Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Престольный праздник Свято-Троице Никольского женского монастыря
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

Предстоятель Церкви: о нас, предстоящих вечности

 

Что сказал Патриарх Кирилл, открывая заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 12 октября 2012 года?

 

Текст, безусловно, очень важный, подводящий черту под происходящим в стране, на планете и в Церкви и намечающий перспективы. Ключевые слова – свобода, право, ответственность, иерархия смыслов и ценностей. Фундаментальный принцип: не делай другому того, чего не хочешь себе. Результирующая: человек не может не творить, но, если он не будет возрастать, превосходя себя, то расчеловечиться, порабощенный бездной.

Собственно, в этом было, и есть самое главное искушение. Когда-то оно погубило Адама и Еву, а теперь превратилось в манифест культуры потребления: человек, ты всего лишь набор инстинктов и рефлексов, твоя свобода – шопинг, добро и зло – мифы, всё относительно, нет ничего высшего, только ты и твое ненасытное «хочу» должны править миром, который сейчас и здесь, в момент твоего выбора вручается тебе, стоит тебе поклониться этим, уже не совсем своим «хотелкам» до самой земли.

Цена вопроса – конвертировать внутренний мир в конвейер глумления над лучшим в себе, над другими, над миром и над его Творцом и Спасителем. Заткнуть уши, расслышав чей-то стон, плач, чью-то просьбу помочь. Научиться предавать всё и вся. Перестать различать в человеке человека, а в обществе – многих иных «человеков», чья боль может быть не менее интенсивной, чем наше сиюминутное удовольствие.

Иерархию смыслов питает родник благоговения – перед родителями (помните грех Хама?), перед чудом существования других людей (помните грех Каина?), перед Богом, желающим раздать Себя Своему творению, а особенно - человеку, как его венцу (помните, что случилось в раю, а затем на Голгофе?). Отказ различать эти смыслы означает отказ от роста вглубь и ввысь в пользу роста вширь.

Беда в том, что этот экстенсивный самозахват прилегающих территорий оборачивается жуткой тоской и теснотой. Человек, кого-то потребляющий, в то же самое время потребляем кем-то. Такой человек видит в своем мире не людей, а лишь их функции и пользы, которые за ними стоят. И сам он для других людей - не более чем кнопочка в игральном автомате.

И даже если весь мир ему удастся заполучить, не стоит забывать о том, что в саване карманов нет, ничего отсюда в вечность не возьмешь, кроме того, что ты отдал, чем поделился, что подарил. И каждый человек в глубине своей души предчувствует земной конец, слышит чей-то стук в свою совесть и пытается либо эти предчувствия и страхи заглушить, либо начать изменять себя.

И в этом, по мысли Патриарха, парадокс человеческого бытия. Оно распахнуто навстречу высшей радости, но может быть заточено в темнице человеческих страстей. Иными словами, человек пластичен и динамичен, он не стоит на месте, он движется во времени, но врастает в вечность. И на этом пути из варяг в греки ему очень важен верный навигатор, то есть, карта, компас и система координат. Но это уже вопросы о предназначении Священного Писания и Предания, о молитве и таинствах Церкви, наконец, о Боге, о Котором мы знаем, что Он есть любовь.

Именно к этим вопросам и подводит внимательного читателя вступительное слово Патриарха.