Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С чувством особой радости и духовного ликования сердечно поздравляю вас с величайшим днём – праздником праздников и торжеством из торжеств – Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Пасха – это праздник победы добра над злом, жизни над смертью, потому что Господь наш Иисус Христос Своим Воскресением даровал нам жизнь вечную.

Святое Евангелие – это книга жизни, жизни земной, временной, указывающей каждому человеку, приходящему в мир, путь в жизнь блаженную, вечную и небесную, которую даровал нам Своим Воскресением Господь и Бог наш Иисус Христос.

Желаю всем нам мира и благополучия, добра и милосердия Божия к нам, чтобы семена наших добродетелей произросли на благодатной среднеазиатской земле и принесли достойные плоды дружбы, взаимопонимания и великодушия, показывая всему остальному миру пример добра, мирного сосуществования и жертвенной любви ко всем людям.

Воскресший Господь наш Иисус Христос покрыл нас Своей любовью и милосердием, тем самым показав, что зло можно и нужно победить в ответ не злом, а добром. Поэтому Пасха Христова – это праздник мира, который приносит нам великую и неизреченную радость и счастье.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

Пасха Христова 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Подвиг святых жен-мироносиц
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

ХРИСТОС ПРЕБЫВАЕТ ЗДЕСЬ

К ЮБИЛЕЮ ЧИРЧИКСКОГО МОНАСТЫРЯ

23 ноября в Свято-Троице-Георгиевском мужском монастыре большое событие — 110 лет с момента основания храма.

ХРАМОВАЯ ИСТОРИЯ

В конце XIX века в маленьком поселке Троицкое (где и был построен храм) открывается школа. Она содержалась частным образом и занимала одну комнату в доме местного сельского старосты. В этой же комнате помещался и учитель Белоцерковский – бывший ученик Ташкентской мужской гимназии.

Игумен Григорий (Палехов).jpg

Белоцерковский относился к своему делу не только с полным усердием и сердечностью, но и со значительным самоотвержением. Для детей он был не только учителем и воспитателем. Школа ежемесячно получала из Ташкента от частного лица 40 рублей, из которых 10 рублей учитель уделял на различные нужды школы, а на остальные деньги ежедневно готовили обед, который во время большой перемены подавала хозяйка дома — жена старосты. И тогда все учащиеся вместе с учителем садились за общий стол. Кроме того, Белоцерковский приложил большие усилия к приобретению для ребят одежды, причем одинаковой формы. Благодаря ему к новогодним праздникам все мальчики имели красные рубашки и синие штаны, новые шапки, полушубки и сапоги, а девочки – новые сарафаны, платки, теплые шубейки и башмаки.

Учитель одновременно был и сельским писарем. И эту свою обязанность он исполнял самым прилежным образом. Он прекрасно, иногда лучше самого старосты знал не только состав каждой семьи, но и трудолюбие хозяина, его нужды и дела. Он знал - кто и сколько запахал земли, кто куда отлучился из поселка, кто неравнодушен к водке (к чести крестьян только один из жителей села любил «зашибать»).

Учитель выполнял у жителей села и обязанности фельдшера. Если кто-нибудь в поселке заболевал, Белоцерковский шел к больному, ставил свой диагноз и давал лекарства из имевшейся в его распоряжении небольшой аптечки. Видимо, вполне успешно, так как больные с доверием обращались к нему. Учитель жил одной жизнью с поселянами.

Наконец, Белоцерковский нес, как отмечалось, «исключительно из своих личных побуждений», и обязанности дьячка. В поселке еще не было ни церкви, ни священника, был лишь небольшой молитвенный дом, куда по звуку колокола в праздничные и воскресные дни собирались поселяне. Здесь учитель читал положенные молитвословия, некоторые из них исполнял хор под его руководством. Он также объяснял значение или историю праздника и проводил нравственные беседы.

В 1894 году жители Троицкого составили общественный приговор о построении в своем селе храма. Туркестанской духовной консисторией 11 сентября 1895 года на имя крестьянина Димитрия Демиденко была выдана книга для сбора пожертвований в пределах Туркестанской епархии на построение храма в Троицком.

Еще через год, 14 июня 1896 года жители села получили благословение епископа Туркестанского и Ташкентского Никона на постройку молитвенного дома и приступили к делу. Они располагали к тому времени 600 рублями общественных денег, а также 319 рублями, собранными по сборной книжке. Начатая 20 июня постройка молитвенного дома к 1 февраля 1897 года была окончена, а 9 февраля был освящен новый молитвенный дом во имя великомученика Георгия Победоносца священником Евстафием Любимским совместно со священником Константином Стоберским, который 20 мая 1896 года был направлен в село Троицкое первым священником.

Молитвенный дом был построен из сырцового кирпича под земляной крышей. Он представлял собой одну комнату длиной 17,5 и шириной 7,5 аршин. Пол был выстлан жженым кирпичом, в алтаре пол был деревянный. Довольно изящный иконостас был сделан в мастерской Ташкентского городского четырехклассного училища, иконы написаны местной художницей-любительницей Лепехиной.

Здание этого молитвенного дома сохранилось. После установления Советской власти в нем располагался сельсовет, затем школа № 2, позднее магазин стройматериалов.

Этот молитвенный дом служил жителям села на протяжении почти четырех лет, пока не был построен новый храм.

В 1897 году гражданским инженером В.С. Гейнцельманом был составлен проект нового церковного здания для села Троицкого.

8 сентября 1898 года с благословения епископа Туркестанского и Ташкентского Аркадия была совершена закладка нового храма. Выбор места для церкви был весьма удачным, вскоре здесь оказался самый оживленный центр не только поселка, но и восточной территории Ташкентского уезда.

Через два года с небольшим строительство было окончено. Строился храм на деньги, выделенные генерал-губернатором А.Б. Вревским, и на добровольные пожертвования.

23 ноября 1900 года освящена новая церковь во имя Георгия Победоносца.

Троицкая церковь по общей композиции и силуэту значительно отличалась от других церковных сооружений Ташкента и его окрестностей. Крестообразная в плане, она включает в себя притвор, центральную часть и алтарь. Центральная часть двухъярусная, четырехскатная кровля над ней завершалась круглым барабаном с главой и металлическим крестом. Алтарная часть и притвор церкви одноярусные, со скатной крышей.

Иконостас одноярусный деревянный был сделан по чертежу гражданского инженера Киселева в мастерской Ташкентской тюрьмы, но иконы были не особо хорошей живописи.

Вскоре после окончания строительства храма, жители поселка решили на общественные средства пристроить, с надлежащего разрешения, колокольню, которая могла бы служить и помещением для сторожа и кладовой. Колокольня была поставлена с западной стороны, в семи метрах от церкви, и соединена с ней галереей шириной четыре метра с двумя входными дверями с южной и северной стороны.

25 ноября 1903 года в мастерских товарищества Ф.Блок был отлит колокол, заказанный для церкви села Троицкого. Колокол весил около ста пудов (полторы тонны). Это был всего второй случай отливки колокола в Средней Азии местными средствами.

Уже с первых лет существования село Троицкое во многом опередило ряд селений не только Ташкентского уезда, но и всей тогдашней Сырдарьинской области.

На сегодняшний день, кроме церковного здания и молитвенного дома, в селе сохранилось здание церковно-приходской школы, где разместился детский сад, и некоторые старые жилые дома. Колокольня Троицкой церкви снесена, осталась только нижняя часть, где располагались сторожка и кладовая.

В 1980 году к храму с северной стороны была пристроена прихожая, рисунок кладки которой соответствует общему фасаду. В 1984 году в алтаре под слоями извести и краски была обнаружена настенная роспись, довольно хорошо сохранившаяся – это изображения четырех святых: Василия Великого, Иоанна Златоуста и святых мучеников Косьмы и Дамиана. В том же году они были очищены и отреставрированы.

В целом здание храма, сохранившее свой прежний облик, является примером и памятником творческой деятельности одного из крупнейших архитекторов дореволюционного Туркестана – В.С. Гейнцельмана, успешно использовавшего в архитектуре края композиционные приемы древнерусского зодчества.

22 февраля 1996 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по ходатайству Преосвященного Архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (ныне — митрополита) постановлено – преобразовать приход в Чирчике в мужской монастырь.

В настоящее время это первый и пока единственный во всей Среднеазиатской епархии мужской монастырь. Являясь еще довольно молодым и находясь только на пути своего становления, он уже несет людям все то прекрасное, что на протяжении тысячелетия впитало в себя монашество на Руси.

Первый постриг совершен настоятелем монастыря митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром 27 июня 2004 года. Тогда монахами стали - иерей Георгий Палехов с наречением имени в честь преподобномученика Григория Авнежского (1392 г.), иерей Валерий Подмарьков с наречением имени в честь преподобного Варлаама Важского (1462 г.) и послушник Феодор Полищук с наречением имени в честь апостола от 70-ти Фаддея (ок. 44 г.)

Второй постриг совершен 9 сентября 2004 года. В тот день монахом стал иерей Сергий Коростылев с наречением имени в честь святого Ираклия исповедника (1936г.).

Третий, и пока последний постриг митрополит Владимир совершил 27 июня 2005 года над иереем Николаем Ерещенко с наречением имени в честь великомученика Никиты (ок. 372г.).

На сегодняшний день в монастыре около 8 насельников — кто-то приезжает, кто-то уезжает. Монахов четверо — игумен Григорий (Палехов), иеромонах Варлаам (Подмарьков), иеромонах Нектарий (Блинов) и монах Фаддей (Полищук). Кроме того, в монастыре служат и представители белого духовенства — иерей Сергий Башук и иерей Олег Варавин. Богослужения совершаются по средам, пятницам, субботам, воскресеньям, великим и двунадесятым праздникам. Количество прихожан в воскресные дни составляет около 80 человек. К сожалению, молодых прихожан в монастыре практически нет.

ИГУМЕН О МОНАСТЫРЕ

— У каждого послушника своя причина прихода в монастырь, — сказал игуменом Григорий (Палехов), наместник монастыря. В нем он уже 8 лет.

— Раньше я даже старался не брать всех приходящих, - продолжил он, - потому что видел — человек бежит от трудностей. Сейчас же беру всех, говорю — поживите: понравится — останетесь, не понравится — уйдете. Ведь бывает — кажется, что человек пришел не с серьезными намерениями, но проходит время и видишь — он осознает, куда попал, серьезно относится ко всему. Те, кто приходил сюда, пытаясь найти здесь что-то свое, придуманное, — уходили.

В нашем монастыре нет такого — раз пришел сюда послушником, значит обязательно должен стать монахом. Даже если человек полгода пронесет здесь послушание, разве в семейной жизни это не пригодится?

В монахи нельзя гнать насильно. К тому же нужно ждать, чтобы человек достиг определенного возраста для принятия пострига. Например, в 20 лет хочет молодой человек стать монахом, а через несколько лет взгляды на жизнь меняются, он взрослеет. Поэтому, исполнилось тебе, допустим 30 лет – пожалуйста, можешь принимать постриг.

Некоторые послушники начали читать духовную литературу только после прихода в монастырь. И все же сейчас у них начальные знания по богословию. Хотя было бы неплохо, если бы они знали больше. Надеюсь, со временем так и будет. Ведь у человека должно быть стремление к самоусовершенствованию. Если такого стремления нет — человек ни сможет никому помочь, раз он уже сам на себе остановился.

Говоря о монастырских послушаниях, отец Григорий отметил:

— Послушания у нас разные — помощь в алтаре, наблюдение за чистотой на территории храма, выпекание просфор, приготовление пищи, строительные работы. Но это не значит, что у насельников не остается времени на отдых и чтение духовных книг. После обеда есть немного свободного времени, а после ужина никто не работает.

Прихожане тоже помогают исполнять послушания. Например, поют на клиросе. У нас ведь особый монастырь — это еще и приход. Обычно монастыри появляются в городах, где есть хотя бы один православный храм. В таком случае в монастыре не совершается крещений, венчаний и отпеваний. У нас же храм один на весь город и мы сочетаем монастырскую жизнь с приходской. Поэтому когда мы готовим трапезу, для прихожан готовим пищу с мясом.

Когда я обмолвилась, что слышала про обет невкушения мяса монахами, отец Григорий сказал:

— Такого обета нет. Монах дает обет послушания и целомудрия. Постное житие необходимо монахам, но чтобы они отказывались от мяса — такого нет. В монастырях бывают монахи, которые несут тяжелые послушания, поэтому им разрешается вкушать мясо, иногда даже в пост. К тому же, можно ведь и картошкой объесться… Пост — средство достижения спасения, а не самоцель. Можно ведь и не есть ничего, но обращаться с людьми плохо. Пост — прежде всего духовное воздержание, и только потом воздержание от пищи.

В монастыре нет мощей святых, но есть старинные иконы Иверской Божией Матери и Главы Иоанна Предтечи. С последней связан необычный случай. Как-то однажды в Ташкенте прошла волна ограблений храмов — несколько икон украли из Свято-Успенского кафедрального собора в Ташкенте, из храма Александра Невского на Боткинском кладбище и из нашего монастыря. После этого отец Варлаам (Подмарьков) решил пройтись по «Бродвею», где раньше шла торговля антикварными вещей. И он увидел нашу икону! Вызвал милицию, и икону вернули монастырю. Сейчас святое изображение хранится в алтаре, мы выносим его только на праздник.

— Самое трудное в монастырской жизни — смиряться, — не раздумывая, сказал отец игумен. — Потому что здесь общежитие, надо уметь кому-то уступить, потерпеть. Получается у нас как в семье. Трудности очень похожи.

На вопрос — отличается ли чем-то современное монашество от монашества древности, отец Григорий ответил:

— Появляется новые технические средства и орудия труда. В связи с этим возникают новые послушания, например, делопроизводство. В остальном же — монастырь такой же, каким мог быть несколько сотен лет назад. В основе лежит община, и какие бы новые средства не придумали, здесь все равно остается послушание и молитва.

Напоследок, для меня непросвещенной, отец игумен пояснил, в чем отличие монаха от инока.

— В принципе это два названия одного и того же. Только инок — человек, уже отошедший от мирской жизни, но еще не давший монашеский обет. Церковные каноны не запрещают того, что инок может уйти из монастыря и жениться. Но отцы Святой Церкви говорят, что это не желательно. Ведь если человек ступил на путь монашеский, а потом свернул, нет никакой гарантии, что он потом не свернет и с пути семейного.

ПОСЛУШНИКИ

Леонид Маринюк и Виктор Ослопов рассказали мне о своем пребывании в стенах Свято-Георгиевского монастыря.

Леонид приехал сюда из самаркандского Свято-Георгиевского храма всего несколько дней назад.

— Мне нравится здесь, и пока совсем не тяжело. Очень много художественных работ, работ по реставрации икон, и поскольку я художник, то хотел бы потрудиться во славу Божию именно в здешнем монастыре.

Виктор приехал в монастырь из Каганского храма в честь Святителя Николая Чудотворца. В монастыре с июня текущего года.

— Здесь особое место. И чувствуется, что в большей мере человеческая душа взаимосвязана с видимым и невидимым миром именно в монастыре, — отметил Виктор. — Ведь когда человек поступает в монастырь, на него идет большая брань. Каждый день он сражается с бесами. Каждый день происходит борьба с грехами. И каждый день проходит в молитве. Великий дар — видеть свои грехи, каяться, плакать о них, чтобы Господь простил, — дается не каждому. Но когда происходит искреннее покаяние, Бог видит стремление исправить свою жизнь, и дает помощь небесную.

Цель православного христианина — пребывать с Господом, жить по заповедям и по догматике Святой Церкви. Да и вообще, в монастыре и в мирской жизни человек должен жить последним днем, быть готовым к смерти.

Мужчина должен жить так, как жил Христос. Быть духовно бедным, претерпевать страдания, делать людям только добро. Женщина же должна подражать Божией Матери.

Для меня монахи – ангельский чин. Своей сильной молитвой они могут сокрушать врагов. Конечно, это трудно, но если человек силен духом и верой, то Господь устроит так, чтобы он был спасен,— сказал в заключение Виктор.

ПОСЛЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Приходская жизнь монастыря не ограничивается богослужениями. Уже несколько лет проводятся ежемесячные вечера — «Духовное наследие». Правда в связи со стройкой и подготовкой к празднованию юбилея храма, их проведение временно приостановлено. И еще один минус — к сожалению, на подобные вечера приходят только прихожане. Удивительно, почему городские жители вовсе не интересуются церковной жизнью? Ведь именно так может начаться приобщение ко Христу. Хотя, что-то мне подсказывает, что население Чирчика все еще не отошло от влияния деструктивных сектантских культов, коих в городе было великое множество. Сейчас сектанты уже присмирели, многие люди поняли, что у «братьев» не найти истину. Но почему же одно поняли, а другое, — что Христос есть истинный Бог, — нет?

При монастыре издается стенгазета, где прихожане могут узнать новости Патриархии, информацию о предстоящих праздниках и богослужениях, прочитать объявления.

Существуют при монастыре и внебогослужебные собеседования.

Как и на службы, на собеседования ходят лишь взрослые, молодежи вообще нет.

С 1994 года здесь преподает Галина Дмитриевна Хрущева, окончившая филологический факультет Ташкентского государственного университета (ныне — Национальный Университет имени Мирзо Улугбека). Как и на всех приходах, при монастыре изучают Священное Писание, Закон Божий, поют духовные песнопения. Но есть и «чирчикское» отличие — прихожане проходят не только общецерковную историю, но и историю Русской Православной Церкви. У каждого ученика есть и словарь-справочник православного христианина, куда каждое воскресение старательно записываются новые термины.

После лекций, через воскресенье, обязательно идет повторение материала. Ученики не только отвечают по конспектам, но и выполняют самостоятельные работы, например, готовят рефераты.

Еще одно отличие чирчиских внебогослужебных собеседований — срок обучения. Здесь не учатся три или пять лет, это — школа на все времена. Именно поэтому некоторые прихожане ходят сюда 10, а то и 12 лет.

По словам взрослых людей, которые, несмотря на возраст, хотят учиться, узнавать о Боге, о Церкви, — они часто задают интересующие их вопросы, на которые отвечает и Галина Дмитриевна и отец Григорий.

Когда я зашла на урок, прихожане проходили термин «консистория». Говорили о том, что раньше было тяжело развестись. О том, что сейчас можно жениться и разводиться бесконечно. И наконец, о том, что сегодняшняя ситуация не самая хорошая.

Затем ученики во главе с Галиной Дмитриевной исполнили песнопения, которые будут петь на 110-летие храма.

Решив проверить знания чирчикских учеников, я задала им пару вопросов, на которые с легкостью получила ответы. Говорили мы и о Лицах Пресвятой Троице, и о поклонении иконам (молимся не деревяшке, а Первообразу), о влиянии сект и о многом другом.

НЕМНОГО О СТРОИТЕЛЬСТВЕ И СПОНСОРСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ

Долгое время в монастыре не велись строительные работы. Вся «стройка» ограничивается тем, что одно подремонтировали, другое подлатали... Только при отце Григории вместо обычной металлической ограды вокруг храма возвели кирпичную.

Сейчас храм готовят к празднику — ведутся отделочные работы фасада здания.

Все строительные работы совершаются своими силами, без спонсорской поддержки. А между тем, единственный мужской монастырь во всей Ташкентской и Среднеазиатской епархии (а это три страны — Узбекистан, Киргизия и Таджикистан) нуждается в вашей посильной помощи, уважаемые читатели.

Безусловно, строительство и ремонт — не самое главное в монастырской жизни. Но каждый из нас хочет, чтобы наш дом был красивым и уютным. А монастырь — не только дом для насельников, но и для Бога.

Ни отец Григорий, ни послушники не обмолвились и словом, о том, что им тяжело. Надеюсь, не обидятся они и на то, что я прошу читателей о помощи храму. Даже не просто храму — монашеской обители…

Узнать телефон Свято-Троице-Георгиевского монастыря вы можете, позвонив в Канцелярию Ташкентского и Среднеазиатского Епархиального Управления:

(+998 71) 233-33-21.

После посещения монастыря я поняла, что здесь спасаются. Для того, чтобы своими примерами спасать других. Все-таки монастырь меняет людей, приближает их к Богу. Здесь даже старушки какие-то особенные — выстаивают литургию, не шелохнувшись, не разговаривают, никого не укоряют. Прихожане и послушники приветливые, все друг другу помогают. И правда — семья.

Кстати, самому взрослому в этой семье — отцу Фаддею — 85 лет! В это трудно поверить, когда видишь улыбающегося дедушку, которому не дашь больше 70-ти. Кажется, я нашла для себя очередную разгадку. Иногда смотришь в глаза 25-летнему и кажется, что он старый, равнодушный ко всему. Потому что в нем нет Бога. А когда глаза пожилого монаха излучают столько света и тепла, понимаешь — в нем Христос. Первый раз по-настоящему поняла смысл фразы о том, что глаза — зеркало души. На самом деле, вы даже не представляете! Это значит, что при всей тяжести монастырской жизни, постоянной молитве, борьбе с собой, человек обрел Христа. Обрел!

Многая лета священнослужителям, насельникам, прихожанам и помощникам монастыря! Аминь.

Надежда ИСАЕВА

10 октября 2010 года