Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
23.09.2010
МЫ ПРЕДСТАЛИ ПРЕД БОГОМ ПРОСЛАВЛЯТЬ ЕГО
Сегодня мы публикуем ответы на вопросы нашего читателя Василия Григорьевича (к сожалению своей фамилии он не указал), задавшего их на сайте нашей епархии http://www.pravoslavie.uz. Вопросы касаются, упомянутого в газете и на нашем сайте, первого православного бала, проведенного в день очередного выпуска Ташкентской Духовной семинарии. Вот, что он, в частности, пишет в своих нескольких письмах:
- Засуха в России, пожары и огонь в лесах по всей России, наводнение в Польше, Пакистане — много бедствий на планете Земля.
А мы будем веселиться до упаду во время поста, внося свою лепту - «За что должен Бог наказать людей»?
На вопросы читателя отвечает протоиерей Сергий СТАЦЕНКО:
- Бог в помощь, Василий Григорьевич!
Вы несколько ошибаетесь с датировками бала выпускников. 10.06.10 – дата размещения фотохроники. Сам бал прошел в день выпуска 28 мая сего года, на последней, сплошной неделе перед Петровым постом. Кстати и дата выпускного акта была выбрана в столь ранний срок, чтобы не попасть на дни поста. Просим прощения за недоразумения и всегда рады дать пояснения на спорные вопросы. Разделяю Ваше мнение о том, что все бедствия даны по грехам нашим и для вразумления. Молимся о страдающих и призываем всех православных делать это...
- Интересно узнать, прежде чем проводить выпускной бал, вы все помолились? Хотя, если помолились, то очень странно, почему потом так веселились? И, кстати говоря, все ли потом держали первоапостольский пост?
- Смею заверить, что и до бала и после, молитва совершалась – проводил ее я сам, лично. Вопрос только в том, почему после молитвы на лицах православной молодежи должна быть грусть, печаль и «постное» выражение? Между прочим, апостол Павел не дистанцировал чувство радости и молитву (Фил. 1:4). Не так редко понятие радости встречается в Новом Завете. Чтобы вынести суждение о формах веселия на выпускном балу, необходимо, как минимум, личное присутствие на этом мероприятии. Фотографии чаще всего передают не общую атмосферу, а частные моменты.
Увы, не могу ответить на Ваш вопрос о следовании постовому уставу участников бала – не проводил тотального опроса по этому поводу. Но, уверен, стремление нашей молодежи соответствовать званию христианина, все же позволяет думать, что ребята постятся и выпускной бал ни в коей мере не «выбил» их из аскетического режима.
За сим свидетельствую свое уважение... Бог в помощь!
- «Радуйся...» – вполне естественные слова для Нового Завета, но «радуйся» относится не к мирским событиям. (В мире будете иметь скорбь...) Ваша ссылка на «...Всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою ...» указывает на радость во время молитвы, но, по-моему, не показывает, что после молитвы можно сильно веселиться. Конечно, по отдельным фотографиям воспроизвести атмосферу бала невозможно, но впечатление такое, что веселие было больше чем нужно для христианина или — скажем так — не в той форме. Хорошо, можно ли христианину во время радости танцевать? (или можно ли танцевать вообще: что-то в Новом Завете про танцы христиан ничего не пишут)
- Если касаться темы радости, то радует Ваше неравнодушие и поиск истины.
Попробую отвечать последовательно: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» (1Фесс.5:16-17). Я думаю, что связь молитвы и радости в этой цитате самоочевидна. То есть православный христианин всегда должен молиться и радоваться любому явлению жизни и даже без них… Еще раз уверяю, что веселие на нашем балу не перешло меры. Если говорить о евангельском обосновании, то подобных радостей не гнушался и Сам Господь. Посмотрите вторую главу Евангелия от Иоанна: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:1-11). Обратите внимание на то, что Христос был на свадьбе, где «молитвенной грусти» просто по определению быть не может и обязательно присутствуют танцы. Кроме этого, именно на свадьбе, прежде какого-то намеченного срока Христос по просьбе Своей Пречистой Матери начинает творить чудеса. Образ свадьбы и жениха по отношению ко Христу не раз используется в Евангелии (Матф.9:15, Матф.25:1, Мар.2:19, Лук.5:35, Иоан.3:29), где ради его пребывания в «чертоге брачном» даже пост не действителен (намек на прошлый разговор).
По поводу танцев: Слишком категоричным будет утверждение о полном антагонизме христианства и танцев. Просто из Интернета можно выудить достаточно много сведений о танцевальной культуре в христианстве в первые века существования Церкви: «…Фрески в старой христианской синагоге в Газе, датируются концом второго века. На них изображены, в том числе хороводы. Есть также свидетельство Сулеймана Забиха, арабского историка времен завоевания Иерусалима и земли Израиля мусульманами. Забих рассказывает о том, что танцы во время богослужения у христиан, вызывали серьезное недовольство у мусульман и иудеев-еретиков. Вместе с одной из рукописей Пешитты найден текст нескольких песен прославления, на западно-арамейском языке:
В дальних пещерах Шима
Мы предстали пред Богом, прославлять Его.
Мы танцевали до рассвета
и Иешуа был среди нас (как один из нас)
Мы прославляли Его танцем
Мы прославляли Его пением
А, падая ниц от усталости,
Посылали свои души прославлять Его.
Страница, с этим стихом до сих пор хранится в монастыре Екатерины. … Это всего лишь песня, но она — историческое свидетельство того, что такая традиция (прославление в танце) существовала в те времена. Некоторые исследователи датируют это песнопение, концом третьего века (сразу в начале четвертого века, христиан из Шима прогнали)». Данные сведения я перепроверил по другим доступным мне источникам и нашел все верным.
Христианство, как культура выросшая из иудаизма, не могло не перенять основных элементов именно иудейской культуры. Тогда есть смысл коснуться Ветхого Завета. И здесь выясняется, что танцы у иудеев были элементом даже религиозной культуры. Взгляните на (Исх. 15:20), где танцует Мариам и танец царя Давида перед Ковчегом (2 Цар. 6:14). Чтобы было яснее, я, как бы между прочим, добавлю, что слово «лик» и производные «лики», «ликование» и др. в Библии переводятся как танцующие группы или просто подразумевается танец. Таких мест очень много, как, в общем, в Ветхом Завете, так и в псалмах, в частности.
Предположим, что все это «предания старины глубокой» и потеряло давным-давно свое значение, и новый дух в христианстве вытеснил ритмичные телодвижения из норм благочестия. И здесь впадем в большое заблуждение. Дело в том, что от «старины глубокой» танцевальную культуру в богослужениях сохранила Эфиопская Церковь. В настоящее время она находится в ереси, но свято соблюдает свои обычаи от времен пребывания своего в единой Церкви.
Более того, современная миссионерская деятельность «грекоязычных» Поместных Православных Церквей, и в первую очередь Кипрской, привело к обращению в Православие миллионов жителей Африки. Следуя принципу так называемой «рецепции культуры» в миссионерском делании, то есть о восприятии культурных особенностей народов, которым проповедуется христианство, православные проповедники создали национальное африканское богослужение на основе танцев. И это не является поступлением перед нормами благочестия, а продиктовано, можно сказать, органической необходимостью быта африканцев.
Нам, воспитанным в европейской культуре очень сложно понять суть мышления коренного африканца, что концептуально сами африканцы выразили так: «белые думают головой, а африканцы думают ногами» — с этим приходится считаться и даже на основе этого можно проповедовать Христа. И очень успешно, как показывает практика…
О принципах рецепции культуры говорил покойный Патриарх Алексий II и ныне здравствующий – Его Святейшество Кирилл. Чтобы рассказать о Христе современной молодежи мы вынуждены признать, что сегодняшнее, «упущенное» поколение молодых также привыкло во многом думать ногами, чем успешно пользуются сектанты. А может мы просто забываем о себе – какими мы были молодыми и чем думали… И это не помешало нам, если не придти, то приблизиться к Спасителю. Мы отнюдь не пытаемся уподобиться сектантам, которые физическую активность молодых часто переводят на «нижние этажи» физиологии.
Можно и в Православии взять старт именно с танцевальной культуры, чтобы рассказать о Христе и дать направление к высотам Духа. Сам Христос приходил в первую очередь к мытарям и грешникам, ел, пил с ними, участвовал в их собраниях, за что получал постоянные нарекания. Думаю, что я все-таки дал необходимые разъяснения нашей позиции по вопросам радости и танцев. Желаю Вам и в дальнейшем плодотворных поисков Истины, и если это будет в наших возможностях – будем в этом помогать.
С Богом!