Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
Что сказал Патриарх Кирилл, открывая заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 12 октября 2012 года?
Текст, безусловно, очень важный, подводящий черту под происходящим в стране, на планете и в Церкви и намечающий перспективы. Ключевые слова – свобода, право, ответственность, иерархия смыслов и ценностей. Фундаментальный принцип: не делай другому того, чего не хочешь себе. Результирующая: человек не может не творить, но, если он не будет возрастать, превосходя себя, то расчеловечиться, порабощенный бездной.
Собственно, в этом было, и есть самое главное искушение. Когда-то оно погубило Адама и Еву, а теперь превратилось в манифест культуры потребления: человек, ты всего лишь набор инстинктов и рефлексов, твоя свобода – шопинг, добро и зло – мифы, всё относительно, нет ничего высшего, только ты и твое ненасытное «хочу» должны править миром, который сейчас и здесь, в момент твоего выбора вручается тебе, стоит тебе поклониться этим, уже не совсем своим «хотелкам» до самой земли.
Цена вопроса – конвертировать внутренний мир в конвейер глумления над лучшим в себе, над другими, над миром и над его Творцом и Спасителем. Заткнуть уши, расслышав чей-то стон, плач, чью-то просьбу помочь. Научиться предавать всё и вся. Перестать различать в человеке человека, а в обществе – многих иных «человеков», чья боль может быть не менее интенсивной, чем наше сиюминутное удовольствие.
Иерархию смыслов питает родник благоговения – перед родителями (помните грех Хама?), перед чудом существования других людей (помните грех Каина?), перед Богом, желающим раздать Себя Своему творению, а особенно - человеку, как его венцу (помните, что случилось в раю, а затем на Голгофе?). Отказ различать эти смыслы означает отказ от роста вглубь и ввысь в пользу роста вширь.
Беда в том, что этот экстенсивный самозахват прилегающих территорий оборачивается жуткой тоской и теснотой. Человек, кого-то потребляющий, в то же самое время потребляем кем-то. Такой человек видит в своем мире не людей, а лишь их функции и пользы, которые за ними стоят. И сам он для других людей - не более чем кнопочка в игральном автомате.
И даже если весь мир ему удастся заполучить, не стоит забывать о том, что в саване карманов нет, ничего отсюда в вечность не возьмешь, кроме того, что ты отдал, чем поделился, что подарил. И каждый человек в глубине своей души предчувствует земной конец, слышит чей-то стук в свою совесть и пытается либо эти предчувствия и страхи заглушить, либо начать изменять себя.
И в этом, по мысли Патриарха, парадокс человеческого бытия. Оно распахнуто навстречу высшей радости, но может быть заточено в темнице человеческих страстей. Иными словами, человек пластичен и динамичен, он не стоит на месте, он движется во времени, но врастает в вечность. И на этом пути из варяг в греки ему очень важен верный навигатор, то есть, карта, компас и система координат. Но это уже вопросы о предназначении Священного Писания и Предания, о молитве и таинствах Церкви, наконец, о Боге, о Котором мы знаем, что Он есть любовь.
Именно к этим вопросам и подводит внимательного читателя вступительное слово Патриарха.