Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.
Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.
12 октября 2012 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Предстоятель обратился к собравшимся со вступительным словом.
Сердечно приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. Сегодняшняя повестка дня является продолжением нашего предыдущего заседания. Мы должны обсудить выполнение решений Архиерейского Собора 2011 года с тем, чтобы подготовить повестку дня Собора 2013 года. Полагаю, анализ того, что произошло в церковной жизни после Собора 2011 года, должен быть в центре внимания будущего Собора.
Высший Церковный Совет все чаще и чаще подтверждает свою роль не только как орган высшего церковного управления, но и как инициатор общественных дискуссий, важных для Церкви и для общества. Например, принятое нами заявление по делу об осквернении Храма Христа Спасителя остро поставило вопрос о недопустимости оскорбления религиозных чувств людей.
Эта проблема связана с пониманием свободы человека. Как известно, Русская Православная Церковь разработала в 2008 году специальный документ — «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека», и положения этого документа актуальны и сегодня. В документе недвусмысленно подчеркивается важность этих категорий и утверждается, что они работают на благо человеческой личности только в нравственных координатах, — речь идет и о свободе, и о достоинстве, и о правах человека.
Тем не менее, Церковь продолжают надуманно обвинять в том, что она выступает против свободы слова, в том, что церковная традиция якобы исключает разномыслие. Это абсолютно не соответствует действительности. Без свободного слова Православие обеднело бы на сотни богословских трудов, без свободы творческого самовыражения не было бы многообразнейших образцов иконописи и церковной архитектуры. Свобода слова и творчества — это важные ценности, они, как и свобода вообще, неотъемлемы от образа Божия в природе человека.
Но любую свободу можно обратить во зло. И общество в целом, и религиозные общины должны искать золотую середину между произволом и принудительным ограничением свободы (через что Отечество наше прошло в минувшем ХХ столетии). Для личности и для общества опасны призывы идти по пути раскрепощения человеческих страстей. Опасны утверждения, что различения между добрым и злым словом, между творчеством и упадочной безвкусицей настолько сложны, что проще все разрешить, причем разрешить повсюду, не только добровольно, но и принудительно.
Достоинство человека, неразрывно связанное с его добродетельной жизнью, исключает использование свободы и творчества в разрушительных целях. Достоинство человека предполагает уважение к его святыням, к памяти родных и близких, к истории его народа. Православный человек не будет глумиться над символами иных религий не потому, что они святы для него, а потому, что это оскорбительно для человека, придерживающегося таковых убеждений. Но подобного мы вправе ожидать и от всех наших соотечественников, верующих и неверующих.
Если же эту черту кто-то переступает — он ставит себя вне общества. Подобный разумный и справедливый подход призвано поддерживать не только само общество во имя самосохранения и общего благополучия, но и государство.
Конечно, это непростая задача, потому что спонтанная реакция на оскорбление с одной стороны, хотя и в редких случаях, но, тем не менее, сопровождается оскорблениями и с другой стороны. Православным людям нужно научиться с достоинством отстаивать свои гражданские права и защищать свои религиозные чувства.
Высший Церковный Совет по существу уже актуализировал эту тему, и мы не должны упускать из виду развития дискуссии, думая о том, чтобы система защиты чувств верующих, да и неверующих, была подлинно эффективной и строилась на твердом правовом и нравственном базисе.
Этими словами я бы хотел открыть очередное заседание Высшего Церковного Совета.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси