Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.

 

Из проповеди

после Божественной литургии

в Свято-Успенском кафедральном

соборе города Ташкента

от 17 марта 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Лестница духовного восхождения
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
16 Декабря 2015

Зачем «Катихизис» крещеной вере?

Зачем «Катихизис» крещеной вере?

Катихизация – еще недавно только теоретическое понятие, в последнее время приобрело совсем уже конкретизированное звучание. Практика бесплатного совершения таинства крещения, постепенно, с трудом, но все-таки становится нормой в Русской Православной Церкви. Предполагается, что скоро не только в отдельных епархиях, но и везде, там, где есть храмы московской юрисдикции, св. крещению будет предшествовать обязательное посещение огласительных/катихизационных занятий. Так, что это значит, так сказать «по факту»? Что, не на бумаге, а в реальности происходит в тех епархиях, где вводятся такие беседы с желающими креститься?

 

И здесь, не претендуя на подробный анализ, можно высказать, по крайней мере, два соображения.

 

Во-первых, при введении обязательной катихизации неизбежно падает валовое число традиционных крещений. Ведь если раньше, человек, каким-то образом причислявший себя к православному исповеданию, мог запросто принести своего ребенка в храм, и, заплатив условленную сумму, удовлетворить свои религиозные потребности. То теперь – плата за совершение таинства существенно снижается или отменяется вовсе, но, только при условии, что он сам или крестные, т.е. восприемники его ребенка, пройдут через установленное число катихизационных занятий. То есть, если ты желаешь принять крещение, или хочешь, чтобы крестили твоего ребенка, то тебе нужно посетить лекции, из которых ты сможешь узнать, зачем вообще необходимо таинство св. крещения, и с Кем именно во время него соединяется (буквально – сочетовается) новаоначальный христианин.

Конечно, инерция прошлого еще слишком велика, и многим из наших «захожан», т.е. тем, кто только временами заходит в храм, такая практика зачастую неудобна и непонятна. Она кажется им чем-то вроде усиления церковной бюрократии. Вроде как «теперь и креститься можно только через бумажку с печатью». Но попробуем разобрать это положение с несколько иной стороны.

Рядовой, так сказать среднестатистический, «захожанин», это к нашим стыду и боли, совсем не сознательный христианин, а сторонник весьма специфической «крещеной веры». Для него, как правило, главным является сам факт крещения в православном храме, а вот последовательное исполнение религиозных обязанностей – совершенно необязательно.

Еще недавно, можно было спросить молодых родителей, стоящих возле церковных баптистериев, и ожидающих очереди на крещение своих младенцев: «А для чего вы приносите сюда детей?». И получить следующие, очень характерные, ответы:

– Нас крестили, и мы хотим, чтобы дети были крещеные.

– Так положено, обычай такой.

Таким образом, основной мотивацией для подавляющего большинства желавших «окрестить» детей, было исполнение народного обычая.

Еще более примечательные ответы можно было получить и на вопрос о том, «по какому принципу вы избираете крестных для своих детей?». Обычно родители говорили следующее:

– Это наши родственники.

– Это наши друзья.

Или:

– Это наши друзья, мы хотим с ними породниться.

Как видим, главным побуждением при выборе восприемников, служило желание либо укрепить уже существующие родственные связи, либо – приобрести новые. И это иногда порождало совсем уже курьезные ситуации.

Как-то одного моего знакомого священника спросили пришедшие договариваться о крещении родители:

– Батюшка, а можно крестным у нашего ребенка станет наш друг Файзулла? Вы не представляете, какой это прекрасный человек, он так много хорошего для нас сделал.

Вместо ответа священник с удивлением спросил:

– А он что – христианин?

– Нет, конечно, – поспешно замахали руками родители, – он не крещенный!

Батюшка долго объяснял им, что не-христианин физически не может быть восприемником у православного ребенка. Но добиться хоть какого-то понимания ему так и не удалось…

Нормально ли такое отношение к таинству крещения, если рассматривать его с церковно-исторических позиций? Нет, совершенноненормально! Наше время далеко не похоже на эпоху более или менее всеобщего христианства, наступившую после принятия Константинова эдикта (313 г). На данный момент нет ничего даже отдаленно напоминающего византийскую симфонию властей, при которой религия была центральной составляющей жизни любого жителя христианской империи. Однако давно уже нет на карте мира христианских империй, и религию теперь принято рассматривать лишь частное дело, обусловленное только свободой выбора…

Читать полностью

В наше время Церковь живет в условиях более напоминающих эпоху первых трех веков христианской истории, но только с той поправкой, что большинство номинальных христиан (т.е. тех же «захожан»), разительно напоминает античных язычников. Здесь отчасти сказывается и наследие пресловутых 70-ти лет принудительного атеизма, и наша собственная зацикленность на строительных делах в тот 20-тилетний период, прошедший после падения советского государства. В любом случае, необходимо возвращение к тому институту катехумената, какой существовал в доконстантиновскую эпоху. Когда прежде крещения, человек, желающий стать христианином, проходил научение в основах той веры, которую сознательно хотел принять.

Естественно, в наше время такое научение (оглашение, катихизация) не может быть растянута на годы, как это иногда бывало в древности, но она, даже в сокращенном варианте, является насущной потребностью. Ведь иначе нам придется и далее крестить детейневерующих родителей, в присутствии неверующих же «крестных».

В подтверждение написанного приведу случай из собственной практики:

Несколько лет тому назад, когда я еще преподавал «Сравнительное богословие» в Ташкентской семинарии, на мою лекцию неожиданно смогли прийти несколько священников с заочного отделения. В тот раз мы разбирали католическую сакраментологию (учение о таинствах), и я подробно остановился на ее критике с православных позиций. Надо сказать, что во многих наших учебниках католическое вероучение представлено в таком виде, что современные католики не перестают изумляться, насколько оно в этих книгах выглядит архаичным, и непохожим на действительную реальность. Замечу, что тогда я подробно остановился на той особенности латинской сакраментологии, согласно которой каждое таинство действительно уже в силу того, что оно совершено правильным образом и с произнесением положенных формулировок. Эта теория, на данный момент не особо актуальна для Римской Церкви, но до II Ватиканского собора она была вполне общепринятой, и считалось, что если миссионер-иезуит целенаправленно и троекратно окропит водой совершающего ритуальное омовение индуса, то тот сможет считаться христианином, если не практически, то, по крайней мере, в теории.

Так вот, излагаю я все вышеописанное, и как полагается критикую, в полном соответствии с требованиями учебной программы. Выдвигаю один аргумент против, озвучиваю другой… Но в момент, когда я стал говорить, что у нас, в Православной Церкви, подобное отношение к таинствам решительно невозможно, один из батюшек вдруг взял слово. Видимо, у него явилась настоятельная потребность заявить о наболевшем.

Священник встал и решительно сказал:

– Как это невозможно?! Да у нас все намного хуже! Нам приходится крестить детей даже когда ни родители, ни крестные, не знают Кто такой Христос и что такое православие!

К моему удивлению его поддержали прочие, присутствовавшие на лекции священнослужители. Все они единодушно отмечали, что крещение в нашей приходской практике считается действительным уже в «силу сделанного», независимо от того, имеют ли хоть какую-то веру «окрещенные» люди, принесшие детей в церковь только для исполнения ветхой народной традиции…

К сожалению, легко предположить, у наших «захожан», обычно не жалеющих денег для удовлетворение религиозных потребностей, времени на посещение катихизаторских бесед хватать не будет. Уже сейчас отказ священников совершать таинство св. крещения за мзду, без катихизации, порождает либо громкие жалобы на «бюрократов в рясах», либо сердитые заявления типа: «Я в церковь ходить не буду, мне там ребенка окрестить отказались!». А иногда, только услышав о необходимости посетить шесть, восемь или двенадцать бесед, «захожанин» разворачивается и начинает усиленно искать храм, в котором крестят по старинке, в согласии с таксой, вывешенной на доске объявлений.

Повторюсь, такое дремучее религиозное состояние «захожан» – это боль нашей Церкви, и стыд для нас – более или менее воцерковленных православных. Но и возвращаться к прежнему положению с бездумно платным крещением, совершенно невозможно. Все таки, крещение должно быть Таинством соединения со Христом и нового рождения от воды и Духа, а не просто красивым обычаем…

 

Во-вторых, практика обязательных огласительных бесед возрождает в нашей Церкви древний институт катихизаторов. Некогда апостол Павел писал, обращаясь к римским христианам: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим 10:14). И эти слова и сейчас не потеряли своей актуальности и сакрального смысла. Очень редко, буквально в экстраординарных случаях, человек может получить научение непосредственно от Бога. Чаше он научается от людей. В задачу катихизатора входит именно научение основам христианской религии. Он должен передать другим ту веру, которой он сам был научен, и сделать это по возможности доходчиво и понятно. На мой, сугубо личный взгляд, служение катихизатора это искусство объяснять Божественные вещи неприспособленным для этого человеческим языком.

А если не уклоняться в патетику, то вполне можно согласиться с тем, что основной задачей нашей Церкви в обозримом будущем будет не миссионерство среди иноверных, а реальное возвращение к сознательной вере номинальных христиан. То есть, тех наших «захожан», которые когда-то в детстве приняли святое крещение, но не получили даже отдаленного представления об основах православного христианства. По сути дела это тоже миссия, но вот только не среди чужих, а среди своих, для которых мы все еще остаемся чуждыми и чужими. Таковы парадоксы современной религиозной ситуации на постсоветском пространстве, и слепо игнорировать их могут только идеалисты, совершенно оторванные от реальности.

По этой причине катихизаторы необходимы не только при соборных храмах, но и на любом, пусть даже совсем малочисленном приходе. Священнослужители обычно перегружены литургическими и административными обязанностями, и квалифицированный катихизатор может только облегчить тяжелую ношу приходского служения. Естественно, что здесь могут возникнуть некоторые проблемы чисто технического характера, к примеру, о твердой оплате этой должности. Но при наличии доброй воли и желания со стороны настоятеля, или же – епархиального начальства, они вполне разрешимы.

Труднее дело обстоит с тем, откуда собственно брать катихизаторов, да еще и квалифицированных. На соседних деревьях, что совершенно понятно, они не растут. И, следовательно – необходимо открывать Катихизаторские отделения, то есть специализированные факультеты при учебных заведениях Московского Патриархата. Пока же такие отделения, насколько мне известно, существуют только при Свято-Тихоновском Православном университете, и… при Ташкентской Духовной семинарии. Но вполне возможно, что аналогичные факультеты будут устраиваться и при других семинариях и богословских институтах. С введением обязательной катихизации новоначальных, обострится и нужда в специалистах, что может вызвать закономерное увеличение числа центров, в которых оных будут подготавливать.

Однако, все это дело будущего, а пока Русскую Церковь ожидает длительная и весьма трудная работа по возвращению тех, кто вроде бы и крещен, но в реальности находится далеко от церковной ограды. И ситуация здесь, как мне кажется, мало чем разниться от апостольских времен: жатвы, по-прежнему много, а делателей – мало…

 

В наше время катихизация необходима, даже если она еще непривычна и вызывает споры и конфликты. С православным «Катихизисом», кратким изложением веры, должен ознакомиться любой, даже номинальный, христианин. Хотя бы для того, чтобы знать, на что именно согласились его родители или крестные, когда за него заученно ответили на вопрос священника: «Сочетаваешися ли со Христом?». Хотя бы для того, чтобы понять какую именно религию он должен исповедовать, и чем именно она отличается от буддизма или «Живой этики».

А может быть еще и для того, чтобы, наконец, встретиться со Христом. Встретиться по-настоящему, почти физически...

Митрополит Антоний (Блум), человек живой веры и замечательный проповедник, как-то вспоминал, что в молодости, в скаутском лагере, присутствовал на вероучительных беседах со священником. Честно говоря, они его совершенно не вдохновили, и чтобы отделаться от христианства он решил прочитать Евангелие. Так, значит, решил: прочитаю, посмотрю на жизнь Иисуса и отложу все это подальше от себя. Для чтения он тогда выбрал самое короткое Евангелие – от Марка, – не зная еще, что оно и предназначалось для римского молодняка. Молодых нерелигиозных людей, как раз таких, каким он был сам.

Он стал читать, и постепенно понял, что прямо напротив него, на другом конце стола, сидит Тот, от Кого он решил отделаться – Христос… А далее, для будущего митрополита началось теперь уже совершенно сознательное христианство.

В этой невыдуманной истории для меня всегда было интересным следующее: стал бы владыка Антоний искренним христианином, если бы тогда в скаутский лагерь приехал священник горячо, с увлечением, говоривший о вере и православии? Или, по какой-то ускользающей от человеческого ума причине, там нужен был именно такой – скучно нудевший и мямлящий батюшка? Бог знает…

В любом случае, формализм при проведении катихизации может оттолкнуть человека от Церкви, и не факт, что он пойдет по пути митрополита Антония. Господь часто исправляет погрешности дел человеческих, а ведь может и поставить в вину нам за нудность и невнятность.

Свои весьма надо сказать краткие я, пожалуй, закончу вопросом, вынесенным в заглавие этой статьи: зачем «Катихизис» крещенной вере? Отвечу: наверное для того, чтобы она перестала быть просто «окрещенной», а стала бы по-настоящему – православной.


Автор: Роман Дорофеев



назад к списку новостей