и немного легче жить.
Знания нужны и в полемике с сектантами. Многим такие встречи еще предстоят, а кто-то уже «раскусил» их.
- С ними «интересно» общаться, - сказал Максим. – Они сладко зазывают к себе на собрание, и по их рассказам все выглядит весьма благолепно. Но стоит прийти на их службу, а я сидел однажды на их собрании, как тебе становится противно. Ты чувствуешь неискренность, тебя сразу обступают, якобы все тобой очень заинтересованы, но на самом деле – сектантство – это всегда отмывание денег, обещание спасения и привлечение новых адептов, при жестокой эксплуатации «старых верующих». Прошло мало времени с начала собрания, и я выбежал оттуда, как меня вообще угораздило зайти туда?
По мнению Кристины – сектантство преследует свою цель, а в церкви каждый относится с пониманием к чужой цели, помогает чем может.
Дима Земцов рассказал о своем знакомом, который ходил почти во все секты, изучал все религиозные течения, даже сам проповедовал, но потом прозрел – старшие (пасторы, лидеры сект) буквально диктуют, - что надо делать, а сами этого не исполняют. Разочарование было сильным. И тот человек пришел в православие, увидев что здесь нет никакого обмана. Как говорит один из святых «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». И никто здесь не гарантирует билета на небо, мгновенного спасения и прочих небесных благ. Здесь человек сам трудится над собой, чтобы приблизиться к Богу.
Аню Земцову, как я уже говорила, в церковь привел брат. «Мне здесь нравится, - говорит она, - мы учимся новому – узнаем про церковные праздники, жития святых, делаем поделки, сочиняем стихи.
НЕВЕРУЮЩИЕ ЗНАКОМЫЕ
Неверующие друзья и знакомые есть у многих молодых прихожан. И рано или поздно вопрос о вере встает между людьми. Или силой объединяющей, или силой разъединяющей.
Евгения Ли рассказала, что у нее есть подруга мусульманка, которая всегда интересовалась – зачем ходят в церковь? После того как Евгения поделилась основными моментами с подругой, та стала давать деньги на свечи, молиться Христу и православным святым. Но креститься подруга почему-то боится.
У Димы тоже есть неверующий друг. Но если он хочет что-то узнать, Дима ему рассказывает, и серьезных споров между ними не возникает. Димина девушка тоже хочет покреститься, спрашивает – как? Что? На это у Димы один ответ – пусть хотя бы в храм зайдет (руководство и ко взрослым), потом решим. И это верный совет. Дима говорит, что он не может заставлять ее приходить в храм, если решит сама – придет. А вот маму и тетю Дима привел. И правда – чаще дети приводят родителей в храм, а не наоборот.
Но нужно ли приводить родственников в храм, если они не хотят? Все же зависит от ситуации – некоторые люди сами тянутся, а некоторым нужно указать правильный путь.
Аня Земцова и Маша Гончарова поделились своими мнениями, касающимися вопроса – почему крещеный человек не приходит в храм. Девочки считают, что людьми руководит страх. Страх перед окружающими. На вопрос, а почему же человек ходит на работу и в магазин, где его тоже окружают люди, девочки заметили, что в церкви у человека появляется страх перед тем, что он может сделать что-то неправильно, и над ним будут смеяться. Но Света Гончарова, студентка Катехизаторского отделения при Ташкентской Духовной семинарии напомнила девочкам (это полезно знать и невоцерковленным людям) – не так страшно упасть, страшно не подняться после падения. Максим же заметил, что часто у людей нет первоначального толчка. И у человека странная логика – если человек сначала никуда не ходил, то куда его раньше позовут, туда он и пойдет не разбираясь. Но толчок нужен для определения, ведь выбор всегда за человеком.
Саша Кукушкин высказал интересную мысль – многие люди, когда им плохо, приходят именно в православную церковь, то есть они понимают что помощи ждать больше неоткуда. И что различные секты – лишь заблуждения, душа то все равно к православию тянется.
Самаркандцы советуют крещеным, но не воцерковленным людям (т.е. тем, кто не участвует в службах, таинствах, не молится) идти в храм. Здесь Божия благодать, чувство легкости, успокоения души, здесь видишь - это твое. И здесь не будет как в секте -проходите, садитесь, как ваша фамилия, имя и отчество. Как говорит протодиакон Андрей Кураев, в православии, на тебя в лучшем случае сначала обратит внимание одна бабулька, которая и то шикнет или сделает замечание. В связи с этим вспоминается один рассказ. Николай побывал и у адвентистов, и у иеговистов, но в конце все равно пришел в православие. Когда священник спросил его – почему, Николай ответил:
- Батюшка, я экономист, и знаю что хороший товар навязывать не будут.
ПЬЯНСТВО И ЦЕРКОВЬ
Вспоминая о больших церковных праздниках, вспомнилась и одна проблема. Как относиться если в церковь придет пьяный человек?
На этот вопрос первым ответил Максим, точнее он даже прикрикнул:
– Выгоню! Может он еще раздетый зайдет? Это равносильно тому.
Девочки возразили ему:
- А если человек пришел к Богу?
– В нетрезвом виде? – возмущенно спросил Максим.
- Может он боялся все время прийти. Совесть мучила, когда был трезвый, но придти в храм было тяжело. Ведь мы должны принимать человека в любо виде.
– Это неправильно, - чуть ли не хором возразила мужская часть молодежи. - Тогда уже разум мутный, откуда знать, что творится в голове, его замкнуло, он и пришел.
- Но ему по-человечески объяснят, что это неправильно. Согласитесь, в каком бы виде не был человек – он пришел к Богу.
- А как же быть, если человек пьяный и из окна потом выбросился, - сказал Максим, - это тоже получается что когда он трезвый, он хочет этого, но боится, а когда он пьяный он тут же выпрыгивает. Это разве нормально? Нет конечно. Он идет не по своей воле.
- Все же надо видеть и понимать, куда ты идешь, - отметила Евгения. - К Богу мы не должны приходить пьяными, это же не кабак. Хочешь придти – будь трезвым и приходи. В некоторых ресторанах существует дресс-код, потому что по-другому нельзя, так почему в храм мы можем приходить в том виде, как нам вздумается?
Никто не хотел сдаваться в своей позиции и на помощь в разрешении вопроса позвали отца Игоря.
- Я пытался разговаривать с такими людьми нормально, - сказал батюшка, - но это бесполезно. Когда человек трезвеет, он потом считает минутной слабостью, то, что вообще пришел в храм, излил душу, и ему это никой пользы не приносит. И еще одна деталь - смотря как выпивши – если человек шел со дня рождения, где выпил бокал вина, а потом зашел в храм, он уже выпивши, но он трезв. А если человек всю дорогу обнимал столбы, и в храм приполз – что это такое? Для человека, который пришел подшофе изливать душу – не будет никакой пользы. Трезвым он уже не придет, побоится придти снова, потому что будет считать, что проявил слабость. Если все же человек пришел пьяным, лучше попросить его придти завтра. И если на следующий день он придет, можно знать что все нормально и человек на пути исправления. Если нет – то поступок был необдуманным и несерьезным.
И на этот вопрос хочется обратить внимание именно тех людей, которые не прочь зайти в церковь навеселе.
ОБЩЕНИЕ В ЦЕРКВИ
В Алексеевском соборе все делается сообща. Здесь каждый поддерживает, помогает. Например, если у Кристины во время чтения Библии возникают спорные моменты, она приходит в храм и обсуждает это с друзьями, с батюшкой.
Максим почти вторит ей:
– Меня тянет сюда, тут начинаешь многое осознавать. Со светским окружением конечно тоже можно поговорить о том, о сем, но с ними нельзя поговорить о самом главном, о том что волнует каждого человека, потому что я не буду понят. Иногда просто хочется находиться здесь.
Света и Диана считают, что в светском мире не всегда могут понять, особенно остро это проблема встает пока люди молодые, а тут тебя могут понять, посоветовать. По словам Кристины и Саши в церкви нет безразличия, и человек всегда уходит оттуда с разрешенным вопросом.
Из всего видно, что православная молодежь не молчаливая серая масса, а очень даже яркая и общительная.
ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАСТИЕ
Зачем люди исповедуются священнику? Почему нельзя покаяться только перед Богом, это ведь тоже исповедь.
Общими усилиями самаркандцы пришли к выводу, что когда мы согрешаем, мы знаем, что Бог знает о наших грехах, но не хотим чтобы другие люди узнали о них. Мы боимся огласки. Совесть-то обличает, но труднее выйти и назвать грех, чтобы люди знали то, о чем знает Бог. А на исповеди у священника мы обещаем исправиться. Иначе при покаянии перед иконой, дома, наша совесть спит. То есть человек может снова и снова совершать этот грех, номинально принося покаяние дома и не стремясь исправиться. А когда мы исповедуемся священнику, нам потом будет неудобно и стыдно исповедоваться в том же грехе, указывая на нашу слабость и на то, что мы не можем исправиться. И поэтому мы будем стараться исправляться.
Но есть люди, которые говорят, что от исповеди у священника исправления не будет, и что если человек захочет сам исправиться, то только тогда он исправится. И сколько бы он не ходил к священнику, толку от этого не будет. Если вам придется столкнуться с таким высказыванием, нужно помнить, что здесь надо говорить о более сознательных прихожанах. А те, кто редко приходит - им в одно ухо влетает, в другое вылетает, поэтому с ними даже бесполезно о чем-то спорить. Может Бог конечно и без священника простить. Но такие случаи редки. Например, если человек терпит крушение самолета, или аварию, и видит что смерть близко, он кается и Господь прощает ему грехи. А если он живет в соседнем доме и просит прощения перед иконой, зная, что рядом есть священник, который совершает таинство исповеди, Бог не простит.
Возникло среди ребят и такое обсуждение. Если человек исповедался, но снова грешит этим же грехом. Ему потом стыдно в этом же каяться у того же священника. И он в этом же грехе у разных священников начинает исповедоваться. Тогда человек лукавит по отношению к Богу. Одно дело, когда исповедуешься у одного священника, и рано или поздно исправляешься, из-за своего стыда перед Богом и батюшкой, а другое когда человек начинает метаться от одного священника к другому. То есть он не приносит покаяние, не стремится исправиться, а начинает лукавить и искать различные выходы из ситуации. А залог действия благодати – в покаянии. Священник прочитал молитву – таинство совершено, а человек в свою очередь пообещал хотя бы исправиться, и стремится к этому, и тогда Господь помогает.
ЗАЧЕМ НАМ ПРИЧАЩАТЬСЯ?
Света Гончарова ответила знающе, по-семинарски:
- Таинство причастия установлено Самим Христом. И мы должны соблюдать это Таинство, жить по канонам и исповедовать веру в той истине, которая изложена в Священном Писании для прощения грехов и жизни вечной.
Все ребята стали говорить, что от причастия ждут благодати Божией и помощи.
Дима Земцов сказал – когда долго не причащаешься, грехи становится легче совершать - после четырех совершенных грехов, пятый легче совершить, следующий еще легче. И потом понимаешь - не могу уже, надо причаститься…
Подошедший батюшка сказал, что причастие для христиан – это потребность души. И верующие действительно чувствуют эту потребность.
- Чтобы понять это, невоцерковленному человеку стоит причаститься хотя бы раз, - сказали ребята. Это залог нашего спасения. Царствие небесное – Божия благодать, и через причастие мы немного приближаемся к нему – получаем благодать через таинство.
- Мы приобщаемся Тела и Крови Христовых для того, чтобы Господь помог в борьбе с нашими искушениями, - сказал отец Игорь.
Новоначальные христиане боятся причащаться, они не понимают зачем это нужно. Люди не верят, что причастие принесет благодать. Многие ходят ставить свечки, как в лавку чудес. Как быть с этим?
На этот вопрос было много ответов, но я хочу написать ответ отца Игоря:
- Есть понятие «потребительская вера». Это когда человек приходит, ставит свечку и говорит – Господи, хочу, чтобы завтра (послезавтра, скоро) у меня было то-то, Ты же все можешь. И все люди на начальной стадии через это проходят. Только потом, когда человеку тяжело, он обращается за помощью нематериальной к Богу, осознает что-то, а со временем понимает, что он не только должен просить что-то, но и отдавать. Свою любовь Богу, ближнему, и приносить плоды достойные покаяния. Именно потребительская вера приводит людей в храм. И человек постепенно может прийти к настоящей вере, покаянной.
ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА
Зачем она нужна?
В этом вопросе споров не возникло. Здесь в первую очередь молитвенная поддержка. «Мы молимся за батюшку, за матушку, за всех знакомых, а батюшка за нас всех».
– Если у тебя проблемы, тут обязательно поддержат, может, поругают, но по-семейному, тут ты общаешься, здесь интересно, единение благодати перед таинством. Общие интересы, общее дело - служим в храме, стараемся помогать друг другу, подсказывать.
Но первый шаг при вступлении в церковную общину – нужно приходить в храм. Как можно чаще. Об этом сказали все без исключения. Это первоначальный шаг, и потом люди заметят тебя, и все придет со временем. Когда прихожане будут видеть новенького чаще, они сначала попросят посмотреть за подсвечником, ведь человека уже знают, потом постепенно начнется и общение.
– Мы же видим, кто постоянно ходит, сначала здороваемся, потом поздравляем с праздниками, например, придешь первый раз – бабушки будут ругать тебя за несоответствующий вид, второй раз будут шептаться за спиной, третий - поздороваются, а потом примут за свою.
Самаркандская молодежь знает о чем говорит. Они уже давно церковная молодежь. А многие читатели нет. Не надо ничего бояться, не надо, чтобы грех съедал тебя изнутри, не надо быть номинально православным. Пусть ваше воцерковление начнется с книги о первой исповеди.
Надежда ИСАЕВА