Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
В Ташкентcкой епархии на выставке-форуме «Радость Слова» говорили о вреде нецензурной (инфернальной) лексики
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

В ХОРЕ ДОЛЖНЫ ПЕТЬ АНГЕЛЬСКИЕ ГОЛОСА

 

В каждом из храмов есть своя «душа», которая поет. Это – его хор.

В Свято-Успенском кафедральном соборе города Ташкента он особый. Архиерейский.

Он – можно сказать – главный хор епархии, и это никакое не преувеличение…

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с его регентом Еленой ЛЯПИНОЙ.

 

– Итак, наш  первый вопрос, когда Вы стали управлять архиерейским хором?

– На Троицу в 2003 году.

До этого я несколько лет руководила левым хором.

Руководить левым хором меня поставили 25 лет назад – почти через год после моего переезда в Ташкент. Потом владыка Лев (Церпицкий) назначил меня регентом правого хора. Но тогда я была молодая и слишком мягкая, не могла управлять таким большим коллективом.

– Певцы архиерейского хора – православные христиане?

– Конечно, я придерживаюсь того, что в хоре должно быть больше верующих людей, которые пропели определенное время в церковном хоре. У них есть молитвенный настрой. Тогда пение получается совершенно иным, умилительным. Хор должен петь ангельски.

Удивительно, но наш хор многонациональный. Мало того, в нем поют и мусульмане.

Молитвенное пение, когда к этому прилагаешь сердце, приносит больше пользы, чем пение красивое, но бездуховное.

Мы стремимся затронуть и души и сердца людей, чтобы они почувствовали благодать и величие Божие, чтобы могли прославить Его через наше пение и покаяться в своих грехах.

К тому же здорово, что к нам приходят крещенные в православии, но неверующие, со временем становящиеся настоящими христианами. Самый яркий пример – Елена Арефьева. Когда-то она была абсолютно светским человеком. Сейчас она матушка диакона Геннадия Бурякова, служащего в боткинском храме в честь святого благоверного князя Александра Невского.

И те, что пришли в хор однажды, больше уже не уходят. А если уходят, то лишь в том случае, когда переезжают в другую страну или умирают.

– Почему верхний хор называется правым, а правый почему-то левым?

– На самом деле история тут немного запутанная. Левым хор считается по отношению к священнику, вышедшему из царских врат и стоящему лицом к народу. Раньше в храме второй хор (если таковой имелся) располагался и на другой стороне клироса, и соответственно по отношению к священнику он был правым. У нас же правый хор перенесен наверх.

– Поете ли Вы вместе с певцами или только руководите?

– Пела, когда руководила левым хором. Сейчас почти не пою. Делаю исключения только в тех случаях, когда требуется направить партии, если певцы немного фальшивят, выровнять исполнение. Пою также, если пришло мало певцов.

– Почему Вы решили стать регентом?

– Я из священнической семьи. С детства в церкви. К тому же я потомственный регент. Моя бабушка руководила правым хором, моя мама по сей день также руководит правым хором в одном из украинских храмов.

Когда я была маленькая, меня возили по храмам и монастырям России и Украины, где я слушала церковное пение.  Мама покупала пластинки с церковной музыкой…

С 7 лет я пела на клиросе, а управлять маминым хором стала в 15 лет.

Церковное пение требует духовного образования. Ведь консерватория и иные светские музыкальные заведения не могут научить исполнять церковные песнопения, где требуется особое умиление и молитвенное пение.

– Сколько человек в архиерейском хоре?

– В хоре больше тридцати человек. У нас есть солисты Государственного Большого театра имени Алишера Навои, солисты театра оперетты, выпускники консерватории, лауреаты республиканских и международных конкурсов. В хоре поют Насыр Абдукаюмов, Даниер Алиев, Олеся Ашурматова, Эльмира Бабаева, Анастасия Балухатина Тамара Баранова, Галина Баюкова, Кирилл и Анна Борчаниновы, Анна Бурчиянц, Ирина Волкова, Юлия Гизатуллина, Раим Джуматов, Лия Иманджанова, Яна Карабанова, Александр Колотовкин, Владимир Крюков, Наталья Куприянова, Вадим Машрабов, Татьяна Митронина, Константин Морозов, Рустам Мухтаров, Константин Нечипорук, Наталья Николаева, Марина Остапчук, Леонид Петляков, Галина Петлякова, Бабур Саидахмедов, Сергей Соловьев, Артур Хансоверов, Марк Шаильясов, Ольга Шатилова, Любовь Шевченко и Елена Якушева.

– В хоре поют любители?

– Нет. Мы берем в хор людей только с консерваторским образованием.

Но иногда даже с консерватории приходят не очень хорошие певцы даже с консерватории, у них нет читки и иногда даже голосовых данных для хора. Конечно, таким приходится отказывать.

– То есть, даже оперные певцы учатся петь в хоре?

– Да. Чтобы научиться петь в правом хоре, человек дожжен петь здесь два года. За это время он осваивается, понимает что от него хотят. Тогда он становится крепким певцом с читкой с листа.

– Как Вы находите певцов?

– Люди сами приходят к нам. Чаще их приводят наши же хористы.

К сожалению, в хор часто приходят пенсионеры с консерваторским образованием, которых сократили. А в старшем возрасте голос меняется и уже далеко не тот, каким был в молодости. Причем изменения эти не в лучшую сторону.

Молодых певцов у нас меньше. В основном у нас люди среднего возраста.

Да и выбора хористов в Ташкенте нет такого как Москве.

– Есть ли в хоре «старожилы»?

– Галина Баюкова поет на клиросе с 18 лет. На своем веку она пела при четырех ташкентских архиереях. Также долго поют Леонид и Галина Петляковы.

– Хор всегда поет в полном составе?

– Нет. Полным составом мы поем службу только по воскресеньям и иногда в другие праздники. Это объясняется тем, что у наших хористов есть и основная работа, которую они не могут пропускать. Когда солисты одного театра не могут прийти, выручают другие.

Все-таки много человек в хоре – красота и мощь. К тому же, каким бы профессиональным ни был хор, он не будет звучать хорошо, когда участников мало. Тем более правый хор всегда рассчитан на большой состав участников.

– Когда можно услышать архиерейский хор в соборе?

– В субботу вечером, в воскресенье утром и по большим церковным праздникам.

– Каков репертуар архиерейского хора?

– У нас очень обширный репертуар – несколько десятков вариантов каждого песнопения. Мы поем их все по кругу. Таким образом, каждое песнопение повторяем примерно один раз в полгода. Именно для этого нужно хорошо уметь петь с листа. Ведь за полгода мелодия забывается.

Репертуар я систематически обновляю, за последнее время добавилось очень много песнопений. Дело в том, что я не могу пройти мимо красивого произведения. Мы обязательно разбираем его с хором, если оно сложное, и потом поем на службах. Не поем его повторно только в том случае, если не понравится владыке, священнослужителям или прихожанам.

Иногда под произведение тяжело молиться, потому что оно слишком «театральное». И тогда мы тоже убираем его из репертуара.

– Несколько лет назад в репертуаре хора была ектения на литии на греческом языке. Почему вы ее больше не исполняете?

– Дело в том, что это песнопение я исполняла вместе со своей дочерью Ксенией. А сейчас она учится в другой стране. Без нее я не решаюсь исполнять это произведение.

– Принимал ли хор участие в богослужениях вне собора?

– Пока нет. Несколько лет назад квартет из нашего хора ездил в Киргизию на обретение мощей преподобного Ираклия Иссык-Кульского. Вот и все поездки.

– Что самое тяжелое в руководстве хором?

– В регентстве много сложностей. Нужен подход к каждому певцу. У каждого из них свой характер, с ними нужно мягко, чтобы не обидеть.

Мне не всегда нравится наше исполнение, не всегда могу добиться отдачи.

Мне бы хотелось, чтобы каждое произведение на службе хор исполнял как на концерте.

Когда поем хорошо, я выхожу со службы окрыленная. А когда спели не так, как я хотела, мне стыдно смотреть людям в глаза.

Еще одна сложность – в правом хоре певцы стоят растянуто, внизу слышно каждый голос, а певцы друг друга слышат плохо. Поэтому у них выработан крик, чтобы они друг друга слышали. Бывает, они расходятся в звучании, хору сложно удержать ритм, чтобы пели все вместе.

Тяжело нам и на пасхальных и рождественских концертах в Академическом Русском драматическом театре. Нам не хватает микрофонов. Например, в Москве на каждые 3 человека один микрофон, а у нас на весь хор четыре микрофона, да и то – два из них не работают. Из-за этого мужски голоса практически не слышны. Да и вообще Драматический театр не приспособлен для выступления хоров.

 

Беседу вела Надежда Исаева