Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.

 

Из проповеди

после Божественной литургии

в Свято-Успенском кафедральном

соборе города Ташкента

от 17 марта 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Митрополит Викентий: «Когда мы со Христом, все переносится легче»
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
16 Сентября 2014

Как научиться во всем видеть Бога?

Способность воспринимать происходящее духовно становится проверкой для нас: какие мы христиане и христиане ли вообще?

Сломался лифт в высотном доме... Надо подниматься пешком на пятнадцатый этаж. Почему один человек делает это, сетуя на незадавшийся с самого утра день, кляня, на чем свет стоит, службу эксплуатации лифтов, прочих жильцов дома, а другой бодро говорит: «Слава Богу! Спортом не занимаюсь, так хоть сейчас небольшую нагрузку себе дам, кровь в жилах разгоню, жирок растрясу»?

В чем причина такого различия? Кажется, сегодня это принято объяснять тем, какой у человека тип мышления – позитивный или, наоборот, не позитивный. Но как ни назови, а суть в следующем: кто-то склонен в любой мало-мальски непростой ситуации унывать и малодушествовать, начиная с ропота на обстоятельства и быстро переходя от него к обвинениям в несправедливости и даже жестокости Самого Бога, а кто-то, понимая всю бесплодность и, больше того, разрушительность такого отношения, стремится из всего, в том числе из трудностей, извлекать хоть какую-то пользу.

Я очень хорошо помню, как однажды, много лет тому назад, рассказывал одному близкому мне человеку о том положении, в котором оказался отчасти по своей неопытности, отчасти по неблагонамеренности окружавших меня в тот момент людей. На душе было очень горько, так противно и глупо все обернулось… Что можно было тут сказать, какое утешение предложить? Но утешение последовало – неожиданное и тем более замечательное.

– Что ж, – вздохнул, выслушав невеселое повествование, мой собеседник, – очень жаль, что так, но и это – опыт.

Опыт… Конечно, опыт, причем крайне ценный. И он, вне всякого сомнения, сделал меня богаче. Понимание этого действительно утешило меня и утешало еще не раз, когда мне приходилось так же непросто.

Но это все – о делах в большей степени житейских, о мышлении позитивном. Гораздо важнее другое, то, что относится к области по преимуществу духовной. Назовем это так: способность духовного восприятия или, что в данном случае то же самое, духовного отношения.

Позитивное мышление учит находить во всем что-то полезное и рациональное, что может пригодиться человеку здесь, на земле. А духовное восприятие, духовное отношение к происходящему с нами дает несравненно больше: оно позволяет понять, ради чего попускает нам что-либо пережить или перетерпеть Господь, какой в этом смысл и насколько это может пригодиться нам в вечности.

И от нас зависит, как смотреть на все – замыкаясь в текущем моменте, оставаясь в рамках лишь нынешней, скоро преходящей и скоро разрушающейся жизни, или же – в перспективе той самой вечности, к которой мы день за днем неуклонно, неотвратимо стремимся. Эта способность – воспринимать происходящее духовно – или же отсутствие ее и становится зачастую, наряду с отношением к смерти, проверкой для нас: какие мы христиане и христиане ли вообще.

Как проявляется, в чем заключается духовное восприятие? Вот простые, знакомые, наверное, практически каждому примеры. Начальник на работе никогда не похвалит, всем недоволен, как ты ни стараешься, как ни выбиваешься из сил, угодить ему не удается. Тебя ругают, на тебя показывают как на никуда не годного работника, к тебе несправедливы.

При этом уйти ты не можешь: некуда, да и саму работу, сам коллектив ты любишь, привязан к ним. И что остается? Терпеть, пить горстями валерьянку вперемежку с афабозолом, да тихо ненавидеть начальника, чувствуя, как эта ненависть разрушает тебя изнутри, превращает в какого-то другого, тебе самому чужого и неприятного человека?

Либо… Либо сказать себе: «Я делаю все как должно, моя совесть ни в чем не обличает меня сейчас, но я гордый, я самолюбивый, я никуда не годный христианин, и потому Бог послал мне это лекарство, этого руководителя, находясь рядом с которым, я хотя бы по необходимости смиряюсь. Слава Тебе, Господи, не оставляющему меня погибнуть в моих страстях, но дарующему такую возможность для исправления!»

Или какая-то болезнь, которая никак не поддается лечению. Вроде бы и не смертельная, даже и не тяжелая особенно, но сильно досаждающая. И врачи из сил выбиваются, и весь арсенал медикаментозных и физиотерапевтических средств уже испробован, а помощи – никакой. Можно злиться на докторов, обвинять их в непрофессионализме, всерьез отчаиваться в возможности исцеления, а можно вспомнить: я христианин, но у меня не то что подвигов никаких нет, какими должна была бы моя жизнь наполняться, у меня вообще ничего нет такого, что о моем христианстве свидетельствовало бы не внешним каким-то образом, а существенно, действительно. И попускает мне Господь потерпеть эту малую скорбь, чтобы я через великодушное несение ее хоть немного усовершился в преданности, покорности воле Его, стал мужественнее и крепче духовно.

Или еще: предает человек, которого ты считал близким другом, единодушным, единомышленным с тобой. Предает в самый неподходящий, самый непростой момент – так, как это и бывает обычно. Что видеть в этом прежде всего? Свидетельство о неблагодарности, низости человеческой, о том, что никому доверять нельзя, что любой друг – это всего лишь невыявленный враг? Вряд ли такое видение принесет душе мир, не говоря уже о том, что и истинным его не назовешь.

Но можно усмотреть и другое: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия…», понять, что хотел Господь через это горькое для нас событие до нас донести: Он один подлинно верен и неизменен, на Него только можем мы всегда полагаться, Он никогда не оставит и не покинет.

И так – в каждом эпизоде, в каждом факте, в каждой ситуации. Во всем видеть Бога, Его Промысл, Его действие, Его заботу и любовь. Нет ничего, что касалось бы нас и не касалось Его, о каждом человеке печется Он так, словно тот – единственный на земле, словно все происходящее с ним есть дело высочайшей, бесконечной важности.

Это правда, это действительно так: об этом говорит Евангелие, об этом постоянно напоминает в нем Сам Господь, причем не только тогда, когда говорит о птицах, из которых ни одна не падет на землю без воли Его, о волосах на нашей голове, которые Им все сочтены. Практически все Священное Писание – огромная история взаимоотношений Бога и человека, трогательное повествование о том, как раз за разом нагоняет Небесный Пастух глупую, от рук отбившуюся овцу и несет ее на плечах Своих, спасая от падения в пропасть, от острых волчьих зубов.

Можем ли мы Писанию и больше того – Господу не верить? Есть ли у нас для этого какие-то основания, какие-то резоны? Нет оснований и для того, чтобы думать, будто относящееся ко всем не имеет отношения лично к нам.

Нет случайного стечения обстоятельств, нет произвольных совпадений, есть удивительная школа жизни и ее еще более удивительный Учитель. Который, без сомнения, научит всему, что только необходимо, того, кто решится стать Его учеником и воспринимать все происходящее с ним как череду бесценных уроков. Кто решится воспринимать все происходящее духовно…


Автор: Игумен Нектарий (Морозов) //Pravmir.ru



назад к списку новостей