Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
Очень распространённое заблуждение, что люди встречают новый год, предаваясь различным весельям, наслаждениям, угождение чрева и чрезмерным употреблением горячительных напитков, которые погашают трезвость ума и которые приносят много зла. Люди думают, что, чем больше будет вот этого веселья, тем веселее и благополучнее будет год. Год может быть весёлым и благополучным только тогда, когда мы живём благочестиво и богоугодно, когда мы живём по вере, исполняя заповеди Божии. Только тогда Бог посылает своё благополучие. Когда же человек предаётся греху и наслаждению, то таким образом невозможно найти или получить благополучие.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 1 января 2025 г.
Что сказал Патриарх Кирилл, открывая заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 12 октября 2012 года?
Текст, безусловно, очень важный, подводящий черту под происходящим в стране, на планете и в Церкви и намечающий перспективы. Ключевые слова – свобода, право, ответственность, иерархия смыслов и ценностей. Фундаментальный принцип: не делай другому того, чего не хочешь себе. Результирующая: человек не может не творить, но, если он не будет возрастать, превосходя себя, то расчеловечиться, порабощенный бездной.
Собственно, в этом было, и есть самое главное искушение. Когда-то оно погубило Адама и Еву, а теперь превратилось в манифест культуры потребления: человек, ты всего лишь набор инстинктов и рефлексов, твоя свобода – шопинг, добро и зло – мифы, всё относительно, нет ничего высшего, только ты и твое ненасытное «хочу» должны править миром, который сейчас и здесь, в момент твоего выбора вручается тебе, стоит тебе поклониться этим, уже не совсем своим «хотелкам» до самой земли.
Цена вопроса – конвертировать внутренний мир в конвейер глумления над лучшим в себе, над другими, над миром и над его Творцом и Спасителем. Заткнуть уши, расслышав чей-то стон, плач, чью-то просьбу помочь. Научиться предавать всё и вся. Перестать различать в человеке человека, а в обществе – многих иных «человеков», чья боль может быть не менее интенсивной, чем наше сиюминутное удовольствие.
Иерархию смыслов питает родник благоговения – перед родителями (помните грех Хама?), перед чудом существования других людей (помните грех Каина?), перед Богом, желающим раздать Себя Своему творению, а особенно - человеку, как его венцу (помните, что случилось в раю, а затем на Голгофе?). Отказ различать эти смыслы означает отказ от роста вглубь и ввысь в пользу роста вширь.
Беда в том, что этот экстенсивный самозахват прилегающих территорий оборачивается жуткой тоской и теснотой. Человек, кого-то потребляющий, в то же самое время потребляем кем-то. Такой человек видит в своем мире не людей, а лишь их функции и пользы, которые за ними стоят. И сам он для других людей - не более чем кнопочка в игральном автомате.
И даже если весь мир ему удастся заполучить, не стоит забывать о том, что в саване карманов нет, ничего отсюда в вечность не возьмешь, кроме того, что ты отдал, чем поделился, что подарил. И каждый человек в глубине своей души предчувствует земной конец, слышит чей-то стук в свою совесть и пытается либо эти предчувствия и страхи заглушить, либо начать изменять себя.
И в этом, по мысли Патриарха, парадокс человеческого бытия. Оно распахнуто навстречу высшей радости, но может быть заточено в темнице человеческих страстей. Иными словами, человек пластичен и динамичен, он не стоит на месте, он движется во времени, но врастает в вечность. И на этом пути из варяг в греки ему очень важен верный навигатор, то есть, карта, компас и система координат. Но это уже вопросы о предназначении Священного Писания и Предания, о молитве и таинствах Церкви, наконец, о Боге, о Котором мы знаем, что Он есть любовь.
Именно к этим вопросам и подводит внимательного читателя вступительное слово Патриарха.