Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
О воспитательных задачах в деятельности социального отдела.
Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.[1]
Президент Узбекистана Ислам Каримов предложил объявить 2012 год Годом крепкой семьи (Мустахкам оила йили). Об этом он сказал в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции Узбекистана. "В то же время настоящий, глубокий смысл жизни каждого человека придает семья", - сказал Президент. Ислам Каримов сообщил, что государственная программа, которая вскоре будет разработана, охватит широкий комплекс задач, формирующих многогранное понятие "семья" - здоровье, образование, воспитание, усиление роли органов местного самоуправления и другие аспекты.[2]
В связи с этим, отдел социальной благотворительности ставит перед собой несколько важных задач - поддержка семьи, материнства и детства. Предполагается создание группы по поддержке семей с различными уровнями нужд, как материальных, так и нравственных. Группа должна существовать на базе юридической митрополии и объединять социальных работников и педагогов.
Как отметил Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, объявляя 2010 год - Годом гармонично развитого поколения, ”Мы ставим перед собой цель - создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающими требованиям XXI века, в котором им предстоит жить и трудиться” [3]. Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, на учебных занятиях в школе или с воспитателями в домах ребёнка. Именно тогда, когда дети решают самостоятельно, с кем быть и какими быть, они наиболее социально значимо раскрываются, реализовывают свою индивидуальность.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.[1]
Таким образом, основной целью работы отдела является нравственное становление, всестороннее развитие ребенка с малых лет до вступления во взрослую жизнь. Лишь нравственно богатые люди могут быть основой здорового общества и, соответственно, государства в целом.
Следовательно, предполагается создание педагогической группы, имеющей возможность оказывать помощь родителям в вопросах воспитания и обучения детей разного школьного возраста.
Основными функциями группы будут являться: [4]
- массово-досуговая;
- образовательно-развивающая;
- социализация (развитие человека во взаимодействии с окружающим миром);
- оздоровительная
Основными задачами группы будут являться:
- проведение консультаций нравственно-воспитательного характера;
- проведение посильных консультаций (репетиторство) с учетом материальной обеспеченности семей, вплоть до бесплатного оказания помощи.
Т.к. многие юноши и девушки, имея стремление к знаниям для овладения профессией, зачастую остаются “за бортом” высших образовательных учреждений, не имея материальной возможности готовиться к поступлению с высокооплачиваемыми специалистами. Отсюда разочарование, неуверенность в себе, своих силах, и, соответственно, развитие психологических недугов. Наша задача предотвратить подобные ситуации.
Также имеет место организация подросткового клуба, где у ребят была бы возможность участвовать в туристических поездках, которые будут осуществляться при оказании посильной трудовой помощи храмам и монастырям. Цель: воспитание подростков в трудовой деятельности и духовном росте для становления лидеров в нашем обществе, которые могут донести нравственные ценности для всех людей.
Предусматривается и организация работы с молодым поколением. Необходимо проводить лекции, тренинги, конкурсы, диспуты, беседы на жизненно важные, волнующие подростков темы. Также предлагается проводить молодежные слеты, экскурсии, вечера встреч с ветеранами для укрепления связи поколений. Ребята могут готовить концертные программы для ветеранов, посвященные Дню Памяти и Почести, для педагогов ко Дню Учителя и Наставника и т.д. Многие мероприятия, несомненно, будут находить отражение в телевизионных и радио передадачах. Такие встречи могут оказывать большое положительное влияние на молодежь.
Со временем отдел может взять под опеку и воскресную школу для детей при Свято-Успенском соборе. Занятия в школе обязательно должны проводиться как священнослужителями, так и педагогами-мирянами. Таким образом, должно происходить воцерковление малышей. Также и для их родителей должна работать воскресная школа, куда может записаться каждый желающий взрослый человек.
В условиях жизни XXI века человек сталкивается с различными проблемами, не говоря уже о ребёнке или подростке, для которых в переходный период жизни это свойственно. Социализация является одной из постоянных проблем в современном обществе, соответственно, помощь в решении многих жизненных проблем может быть оказана именно отделом социальной благотворительности.
В нашем государстве действует целый ряд общественных организаций, которые занимаются защитой прав семьи, публикуют интересную информацию по вопросам современных тенденций социальной поддержки семьи. Необходимо установить тесные контакты и долгосрочные проекты нашего отдела с данными общественными организациями в вопросах воспитания и гармоничной поддержки семейных устоев.
Мы должны разработать концепцию «Возрождения семьи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей». Концепция может стать попыткой изложения православного понимания того, по какому пути развития должно двигаться наше общество, исходя из традиционных, морально-нравственных ценностей.
И, конечно же, большое внимание должно быть уделено детям, оставленным без попечения родителей, детям-сиротам, детям-инвалидам, детям из неблагополучных семей. Предусматривается постоянное тесное сотрудничество с детскими домами, с интернатами и другими детскими учреждениями с целью оказания не только посильного внимания каждому ребёнку, но и принесение определённого вклада в нравственное, гармоничное воспитание детей, их адаптация к полноценной духовно богатой жизни.
Подводя итог, хотелось бы обратиться к словам К.Д. Ушинского:
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
Использованная литература:
1) Коваленко Ю., “Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности”;
2) Узбекистан, Ташкент, 8 декабря / корр. Trend Д. Азизов/;
3) Каримов И.А. “Высокая духовность – непобедимая сила”
http://www.uzbekistan.org.ua/ru/news/political_news/1140/html.
4) Климова С.В., “Развитие, воспитание и формирование личности в учреждениях дополнительного образования”.
Заместитель руководителя социального отдела
по воспитательной работе
Смирнова Ольга Станиславовна