Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

В первые века христианства апостолы проповедовали слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуя о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, и других членов этого собора, были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосушен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное.


Из проповеди в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Ташкента 16 июня 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
В Ташкентcкой епархии на выставке-форуме «Радость Слова» говорили о вреде нецензурной (инфернальной) лексики
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

 “Mне часто кажется, что еще когда я была ребенком, во мне было желание помогать тем, кто страждет”

Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна (Романова)

 

Яркая, удивительно наполненная событиями жизнь Великой Княгини Елизаветы Феодоровны являет собой один из самых впечатляющих примеров самоотверженного служения Богу и людям. Сколь многое в своей недолгой жизни она успела сделать, увенчав свой земной путь мученическим подвигом. 

Мать Великой Княгини Елизаветы Феодоровны Великая Герцогиня Гессенская Алиса может быть по праву отнесена к числу наиболее замечательных людей. Талантливая, благородная, милосердная Алиса создала женское общество по линии Красного Креста Alice Frauen Ferein. Масштабы развернутой ею благотворительной деятельности были огромными. Многие люди именно через Алису проникались состраданием к бедным и нуждающимся в помощи.

Едва еще только повзрослев, дети великогерцогской четы уже приучались к делам милосердия и любви. Элла (такое имя Великая Княгиня носила до перехода в православие) и ее сестры часто посещали больницы, дома для инвалидов, сиротские приюты. Приносить букеты в палаты больных, делать что-то для бедных своими руками – это был целый мир для маленькой Эллы : «Мы вязали куртки для бедных детей!»

Идею спасения души через труд  будущая подвижница воспримет настолько глубоко, что ее влияние окажется ощутимым на протяжении всей жизни преподобномученицы.
               По приезде в Россию дела милосердия составили для Великой Княгини большую внутреннюю потребность. Первопрестольную, ее народ она очень любила. Поистине яркий след оставила она в истории столицы. Всякий разговор о Москве конца XIX начала  XX столетий окажется неполным, если не будет упомянуто имя Елизаветы Феодоровны.
            Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и ее августейший супруг Великий Князь Сергей Александрович вели широчайшую благотворительную деятельность. Дни Елизаветы Феодоровны были расписаны по часам. Она старалась не упускать из виду несчастных и  обездоленных, всех нуждающихся в помощи. Ее благотворительность не была прихотью светского человека. Насущная потребность души призывала ее к добрым делам. Не только замечательным организатором выступала она, но и многое сделала своими собственными руками.

   Первоначально ее благотворительность как-будто бы следовала протестантской традиции. Созданные при ее участии благотворительные организации и комитеты именовались Елизаветинскими, как когда-то имя ее матери Алисы присваивалось благотворительным организациям в Дармштадте.

Приобщение к истинному христианству, более глубокое знакомство с Россией заставили Елизавету Феодоровну иначе взглянуть на дела милосердия.

«Милости хощу, а не жертвы» (Мф 12,7) - глубину этих евангельских слов она постигает все больше и больше. Где нет самозабвенной любви к Богу и ближним, убеждается она, там нет и настоящего милосердия.

В Петербурге она возглавила  Первый Санкт- Петербургский Дамский Комитет Российского Общества Красного Креста. Комитет оказывал помощь населению местностей, пострадавших от эпидемий и неурожаев. Этот же комитет организовал общину сестер милосердия с амбулаторией при ней. Связь с Красным Крестом у Великой Княгини не разорвется и в дальнейшем. Во время русско-японской войны она организует в Кремле склад общества Красного Креста для Маньчжурской армии.

  Также в Петербурге было создано Елизаветинское общество по оказанию помощи детям неимущих родителей. В приюты для беспризорных Елизавета Феодоровна направляла продукты питания и одежду; некоторые из этих приютов были созданы на ее собственные средства. Детское образование также входило в круг ее забот. Одна из лучших в Москве женских гимназий находилась под опекой Великой Княгини.

   Милосердие становится для нее главным делом – именно в нем она находит удобнейший путь для исполнения заповедей Евангелия. Своими собственными руками Елизавета Феодоровна изготовляет вещи для благотворительных базаров в пользу бедняков.

 Приходя в лазареты, добросердечная и сострадательная, она нередко читает больным. «Нынешняя жизнь готовит нас к будущей» - пишет она, немалые труды уходят у нее на попечительство над обществом неимущих и медико-филантропическим обществом. Также Елизавета Феодоровна посещает больницы и тюрьмы. Ее поддержку получают не только благотворительные организации, но и научно-просветительские и культурные общества.
            Немалые заботы Великая Княгиня проявляет о медицинской и социальной помощи крестьянам подмосковного села Ильинское (летняя резиденция Великокняжеской четы). Прежде всего она стремится снизить детскую смертность. В Ильинском Елизавета Феодоровна организует больницу для женищин. Желая оказать крестьянам этого села материальную помощь, она организует ярмарки, где устраивается беспроигрышная лотерея: байковые одеяла, платки, ситец на платья, рубахи, самовары, фарфоровые чайники и чашки с блюдцами получали ее участники. 

Во время русско-японской войны Великая Княгиня открыла в Ильинском военный лазарет. Становятся регулярными ее посещения раненых. По ее инициативе и под ее руководством создаются комитеты по обеспечению вдов и сирот, особый комитет помощи войнам, пострадавшим в Маньчжурии. Стараниями Великой Княгини в деятельности комитета приняли участие такие известные русские купцы как Бахрушин, Рукавишников, Гучков. В годы войны Елизаветой Феодоровной были также организованы ясли для детей фронтовиков, санатории для раненых воинов. Из Москвы на Дальний Восток уходят организованные Великой Княгиней санитарные поезда. Со склада, оборудованного в Кремлевском дворце, на фронт отправляются продукты питания, подарки для солдат, иконки, молитвословы и даже походные церкви. Кремлевский склад она посещает ежедневно. При нем  открыт отдел пожертвований и отправки посылок. Елизавета Феодоровна находит часы и на то, чтобы самой принимать пожертвования.  

Благотворительность Великой Княгини распространялась и на монастыри. В начале 1910 года она профинансировала большую часть затрат на сооружение домовой церкви для известного старца Спасо-Елеазаровой пустыни, схиархимандрита Гавриила, который был духовным наставником Елизаветы Феодоровны.

 

«Я возложила это на себя не как крест,

а как некий путь, полный света,

 который Господь показал мне после смерти Сергея

и который за многие и многие годы до этого

начался в моей душе…»

 

из письма Великой Княгини Елизаветы Феодоровны

императору  Николаю II (1909 год)

 

 Великой Княгине было уготовано особое поприще – трудиться и жить в Обители, какой еще не было на Руси. Желание угождать Господу вместе с сестрами-
единомышленницами теперь ожидало своего практического воплощения в полном соответствии с православными канонами.

Разрабатывая основы будущей обители, Елизавета Феодоровна намеревалась соединить немецкую организованность с российской православной традицией. Древний институт диаконисс – вот что привлекает ее наибольшее внимание. Подвиги прославленных нашей церковью святых жен- диаконисс Фивы, Феосевии, Татианы и безграничных в своей любви к ближнему Олимпиады, Макрины, Павлы и Нины глубоко волнуют ее душу. Великая Княгиня воздает похвалы и русским служительницам милосердия – св Юлиании Осоргиной, св Евфросинии Полоцкой и другим. «Как древние мироносицы и как святые жены-диакониссы, - пишет Елизавета Феодоровна, - так и наши русские подвижницы милосердия умели одновременно соединять в себе и образ евангельской Марфы и образ Марии». Великая Княгиня понимает насколько дорого в очах Божиих служение этих святых жен.           

По словам преподобномученицы, цель существования возникшей обители состояла во-первых, в служении милосердию во имя святой церкви; во-вторых, встать рядом с монастырями, разделить с ними труды спасения на местах скорби и греха, идти ко всем нуждающимся в образе апостольского служения святых жен-мироносиц Марфы и Марии, идти к бедствующим духовно и телесно, чтобы нести им свет Христов и радость Его.

Приобщать людей ко всему церковному – это была едва ли не главная задача сестер на ниве духовного просвещения. Так, например, двери больничного храма в обители держались открытыми, так, чтобы больные, лежавшие в смежной палате, могли внимать церковной службе.

В организованной при обители воскресной школе для девушек и женщин преподавали сами марфо-мариинские сестры. Открытый при обители кружок «Детская лепта» много способствовал созиданию воли к трудам на благо ближним. Участники этого кружка приняли на себя задачу хотя бы что-то сделать своими собственными руками для бедных детей.

Невзирая на все трудности сестры обители и ее августейшая настоятельница шли даже в самые грязные трущобы, чтобы нести высокое миссионерское служение – жечь сердца заблудших Христовым словом. Сестры упорно боролись за спасение каждой удалившейся от Господа души.

Одним из главных направлений милосердной деятельности сестер была медицинская помощь. Со временем в обитель начинают поступать и больные, считавшиеся неизлечимыми. За их жизнь боролись не только медицинскими средствами, но и молитвой. У постели умирающих нередко часами просиживала сама Великая Княгиня. Она же читала Псалтирь по уже отошедшим.

Общаясь с больными, Елизавета Феодоровна не боялась никакой инфекции, когда благодарные люди обнимали ее : «Для чистого все чисто» (Тит 1, 15). Великая Княгиня была отличной операционной сестрой. Однажды в обитель была привезена кухарка, случайно пролившая на себя горящий керосин. Елизавета Феодоровна собственноручно дважды в день меняла ей повязки. Великая Княгиня принимала участие и в ежедневно проводившихся обходах больных. «Великой Матушкой» называли Елизавету Феодоровну исцеленные больные. В больнице обители практиковали лучшие врачи; но самым существенным средством всегда считали исповедь и причастие. Помочь подготовиться умирающему к переходу в вечность считалось важнейшей задачей.

В общей сложности 34 врача вели безвозмездный прием в амбулатории обители Марфы и Марии. В 1913 гбыло около 11000 премов. Отпуск лекарств для бедных производили также бесплатно, для остальных – с большой скидкой. Марфо-мариинские сестры оказывали медицинскую помощь на дому; готовили для немощных горячую еду. Много тысяч бесплатных обедов было предоставлено за счет обители, они выдавались на дом.

Великую помощь от обители получали и жители Хитрова рынка, где, в основном, проживали безработные, опустившиеся люди. Настоящим праздником для людей, влачивших нищенское существование, становились устраиваемые обителью Рождественские елки. Уже в первые годы при обители было открыто убежище для чахоточных женщин. Для него было прспособлено здание имевшее 10 комнат. В 1910 году в убежище находилось 65 человек; 35 женщин,  почувствовав значительное облегчение выписались. В 1911 году в школе для девочек, организованной при обители, воспитывалась будущая супруга художника П.Д.Корина. Елизавета Феодоровна лично приняла участие в судьбах по крайней мере 9000 детей. Даже поиском мест для безработных занимались марфо- мариинские сестры.
Великую Княгиню так почитали, что нередко облагодетельствованные ею становились на колени, чтобы поцеловать края ее одежды. «Как ангел милосердия и любви Вы являетесь в лазаретах, госпиталях и приютах со словом утешения и ласки»- слова преосвященнейшего епископа Георгия (Ярошевского) о Елизавете Феодоровне.

 «Я полна совершенным миром, - писала Елизавета Феодоровна, - а совершенный мир есть совершенное счастье… мне Господь дал в этой жизни прекрасную работу… я буду стараться делать все, что от меня зависит, и , вложив свою руку в Его, пойду без страха вперед, сколько бы скорбей и упреков ни приготовил для меня мир». О Святая, ты доказала истинность этих слов и на месте своей гибели. Тебе поем мы слова благодарности : ведь и нас, спустя десятки лет, согревает свет твоей Обители. «Милая, дорогая, ты там царствуешь на небе, вспомни нас!» - слова одной из насельниц Марфо-Мариинской Обители.